В соответствии с Законом Ставропольского края от 06 мая 2014 г. N 34-кз "О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ставропольского края, проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и порядке проведения экспертизы нормативных правовых актов Ставропольского края, нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края" и приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 декабря 2022 г. N 733 "Об утверждении методических рекомендаций по внедрению порядка проведения оценки регулирующего воздействия и порядка проведения процедуры оценки применения обязательных требований и экспертизы в субъектах Российской Федерации", в целях оказания методической поддержки органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края при организации и проведении ими процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, оценки применения обязательных требований и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, оценки применения обязательных требований и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края (далее - Методические рекомендации).
2. Отделу совершенствования контрольной (надзорной) деятельности и оценки регулирующего воздействия разместить текст Методических рекомендаций на официальном сайте министерства экономического развития Ставропольского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и довести его до сведения органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края в течение пяти рабочих дней со дня подписания настоящего приказа.
3. Признать утратившим силу приказ министерства экономического развития Ставропольского края от 01 апреля 2015 г. N 117/од "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края".
4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
5. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
Министр экономического развития Ставропольского края |
Д.В. Полюбин |
УТВЕРЖДЕНЫ
министерства экономического
развития Ставропольского края
от 20 февраля 2023 г. N 86/од
Методические рекомендации
по организации и проведению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, порядка проведения процедуры применения обязательных требований и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены с целью оказания методической поддержки органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края при организации и проведении ими процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, оценки применения обязательных требований и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (далее соответственно - органы местного самоуправления края, процедура ОРВ, экспертиза).
Частью 6 статьи 7 и частью 3 статьи 46 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), статьей 5 Закона Ставропольского края от 06 мая 2014 г. N 34-кз "О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ставропольского края, проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и порядке проведения экспертизы нормативных правовых актов Ставропольского края, нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края" предусмотрено проведение процедуры ОРВ, оценки применения обязательных требований и экспертизы.
2. В муниципальном нормативном правовом акте, устанавливающем порядок проведения процедуры ОРВ, рекомендуется закрепить предметную область проведения оценки регулирующего воздействия, к которой относятся проекты муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов инвестиционной деятельности, установив при этом, что оценка регулирующего воздействия не проводится в отношении:
проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы;
проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения;
проектов нормативных правовых актов, разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций.
3. При организации и проведении процедуры ОРВ, оценки применения обязательных требований и экспертизы могут применяться Методические рекомендации по внедрению порядка проведения оценки регулирующего воздействия и порядка проведения процедуры оценки применения обязательных требований и экспертизы в субъектах Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 декабря 2022 г. N 733 (далее - Методические рекомендации N 733).
4. Никакие из положений, приведенных в настоящих Методических рекомендациях, не должны применяться таким образом, чтобы вступать в противоречие с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края.
5. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие основные понятия и их определения:
обязательные требования - содержащиеся в нормативных правовых актах требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы;
уполномоченный орган - орган местного самоуправления края (структурное подразделение органа местного самоуправления края, должностные лица органа местного самоуправления края), ответственный за внедрение процедуры ОРВ и выполняющий функции нормативно-правового, информационного и методического обеспечения оценки регулирующего воздействия, а также оценки качества проведения процедуры ОРВ разработчиками проектов муниципальных нормативных правовых актов, оценки применения обязательных требований и на проведение экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, осуществляющий подготовку заключений об ОРВ по проектам нормативных правовых актов;
разработчики проектов муниципальных нормативных правовых актов - органы местного самоуправления края (структурные подразделения органа местного самоуправления края) или субъекты правотворческой инициативы, установленные уставом органа местного самоуправления края, осуществляющие в пределах предоставляемых полномочий функции по вопросам местного значения, а также уполномоченные на участие в процедурах ОРВ, оценки применения обязательных требований (далее - органы-разработчики);
размещение уведомления о разработке предлагаемого правового регулирования (далее - уведомление) - этап процедуры ОРВ, в ходе которого орган-разработчик организует обсуждение идеи (концепции) предлагаемого им правового регулирования с заинтересованными лицами;
сводный отчет о результатах проведения оценки регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта (далее - сводный отчет) - документ, содержащий выводы по итогам проведения органом-разработчиком исследования о возможных вариантах решения выявленной в соответствующей сфере общественных отношений проблемы, а также результаты расчетов издержек и выгод применения указанных вариантов решения. Форма сводного отчета утверждается органом местного самоуправления края;
официальный сайт - специализированный единый информационный ресурс в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), определенный в органе местного самоуправления края для размещения сведений о проведении процедуры ОРВ, оценки применения обязательных требований и экспертизы, в том числе в целях организации публичных консультаций и информирования об их результатах;
размещение проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета - этап процедуры ОРВ, в ходе которого орган-разработчик и (или) уполномоченный орган организует обсуждение текста проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета с заинтересованными лицами, в том числе с использованием официальных сайтов в сети "Интернет";
публичные консультации - открытое обсуждение с заинтересованными лицами идеи (концепции) предлагаемого органом-разработчиком правового регулирования, организуемого органом-разработчиком в ходе проведения процедуры ОРВ, а также текста проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета, организуемого органом-разработчиком и (или) уполномоченным органом в ходе проведения процедуры ОРВ;
заключение об ОРВ - завершающий процедуру ОРВ документ, подготавливаемый уполномоченным органом и содержащий выводы о наличии либо отсутствии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджета Ставропольского края, о наличии либо отсутствии в сводном отчете достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования и об учете принципов установления обязательных требований, установленных статьей 4 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ);
заключение об экспертизе - завершающий экспертизу документ, подготавливаемый уполномоченным органом и содержащий вывод о положениях муниципального нормативного правового акта, в отношении которого проводится экспертиза, создающих необоснованные затруднения для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, или об отсутствии таких положений, а также обоснование сделанных выводов.
