Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Омской области
от 21 февраля 2023 г. N 57-п
Бюджетный прогноз
Омской области на долгосрочный период до 2036 года
Бюджетный прогноз Омской области на долгосрочный период до 2036 года (далее - бюджетный прогноз) разработан на основе показателей прогноза социально-экономического развития Омской области на долгосрочный период до 2036 года (далее - долгосрочный прогноз СЭР), утвержденного постановлением Правительства Омской области от 26 октября 2022 года N 567-п, с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики Омской области, государственной долговой политики Омской области. Бюджетный прогноз разработан исходя из законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, действующих на момент его составления.
Долгосрочное бюджетное планирование предполагает, что параметры налоговой, бюджетной и государственной долговой политики Омской области, используемые при составлении соответствующих бюджетов бюджетной системы Омской области на среднесрочный период, будут базироваться на ориентирах, разработанных в рамках долгосрочного планирования. В свою очередь, бюджетный прогноз будет на регулярной основе корректироваться с учетом фактически сложившихся условий функционирования экономики, возможного уточнения перечня приоритетных задач социально-экономического развития Омской области и изменений внешней конъюнктуры.
I. Цели, задачи и основные подходы к формированию бюджетной, долговой политики Омской области на долгосрочный период
Цели, задачи и основные подходы к формированию бюджетного прогноза
Основная цель разработки ^ бюджетного прогноза состоит в обеспечении предсказуемости динамики основных параметров консолидированного бюджета Омской области, областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Омской области, что позволит оценивать долгосрочные тенденции изменения объема доходов и расходов соответствующих бюджетов, а также разрабатывать на их основе меры, направленные на повышение финансовой устойчивости и эффективности функционирования бюджетной системы Омской области, стимулирование социально-экономического развития Омской области, решение иных стратегических задач.
Анализ показателей исполнения консолидированного бюджета Омской области за последние десять лет отражает недостаток собственных (незаемных) финансовых ресурсов для исполнения принятых расходных обязательств Омской области и муниципальных образований Омской области (далее в настоящем подразделе - расходные обязательства), что привело к значительному увеличению объема государственного долга Омской области и муниципального долга на начало 2017 года.
В целях минимизации долговой нагрузки областного бюджета Омская область в 2017 году стала участником реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета, проводимой Министерством финансов Российской Федерации, и приняла на себя ряд обязательств по ограничению размера дефицита и уровня долговой нагрузки областного бюджета, которые действуют по 2029 год включительно.
В этих условиях необходимо определить дальнейшее направление развития бюджетной сферы Омской области.
Долгосрочное бюджетное планирование позволит минимизировать риски дестабилизации бюджетной системы Омской области за счет проведения взвешенной бюджетной политики, целью которой является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости финансовой системы Омской области, соответствия расходов реальным возможностям консолидированного бюджета Омской области при безусловном выполнении принятых социальных обязательств.
Бюджетная политика Омской области на долгосрочный период будет направлена на решение следующих основных задач:
1) повышение эффективности государственной социально-экономической политики, в том числе за счет приоритизации расходных обязательств, направленных на обеспечение ускоренного социально-экономического развития Омской области;
2) обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости областного и местных бюджетов, укрепление их доходной базы, поддержание дефицита указанных бюджетов на экономически безопасном уровне;
3) сохранение и развитие доходного потенциала областного и местных бюджетов, в том числе путем оптимизации налоговых льгот, предоставляемых органами государственной власти Омской области и органами местного самоуправления Омской области;
4) проведение взвешенной государственной долговой политики Омской области, направленной на:
- обеспечение потребностей областного и местных бюджетов в заемных средствах при поддержании приемлемых уровней риска и стоимости заимствований;
- выполнение условий соглашений о реструктуризации обязательств (задолженности) Омской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета;
- своевременное и полное погашение долговых обязательств Омской области (муниципальных образований Омской области) при минимизации расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга;
- повышение ликвидности единого счета областного бюджета;
5) повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет совершенствования процедур проведения государственных и муниципальных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Омской области и муниципальных образований Омской области, применения принципов нуждаемости и адресности при предоставлении мер социальной поддержки;
6) повышение эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг, в том числе путем:
- повышения качества предоставления государственных (муниципальных) услуг в Омской области;
- повышения конкуренции среди организаций, оказывающих государственные (муниципальные) услуги, в том числе за счет привлечения к оказанию услуг не только государственных и муниципальных учреждений Омской области, но и иных юридических лиц;
7) совершенствование системы государственного (муниципального) финансового контроля, контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, способствующих снижению бюджетных рисков при составлении и исполнении областного и местных бюджетов;
8) обеспечение прозрачности (открытости) государственных и муниципальных финансов Омской области для общества, развитие на территории Омской области практик инициативного бюджетирования;
9) повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Омской области и органов местного самоуправления Омской области, включая оптимизацию расходов на их содержание;
10) совершенствование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Омской области, направленное на укрепление самостоятельности местных бюджетов, поддержание их сбалансированности, поддержание муниципального долга на экономически безопасном уровне, качественное управление общественными финансами и создание комфортной среды проживания на территории Омской области;
11) повышение эффективности управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом в Омской области;
12) дальнейшая реализация принципа формирования областного и местных бюджетов на основе государственных программ Омской области и муниципальных программ соответственно;
13) централизация функций по ведению бюджетного и налогового учета, формированию бюджетной отчетности государственных органов Омской области.
