Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утвержден
постановлением администрации
Костромской области
от 20 февраля 2023 г. N 41-а
Бюджетный прогноз
Костромской области на долгосрочный период до 2034 года
I. Общие положения
Бюджетный прогноз Костромской области на долгосрочный период до 2034 года (далее - бюджетный прогноз) разработан в соответствии с положениями статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлениями администрации Костромской области от 23 июня 2015 года N 235-а "О порядке разработки и утверждения бюджетного прогноза Костромской области на долгосрочный период", от 14 декабря 2020 года N 559-а "О прогнозе социально-экономического развития Костромской области на период до 2035 года".
Основной целью разработки бюджетного прогноза является обеспечение предсказуемости развития бюджетов бюджетной системы на территории Костромской области, выработка решений, способствующих сбалансированности бюджетов в долгосрочном периоде.
В целях комплексного подхода к управлению бюджетной устойчивостью бюджетный прогноз направлен на определение согласованной политики по поддержанию сбалансированности консолидированного бюджета Костромской области в долгосрочной перспективе, повышению способности бюджета Костромской области справляться с временными макроэкономическими колебаниями.
В бюджетном прогнозе отражены основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики, основные параметры консолидированного и областного бюджетов Костромской области на период до 2034 года, а также показатели финансового обеспечения государственных программ Костромской области на период их реализации.
II. Основные итоги исполнения консолидированного бюджета Костромской области
Для Костромской области одним из важнейших направлений деятельности на протяжении ряда лет оставалось увеличение собственных доходов, повышение эффективности налоговой нагрузки и создание условий для дальнейшего экономического роста.
Ключевой задачей бюджетной и налоговой политики, проводимой регионом, стала минимизация последствий кризисных явлений в экономике с сохранением сбалансированности бюджета и его социальной направленности.
Основными инструментами реализации данной задачи являлись:
1) выполнение первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Костромской области;
2) сохранение благоприятного инвестиционного климата и стимулирование экономической активности в регионе;
3) обеспечение сбалансированности бюджетов за счет реализации комплекса мер по росту доходов и оптимизации расходов;
4) минимизация финансовых рисков при управлении долговыми обязательствами, в том числе за счет привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета для замещения рыночных заимствований областного и местных бюджетов.
Для увеличения поступлений собственных доходов в областной бюджет реализованы мероприятия, направленные на повышение поступлений налоговых и неналоговых доходов и сокращение недоимки, внесены изменения в региональное законодательство, направленные на увеличение доходных источников бюджета и повышение качества их администрирования.
Подходы к формированию бюджетного прогноза во многом обусловлены итогами реализации бюджетной политики Костромской области за предыдущие годы (таблица N 1).
Таблица N 1
млн. рублей | ||||
N п/п |
Наименование показателя |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Консолидированный бюджет Костромской области | ||||
1. |
Доходы, в том числе: |
46 991,5 |
53 943,1 |
57 492,2 |
1.1. |
налоговые и неналоговые доходы |
27 239,9 |
34 265,5 |
37 436,6 |
1.2. |
безвозмездные поступления |
19 751,6 |
19 677,6 |
20 055,5 |
2. |
Расходы |
46 270,3 |
51 269,0 |
60 624,6 |
3. |
Дефицит(-)/профицит(+) |
721,2 |
2 674,1 |
-3 132,4 |
Областной бюджет | ||||
1. |
Доходы, в том числе: |
40 965,6 |
46 964,1 |
49 427,1 |
1.1. |
Налоговые и неналоговые доходы |
21 230,5 |
27 287,1 |
29 359,7 |
1.2. |
Безвозмездные поступления, из них: |
19 735,1 |
19 676,9 |
20 067,4 |
|
дотации |
8 450,7 |
7 065,0 |
5 023,1 |
|
субсидии |
5 902,8 |
6 063,7 |
9 471,4 |
|
субвенции |
2 791,4 |
2 138,0 |
1 901,0 |
2. |
Расходы |
39 702,2 |
44 850,5 |
52 366,6 |
3. |
Дефицит(-)/профицит(+) |
1 263,4 |
2 113,6 |
-2 939,5 |
4. |
Государственный долг |
18 139,3 |
17 735,0 |
23 688,0 |
Одним из приоритетных направлений расходов в 2020 - 2022 годах являлась реализация на территории региона национальных проектов в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальной целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Совокупный объем средств, направленных на данные цели из областного бюджета, за 2020 - 2022 годы составил 28 803,1 млн. рублей.
