Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к стандартизированной учетной политике
для целей бюджетного/бухгалтерского учета
органов исполнительной власти и
государственных учреждений города Москвы
Положение
об инвентаризации активов и обязательств
1. Общие положения
1.1. Положение об инвентаризации активов и обязательств разработано в соответствии со следующими документами:
Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ);
Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ);
Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (далее - ФСБУ "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности");
Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств";
Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 259н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Обесценение активов" (далее - ФСБУ "Обесценение активов");
Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Приказ N 191н);
Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" (далее - Инструкция N 33н);
Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства";
Приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ N 52н);
Приказом Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению" (далее - Приказ N 61н).
1.2. Целями инвентаризации являются обеспечение достоверности данных учета и отчетности, выявление фактического наличия активов и обязательств, которые сопоставляются с данными регистров бухгалтерского учета, а также определение статуса актива.
1.3. Инвентаризация проводится в каждом из следующих случаев (пункт 277 ТК РФ, пункт 81 ФСБУ "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности", часть 3 статьи 11 Закона N 402-ФЗ, пункт 7 Инструкции 191н: перед составлением годовой отчетности (кроме активов, инвентаризация которых проводилась не ранее 1 октября отчетного года);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "статья 277 ТК РФ"
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных экстремальными условиями;
при смене руководителя, материально ответственных лиц субъекта централизованного учета (на день приемки-передачи дел);
при передаче (возврате) объектов учета в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при выкупе, продаже объектов учета;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.3. Инвентаризация проводится в каждом из следующих случаев (пункт 277 ТК РФ, пункт 81 ФСБУ "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности", часть 3 статьи 11 Закона N 402-ФЗ, пункт 9 Инструкции N 33н):
перед составлением годовой отчетности (кроме активов, инвентаризация которых проводилась не ранее 1 октября отчетного года);
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных экстремальными условиями;
при смене руководителя, материально ответственных лиц субъекта централизованного учета (на день приемки-передачи дел);
при передаче (возврате) объектов учета в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при выкупе, продаже объектов учета;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
1.4. Вид проводимой инвентаризации (сплошная, выборочная) определяется приказом (решением) руководителя субъекта централизованного учета. При проведении выборочной инвентаризации в приказе (решении) указываются виды (группы, наименования) отдельных активов и обязательств, подлежащих инвентаризации.
1.5. Сроки и периодичность проведения плановых инвентаризаций определены учетной политикой.
1.6. Количество инвентаризаций, дата их проведения, перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, помимо обязательных случаев проведения инвентаризации, предусмотренных пунктом 81 ФСБУ "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности", устанавливаются отдельными приказами руководителя субъекта централизованного учета.
1.7. Инвентаризации подлежат все активы и обязательства субъекта централизованного учета, иные объекты учета (резервы предстоящих расходов, сомнительная задолженность, доходы и расходы будущих периодов), учтенные на балансовых и забалансовых счетах.
Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и в разрезе ответственных (материально ответственных) лиц.
2. Инвентаризационная комиссия
2.1. Для проведения инвентаризации в субъекте централизованного учета создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
Сегмент "Социальная сфера"
В образовательных учреждениях, находящихся в процессе реорганизации, и в которых на момент проведения инвентаризации отсутствуют штатные работники и контингент обучающихся, для проведения инвентаризации создается комиссия из работников учреждения, в которое был переведен контингент.
При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества создаются рабочие инвентаризационные комиссии.
Состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии и рабочих инвентаризационных комиссий утверждается отдельным приказом руководителя субъекта централизованного учета.
В состав постоянно действующей (рабочей) инвентаризационной комиссии включают представителей административно-управленческого аппарата субъекта централизованного учета, работника централизованной бухгалтерии 1 и/или других специалистов, которые способны оценить состояние имущества и обязательств субъекта централизованного учета.
Ответственные (материально ответственные) лица в состав постоянно действующей (рабочей) инвентаризационной комиссии не входят, но их присутствие при проверке фактического наличия, закрепленного за ними имущества, является обязательным.
