г. Краснодар |
|
09 июля 2013 г. |
Дело N А32-45077/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 июля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 9 июля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Транспорт и услуги" (ИНН 2315076952, ОГРН 10223002387667) - Коржова Р.П. (директор), Акимовой И.С. (доверенность от 14.08.2012) и Ворониной Н.В. (доверенность от 14.08.2012), в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (ИНН 2315020237, ОГРН 1042309105750) надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2012 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2013 (судьи Николаев Д.В., Гуденица Т.Г., Герасименко А.Н.,) по делу N А32-45077/2011, установил следующее.
ООО "Транспорт и услуги" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительными решения от 28.09.2011 N 52047 в части начисления обществу 1 484 141 рубля налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и требования об уплате штрафа и пеней, и внесении необходимых исправлений в бухгалтерский и налоговый учет. Заявление мотивировано несоответствием решения пункту 7 статьи 171 и пункту 2 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Решением суда от 17.12.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.03.2013, решение инспекции от 28.09.2011 N 52047 о привлечении общества к налоговой ответственности по статье 122 Кодекса в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога в размере 70 094 рублей 50 копеек, о взыскании 1 484 141 рубля недоимки по НДС, 24 349 рублей 38 копеек пеней за несвоевременную уплату налога признано недействительным.
Судебные акты мотивированы недоказанностью инспекцией наличия оснований для отказа в применении обществом налоговой ставки 0% по НДС по осуществленным обществом операциям, поскольку представленные договоры (с учетом приложенных в материалы дела документов) являются договорами транспортной экспедиции при организации международной перевозки и обществу неправомерно начислен НДС, пени и штраф, а также отказано в возмещении НДС.
В кассационной жалобе и дополнении к ней инспекция просит отменить названные судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, судебные инстанции неправильно истолковали подпункт 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса. Общество не является экспедитором, так как не осуществляет организацию перевозки. Ему вверялся груз для доставки получателю, поэтому право на применение ставки 0% по НДС в отношении реализованных услуг у него отсутствует.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить в силе судебные акты, ссылаясь на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представители инспекции и общества поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку общества по НДС за I квартал 2011 года. По результатам проверки инспекцией составлен акт от 22.08.2011 N 38704 и вынесено решение от 28.09.2011 N 52047 о начислении 70 094 рублей 50 копеек штрафа, 1 484 141 рубль недоимки по НДС и 24 349 рублей 38 копеек пеней.
Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю отказало в рассмотрении апелляционной жалобы.
Не согласившись с указанным решением Управления и решением инспекции, общество обжаловало их в Федеральную налоговую службу (далее - ФНС).
Решением ФНС от 03.04.2012 N СА-4-9/5518@ в удовлетворении жалобы обществу отказано.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При рассмотрении дела судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 146 Кодекса объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в силу пункта 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом другому лицу.
До 01 января 2011 года в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса содержалось положение о применении ставки 0% по НДС в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.
Положение данного подпункта распространялось на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
С 01 января 2011 года подпункт 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса дополнен еще двумя видами услуг в качестве основания для применения налоговой ставки 0% по НДС это услуги по международной перевозке товаров и транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
Под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Действие указанного подпункта распространяется и на услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок и транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
В целях названной статьи законодатель отнес к транспортно-экспедиционным услугам такие виды услуг как: участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, услуги по разработке и согласованию технических условий погрузки и крепления грузов, розыску груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировке грузов, обслуживанию и ремонту универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживанию рефрижераторных контейнеров и хранению грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Основанием для начисления НДС и применения налоговых санкций в отношении общества послужил вывод налогового органа о том, что общество необоснованно применило при исчислении подлежащего к уплате НДС налоговую ставку 0% в связи с реализацией услуг в сумме 8 245 228 рублей, неправомерно применило налоговые вычеты, предъявленные к возмещению в соответствии со статьей 171, 172 Кодекса в размере 55 539 рублей.
Суды проверили доводы инспекции о наличии права на применение ставки 0% при оказании транспортно-экспедиционных услуг только при непосредственной организации экспедитором международной перевозки, тогда как из представленных обществом документов нельзя сделать вывод об участии его в организации самой международной перевозки. В случае, если организация не организует перевозку груза, то она не может быть признана экспедитором и применять налоговую ставку 0%.
Судебные инстанции признали ошибочными эти аргументы налогового органа, сославшись на статью 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), в силу которой по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами (пункт 3 статьи 801 Гражданского кодекса).
Таким образом, пункт 1 статьи 801 Гражданского кодекса содержит открытый перечень услуг, которые могут являться предметом договора транспортной экспедиции.
Суды установили, что в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов общество представило договоры: от 01.01.2010 N 746398 подрядных работ сроком действия до 31.12.2011, заключенный с ТОО "Тенгизшевройл" (Республика Казахстан); от 22.12.2009 N 07CSL2Yd9 и от 16.02.2011 N 04CSL2Ydll на транспортно-экспедиторское обслуживание, заключенные с ТОО "Казахойл Актобе"; от 31.03.2010 N 468-20 и от 14.12.2010 N 2745-20 сроком действия до 31.12.2010 о закупках транспортно-экспедиторских услуг, заключенный с АО "Разведка Добыча "КазМунайГаз"" (Республика Казахстан); от 15.10.2007 N AP/Y/07/1631 на транспортно-экспедиторское обслуживание, заключенный с компанией "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В." (Республика Казахстан); от 29.12.2010 N 44 на транспортно-экспедиторское обслуживание, заключенный с ТОО "Арнаойл" (Республика Казахстан) сроком действия до 31.12.2011; от 14.01.2003 на транспортно-экспедиторское обслуживание, заключенный с ТОО СП "Арман" (Республика Казахстан); от 11.04.2008 N 14/2008 и от 01.02.2011 N Т-7 на транспортно-экспедиторское обслуживание, заключенный с ТОО СП "Матин" (Республика Казахстан); от 16.08.2006 N 215 на транспортно-экспедиторское обслуживание, заключенный с ТОО "Саутс Ойл" (Республика Казахстан).
