Решение Верховного Суда РФ от 19 января 2023 г. N АКПИ22-1014
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.
при секретаре Сибиле Г.В.
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном административное дело по административному исковому заявлению администрации Катайского района Курганской области о признании недействующим пункта 3 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3,
установил:
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3 утверждены и введены в действие с 1 марта 2021 г. санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее также - Санитарные правила). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 29 января 2021 г., регистрационный номер 62297, и опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 5 февраля 2021 г.
Согласно пункту 3 Санитарных правил на территориях городских и сельских поселений (далее - населённые пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твёрдых коммунальных отходов (далее также - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъёмниками для подъёма контейнеров (далее также - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее также - специальные площадки) (абзац первый).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твёрдое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (абзац второй).
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твёрдое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трёх сторон высотой не менее 1 метра (абзац третий).
Администрация Катайского района Курганской области (далее также - Администрация) обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 3 Санитарных правил, ссылаясь на его противоречие Правилам обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила обращения). По мнению административного истца, оспариваемое положение нарушает её права и законные интересы, препятствует в выборе способа обустройства места накопления ТКО, поскольку не предусматривает возможность обустройства мусороприёмных камер, а также площадок для размещения пакетов или других ёмкостей, представленных региональным оператором.
В обоснование своего требования административный истец указал, что решениями Катайского районного суда Курганской области от 11 апреля 2022 г. N 2а-135/2022 и от 6 октября 2022 г. N 2а-427/2022 признаны незаконными бездействия администрации Катайского района Курганской области, выразившиеся в непринятии мер по оборудованию мест (площадок) накопления ТКО, в связи с чем на Администрацию возложена обязанность приобрести контейнеры и обустроить на основании Санитарных правил места (площадки) накопления ТКО на территории населённых пунктов Катайского района.
В письменных возражениях Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее также - Роспотребнадзор) указала, что Санитарные правила утверждены уполномоченным должностным лицом, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор, оспариваемое нормативное положение соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и охраняемых законом интересов административного истца.
Министерство юстиции Российской Федерации в письменных объяснениях выразило позицию, что Санитарные правила изданы федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий и не противоречат Правилам обращения.
Администрация, извещённая о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, заявила о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, представила письменные возражения на отзыв Роспотребнадзора и Минюста России, заявленное требование поддержала.
В судебном заседании представитель Роспотребнадзора Конькова М.В. не признала административный иск, в удовлетворении заявленного требования просила отказать.
Заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации письменно заявило о рассмотрении административного дела в отсутствие своего представителя.
Обсудив доводы администрации Катайского района Курганской области, возражения представителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Коньковой М.В., обсудив письменный отзыв Министерства юстиции Российской Федерации, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", направленный на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, в статье 1 определяет санитарно-эпидемиологические требования как обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создаёт угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов её производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами (абзац десятый).
Разработка и утверждение санитарных правил осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 37, пункт 1 статьи 38, пункт 1 статьи 39 названного закона).
Согласно пункту 2 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья; оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания; максимально или минимально допустимое количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего с позиций безопасности и (или) безвредности для здоровья человека тот или иной фактор среды его обитания.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), является Роспотребнадзор, его руководителем - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации (пункты 1, 8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322). Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Главный государственный санитарный врач Российской Федерации наделён полномочиями по принятию постановлений, изданию распоряжений и указаний, утверждению методических, инструктивных и других документов по вопросам организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (абзац третий пункта 2 статьи 51).
Следовательно, Санитарные правила утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации в пределах предоставленных административному ответчику полномочий. Порядок принятия, государственной регистрации и опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюдён и не оспаривается административным истцом. Данные обстоятельства ранее установлены вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2022 г. N АКПИ22-343.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регламентируются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", определяющим твёрдые коммунальные отходы как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твёрдым коммунальным отходам также отнесены отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1).
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 13 3 указанного федерального закона в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твёрдыми коммунальными отходами. При этом территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 13 4 поименованного закона накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1); накопление отходов может осуществляться путём их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (пункт 2); органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утверждёнными Правительством Российской Федерации (пункт 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила N 1039).
Пунктом 3 статьи 13 4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и пунктом 2 приведённых правил закреплено, что места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляет, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 статьи 21, пункт 1 статьи 22).