6. Участниками процедуры ОРВ, оценки применения обязательных требований и экспертизы являются органы-разработчики проектов муниципальных нормативных правовых актов, уполномоченный орган, иные органы исполнительной власти Ставропольского края и заинтересованные лица, принимающие участие в публичных консультациях в ходе проведения процедуры ОРВ, оценки применения обязательных требований и экспертизы.
II. Организация и проведение процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов
7. Определяемые органом местного самоуправления края приоритеты экономической политики, сложившаяся система органов местного самоуправления в Российской Федерации, накопленный опыт организации и проведения процедуры ОРВ, ресурсные и бюджетные ограничения определяют особенности организации процедуры ОРВ проектов муниципальных нормативных правовых актов в различных органах местного самоуправления края.
8. В настоящих Методических рекомендациях предусмотрена следующая модель организации процедуры ОРВ в органах местного самоуправления края:
орган-разработчик представляет проект муниципального нормативного правового акта и сводный отчет в уполномоченный орган без проведения публичных консультаций в отношении проекта муниципального нормативного правового акта, а уполномоченный орган самостоятельно проводит публичные консультации с заинтересованными лицами с использованием официального сайта органа местного самоуправления края, как на этапе обсуждения проекта муниципального нормативного правового акта, так и на этапе подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия (при необходимости).
9. Необходимость проведения публичных консультаций по обсуждению идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования при разработке проектов муниципальных нормативных правовых актов определяется нормативными правовыми актами органа местного самоуправления края.
10. В случае принятия решения о необходимости введения предлагаемого правового регулирования для решения выявленной проблемы органу-разработчику рекомендуется выбирать наилучший из имеющихся вариантов предлагаемого правового регулирования, на его основе разрабатывать соответствующий проект нормативного правового акта и формировать сводный отчет в отношении указанного проекта нормативного правового акта. Выбор наилучшего варианта правового регулирования рекомендуется осуществлять с учетом следующих основных критериев:
а) эффективность, определяемая высокой степенью вероятности достижения заявленных целей регулирования;
б) уровень и степень обоснованности предполагаемых затрат потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и бюджетов бюджетной системы Ставропольского края;
в) предполагаемая польза для соответствующей сферы общественных отношений, выражающаяся в создании благоприятных условий для ее развития.
11. В сводном отчете органу-разработчику рекомендуется отразить следующие положения:
а) степень регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта;
б) описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы;
в) анализ опыта иных субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности;
г) цели предлагаемого регулирования и их соответствие принципам правового регулирования;
д) описание предлагаемого регулирования и иных возможных способов решения проблемы;
е) основные группы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы исполнительной власти Ставропольского края (далее - органы власти) и органы местного самоуправления края, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов;
ж) новые функции, полномочия, обязанности и права органов власти и органов местного самоуправления края или сведения об их изменении, а также порядок их реализации;
з) оценка соответствующих расходов бюджета Ставропольского края (возможных поступлений в него);
и) новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Ставропольского края обязательные требования для предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие или изменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Ставропольского края обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также порядок организации их исполнения;
к) оценка расходов и доходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей либо изменением содержания таких обязанностей, а также связанных с введением или изменением ответственности;
л) риски решения проблемы предложенным способом регулирования и риски негативных последствий;
м) описание методов контроля эффективности избранного способа достижения цели регулирования;
н) необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия;
о) индикативные показатели, программы мониторинга и иные способы (методы) оценки достижения заявленных целей регулирования;
п) предполагаемая дата вступления в силу проекта нормативного правового акта, необходимость установления переходных положений (переходного периода), а также эксперимента;
р) сведения о размещении уведомления, сроках представления предложений в связи с таким размещением, лицах, представивших предложения, и рассмотревших их структурных подразделениях органа-разработчика;
с) наличие или отсутствие в проекте нормативного правового акта обязательных требований;
т) иные сведения, которые, по мнению органа-разработчика, позволяют оценить обоснованность предлагаемого регулирования.
