Постановление Суда по интеллектуальным правам от 10 февраля 2023 г. N С01-2514/2022 по делу N А40-29440/2022
Суд по интеллектуальным правам в составе судьи Рогожина С.П.,
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Свстайм" (ул. Рословка, д. 10, корп. 5, Москва, 125222, ОГРН 1147746183639) на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2022 по делу N А40-29440/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Вартон" (ул. Дорогобужская, д. 14, стр. 6, этаж 2, пом. 7, Москва, 121354, ОГРН 1147746520118) к обществу с ограниченной ответственностью "Свстайм" о взыскании компенсации,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Вартон" (далее - истец, компания) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Свстайм" (далее - общество "Свстайм") о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на товарные знаки по свидетельствам Российской Федерации N 418357, N 510700, N 511407 в размере 400 000 рублей (с учетом принятых судом уточнений требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Дело рассмотрено по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства
постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2022, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество "Свстайм" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой.
Определением Арбитражного суда Московского округа от 07.12.2022 кассационная жалоба общества "Свстайм" передана по подсудности в Суд по интеллектуальным правам.
В обоснование кассационной жалобы заявитель выражает несогласие с установлением судами факта нарушением им исключительных прав истца, взысканным в его пользу размером компенсации, и просит отменить указанные судебные акты, дело направить на новое рассмотрение суда первой инстанции.
Истец представил отзыв на кассационную жалобу в котором, возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена арбитражным судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из судебных актов, компания является обладателем исключительных прав на товарные знаки по свидетельствам Российской Федерации N 418357, N 510770, N 511407, зарегистрированные в отношении, в том числе, товаров 11-го класса МКТУ.
Иск мотивирован нарушением ответчиком исключительных прав компании на Интернет-сайте xlplaza.ru путем демонстрации товаров и их дальнейшего продвижения, распространения для третьих лиц в предложениях к продаже товаров (карточках товара) с использованием товарных гаков истца, без согласия правообладателя.
Оценив представленные в дело доказательства и удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции руководствовался статьями 1229, 1233, 1252, 1484, 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), разъяснениями, содержащимися в пунктах 59, 61, 62, 78, 162 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 10), и исходил из доказанности факта наличия у истца исключительных прав на указанные товарные знаки и нарушения этих прав обществом "Свстайм".
При определении подлежащего взысканию размера компенсации суд первой инстанции, приняв во внимание характер допущенного ответчиком нарушения, степени вины нарушителя, а также исходя из принципов разумности и справедливости и соразмерности, определил размер взыскиваемой компенсации в заявленном истцом размере - 400 000 рублей.
Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции согласился, отклонив изложенные в апелляционной жалобе доводы истца, аналогичные его доводам, приведенным в кассационной жалобе.
Независимо от доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой и апелляционной инстанций нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, и таких нарушений не установил.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и им дана мотивированная оценка.
Суд по интеллектуальным правам также отклоняет довод общества "Свстайм" о том, что он является добросовестным информационным посредником по смыслу статьи 1253.1 ГК РФ, вследствие чего к нему не могут быть применены меры гражданско-правовой ответственности за возможные нарушения интеллектуальных прав в сети "Интернет".
Из статьи 1253.1 ГК РФ следует, что применительно к ответственности за нарушение прав на результаты интеллектуальной деятельности, положение информационного посредника определяется тем, что информационный посредник несет ответственность только лишь при наличии вины, а при соблюдении им условий, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 1253.1 ГК РФ информационный посредник освобождается от ответственности.
Как разъяснено в пункте 77 Постановления N 10, особенности ответственности информационного посредника, предусмотренные статьей 1253.1 ГК РФ, являются исключением из правил, установленных пунктом 3 статьи 1250 ГК РФ, о применении мер ответственности (в виде возмещения убытков и выплаты компенсации) за нарушение интеллектуальных прав, допущенное нарушителем при осуществлении им предпринимательской деятельности, независимо от вины нарушителя. Является ли конкретное лицо информационным посредником, устанавливается судом с учетом характера осуществляемой таким лицом деятельности. Если лицо осуществляет деятельность, которая указана в статье 1253.1 ГК РФ, то такое лицо признается информационным посредником в части осуществления данной деятельности. В случае если лицо осуществляет одновременно различные виды деятельности, то вопрос об отнесении такого лица к информационному посреднику должен решаться применительно к каждому виду деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела документы в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу, что ответчик не принял надлежащих и достаточных мер по соблюдению гражданских прав. На основании изложенного, Суд по интеллектуальным правам приходит к выводу, что вопреки доводам общества "Свстайм", положения статьи 1253.1 ГК РФ не подлежат применению к спорным отношениям. Иного из материалов дела не следует и ответчиком не доказано.