Отсутствие хотя бы одного члена постоянно действующей (рабочей) инвентаризационной комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Ежегодно состав постоянно действующей (рабочей) инвентаризационной комиссии подлежит актуализации (при необходимости). Внесение изменений в состав инвентаризационных комиссий утверждается отдельным приказом руководителя субъекта централизованного учета.
2.2. В случае создания рабочих инвентаризационных комиссий постоянно действующая инвентаризационная комиссия обобщает результаты их работы.
2.3. В функции постоянно действующей инвентаризационной комиссии (рабочих инвентаризационных комиссий) входят:
1) инвентаризация нефинансовых и финансовых активов, обязательств:
- выявление фактического наличия имущества, учтенного на балансовых и забалансовых счетах, в том числе находящихся во временном пользовании;
- сопоставление фактического наличия нефинансовых и финансовых активов, обязательств с данными учета;
- проверка полноты отражения в учете имущества, финансовых активов и обязательств (выявление неучтенных объектов, недостач);
- документальное подтверждение наличия имущества, финансовых активов и обязательств;
- определение фактического состояния имущества и его оценка;
- проверка и корректировка оценочных значений по учету прав пользования активами;
- проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации основных средств, нематериальных активов, а также правил и условий хранения материальных запасов, денежных средств;
- оценка степени вовлеченности объекта нефинансовых активов в хозяйственный оборот и выявление признаков прекращения признания объектов в учете.
2) инвентаризация резервов - проверка правильности и обоснованности созданных резервов;
3) проведение в необходимых случаях (при установлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризаций и др.) повторных сплошных инвентаризаций;
4) рассмотрение объяснений от должностных лиц, допустивших недостачу или порчу материальных ценностей, а также иные нарушения;
5) проведение профилактической работы по обеспечению сохранности имущества;
6) организация проведения инвентаризаций рабочими инвентаризационными комиссиями;
7) инструктаж членов рабочих инвентаризационных комиссий;
8) осуществление контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций рабочими инвентаризационными комиссиями;
9) проверка обоснованности выводов по результатам инвентаризаций рабочих инвентаризационных комиссий;
10) анализ результатов инвентаризации и разработка предложений, в том числе по списанию недостач в пределах норм естественной убыли, принятию на учет излишков;
11) обобщение и предоставление на утверждение руководителю результатов инвентаризации;
12) подготовка предложений по улучшению порядка приемки, хранения и отпуска материальных ценностей, учета и контроля их сохранности.
2.4. Постоянно действующая инвентаризационная комиссия (в том числе рабочие инвентаризационные комиссии при их создании) обеспечивает проверку фактического наличия активов и обязательств, обоснованности имеющихся обязательств следующими мероприятиями:
получение до начала инвентаризации последних на момент инвентаризации приходных и расходных документов или отчетов о движении материальных ценностей и денежных средств;
получение подписи ответственных (материально ответственных лиц), подотчетных лиц, лиц, имеющих доверенности на получение материальных ценностей в расписке инвентаризационной описи (сличительной ведомости) о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы или переданы постоянно действующей (рабочей) инвентаризационной комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны;
выявление невыплаченных сумм по оплате труда, подлежащих перечислению на счет депонентов, а также сумм и причин возникновения переплат работникам;
проверка отчетов подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также сумм выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи и целевое назначение);
занесение в соответствующие инвентаризационные описи (акты) недостающих сведений и технических показателей по объектам, которые не отражены в учете или по которым отсутствуют характеризующие их данные;
указание фактического количества ценностей (основных средств (за исключением объектов библиотечного фонда), нематериальных активов, материальных запасов, учтенных на балансовых и забалансовых счетах, денежных средств в кассе и т.д.), определяемого путем натурального подсчета, взвешивания, обмера, расчета;
указание фактического количества объектов библиотечного фонда, в том числе электронных объектов библиотечного фонда, путем сопоставления данных регистров индивидуального и суммарного учета библиотечного фонда, формируемых в соответствии с Порядком Минкультуры России N 1077 с данными учета;