По итогам 2022 года доходы консолидированного бюджета Костромской области исполнены в сумме 57 492,2 млн. рублей, налоговые и неналоговые доходы - в сумме 37 436,6 млн. рублей (достигнут рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Костромской области, за 2022 год объем увеличился по сравнению с прошлым годом на 3 171,1 млн. рублей).
Значительный рост поступлений отмечается по следующим бюджетообразующим доходным источникам:
налог на доходы физических лиц - на 2 185,0 млн. рублей (или 19,8%), в связи с выплатой премий и дивидендов в организациях, относящихся к отрасли "Финансовая и страховая деятельность", увеличением фонда оплаты труда в отдельных отраслях экономики;
акцизы - на 625,9 млн. рублей (или 10,4%), обусловлен увеличением налоговых ставок и увеличением объема реализации подакцизных товаров, в основном по акцизам на нефтепродукты;
налоги на имущество - на 250,6 млн. рублей (или 7,6%);
неналоговые доходы - на 913,7 млн. рублей (или 32,4%), в связи с увеличением поступлений доходов от операций по управлению остатками средств на едином казначейском счете, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также доходов от платы за использование лесов.
Исполнение расходов консолидированного бюджета Костромской области в 2022 году по оперативным данным составляет 60 624,6 млн. рублей с ростом к уровню предыдущего года на 18,2%. Наибольший удельный вес в структуре расходов консолидированного бюджета Костромской области занимают расходы на финансирование социальной сферы.
По итогам 2022 года консолидированный бюджет Костромской области исполнен с дефицитом в сумме 3 132,4 млн. рублей или 8,4% от суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета.
По состоянию на 1 января 2023 года объем государственного долга Костромской области составил 23 688,0 млн. рублей или 80,7% от объема налоговых и неналоговых доходов.
Также одной из приоритетных задач по исполнению бюджета является поэтапное сокращение просроченной кредиторской задолженности. В течение 2020 - 2022 годов ее объем сократился с 720,8 млн. рублей до 357,2 млн. рублей (или в 2 раза).
III. Условия формирования бюджетного прогноза Костромской области
Показатели исполнения консолидированного и областного бюджетов Костромской области определяются состоянием и структурой экономики.
Промышленность занимает доминирующие позиции в экономике Костромской области (формирует 33% валового регионального продукта), поэтому темпы развития промышленности являются определяющими для темпов развития экономики региона в целом.
В 2020 - 2022 годах промышленное производство столкнулось с производственным кризисом, связанным с пандемией коронавирусной инфекции; в 2022 году после относительного преодоления последствий пандемии на промышленное производство Костромской области оказало значительное влияние введение санкций недружественных государств. Наибольшее давление внешние факторы оказали на отрасли деревообработки, производства транспортных средств и оборудования, ювелирной промышленности.
В январе - ноябре 2022 года индекс промышленного производства Костромской области составил 93,3%. Для снижения негативного влияния внешнеэкономических факторов в Костромской области реализуется план первоочередных мероприятий по устойчивому экономическому развитию в условиях внешнего санкционного давления, предусматривающий меры поддержки регионального промышленного производства.
Увеличилось производство по следующим видам обрабатывающих производств: производство металлургическое (рост в 1,9 раза); производство химических веществ и химических продуктов (рост на 22,3%); производство бумаги и бумажных изделий (рост на 21,9%); производство табачных изделий (рост на 9,8%); производство мебели (рост на 9,7%); производство пищевых продуктов (рост на 5,2%).
Оборот организаций Костромской области продолжает ежегодно расти. За январь - ноябрь 2022 года оборот предприятий Костромской области составил 494,9 млрд. рублей, что на 45,4 млрд. рублей больше (+10,1%), чем за соответствующий период 2021 года.
Сферы - лидеры по приросту оборота в январе - ноябре 2022 года: рыболовство (рост в 2,7 раза); производство одежды (рост в 2,2 раза); производство металлургическое (рост в 2,0 раза); производство бумаги и бумажных изделий, кожи и изделий из кожи (рост в 1,6 раза); производство химических веществ и химических продуктов, резиновых и пластмассовых изделий, деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (рост в 1,4 раза).
Меры поддержки, направленные на сохранение уровня доходов населения (выплаты семьям с детьми, увеличение минимального размера оплаты труда, индексация пенсий) благоприятно сказались на ситуации в торговле.