Мероприятия, реализуемые в рамках государственных программ Омской области и муниципальных программ, должны иметь надежное финансовое обеспечение исходя из реальных возможностей областного и местных бюджетов и соответствовать параметрам бюджетного прогноза на весь период их действия.
Реализация указанных задач будет являться необходимым условием повышения финансовой устойчивости бюджетной сферы и, как следствие, минимизации рисков несбалансированности бюджетов бюджетной системы Омской области в долгосрочном периоде.
Для решения задач долгосрочной бюджетной политики Омской области необходимо придерживаться следующих основных подходов:
- реалистичность оценок и прогнозов, положенных в основу долгосрочной бюджетной политики;
- обеспечение сбалансированности бюджетов бюджетной системы Омской области в условиях сдержанной динамики налоговых и неналоговых доходов и ограничений по долговой нагрузке бюджетов бюджетной системы Омской области;
- сохранение объема государственного долга Омской области и муниципального долга на экономически обоснованном уровне, позволяющем обеспечивать привлечение заемных средств при поддержании приемлемых уровней риска и стоимости заимствований;
- полнота прогнозирования (учета) финансовых и нефинансовых ресурсов (активов), обязательств и регулятивных инструментов, используемых для достижения целей государственной политики;
- формирование бюджетных параметров исходя из необходимости приоритетного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом возможности их оптимизации и повышения эффективности исполнения;
- принятие новых расходных обязательств на основе оценки их эффективности с учетом имеющихся доходных источников;
- создание постоянно действующих механизмов повышения эффективности бюджетных расходов, стимулов к выявлению и использованию резервов для достижения планируемых результатов;
- регулярность анализа и оценки рисков для областного и местных бюджетов и использование полученных результатов в бюджетном планировании;
- реализация мер по недопущению снижения налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Омской области, а также по созданию условий для повышения инвестиционной привлекательности Омской области.
Анализ основных характеристик консолидированного бюджета Омской области в долгосрочном периоде
Общие подходы к прогнозированию основных характеристик консолидированного бюджета Омской области, в том числе областного бюджета и местных бюджетов, на долгосрочный период:
1) налоговые и неналоговые доходы спрогнозированы в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, на основе прогнозов, представленных соответствующими главными администраторами доходов бюджетов, а также показателей долгосрочного прогноза СЭР. Расчет поступлений произведен с учетом законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, об иных обязательных платежах;
2) в части безвозмездных поступлений:
- объем дотаций на 2023 - 2025 годы спрогнозирован в соответствии с Законом Омской области "Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов";
- целевые безвозмездные поступления на 2023 - 2025 годы учтены в объемах, утвержденных Законом Омской области "Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов", на 2026 - 2036 годы - на уровне 2025 года;
3) доходы местных бюджетов спрогнозированы с учетом распределения налоговых и неналоговых доходов между уровнями бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Безвозмездные поступления в местные бюджеты определены исходя из прогноза распределения объемов дотаций и субвенций, предоставляемых из областного бюджета;
4) общий объем расходов областного и местных бюджетов определен исходя из прогнозируемого объема источников доходов соответствующих бюджетов, уровня их дефицита и долговых обязательств Омской области и муниципальных образований Омской области;
5) дефицит (профицит) областного бюджета и объем государственного долга Омской области спрогнозированы с учетом соглашений, заключенных Министерством финансов Омской области с Министерством финансов Российской Федерации, устанавливающих ограничения объемов долговых обязательств Омской области и муниципальных образований Омской области;
6) дефицит местных бюджетов запланирован на 2023, 2024, 2027 - 2036 годы, в 2025 и 2026 годах местные бюджеты предусмотрены с профицитом.