осуществление осмотра основных средств, нематериальных активов, материальных запасов, на предмет их дальнейшего использования, установление несоответствия объектов условиям признания активов в целях учета;
подтверждение наличия активов, не имеющих материально-вещественной формы (денежные средства на счетах в банках, и т.д.), а также прав пользования активами путем проверки документов, подтверждающих права субъекта централизованного учета на эти активы;
подтверждение наличия бланков строгой отчетности полного (полистного) пересчета. При проверке бланков строгой отчетности постоянно действующая (рабочая) инвентаризационная комиссия фиксирует начальные и конечные номера бланков;
проверка показаний одометров автотранспорта. Постоянно действующая (рабочая) инвентаризационная комиссия проверяет наличие пломб и правильность пломбирования спидометра, показания одометра, иных приборов учета, правильность оформления первичных учетных документов, полноты и качества ведения документооборота по автотранспортным средствам, спецтехнике (заполнение всех реквизитов путевых листов, проставление необходимых подписей, наличие неоговоренных исправлений, наличие и заполнение журнала выхода и возвращения автотранспорта, журнала выдачи путевых листов);
раскрытие причин расхождений (при их наличии) между фактическим наличием объектов и данными учета;
определение правильности и обоснованности числящихся сумм дебиторской и кредиторской задолженности, оценочных и прочих обязательств (в т. ч. резервов) путем проверки договоров, иных документов, подтверждающих существование обязательства или требования, и обоснованности их величин. В ходе документальной проверки постоянно действующая (рабочая) инвентаризационная комиссия устанавливает сроки возникновения дебиторской и кредиторской задолженности, ее реальность, правильность и обоснованность числящихся в учете сумм задолженности, резервов;
иные мероприятия в рамках проведения контрольных мероприятий по инвентаризации.
При проведении инвентаризации используются данные аналитического учета, первичные документы, для подтверждения существования задолженности и ее суммы - акты сверки расчетов. Акт сверки составляют на основе первичных документов, например, товарных накладных, платежных поручений, актов оказания услуг (выполненных работ).
Инвентаризация расчетов с бюджетом осуществляется путем сравнения данных, отраженных на счетах учета, с данными из актов сверки расчетов с бюджетом, из справок о состоянии расчетов с бюджетом и (или) иных документов, полученных из налоговой инспекции, государственного внебюджетного фонда, подтверждающих задолженность либо ее отсутствие (Справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (форма по КНД 1120101), Справка о состоянии расчетов о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей форма по КНД 1160080), Акт совместной сверки по налогам, сборам, пеням и штрафам (форма по КНД 1160070).
Субъект централизованного учета при инвентаризации имущества, полученного во временное пользование или находящегося на ответственном хранении, составляет отдельную инвентаризационную опись (сличительную ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087). В описи указывается субъект учета, передавший имущество (собственник имущества). Опись составляется в двух экземплярах, один экземпляр направляет субъекту централизованного учета, передавшему имущество.
При инвентаризации материальных ценностей, переданных во временное пользование, временное хранение инвентаризация проводится путем сверки документов и регистров, подтверждающих передачу материальных ценностей с инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087), полученной от субъекта учета, которому указанное имущество передано во временное пользование или на ответственное хранение.
При инвентаризации договоров аренды и безвозмездного пользования имуществом комиссия проверяет месячный платеж по договорам (контрактам), сумму, которую необходимо до конца срока действия договоров (контрактов) уплатить, и оставшийся срок аренды (безвозмездного пользования).
2.5. Постоянно действующая (рабочая) инвентаризационная комиссия несет ответственность за соблюдение сроков и порядка проведения инвентаризации, своевременность, полноту, правильность оформления документов по инвентаризации.
2.6. Председатель постоянно действующей (рабочей) инвентаризационной комиссии перед началом инвентаризации готовит план работы, проводит инструктаж с членами постоянно действующей (рабочей) инвентаризационной комиссии и организует изучение ими законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов по проведению инвентаризации, знакомит членов постоянно действующей (рабочей) инвентаризационной комиссии с материалами предыдущих инвентаризаций, ревизий и проверок.