В январе - ноябре 2022 года оборот розничной торговли составил 141,8 млрд. рублей со снижением на 0,6% в сопоставимой оценке к январю - ноябрю 2021 года. Оборот общественного питания увеличился на 0,5% к январю - ноябрю 2021 года и составил 4,9 млрд. рублей.
Объем платных услуг, оказанных населению, за 11 месяцев 2022 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2021 года на 1,6% в сопоставимой оценке и составил 29,3 млрд. рублей.
Одним из основополагающих драйверов экономического развития в 2022 году и в прогнозном периоде является развитие социальной и инженерной инфраструктуры.
В целях повышения доступности образовательных и медицинских услуг завершается строительство двух дошкольных образовательных учреждений на 280 мест каждое в микрорайоне Заволжский и поселке Волжский г. Костромы; школы на 900 мест в поселке Волжский г. Костромы; начато строительство школы на 825 мест в микрорайоне Новый город г. Костромы, двух поликлиник (детской и взрослой) в микрорайоне Венеция г. Костромы.
Продолжается развитие инженерной и транспортной инфраструктуры.
За 9 месяцев 2022 года объем инвестиций в основной капитал в Костромской области составил 21,4 млрд. рублей, что на 24% ниже аналогичного периода прошлого года, но вместе с тем в 1,5 раза превышает уровень 9 месяцев 2020 года. Индекс физического объема составил 64,6%.
Основной вклад в объем инвестиций за январь - сентябрь 2022 года приходится на отрасли: обрабатывающие производства (32,9%), обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (23,4%), строительство (11,1%), деятельность профессиональная, научная и техническая (6,8%), государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение (4,1%), сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (3,7%).
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года представлены в таблице N 2.
Показатели социально-экономического развития Костромской области
Таблица N 2
Наименование показателя |
Единица измерения |
Отчет |
Оценка |
Прогноз |
||
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Объем ВРП |
млрд. руб. |
240,7 |
249,4 |
256,8 |
268,4 |
280,1 |
Индекс промышленного производства |
в % к пред. году |
113,8 |
93,1 |
102,7 |
101,8 |
105,0 |
Оборот розничной торговли |
млрд. руб. |
135,8 |
158,6 |
172,5 |
185,5 |
198,1 |
Объем платных услуг населению |
млрд. руб. |
30,1 |
33,6 |
36,6 |
39,2 |
41,8 |
Индекс потребительских цен |
в % дек. к дек. |
108,5 |
113,7 |
105,5 |
104,0 |
104,0 |
Объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования |
млрд. руб. |
42,7 |
34,1 |
38,4 |
44,8 |
52,0 |
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц |
руб. |
11 241 |
12 860 |
13 284 |
13 845 |
14 627 |
Прибыль организаций для целей налогообложения |
млрд. руб. |
43,2 |
39,5 |
40,0 |
42,0 |
43,4 |
Фонд начисленной заработной платы работников организаций |
млрд. руб. |
74,4 |
80,2 |
84,9 |
88,4 |
91,1 |
Среднемесячная заработная плата работников организаций |
тыс. руб. |
36,0 |
39,2 |
41,9 |
43,9 |
46,1 |
Численность постоянного населения (среднегодовая) |
тыс. человек |
630,9 |
625,6 |
621,3 |
616,4 |
611,4 |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) |
% |
0,8 |
1,6 |
1,6 |
1,4 |
0,7 |
Ввод в действие жилых домов |
тыс. кв. м |
334,5 |
340,0 |
250,0 |
285,0 |
285,0 |
Формирование долгосрочного бюджетного прогноза региона осуществлено на 12 лет до 2034 года на основе прогноза социально-экономического развития Костромской области на долгосрочный период.
Бюджетный прогноз разработан на основании базового варианта экономического развития региона.
Базовый вариант долгосрочного прогноза характеризует основные тенденции и параметры развития экономики Костромской области в условиях консервативных траекторий изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов. Данный вариант предполагает осуществление мер, направленных на преодоление ресурсных ограничений. Преимущественно реализуются проекты с низким риском реализации в прогнозируемые сроки.
Основные параметры базового варианта:
1) поддержание устойчивой динамики промышленного роста, сохранение потенциала металлургического, машиностроительного, агропромышленного, топливно-энергетического комплексов;
2) опережающий рост технологичных и высокотехнологичных отраслей, ориентированных на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью;
3) развитие производств конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью;
4) упрочнение и расширение конкурентных преимуществ существующих отраслей и предприятий, формирование новых конкурентоспособных видов бизнеса;
5) реализация государственных программ Костромской области, направленных на экономическое и социальное развитие;
6) существенное улучшение инвестиционного климата;
7) развитие новых центров притяжения населения и экономической деятельности, повышение качества инфраструктуры.