Довод кассационной жалобы о необходимости применения принципа исчерпания права, предусмотренного статьей 1487 ГК РФ, отклоняется судом кассационной инстанции ввиду следующего.
Согласно положениям статьи 1487 ГК РФ не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.
Принцип исчерпания права означает, что правообладатель не может препятствовать использованию знака применительно к тем товарам, которые введены в гражданский оборот им самим, либо с его согласия, то есть он не может осуществлять свое право дважды в отношении одних и тех же товаров, поставляемых на товарный рынок.
Учитывая специфику споров о защите исключительного права на объекты интеллектуальных прав и особенности доказывания обстоятельств, входящих в предмет доказывания по указанным спорам, истцу в качестве подтверждения факта несанкционированного использования достаточно заявить об отсутствии его согласия на использование ответчиком товарного знака, в то время как соблюдение требований законодательства об интеллектуальной собственности и наличие прав на использование объекта интеллектуальной собственности подтверждает ответчик путем представления соответствующих доказательств (наличие согласия правообладателя, отсутствие сходства между обозначениями, оригинальность товара - исчерпание права и пр.).
Истец, в свою очередь, вправе опровергнуть обстоятельства, подтверждающие соблюдение ответчиком требований законодательства об интеллектуальной собственности, путем представления соответствующих доказательств, заявления ходатайств.
Таким образом, вопрос установления контрафактности товара также подчиняется общим положениям процессуального законодательства о распределении бремени доказывания.
Так, в случае если истец ссылается на нарушение ответчиком исключительного права на товарный знак при вводе ответчиком в гражданский оборот контрафактного товара, а ответчик (при доказанности факта использования) законность использования товарного знака не доказывает, то незаконность такого использования считается подтвержденной в силу части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Если в такой ситуации ответчик заявляет соответствующие возражения, то вопрос о нарушении исключительного права на товарный знак и о контрафактности товара подлежит установлению с учетом конкретных обстоятельств дела и представленных сторонами спора доказательств. Например, ответчик может ссылаться на законность использования товарного знака в связи с тем, что товар введен в гражданский оборот непосредственно правообладателем или с его согласия (статья 1487 ГК РФ), доказывая это тем, что товар внешне выглядит как оригинальный, товарный знак использован в том виде, в каком его использует сам правообладатель, а в качестве изготовителя на товаре (упаковке) указан сам правообладатель или его лицензиат.
Поскольку ответчик считает недопустимыми доказательства контрафактности поставленных им товаров, положенные в основу оспариваемых судебных актов, и настаивает на оригинальности спорных товаров, то именно на него возложено бремя доказывания соответствующих обстоятельств и представления в материалы дела надлежащих доказательств, подтверждающих источник их происхождения.
Вместе с тем вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление ответчика об оригинальном происхождении продукции, поставленной им контрагенту, не было обеспечено какими-либо доказательствами.
Принимая во внимание изложенное Суд по интеллектуальным правам признает противоречащим нормам права, а также обстоятельствам дела довод заявителя кассационной жалобы о том, что им не было допущено нарушения исключительных прав истца.
Довод заявителя кассационной жалобы о необоснованности размера удовлетворенных исковых требований, не может быть принят во внимание, поскольку определение размера подлежащей взысканию компенсации осуществлено судом первой инстанции исходя из разъяснений, изложенных в Постановлении N 10, в рамках своих полномочий на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств в совокупности, а взысканная с ответчика сумма компенсации признана соразмерной допущенному нарушению и разумной с учетом представленных доказательств.
Суд по интеллектуальным правам обращает внимание на то, что определение судом, рассматривающим спор по существу, конкретного размера компенсации не является выводом о применении нормы права (часть 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Определение размера компенсации за нарушение исключительных прав не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых публичных интересов, судом кассационной инстанции при рассмотрении данной кассационной жалобы не установлено (часть 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы подлежат отнесению на ее заявителя.
На основании части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление суда кассационной инстанции, которым не были отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2022 по делу N А40-29440/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Свстайм" (ОГРН 1147746183639) - без удовлетворения.
Судья |
С.П. Рогожин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Суда по интеллектуальным правам от 10 февраля 2023 г. N С01-2514/2022 по делу N А40-29440/2022
Опубликование:
-
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2023 Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-2514/2022
09.01.2023 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-2514/2022
14.12.2022 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-2514/2022
19.09.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-51672/2022
20.06.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-29440/2022