Прогноз основных характеристик консолидированного бюджета Омской области, областного бюджета и консолидированных бюджетов муниципальных районов (бюджета городского округа) Омской области представлен в приложении N 1 к бюджетному прогнозу.
В условиях бюджетного прогноза ожидается рост доходов консолидированного бюджета Омской области с 159,8 млрд. рублей в 2022 году до 262,2 млрд. рублей в 2036 году (на 64,1 процента). Прогнозируется рост налоговых и неналоговых доходов с 114,8 млрд. рублей в 2022 году до 254,8 млрд. рублей в 2036 году (в 2,2 раза).
Расходы консолидированного бюджета Омской области прогнозируются с ростом на 68,7 процента к уровню 2022 года и в 2036 году составят 278,7 млрд. рублей.
В структуре расходов основную долю (более 90 процентов) составляют расходы на реализацию государственных программ Омской области и муниципальных программ (с учетом пролонгации срока их действия в долгосрочном периоде).
Уровень дефицита консолидированного бюджета Омской области рассчитан на 2023 год в размере 5,7 млрд. рублей, на 2030 - 2036 годы с постепенным снижением с 21,3 млрд. рублей до 16,5 млрд. рублей. В 2024 - 2029 годах прогнозируется профицит, что обусловлено необходимостью соблюдения условий соглашений о предоставлении бюджету Омской области из федерального бюджета бюджетных кредитов, заключенных Министерством финансов Омской области с Министерством финансов Российской Федерации.
В среднесрочной перспективе прогнозируется снижение уровня долговой нагрузки областного бюджета с 62,1 процента в 2022 году до 24,9 процента в 2029 году, в долгосрочной перспективе прогнозируется постепенное увеличение уровня долговой нагрузки областного бюджета до 84,1 процента в 2036 году.
В структуре государственного долга Омской области до 2026 года будут преобладать долговые обязательства по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета, а с 2027 года их удельный вес будет уменьшаться и к 2036 году составит 0,4 процента. Соответственно, к 2036 году рыночные долговые обязательства будут составлять 99,6 процента от общего объема государственного долга Омской области. Привлечение необходимых для областного бюджета заемных ресурсов будет осуществляться с учетом поддержания приемлемых уровней риска и стоимости заимствований.
Расходы на обслуживание государственного долга Омской области будут формироваться исходя из привлечения заемных средств по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых.
В отношении консолидированных бюджетов муниципальных районов (бюджета городского округа) Омской области прогнозируется рост уровня их долговой нагрузки с 42,7 процента в 2022 году до 85 процентов в 2036 году.
Прогноз расходов областного бюджета на финансовое обеспечение реализации государственных программ Омской области
Прогноз расходов областного бюджета на финансовое обеспечение реализации государственных программ Омской области сформирован исходя из принципа сохранения программной структуры областного бюджета, что предполагает пролонгацию большинства государственных программ Омской области на период до 2036 года, а также с учетом ограничений общего объема доходов и источников финансирования дефицита областного бюджета, определенных основными характеристиками бюджетного прогноза.
В 2023 году и плановом периоде за счет средств областного бюджета планируется реализация 20 государственных программ Омской области.
Более 60 процентов расходов областного бюджета планируется направить на развитие отраслей социально-культурной сферы (образование, здравоохранение, социальная поддержка населения, культура и туризм, физическая культура и спорт, молодежная политика, обеспечение граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами).
В состав непрограммных расходов включены расходы на содержание государственных органов Омской области, не являющихся органами исполнительной власти Омской области, а также расходы резервного фонда Правительства Омской области.
В общем объеме непрограммных расходов также учтены:
- в 2023 году - зарезервированные средства на повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", нормативными правовыми актами Губернатора Омской области и (или) Правительства Омской области, изменением федерального законодательства, устанавливающего минимальный размер оплаты труда;
- в 2022 - 2024 годах - бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов, определяемых в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации;
- в 2024, 2025 годах - условно утвержденные расходы. Показатели финансового обеспечения государственных программ Омской области из областного бюджета представлены в приложении N 2 к бюджетному прогнозу.