___________________
1 - Работник централизованной бухгалтерии включается в состав инвентаризационной комиссии при необходимости по согласованию с руководителем централизованной бухгалтерии
3. Порядок проведения обесценения активов
3.1. В рамках годовой инвентаризации активов и обязательств постоянно действующая (рабочая) инвентаризационная комиссия осуществляет выявление признаков обесценения актива путем анализа наличия любых внешних или внутренних признаков, указывающих на возможное обесценение актива.
Основные внутренние и внешние причины (факторы) снижения стоимости актива определены в пунктах 7, 8 ФСБУ "Обесценение активов".
В случае выявления любого из признаков обесценения актива комиссия по поступлению и выбытию активов определяет справедливую стоимость актива с оформлением Протокола (решения) комиссии по поступлению и выбытию активов об определении текущей оценочной стоимости. Если остаточная стоимость актива превышает его справедливую стоимость за вычетом затрат на его выбытие, в учете признается убыток от обесценения актива.
Если признаков обесценения актива не выявлено, справедливая стоимость не определяется.
В случае если по результатам анализа выявленных признаков обесценения актива субъектом учета принимается решение о списании объекта как не соответствующего критериям признания актива и его учете на забалансовых счетах, в отношении такого объекта дальнейшее проведение теста на обесценение не осуществляется.
Наличие или отсутствие признаков обесценения для каждого объекта нефинансовых активов указывается в графе 19 "Примечание" Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087).
Справедливая стоимость актива определяется методом рыночных цен или методом амортизированной стоимости замещения.
Используется тот метод, который позволяет наиболее достоверно оценить справедливую стоимость актива. Выбранный метод определения справедливой стоимости актива отражается в Протоколе (решении) комиссии по поступлению и выбытию активов об определении текущей оценочной стоимости.
4. Порядок документального оформления
4.1. Документальное оформление результатов инвентаризации осуществляется с применением форм первичных учетных документов, утвержденных Приказом N 52н, Приказом N 61н и неунифицированных форм первичной учетной документации (приложение 2 к учетной политике).
Постоянно действующая (рабочая) инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в документы данных о фактических остатках нефинансовых активов (основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, материальных запасов, вложений в нефинансовые активы, нефинансовых активов в пути, прав пользования активами), финансовых активов (денежных средств, денежных документов, финансовых вложений, расчетов по доходам, расчетов по выданным авансам, расчетов по кредитам и займам, расчетов с подотчетными лицами, расчетов с работниками учреждения по оплате труда, расчетов по ущербу и иным доходам, прочих расчетов с дебиторами, вложений в финансовые активы), другого имущества, финансовых обязательств (расчетов с кредиторами по долговым обязательствам, расчетов по принятым обязательствам, расчетов по платежам в бюджет, прочих расчетов с кредиторами) и нефинансовых обязательств (резервов, условных обязательств и условных активов), правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. В зависимости от вида инвентаризируемого имущества оформляются соответствующие документы.
Таблица 1 "Рекомендации по оформлению инвентаризации"
Объект инвентаризации |
Формы документов, которые можно использовать для оформления процесса проведения инвентаризации |
Нефинансовые активы |
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) |
Материальные ценности, учтенные на забалансовых счетах, в том числе переданные и полученные во временное пользование, временное хранение |
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) |
Наличные денежные средства |
Инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0504088) |
Бланки строгой отчетности, денежные документы |
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086) |
Денежные средства на лицевых (банковских) счетах |
Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082) |
Расчеты с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (в том числе с подотчетными лицами, с работниками учреждения по оплате труда) |
Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089) |
Расчеты по доходам |
Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф. 0504091) |
Ценные бумаги, финансовые вложения учреждений в ценные бумаги |
Инвентаризационная опись ценных бумаг (ф. 0504081) |
Расчеты по задолженности по кредитам, займам (ссудам) |
Инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам) (ф. 0504083) |
Расходы будущих периодов |
Опись инвентаризации расходов будущих периодов (неунифицированная форма) |
Доходы будущих периодов |
Опись инвентаризации доходов будущих периодов (неунифицированная форма) |
Резервы |
Опись инвентаризации резервов (неунифицированная форма) |
Инвентаризационные описи составляются в двух экземплярах (один экземпляр хранится в субъекте централизованного учета и служит основанием для отражения результатов инвентаризации в учете, второй передается материально ответственному лицу).
