Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 февраля 2023 г. N 44-КАД22-27-К7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Николаевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Правительства Пермского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 ноября 2021 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29 марта 2022 г. по административному делу N За-801/2021 по административному иску общества с ограниченной ответственностью "СРК "A-Строй" к Правительству Пермского края о признании не действующим в части нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителей общества с ограниченной ответственностью "СРК "A-Строй" Лазаревского Е.Л., Серебрянской А.С., представителей Правительства Пермского края Кудиновой Е.В., Лысковцева М.М., представителя министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Кудиновой Е.В., представителя администрации г. Перми Антоновой А.О., представителя департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми Антоновой А.О., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
департаментом земельных отношений администрации г. Перми и обществом с ограниченной ответственностью "Жилсоцинвест" (далее - ООО "Жилсоцинвест") 25 декабря 2015 г. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 59:01:1713559:4101, общей площадью 5244 кв.м, с видом разрешенного использования земельного участка "для строительства спортивного комплекса", расположенного по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Хабаровская, в территориальной зоне многоэтажной жилой застройки четыре этажа и выше (Ж-1).
В декабре 2017 г. указанный земельный участок по договору перенайма передан обществу с ограниченной ответственностью "СРК "A-Строй" (далее также - ООО "СРК "A-Строй", Общество) для строительства спортивного комплекса.
В декабре 2019 г. департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми ООО "СРК "A-Строй" выдано разрешение на строительство спортивного комплекса на указанном выше земельном участке; 17 декабря 2020 г. выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
В январе 2021 г. за ООО "СРК "A-Строй" зарегистрировано право собственности на расположенные на земельном участке объекты недвижимости с наименованиями: здание мужской раздевалки, помещение для хранения спортивного инвентаря, здание для общефизической подготовки, здание женской раздевалки.
Департаментом земельных отношений администрации г. Перми и ООО "СРК "A-Строй" в марте 2021 г. заключен договор купли-продажи указанного земельного участка, предназначенного под названные выше объекты недвижимости. В соответствии с данным договором земельный участок расположен в территориальной зоне среднеэтажной жилой застройки (Ж-2).
Решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 г. N 143 утверждены Правила землепользования и застройки города Перми.
В целях сохранения существующего вида использования земельных участков, предоставленных под строительство спортивных комплексов, постановлением Правительства Пермского края от 17 марта 2021 г. N 155-п в названные Правила внесены изменения территориальных зон спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3) и среднеэтажной жилой застройки (Ж-2) путем включения в границы территориальной зоны ЦС-3 земельного участка с кадастровым номером 59:01:1713559:4101, расположенного по улице Хабаровской в Дзержинском районе города Перми.
ООО "СРК "A-Строй" обратилось в суд с административным иском о признании не действующими со дня принятия пункта 1.3 постановления Правительства Пермского края от 17 марта 2021 г. N 155-п "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 г. N 143" и приложения N 3 к данному постановлению.
апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 ноября 2021 г., административный иск удовлетворен.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29 марта 2022 г. судебные акты нижестоящих инстанций оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Правительство Пермского края просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Удовлетворяя административный иск, суды исходили из того, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, с соблюдением порядка подписания и официального опубликования. Однако признавая его в оспариваемой части недействующим, суды, руководствуясь нормами статей 9, 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), исходили из того, что включение земельного участка в границы территориальной зоны ЦС-3 не соответствует Генеральному плану города Перми и нарушает права административного истца как собственника, ограничивая возможные виды разрешенного использования земельного участка.
Вместе с тем выводы судебных инстанций о незаконности оспариваемого нормативного правового акта в части являются ошибочными.
В соответствии со статьей 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно частям 1, 3 статьи 9, пункту 2 части 1 статьи 18 названного кодекса территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Частью 1 статьи 34 данного кодекса определено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
В соответствии с частью 2 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом в том числе видов территориальных зон, фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны разных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также с учетом функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований.
Согласно Генеральному плану города Перми, утвержденному решением Пермской городской Думы от 17 декабря 2010 г. N 205, земельный участок с кадастровым номером 59:01:1713559:4101 расположен в функциональной зоне жилой застройки СТН-Д, формирование которой должно соответствовать следующим целевым установкам - созданию правовых, административных и экономических условий для:
- преимущественно жилого использования территорий;
- возможности сочетания многоэтажных жилых домов не выше четырех этажей, блокированных жилых домов и индивидуальных жилых домов не выше трех этажей;
- формирования жилой застройки с квартирами большей площади по сравнению с квартирами жилой застройки в СТН видов А, Б и В (посредством введения соответствующих показателей в градостроительные регламенты в составе ПЗЗ);
- развития общественно-деловых и культурно-бытовых центров вдоль улиц с возможностью осуществлять широкий спектр коммерческих и обслуживающих функций, ориентированных преимущественно на удовлетворение повседневных потребностей населения;
- повышения в перспективе степени разнообразия функций в пределах данной функциональной зоны без расширения ее границ.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, земельный участок с кадастровым номером 59:01:1713559:4101 предоставлен в аренду ООО "Жилсоцинвест", а затем ООО "СРК "A-Строй" для строительства спортивного комплекса, с видом разрешенного использования "для строительства спортивного комплекса по улице Хабаровской в Дзержинском районе города Перми", впоследствии дополненным "для объектов общественно-делового назначения".
В классификаторах видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412 и приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540, приведено описание видов разрешенного использования: "спорт" (код 5.1) - размещение зданий и сооружений для занятия спортом. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя, в том числе вид разрешенного использования с кодом 5.1.1 - "обеспечение спортивно-зрелищных мероприятий", предусматривающий размещение спортивно-зрелищных зданий и сооружений, имеющих специальные места для зрителей от 500 мест (стадионов, дворцов спорта, ледовых дворцов, ипподромов).
Вид разрешенного использования земельного участка территориальной зоны Ж-2 "площадки для занятия спортом" включает размещение площадок для занятия спортом и физкультурой на открытом воздухе (физкультурные площадки, беговые дорожки, поля для спортивной игры).
Таким образом, цель предоставления земельного участка, вид его разрешенного использования на момент принятия оспариваемого постановления, равно как и целевое назначение расположенных на нем объектов недвижимости, соответствуют территориальной зоне ЦС-3 (спортивные и спортивно-зрелищные сооружения), что также согласуется с Генеральным планом города Перми, которым формирование функциональной зоны СТН-Д определяется в том числе созданием условий для развития общественно-деловых и культурно-бытовых центров вдоль улиц с возможностью осуществлять широкий спектр коммерческих и обслуживающих функций, ориентированных преимущественно на удовлетворение повседневных потребностей населения.
Включение земельного участка в указанную зону не создает препятствий для его дальнейшей эксплуатации и не исключает возможности использования участка и объектов недвижимости по их целевому назначению.
Кроме того, изменение вида разрешенного использования земельного участка на "магазин, бытовое обслуживание" после включения его в границы территориальной зоны ЦС-3, не свидетельствует о нарушении прав Общества оспариваемым решением органа местного самоуправления, поскольку виды разрешенного использования "магазин" и "бытовое обслуживание" относятся к условно разрешенным видам использования земельного участка, предусмотренным для территориальной зоны ЦС-3.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 ноября 2021 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29 марта 2022 г. отменить.
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "СРК "A-Строй" о признании не действующими пункта 1.3 постановления Правительства Пермского края от 17 марта 2021 г. N 155-п "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 г. N 143" и приложения N 3 к данному постановлению отказать.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 февраля 2023 г. N 44-КАД22-27-К7
Опубликование:
-