Консервативный вариант долгосрочного прогноза предполагает консервативные оценки темпов экономического роста с учетом существенного ухудшения внешнеэкономических и иных условий функционирования экономики Костромской области. Данный вариант предполагает сохранение инерционных трендов в экономике, сложившихся в последний период.
Формирование доходов и расходов консолидированного и областного бюджетов в долгосрочной перспективе до 2034 года осуществлено с учетом следующих особенностей:
расчет прогнозируемого объема налоговых и неналоговых доходов определяется исходя из оценки объема налоговой базы по базовому варианту прогноза социально-экономического развития Костромской области;
объем расходов бюджета определяется в пределах прогнозируемых ресурсных ограничений по доходам;
выполнение условий соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Костромской области, федеральной программы реструктуризации бюджетных кредитов, соглашений о предоставлении из федерального бюджета бюджетных кредитов на замещение рыночного долга и на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.
IV. Основные характеристики консолидированного бюджета Костромской области в прогнозном периоде
Ключевые решения, принимаемые для реализации мер по консолидации бюджетных средств и мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, способствуют созданию условий для разработки долгосрочных планов развития экономики региона.
Долгосрочный бюджетный прогноз условно разделен на 3 этапа: первый период (2023 - 2025 годы) можно рассматривать как период преодоления санкционных ограничений; второй период (2026 - 2030 годы) характеризуется трансформацией экономической деятельности под новые потребности, в том числе в рамках импортозамещения и выпуска продукции двойного назначения, выстраивания новых логистических цепочек, предсказуемости ситуации во внешнеторговой деятельности и финансовых рынках; третий период (2031 - 2034 годы) планируется как период развития, ускорения роста экономики, создания нового экспортного потенциала, опирающегося на товары и услуги с высокой долей добавленной стоимости, и имеет следующие характеристики (приложение N 1 к бюджетному прогнозу):
налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Костромской области к 2025 году прогнозируются в объеме 38 166,3 млн. рублей, к 2030 году - 43 955,9 млн. рублей, к 2034 году - 50 353,6 млн. рублей;
безвозмездные поступления консолидированного бюджета Костромской области к 2025 году прогнозируются в объеме 19 184,3 млн. рублей, к 2030 году - 20 969,2 млн. рублей, к 2034 году - 22 562,6 млн. рублей;
расходы консолидированного бюджета Костромской области к 2025 году прогнозируются в объеме 55 810,8 млн. рублей, к 2030 году - 64 422,7 млн. рублей, к 2034 году - 72 102,8 млн. рублей;
государственный долг к 2025 году прогнозируется в объеме 19 762,3 млн. рублей, к 2030 году - 11 781,3 млн. рублей, к 2034 году - 9 865,6 млн. рублей;
муниципальный долг к 2025 году прогнозируются в объеме 6 287,7 млн. рублей, к 2030 году - 5 683,6 млн. рублей, к 2034 году - 5 242,3 млн. рублей.
Прогнозируемые параметры бюджетов соотнесены с положительной динамикой основных макроэкономических показателей.
Реализация мероприятий, направленных на увеличение собственных доходов бюджета, обеспеченных реальным ростом экономики региона и стабильностью налоговых условий, будет способствовать решению задач в рамках государственных программ Костромской области за счет концентрации бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях.
Приоритетными задачами по повышению эффективности бюджетных расходов остаются обеспечение результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления, создание условий для улучшения качества предоставления государственных услуг, предоставление социальных выплат населению на основе принципов адресности и нуждаемости, формирование гибкой и комплексной системы управления бюджетными расходами, увязанной с системой государственного стратегического планирования, проектной деятельности с концентрацией финансовых ресурсов на реализации задач, поставленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальной целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Достижению указанных показателей будут способствовать:
развитие как традиционных, так и новых секторов экономики на основе развития индустриальных парков, создания территорий опережающего развития, модернизации и технического обновления производственных и инфраструктурных объектов;
повышение инвестиционной привлекательности, расширение государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности, развитие государственно-частного партнерства;
реализация мероприятий, направленных на развитие реального сектора экономики и социальной сферы.