4.2. Случаи, при которых составляется отдельная Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087):
- на материальные ценности, которые поступили во время проведения инвентаризации.
В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование материальных ценностей, количество, цена и сумма.
- на материальные ценности, которые выбывают с учета во время проведения инвентаризации.
Для оформления выбытия материальных ценностей с учета материально ответственному лицу необходимо получить разрешение руководителя субъекта централизованного учета при обязательном присутствии постоянно действующей (рабочей) инвентаризационной комиссии.
На расходных документах делается отметка "Материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации" за подписью председателя постоянно действующей (рабочей) инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.
4.3. Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (ф. 0317018) / Решение о проведении инвентаризации (ф. 0510439), утверждается руководителем субъекта централизованного учета и регистрируется в Журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (ф. 0317019).
4.4. Постоянно действующая (рабочая) инвентаризационная комиссия получает бланки инвентаризационных описей, сформированные в электронном виде работником централизованной бухгалтерии в УАИС Бюджетный учет. Указанные бланки распечатываются ответственным лицом субъекта централизованного учета с заполненными графами, содержащими информацию об объектах инвентаризации по данным учета. Указанные бланки подготавливаются в разрезе ответственных (материально ответственных) лиц и мест хранения.
4.5. В Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) постоянно действующая (рабочая) инвентаризационная комиссия в графе 8 указывает статус объекта учета (информация о состоянии объекта имущества на дату инвентаризации с учетом оценки его технического состояния и (или) степени вовлеченности в хозяйственный оборот), в графе 9 - целевую функцию актива (информацию о возможных способах вовлечения объектов инвентаризации в хозяйственный оборот, использования в целях получения экономической выгоды (извлечения полезного потенциала) либо при отсутствии возможности - о способах выбытия объекта). Способ указания статуса объекта учета и целевая функция: по наименованиям статуса и целевой функции. Информация об изменении статуса и целевой функции объекта с предыдущей инвентаризации указывается в графе 19 "Примечание" Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087).
4.5.1. Статус объекта учета (информация о состоянии объекта имущества на дату инвентаризации с учетом оценки его технического состояния и (или) степени вовлеченности в хозяйственный оборот):
1) для объектов основных средств:
"в эксплуатации";
"требуется ремонт";
"не соответствует требованиям эксплуатации";
"не введен в эксплуатацию";
"в ремонте, на модернизации, реконструкции";
иной статус по решению постоянно действующей (рабочей) инвентаризационной комиссии.
2) для объектов нематериальных активов:
"в эксплуатации";
"не соответствует требованиям эксплуатации";
"не введен в эксплуатацию";
"на модернизации";
иной статус по решению постоянно действующей (рабочей) инвентаризационной комиссии.
3) для материальных запасов:
"в запасе (для использования)";
"в запасе (на хранении)";
"ненадлежащего качества";
"поврежден";
"истек срок хранения";
"в эксплуатации";
иной статус по решению постоянно действующей (рабочей) инвентаризационной комиссии.
4.5.2. Целевая функция актива (информация о возможных способах вовлечения объектов инвентаризации в хозяйственный оборот, использования в целях получения экономической выгоды (извлечения полезного потенциала) либо при отсутствии возможности - о способах выбытия объекта):
1) для объектов основных средств:
"подлежит вводу в эксплуатацию";
"продолжать эксплуатацию";
"планируется ремонт (модернизация, реконструкция)";
"дооснащение (дооборудование)";
"списание";
"утилизация";
иная целевая функция по решению постоянно действующей (рабочей) инвентаризационной комиссии.
2) для объектов нематериальных активов:
"подлежит вводу в эксплуатацию";
"продолжать эксплуатацию";
"планируется модернизация";
"списание";
иная целевая функция по решению постоянно действующей (рабочей) инвентаризационной комиссии.
3) для материальных запасов:
"планируется использование в деятельности";
"продолжить хранение";
"списание";
"ремонт";
"реализация";
иная целевая функция по решению постоянно действующей (рабочей) инвентаризационной комиссии.