12. В муниципальном нормативном правовом акте, устанавливающем порядок проведения процедуры ОРВ, рекомендуется установить требование об отражении сведений, предусмотренных пунктом 12 настоящих Методических рекомендаций, в сводном отчете.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "пунктом 12" следует читать: "пунктом 11"
13. Орган-разработчик направляет проект муниципального нормативного правового акта и сводный отчет в уполномоченный орган для проведения публичного обсуждения проекта муниципального нормативного правового акта.
14. В муниципальном нормативном правовом акте, устанавливающем порядок проведения процедуры ОРВ, рекомендуется закрепить возможность возвращения уполномоченным органом органу-разработчику на доработку проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета в случае отсутствия в сводном отчете сведений, предусмотренных пунктом 12 настоящих Методических рекомендаций.
15. Информацию о проведении публичных консультаций рекомендуется размещать на официальном сайте, включая информацию о сроках их проведения и способах участия, о контактных данных разработчика. Рекомендуется организовать несколько способов участия в публичных консультациях, в том числе посредством направления предложений по электронной почте или на почтовый адрес.
16. С проектом муниципального нормативного правового акта и сводным отчетом рекомендуется размещать на официальном сайте перечень вопросов для участников публичных консультаций и иные материалы и информацию по усмотрению уполномоченного органа, обосновывающие выбор предлагаемого варианта правового регулирования.
17. Уполномоченному органу рекомендуется закрепить срок проведения публичных консультаций не менее 10 рабочих дней со дня размещения проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета на официальном сайте.
Перед началом публичных консультаций по проекту муниципального нормативного правового акта уполномоченный орган указывает срок, в течение которого будет осуществляться прием замечаний и предложений от заинтересованных лиц.
18. О проведении публичных консультаций рекомендуется извещать следующие органы и заинтересованных лиц:
а) субъекты предпринимательской и иной экономической деятельности, осуществляющие деятельность в соответствующей сфере общественных отношений, чью сферу регулирования затрагивает предлагаемое правовое регулирование;
б) уполномоченный орган и иные заинтересованные органы исполнительной и законодательной власти Ставропольского края;
в) органы и организации, действующие на территории субъекта Ставропольского края, целью деятельности которых являются защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности;
г) уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае;
д) иные лица, которых целесообразно привлечь к публичным консультациям, исходя из содержания проблемы, цели и предмета регулирования.
19. В случае отсутствия исчерпывающих сведений о круге лиц, интересы которых могут быть затронуты предлагаемым правовым регулированием, рекомендуется направлять извещения о проведении публичных консультаций в общественные, экспертные и научные организации в соответствующей сфере общественных отношений.
20. Уполномоченный орган обрабатывает все замечания и предложения, поступившие в ходе обсуждения проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета, в установленный срок. По результатам рассмотрения уполномоченный орган составляет сводку замечаний и предложений и в случае необходимости направляет проект акта и сводный отчет для доработки органу-разработчику.
21. В муниципальном нормативном правовом акте, устанавливающем порядок проведения процедуры ОРВ, рекомендуется закрепить сроки, в течение которых сводка замечаний и предложений, поступившая по результатам проведения публичных консультаций проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета, должна размещаться на официальном сайте органа местного самоуправления края.
22. В случае необходимости орган-разработчик дорабатывает проект муниципального нормативного правового акта и сводный отчет и направляет в уполномоченный орган для размещения на официальном сайте органа местного самоуправления края.
23. Уполномоченный орган размещает на официальном сайте органа местного самоуправления края направленные органом-разработчиком проект муниципального нормативного правового акта и сводный отчет и переходит к процедуре подготовки заключения об ОРВ.
III. Подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта
24. Заключение об оценке регулирующего воздействия содержит выводы о наличии либо отсутствии в проекте нормативного правового акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджета Ставропольского края, о наличии либо отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования и об учете принципов установления обязательных требований, установленных статьей 4 Закона N 247-ФЗ.
