Федеральной налоговой службой проведен анализ эффективности направления повесток о допросе свидетеля, направляемых в рамках статьи 90 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В настоящее время доля повесток о вызове свидетеля составляет более 43% от всех документов, направляемых налоговыми органами на бумажном носителе. Явка свидетелей в среднем составляет 15% (в отдельных субъектах Российской Федерации явка не превышает 7%).
Среди причин низкой эффективности привлечения свидетелей к осуществлению налогового контроля необходимо отметить следующие:
отсутствие мотивации свидетеля являться на допрос в налоговый орган вследствии незначительного размера штрафа за неявку лица, Вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля - 1000 руб. (п. 1 ст. 128 Кодекса), а также непривлечения свидетеля к ответственности;
отсутствие предварительного анализа роли свидетеля и значимости его показаний (вызов сотрудников налогоплательщика и его контрагентов "всех подряд");
отсутствие у лица, проводящего допрос на основании поручения о допросе свидетеля (должностного лица налогового органа по месту жительства свидетеля), понимания всех существенных обстоятельств (цели и задачи допроса), влияющих на выбор стратегии и тактики проведения допроса.
С целью повышения эффективности контрольной работы ФНС России поручает территориальным налоговым органам:
1) обеспечить риск-ориентированный подход при подготовке и направлении повесток о допросе свидетеля (определять необходимость вызова на допрос конкретных лиц с учетом определения их роли и значимости их показаний), в том числе в соотношении с предполагаемыми результатами мероприятий налогового контроля (суммовые, сбор доказательной базы в отношении налогоплательщика, его контрагентов и т.д.);
2) формировать поручение о допросе свидетеля с указанием целей и задачей допроса, включать варианты вопросов к свидетелю в зависимости от полученных при проведении допроса ответов. Повестки о вызове свидетелей на допрос направлять заблаговременно;
3) сократить не менее, чем на 30% количество вызовов свидетелей на допросы в 1 кв. 2023 года к уровню 4 кв. 2022 года. Мониторинг этих показателей осуществляется Контрольным управлением ФНС России.
Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.
Действительный |
Д.С. Сатин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Для повышения эффективности контрольной работы территориальным налоговым органам поручено:
- обеспечить риск-ориентированный подход при подготовке и направлении повесток о допросе свидетеля, в т. ч. в соотношении с предполагаемыми результатами контроля (суммовые, сбор доказательной базы и т. д.);
- формировать поручение о допросе с указанием его целей и задач, включать вопросы к свидетелю в зависимости от полученных при допросах ответов. Повестки о вызове на допрос направлять заблаговременно;
- сократить минимум на 30% количество вызовов свидетелей на допросы в I квартале 2023 г. к уровню IV квартала 2022 г.
Письмо Федеральной налоговой службы от 10 февраля 2023 г. N СД-4-2/1627@ "О риск-ориентированном подходе при проведении допросов"
Опубликование:
приложение к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы", 21 февраля - 6 марта 2023 г. N 8