4.6. По всем недостачам и излишкам, пересортице, иным отклонениям (статусу объекта учета, целевой функции актива) постоянно действующая (рабочая) инвентаризационная комиссия получает письменные объяснения ответственных лиц, отражаемые в инвентаризационных описях. На основании представленных объяснений и материалов проверок постоянно действующая (рабочая) инвентаризационная комиссия определяет причины и характер выявленных отклонений от данных учета.
4.7. В графе 17 Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) указывается количество объектов инвентаризации, в отношении которых постоянно действующей (рабочей) инвентаризационной комиссией установлено их несоответствие условиям признания активов в целях учета.
4.8. Причины выявленных расхождений (недостач, излишков) и (или) предложения по их устранению указываются в графе 19 "Примечание" Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087).
Например, указывается:
количество объектов учета, выбывших в пределах норм естественной убыли, при выявленной недостаче;
причины (основания) изменения статуса или целевой функции объекта после предыдущей инвентаризации;
предложение о взыскании стоимости имущества с ответственного лица;
расхождение оценочной (кадастровой) и балансовой стоимости объекта;
иные сведения.
4.9. На основании инвентаризационных описей, по которым выявлено несоответствие фактического наличия финансовых и нефинансовых активов, иного имущества и обязательств данным учета постоянно действующая (рабочая) инвентаризационная комиссия составляет Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).
В них фиксируются установленные расхождения с данными учета: недостачи и излишки по каждому объекту учета в количественном и стоимостном выражении.
На ценности, не принадлежащие субъекту централизованного учета на праве оперативного управления, но числящиеся в учете на балансовых и забалансовых счетах, составляется отдельная ведомость.
4.10. Постоянно действующая (рабочая) инвентаризационная комиссия на заседании по итогам инвентаризации анализирует выявленные расхождения, а также предлагает способы устранения обнаруженных расхождений фактического наличия ценностей и данных учета. На заседание могут приглашаться ответственные (материально ответственные) лица, а также члены рабочих инвентаризационных комиссий.
4.11. На основании инвентаризационных описей, ведомостей расхождений постоянно действующая (рабочая) инвентаризационная комиссия составляет и подписывает Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835). При наличии расхождений в Акте о результатах инвентаризации (ф. 0504835) фиксируются решения постоянно действующей (рабочей) инвентаризационной комиссии:
по отнесению недостач имущества, а также имущества, пришедшего в негодность, за счет виновных лиц либо их списанию;
по оприходованию излишков;
по урегулированию расхождений фактического наличия материальных ценностей с данными бюджетного учета при пересортице путем проведения взаимного зачета излишков и недостач, возникших в ее результате;
о прекращении признания объекта учета, в случае если постоянно действующая (рабочая) инвентаризационная комиссия не уверена в будущем повышении (снижении) полезного потенциала либо увеличении (уменьшении) будущих экономических выгод по соответствующим инвентаризируемым объектам;
списанию просроченной (нереальной к взысканию) дебиторской и кредиторской задолженности;
изменению оценочных значений;
по вопросам, касающимся оптимизации приемки, хранения и отпуска материальных ценностей.
На основании данных Инвентаризационной описи наличных денежных средств (ф. 0504088) постоянно действующая (рабочая) инвентаризационная комиссия составляет Акт о результатах инвентаризации наличных денежных средств (ф. 0510836).
4.12. Оформленные инвентаризационные описи, ведомости расхождений по результатам инвентаризации, акты о результатах инвентаризации подписываются председателем и всеми членами постоянно действующей (рабочей) инвентаризационной комиссии (акты о результатах инвентаризации утверждаются руководителем субъекта централизованного учета) и вместе с иными документами (расчеты, обоснования, объяснительные, протоколы и т.п.) вводятся в систему для своевременного и корректного отражения результатов инвентаризации в учете. В Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (ф. 0317019), Решений о проведении инвентаризации (ф. 0510439) вносятся сведения о результатах проведенной инвентаризации.
Результаты инвентаризации отражаются в учете того месяца, в котором была закончена инвентаризация.
При проведении инвентаризации в целях составления годовой отчетности результаты инвентаризации отражаются в годовой отчетности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.