25. В муниципальном нормативном правовом акте, устанавливающем порядок проведения процедуры ОРВ, рекомендуется закрепить срок, в течение которого уполномоченный орган осуществляет подготовку заключения об оценке регулирующего воздействия.
26. Уполномоченный орган осуществляет анализ обоснованности выводов органа-разработчика относительно необходимости введения предлагаемого им способа правового регулирования.
27. Анализ, проводимый уполномоченным органом, основывается на результатах исследования органом-разработчиком выявленной проблемы, представленных в сводном отчете. При этом учитываются также мнения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования, отраженные в сводках предложений, поступивших по результатам проведения публичных консультаций.
28. В ходе анализа обоснованности выбора предлагаемого правового регулирования уполномоченный орган формирует мнение относительно рассмотрения возможных вариантов правового регулирования выявленной проблемы, а также эффективности данных способов решения проблемы в сравнении с действующим на момент проведения процедуры ОРВ правовым регулированием рассматриваемой сферы общественных отношений.
29. При оценке эффективности предложенных вариантов правового регулирования уполномоченный орган обращает внимание на следующие основные сведения, содержащиеся в соответствующих разделах сводного отчета:
точность формулировки выявленной проблемы;
обоснованность качественного и количественного определения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования;
определение целей предлагаемого правового регулирования;
практическая реализуемость заявленных целей предлагаемого правового регулирования;
верифицируемость показателей достижения целей предлагаемого правового регулирования и возможность последующего мониторинга их достижения;
корректность оценки органом-разработчиком дополнительных расходов и доходов потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и местного бюджета, связанных с введением предлагаемого правового регулирования;
степень выявления органом-разработчиком всех возможных рисков введения предлагаемого правового регулирования;
учет принципов установления обязательных требований, установленных статьей 4 Закона N 247-ФЗ.
30. Заключение об оценке регулирующего воздействия структурно может включать в себя вводную, описательную, мотивировочную и заключительную (итоговую) части.
Во вводной части заключения об оценке регулирующего воздействия рекомендуется указывать наименования проекта муниципального нормативного правового акта и органа-разработчика, приводить краткие сведения о проведенных в рамках процедуры ОРВ мероприятиях и их сроках.
В описательной части заключения об оценке регулирующего воздействия рекомендуется представить основные положения предлагаемого правового регулирования, содержащиеся в сводном отчете выводы органа-разработчика об обоснованности предлагаемого правового регулирования и результаты публичных консультаций.
В мотивировочной части заключения об оценке регулирующего воздействия рекомендуется излагать позицию уполномоченного органа относительно предлагаемого правового регулирования.
В мотивировочной части заключения об оценке регулирующего воздействия также осуществляется анализ ключевых выводов и результатов, представленных органом-разработчиком в соответствующих разделах сводного отчета, обобщение и оценка результатов публичных консультаций, предложения уполномоченного органа, направленные на улучшение качества проекта муниципального нормативного правового акта.
Итоговым выводом заключения об оценке регулирующего воздействия являются выводы о достаточности или недостаточности оснований для принятия решения о введении предлагаемого органом-разработчиком варианта предлагаемого правового регулирования, а также о наличии (отсутствии) в проекте муниципального нормативного правового акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов указанных субъектов и местных бюджетов.
31. В случае наличия обоснованных предложений уполномоченного органа, направленных на улучшение качества проекта муниципального нормативного правового акта, они также включаются в заключение об оценке регулирующего воздействия.
32. В муниципальном нормативном правовом акте, устанавливающем порядок проведения процедуры ОРВ, рекомендуется закрепить механизмы учета выводов, содержащихся в заключениях об оценке регулирующего воздействия (обязательный учет данных выводов, специальные процедуры урегулирования разногласий по возникшим в ходе процедуры ОРВ спорным вопросам или иные механизмы).
33. Заключение об оценке регулирующего воздействия подлежит размещению уполномоченным органом на его официальном сайте.
34. В муниципальном нормативном правовом акте, устанавливающем порядок проведения процедуры ОРВ, рекомендуется установить срок, в течение которого уполномоченный орган размещает заключение об оценке регулирующего воздействия на его официальном сайте.
IV. Организация и проведение экспертизы муниципальных нормативных правовых актов
35. Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов (далее - экспертиза) проводится уполномоченным органом в отношении действующих муниципальных нормативных правовых актов в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
36. Экспертиза проводится в отношении муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, участниками которых являются или могут являться субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности.