Согласно пункту 3 Правил N 1039 места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов путём принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твёрдых коммунальных отходов.
Санитарные правила устанавливают в том числе санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений и являются обязательными для исполнения хозяйствующими субъектами, к которым отнесены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица и граждане, в том числе индивидуальные предприниматели (пункт 1).
Пункт 3 Санитарных правил предусматривает обустройство на территориях населённых пунктов в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами контейнерных площадок для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъёмниками для подъёма контейнеров и (или) специальных площадок для накопления крупногабаритных отходов, а также устанавливает требования к обустройству мест накопления ТКО, включая организацию для контейнерных и специальных площадок подъездных путей, твёрдого покрытия, ограждения.
Таким образом, из системного толкования упомянутых норм права следует, что на органы местного самоуправления федеральным законодателем возложена обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов путём принятия ими решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твёрдых коммунальных отходов.
Установленное пунктом 3 Санитарных правил правовое регулирование, закрепляющее требования к обустройству контейнерной площадки для накопления твёрдых коммунальных отходов, специальных площадок для накопления крупногабаритных отходов, вопреки утверждениям административного истца, основано на приведённых выше законоположениях, регулирующих рассматриваемые правоотношения, и не противоречит им.
Доводы административного истца о противоречии пункта 3 оспариваемого нормативного правового акта пунктам 10 и 11 Правил обращения являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В силу положений статьи 5, пункта 2 статьи 24 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведённых требований постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 утверждены Правила обращения, которыми предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов осуществляются с учётом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО должно быть безопасным для населения и окружающей среды (пункт 3). Обращение с твёрдыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключённых с потребителями (пункт 4).
На основании положений пунктов 9 и 10 Правил обращения закреплено, что потребители осуществляют складирование твёрдых коммунальных отходов, определённых договором на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами, следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприёмных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие ёмкости, предоставленные региональным оператором.
В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов (пункт 11 Правил обращения).
Пункт 2 Правил обращения под бункером понимает мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов (абзац второй), а под контейнером - мусоросборник, предназначенный для складирования твёрдых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов (абзац четвёртый); определяет контейнерную площадку как место (площадку) накопления твёрдых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров (абзац пятый).
При этом в соответствии с пунктом 15 Правил обращения потребителям запрещается осуществлять складирование твёрдых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, а также потребителям запрещается складировать твёрдые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Из приведённых законоположений следует, что контейнерные площадки предназначены для размещения контейнеров и бункеров, а складирование твёрдых коммунальных отходов в пакеты или другие ёмкости, предоставленные региональным оператором, а также в контейнеры, расположенные в мусороприёмных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы), осуществляется без использования соответствующих площадок, как правило, при отсутствии возможности организации накопления ТКО на контейнерной площадке.
Пункты 10 и 11 Правил обращения, на которые ссылается административный истец, являясь частью порядка осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, определяют требования к содержанию одного из разделов данного порядка, а именно определяют способы осуществления складирования (накопления) ТКО, в связи с чем не могут входить в противоречие с оспариваемой нормой.
Оспариваемый административным истцом пункт 3 Санитарных правил входит в предмет санитарно-эпидемиологического нормирования и устанавливает обязательные санитарно-эпидемиологические требования к местам (площадкам) накопления ТКО, при этом другие вопросы, в том числе требования к способам накопления твёрдых коммунальных отходов, включая крупногабаритные отходы, в местах их складирования (накопления) потребителями, не регулирует.
Как следует из содержания административного искового заявления, требование Администрации фактически основано на несогласии с состоявшимися в отношении её судебными решениями. Вместе с тем доводы административного истца направлены на оценку правильности выбора и применения норм права, определённым правоприменителем, и связаны с необходимостью установления конкретных фактических обстоятельств, что не входит в предмет рассмотрения по настоящему административному делу. Правоприменительные решения, с которыми административный истец выражает несогласие, могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
С учётом того, что Санитарные правила в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца в указанных им аспектах, заявленное требование в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления администрации Катайского района Курганской области о признании недействующим пункта 3 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.С. Кириллов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 19 января 2023 г. N АКПИ22-1014
Опубликование:
-