Бюджетные риски
При формировании бюджетного прогноза и бюджетной политики на долгосрочный период необходимо в полной мере учитывать прогнозируемые бюджетные риски и предусматривать мероприятия по минимизации их неблагоприятного влияния на финансовые показатели региона и, в конечном счете, на качество жизни населения Омской области.
В условиях макроэкономической нестабильности и ухудшения геополитической ситуации наиболее серьезными рисками для бюджетной сферы Омской области являются:
1) недопоступление налоговых и неналоговых доходов областного бюджета;
2) передача отдельных полномочий Российской Федерации на уровень субъектов Российской Федерации без их должного финансового обеспечения;
3) изменение системы межбюджетных отношений, сокращение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, перераспределение источников доходов бюджетов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
4) принятие на федеральном уровне решений, приводящих к снижению доходного потенциала или увеличению объемов расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
5) ухудшение условий для осуществления государственных и муниципальных заимствований (рост процентных ставок, снижение ликвидности финансового рынка);
6) сокращение темпов социально-экономического развития Омской области по сравнению с плановыми показателями долгосрочного прогноза СЭР, превышение прогнозируемого уровня инфляции вследствие кризисных (негативных) явлений в российской и мировой экономике;
7) опережающие темпы роста расходных обязательств над темпами роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Омской области и нецелевой федеральной поддержки;
8) сокращение доступности и (или) увеличение стоимости кредитных ресурсов.
Данные риски могут повлечь значительное увеличение расходов и снижение доходов областного и местных бюджетов, поэтому в целях минимизации указанных рисков при планировании и исполнении бюджетов необходимо придерживаться политики оптимизации и сдерживания роста расходов бюджетов.
В целях снижения бюджетных рисков планируется:
1) проведение эффективной работы органов исполнительной власти Омской области и органов местного самоуправления Омской области, направленной на пополнение доходной части консолидированного бюджета Омской области;
2) реализация мероприятий по поддержанию экономически обоснованного уровня государственного долга Омской области и муниципального долга;
3) реализация мероприятий по поддержанию оптимальной стоимости обслуживания государственных и муниципальных долговых обязательств Омской области с учетом ситуации на финансовом рынке;
4) активное привлечение средств федерального бюджета, внебюджетных фондов;
5) реализация мероприятий по оптимизации и сдерживанию роста расходов, повышению их эффективности;
6) принятие управленческих решений, способствующих повышению качества и эффективности государственного и муниципального управления.
II. Условия формирования бюджетного прогноза
В качестве базового для целей долгосрочного бюджетного планирования определен второй вариант долгосрочного прогноза СЭР.
Второй вариант долгосрочного прогноза СЭР предполагает более высокие, чем по первому варианту прогноза, темпы социально-экономического развития Омской области в результате снижения влияния ограничивающих факторов либо полного их исчерпания. Одновременно с этим предусматривается использование всех конкурентных преимуществ региона, полномасштабная модернизация экономики, проведение активной государственной политики, направленной на совершенствование существующих и формирование новых институтов развития. Это обеспечит переход экономики в качественно новое состояние, характеризующееся высокой долей высокотехнологичных и инновационных производств, выпускающих конкурентоспособную продукцию для внутреннего и внешнего рынков. Созданная платформа, в свою очередь, позволит значительно улучшить параметры социального развития.
В соответствии со вторым (базовым) вариантом долгосрочного прогноза СЭР к концу прогнозируемого периода валовой региональный продукт Омской области (далее - ВРП) увеличится до 2 418,5 млрд. рублей. Динамика ВРП будет определяться темпами роста в отраслях экономики Омской области, инвестиционной и потребительской активностью.
В 2036 году индекс физического объема промышленного производства к уровню 2022 года составит 153,7 процента, что обусловлено загрузкой производственных мощностей в ряде значимых отраслей, проводимыми работами по модернизации действующих и организации новых производств.