37. Экспертизу рекомендуется проводить на основании утверждаемого уполномоченным органом плана проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (далее - план). В план включаются муниципальные нормативные правовые акты, в отношении которых имеются сведения, указывающие, что положения муниципального нормативного правового акта могут создавать условия, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
38. Данные сведения могут быть получены уполномоченным органом самостоятельно в связи с осуществлением функций по вопросам местного значения и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в результате рассмотрения предложений о проведении экспертизы, поступивших в уполномоченный орган от:
а) органов власти;
б) органов местного самоуправления края;
в) структурных подразделений органов местного самоуправления края;
г) субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, ассоциаций и союзов, представляющих их интересы;
д) от научно-исследовательских, общественных и иных организаций;
е) иных лиц.
39. План рекомендуется утверждать на год и размещать на официальном сайте органа местного самоуправления края.
40. В муниципальном нормативном правовом акте, регламентирующем порядок проведения экспертизы, рекомендуется закрепить сроки проведения экспертизы, составляющие не более трех месяцев.
41. Срок проведения экспертизы при необходимости может быть продлен уполномоченным органом, но не более чем на один месяц.
42. В ходе экспертизы проводятся публичные консультации, исследование муниципального нормативного правового акта на предмет наличия положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, и составляется мотивированное заключение об экспертизе.
43. Срок проведения публичных консультаций рекомендуется устанавливать в течение одного месяца со дня начала проведения экспертизы.
44. В муниципальном нормативном правовом акте рекомендуем закрепить направление уведомления о проведении экспертизы в органы власти, к полномочиям которых относятся вопросы, предлагаемые к правовому регулированию, органы местного самоуправления края, структурные подразделения органов местного самоуправления края (в случае если вопросы, предлагаемые к правовому регулированию, затрагивают их деятельность) и организации о проведении экспертизы нормативного правового акта.
45. По результатам экспертизы уполномоченным органом составляется заключение об экспертизе, которое размещается на его официальном сайте.
46. В муниципальном нормативном правовом акте, регламентирующем порядок проведения экспертизы, рекомендуется закрепить механизмы учета выводов, содержащихся в заключении об экспертизе (рассмотрение на заседании специального коллегиального органа, согласительные совещания, специальные процедуры урегулирования разногласий по возникшим в ходе экспертизы спорным вопросам или иные механизмы).
47. По результатам экспертизы уполномоченный орган в случае выявления в муниципальном нормативном правовом акте положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, вносит в орган местного самоуправления края, принявший муниципальный нормативный правовой акт, предложение об отмене или изменении муниципального нормативного правового акта или его отдельных положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
V. Организация и проведение установления и оценки применения обязательных требований
48. В соответствии с частью 6.1 статьи 7 Закона N 131-ФЗ Порядок установления и оценки применения обязательных требований рекомендуется устанавливать муниципальными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления края (далее - Порядок).
В Порядке рекомендуется определить правовые и организационные основы установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в муниципальных нормативных правовых актах органов местного самоуправления края (далее - нормативный правовой акт).
49. При установлении обязательных требований муниципальными нормативными правовыми актами рекомендуется закреплять:
1) содержание обязательных требований (условия, ограничения, запреты, обязанности);
2) лиц, обязанных соблюдать обязательные требования;
3) в зависимости от объекта установления обязательных требований:
осуществляемую деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
лиц и используемые объекты, к которым предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности, совершении действий;
результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
4) формы оценки соблюдения обязательных требований (муниципальный контроль, привлечение к административной ответственности, предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитации, иных форм оценки и экспертизы);
5) структурные подразделения органов местного самоуправления края.
50. В муниципальном нормативном правовом акте, содержащем обязательные требования, рекомендуется предусматривать срок действия, не превышающий шесть лет со дня вступления в силу такого правового акта.
51. Положения муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего муниципального нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, предусматривающими установление обязательных требований.
52. По проектам муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, рекомендуется проводить оценку регулирующего воздействия.
53. В нормативном правовом акте органа местного самоуправления края, содержащем обязательные требования, рекомендуется закрепить, что целью оценки применения обязательных требований является комплексная оценка обязательных требований, содержащихся в муниципальных нормативных правовых актах, оценка достижения целей введения обязательных требований, оценка эффективности введения обязательных требований, выявление избыточных обязательных требований.
54. По итогам проведения оценки применения обязательных требований, может быть принято одно из следующих решений:
а) о необходимости продления срока действия нормативного правового акта;
б) о необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт;
в) о необходимости отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта.
Заместитель министра экономического развития Ставропольского края |
Е.В. Лосицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства экономического развития Ставропольского края от 20 февраля 2023 г. N 86/од "Об утверждении методических рекомендаций по организации проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, оценки применения обязательных требований и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края"
Вступает в силу с 20 февраля 2023 г.
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства экономического развития Ставропольского края (www.stavinvest.ru)