Определяющее влияние на положительную динамику промышленного производства будет оказывать развитие обрабатывающих отраслей промышленности Костромской области в перспективе до 2034 года преимущественно за счет:
стабильной работы крупных предприятий;
повышения эффективности и производительности труда, внедрения принципов бережливого производства;
реализации инвестиционных проектов, направленных на модернизацию существующих и создание новых промышленных и импортозамещающих производств;
развития кадрового потенциала промышленных производств;
государственной поддержки, оказываемой на федеральном и региональном уровнях;
расширения номенклатуры выпускаемой продукции;
освоения новых рынков сбыта продукции.
За период 2021 - 2025 годов объем инвестиционных вложений в экономику региона в среднем составит 39 - 42,4 млрд. рублей ежегодно, в 2026 - 2030 годах - 39,5 - 58,3 млрд. рублей, в 2031 - 2034 годах - 48,5 - 83,3 млрд. рублей.
В настоящее время администрацией региона прорабатываются вопросы по реализации инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса, деревообработки, производства строительных материалов, развития транспортной и дорожной инфраструктуры, что позволит привлечь в экономику региона свыше 550 млрд. рублей.
Росту объема инвестиционных вложений в экономику региона в прогнозном периоде будет способствовать использование разнообразных инструментов поддержки инвестиционной деятельности:
предоставление налоговых преференций для различных категорий налогоплательщиков (резиденты территорий опережающего развития, участники региональных инвестиционных проектов, участники специальных инвестиционных контрактов);
предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов отдельным категориям инвесторов, в том числе для реализации масштабных инвестиционных проектов, а также проектов, предусматривающих строительство многоквартирных домов со встроено-пристроенными помещениями социального назначения;
вовлечение в инвестиционный процесс государственного имущества Костромской области, в том числе неэффективно используемого;
предоставление поддержки инвесторам, осуществляющим затраты на восстановление объектов культурного наследия;
создание транспортной и инженерной инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов с использованием бюджетных инструментов;
содействие предприятиям Костромской области в получении мер государственной поддержки на федеральном уровне.
В прогнозном периоде ожидается положительная динамика реальных располагаемых денежных доходов населения. Этому будет способствовать рост заработной платы работников реального сектора экономики и бюджетной сферы, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, а также сохранение стабильного уровня инфляции.
В прогнозном периоде инфляция в соответствии с целевыми ориентирами ожидается на уровне 4,0%, чему будет способствовать проведение Банком России политики, направленной на стабилизацию инфляции и сдерживание роста инфляционных ожиданий.
Росту прибыли организаций для целей налогообложения будет способствовать стабилизация работы организаций области.
Положительной динамике оплаты труда будут способствовать:
увеличение средней заработной платы в реальном секторе экономики;
доведение заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы до среднеобластного уровня дохода от трудовой деятельности;
рост производительности труда;
создание новых высокопроизводительных рабочих мест;
увеличение доли высококвалифицированных кадров.
V. Цели, задачи, варианты и меры реализации налоговой, бюджетной и долговой политики в долгосрочном периоде
Налоговая политика Костромской области
Налоговая политика Костромской области определена с учетом основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, приоритетами которой в среднесрочной перспективе являются дальнейшее повышение эффективности стимулирующей функции налоговой системы и улучшение качества администрирования с сопутствующим облегчением административной нагрузки для налогоплательщиков и повышением собираемости налогов.
Налоговая политика Костромской области будет направлена на укрепление и развитие налогового потенциала Костромской области, обеспечение роста доходной части консолидированного бюджета Костромской области с сохранением преемственности по следующим направлениям:
1) улучшение качества инвестиционного климата посредством налогового стимулирования инвестиций в модернизацию и развитие новых производств;
2) обоснованность и эффективность применения региональных налоговых льгот, совершенствование правовой основы для проведения оценки бюджетной и экономической эффективности налоговых льгот;
3) сохранение предпринимательской активности, содействие среднему и малому бизнесу для создания благоприятных условий предпринимательской деятельности;
4) реализация принципа налогообложения по имущественным налогам исходя из кадастровой стоимости;
5) содействие занятости населения и создание благоприятных налоговых условий, способствующих развитию предпринимательской активности и легализации бизнеса самозанятых граждан;
6) повышение уровня собираемости доходов бюджетов посредством проведения мероприятий по сокращению задолженности, легализации налоговой базы;
7) совершенствование налогового администрирования, взаимодействия и совместной работы с главными администраторами доходов областного бюджета;
8) повышение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью.
Бюджетная политика Костромской области
Бюджетная политика сохраняет преемственность приоритетов предыдущих бюджетных циклов и нацелена на обеспечение устойчивого социально-экономического развития Костромской области с учетом национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации.