Достижение прогнозных значений в химическом производстве ожидается за счет развития производств эпоксидных смол, изопропилбензола, бисфенола А предприятиями акционерного общества "Группа компаний "Титан", организации производства отечественных импортозамещающих катализаторов для нефтепереработки, в производстве резиновых и пластмассовых изделий - в результате увеличения объемов производства шинной продукции публичным акционерным обществом "Омскшина". Увеличение выпуска продукции предприятиями машиностроительного комплекса будет обеспечиваться за счет организации выпуска ракет-носителей семейства "Ангара" на базе унифицированных ракетных модулей в "Производственном объединении "Полет" - филиале акционерного общества "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева", а также иной продукции специального назначения, телерадиовещательного и медицинского оборудования, микроэлектронных систем, импортозамещающих изделий для российской авиационной и ракетной техники, инженерных машин, телекоммуникационной продукции, промышленной и бытовой электроники, оборудования для нефтегазодобычи.
Развитие научно-технического потенциала Омской области прогнозируется в русле усиливающихся глобальных и национальных тенденций индустриализации и технологизации экономики. Предусматривается внедрение новых наукоемких технологий, повышение удельного веса инновационной продукции. Продолжится расширение взаимодействия предприятий и научно-образовательных организаций, создание технопарков на территории Омской области и привлечение предприятий к участию в федеральных проектах.
В 2036 году объем производства продукции сельского хозяйства увеличится на 35 процентов к уровню 2022 года. Увеличение производства сельскохозяйственной продукции планируется обеспечить преимущественно за счет развития растениеводства: в 2036 году объемы производства составят 151,3 процента к уровню 2022 года. В животноводстве рост производства продукции ожидается преимущественно за счет увеличения объемов выпуска молока - с 605 тыс. тонн в 2022 году до 636,8 тыс. тонн в 2036 году, яиц - с 778 млн. штук до 803,9 млн. штук. Объем производства мяса в 2036 году составит 217,7 тыс. тонн.
Прирост инвестиций в основной капитал в 2036 году прогнозируется на 29,3 процента к уровню 2022 года. Основной объем инвестиций планируется направить на развитие приоритетных секторов экономики Омской области.
Рост инвестиционной активности будет обусловлен реализацией крупных инвестиционных проектов, в том числе на площадках особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Авангард", программ федеральных холдингов и стратегических бюджетных проектов. Наибольший вклад в рост инвестиций в долгосрочном периоде внесут обрабатывающая промышленность и проекты по развитию инфраструктуры.
В долгосрочной перспективе прогнозируется постепенное увеличение объема строительных работ, которому будут способствовать в том числе принимаемые на региональном уровне меры по созданию условий для развития массового строительства жилья экономического класса и индивидуального жилищного строительства. Общая площадь жилых помещений, введенная в действие в 2022 году, составила 693,4 тыс. кв. м. В прогнозируемом периоде объем ввода жилья на территории Омской области сохранится на уровне, предусмотренном региональным проектом "Жилье" в рамках национального проекта "Жилье и городская среда".
В период до 2036 года прогнозируется увеличение прибыли прибыльных организаций по основным видам экономической деятельности, что обусловлено увеличением числа субъектов предпринимательства, разработкой и реализацией программ, связанных с расширением налоговой базы, реализацией инвестиционных проектов по модернизации, созданием новых предприятий и производств, повышением эффективности финансово-экономической деятельности. Прибыль прибыльных организаций в 2036 году составит 374,3 млрд. рублей (рост в 3,4 раза к уровню 2022 года).
В прогнозируемом периоде с учетом улучшения основных показателей уровня жизни (среднедушевые денежные доходы населения в 2036 году увеличатся до 86,9 тыс. рублей) ожидается рост потребительской активности населения. Оборот розничной торговли и объем платных услуг в 2036 году увеличатся в 2 раза к уровню 2022 года.
Динамика показателей также будет обеспечиваться развитием потребительского рынка Омской области, в том числе за счет увеличения площадей современных торговых сетей, развития новых форм и инструментов торговой деятельности. Кроме того, на рост объема платных услуг окажет влияние увеличение цен и тарифов на услуги населению, среди которых наибольший удельный вес будут составлять жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые услуги, а также услуги связи.
Фонд начисленной заработной платы работников организаций Омской области в 2036 году увеличится относительно уровня 2022 года в 2,4 раза (до 630,6 млрд. рублей).
В долгосрочной перспективе прогнозируется стабильный уровень зарегистрированной безработицы, которая в 2036 году составит 1,0 процента от численности рабочей силы. Улучшению ситуации на регистрируемом рынке труда будет способствовать реализация мер, направленных на устойчивое развитие экономики и сохранение социальной стабильности в Омской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.