В новых экономических и финансовых условиях, обусловленных внешним санкционным давлением, возрастают риски сбалансированности и устойчивости для всей бюджетной системы Российской Федерации. В связи с этим региональная бюджетная политика направлена на поддержание устойчивости отраслей и секторов экономики с обеспечением возможности оперативного и точечного реагирования на изменения экономической ситуации. Одной из ключевых задач бюджетной политики является финансовое обеспечение принятых расходных обязательств, а также поддержка реализации новых проектов и инициатив по укреплению промышленного, технологического и продовольственного потенциала региона, определение приоритетов импортозамещения, установление новых логистических цепочек, расширение использования механизма государственного заказа, включая выпуск продукции двойного назначения.
При этом в центре внимания остается своевременное и полное выполнение социальных обязательств, повышение качества жизни и благосостояния жителей области.
Долговая политика Костромской области
Основными направлениями долговой политики Костромской области будут являться:
1) укрепление устойчивости бюджетной системы Костромской области и поддержание кредитных рейтингов региона;
2) минимизация объема заимствований для покрытия дефицита областного бюджета;
3) своевременное рефинансирование долговых обязательств Костромской области по срокам их погашения;
4) снижение долговой нагрузки на областной бюджет;
5) управление финансовыми рисками при осуществлении заимствований, в том числе за счет привлечения преимущественно среднесрочных кредитов и равномерного распределения погашения долга по годам;
6) обеспечение эффективности государственных заимствований, в том числе минимизация расходов на обслуживание долговых обязательств и гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков с использованием наиболее благоприятных форм заимствований;
7) расширение практики использования долговых инструментов в рамках федерального "инфраструктурного меню".
VI. Анализ рисков
Бюджетная система крайне восприимчива к изменениям экономической ситуации. В этой связи возникает необходимость проведения анализа внутренних и внешних рисков с целью сокращения негативного влияния кризисных явлений в экономике.
Для внешних рисков (внешнее санкционное давление, сокращение темпов социально-экономического развития, снижение объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, ухудшение условий для заимствований и рост цен) имманентно присуща слабая степень управляемости со стороны региона и муниципальных образований области. В отношении внутренних рисков (предоставление региональных льгот по налогам, принятие новых расходных обязательств, нерациональная структура расходов) будут реализованы профилактические меры для уменьшения вероятности их возникновения и минимизации негативных последствий.
Минимизировать последствия рисков, влияющих на сбалансированность бюджета, предполагается за счет:
1) принятия эффективных мер, направленных на развитие экономического потенциала Костромской области;
2) повышения собираемости доходной части областного и местных бюджетов Костромской области;
3) ограничения роста расходных обязательств при одновременном повышении эффективности бюджетных расходов;
4) поддержания экономически безопасного уровня государственного долга и минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств;
5) проведения контроля за исполнением областного и местных бюджетов Костромской области.
VII. Показатели финансового обеспечения реализации государственных программ Костромской области на период до 2025 года
Распоряжением администрации Костромской области от 26 марта 2013 года N 58-ра "Об утверждении перечня государственных программ Костромской области" (в редакции распоряжения администрации Костромской области от 25.07.2022 N 150-ра) утвержден перечень государственных программ Костромской области, включающий 27 государственных программ.
В бюджетном прогнозе отражены показатели финансового обеспечения 25 государственных программ Костромской области и прогноз расходов областного бюджета на осуществление непрограммных направлений деятельности до 2025 года (приложение N 2 к бюджетному прогнозу).
Показатели финансового обеспечения реализации государственных программ Костромской области являются индикативной оценкой объема расходов бюджета, отражающей приоритеты региональной политики в соответствующих сферах.
Несмотря на индикативный характер, указанные показатели позволяют определить среднесрочные приоритеты в распределении бюджетных расходов, сформировать полноценные и обеспеченные финансами государственные программы, создать стимулы, прежде всего для их ответственных исполнителей, для выявления и использования резервов в целях перераспределения расходов и повышения эффективности использования бюджетных средств.
На 2023 год финансирование государственных программ Костромской области составляет 43 848,3 млн. рублей, на 2024 год - 40 768,0 млн. рублей, на 2025 год - 35 541,6 млн. рублей.
Прогнозируемый объем расходов областного бюджета на осуществление непрограммных направлений деятельности на 2023 год составляет 2 150,7 млн. рублей, на 2024 год - 1 672,1 млн. рублей, на 2025 год - 1 861,2 млн. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.