Суды исследовали указанные договоры и сопроводительную документацию к ним и установили, что предметом перечисленных договоров является предоставление обществом объема портовых услуг по перевалке и экспедированию, включая транспортно-экспедиторские услуги и таможенное оформление, связанное с отгрузкой сырой нефти морским транспортом на морском терминале, таможенное оформление груза, своевременное извещение контрагентов общества о требованиях действующего таможенного законодательства Российской Федерации, выдача экспортного поручения на погрузку, оформление и подписание необходимых товарно-транспортных документов: коносамента, грузового манифеста, сертификата качества, сертификата количества, акта учета стояночного времени, сертификата происхождения, акта замера пустот в грузовых танках, сертификата осмотра грузовых танков, получение расписки капитана в получении проб от нефтебазы и в получении документов, оформление других необходимых документов.
Суды установили, что за период с декабря 2010 года по I квартал 2011 года общество оказало услуги в отношении товара (сырой нефти) на сумму 12 496 938 рублей 53 копейки. Представленные выписки Юго-Западного Банка Сбербанка России N 68 с приложениями свифт-посланий и отметками банка подтверждают поступление обществу 12 510 174 рублей 65 копеек от иностранных компаний под конкретные инвойсы и договоры без участия третьих лиц. Данные выписки соответствуют ведомости валютного контроля на соответствие идентификации назначения платежа под отгруженный товар.
Из представленных документов следует, что заявитель, выступая в качестве экспедитора, осуществлял транспортно-экспедиционное обслуживание груза в морском терминале ЗАО "КТК-Р", документальное оформление организации перевалки грузов, информационное сопровождение погрузочно-разгрузочных работ и т.д.
Суды сочли, что названные услуги по транспортно-экспедиционному обслуживанию в морском терминале ЗАО "КТК-Р" относятся к услугам по оформлению документов, приему и выдаче грузов, информационным услугам, платежно-финансовым услугам, услугам по подготовке и дополнительному оборудованию транспортных средств, погрузочно-разгрузочным и складским услугам, перечисленным в пунктах 3.1.2, 3.1.5, 3.1.4., 3.1.6, 3.1.8 Национального стандарта России ГОСТа Р 52298-2004. Исходя из представленных обществом в материалы дела договорам и доказательствам, при организации международной перевозки товаров общество оказало транспортно-экспедиционные услуги, отвечающие признакам, указанным в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
Договор транспортной экспедиции может предусматривать оказание экспедитором как фактических, так и юридических значимых услуг. Содержание фактических услуг составляют, например, проверка количества и состояния груза, подготовка груза к перевозке, упаковка, пакетирование, нанесение транспортной маркировки на груз, погрузка и выгрузка груза, организация доставки груза на станцию или в порт либо со станции получателю. Наряду с фактическими экспедитору приходится выполнять также юридические действия, как то: согласование с перевозчиком условий перевозки, заключение договоров перевозки от своего имени или от имени клиента, организация перевалки груза на другие виды транспорта, оформление документов на отправление и прием груза от перевозчика, прохождение таможенных процедур, участие в составлении коммерческих актов и другое.
Таким образом, договоры транспортной экспедиции могут различаться содержанием обязанностей экспедитора. Так, выделяются договоры о транспортно-экспедиционном обеспечении доставки груза получателю, о транспортно-экспедиционном обеспечении завоза (вывоза) грузов со станций железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты, об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах. Общим для всех этих видов договоров является связанность действий экспедитора по выполнению или организации выполнения услуг во всех случаях с перевозкой груза.
Договоры, заключаемые между экспедиторскими организациями и клиентами, признаются договорами транспортной экспедиции, регулирующими оказание клиенту со стороны экспедитора услуг, связанных с перевозкой груза. Тем самым на них распространяются нормы главы 41 Гражданского кодекса о транспортной экспедиции, а не общие положения о договорах возмездного оказания услуг (глава 39 Гражданского кодекса, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2012 N ВАС-4665/12).
Суды установили, что все перечисленные услуги оказаны обществом в отношении товара, транспортировка которого осуществлялась между двумя пунктами, один из которых находится на территории Российской Федерации, другой - за ее пределами, что подтверждается копиями коносаментов с указанием иностранных портов разгрузки, с оттиском печатей капитанов о принятии товара на борт судна и вывозе его в режиме экспорта.
Суды также учли, что факт международной перевозки грузов, экспедируемых обществом, налоговый орган не оспаривает.
Отношения между экспедитором и клиентом регулируются Гражданским кодексом, Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554 (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил к транспортно-экспедиционным услугам отнесены услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза. Положения, обязывающие осуществлять перевозку исключительно экспедитором, отсутствуют.
В подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса подлежащими налогообложению НДС по ставке 0% указаны транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые при организации международной перевозки, которые, как установили судебные инстанции, оказало общество.
Довод инспекции о том, что для квалификации договора в качестве транспортной экспедиции необходимо, чтобы общество доказало наличие у него статуса грузоотправителя или грузополучателя правомерно отклонен судами. Договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено заключение договоров с перевозчиком экспедитором от своего имени, тогда статусом грузоотправителя будет обладать сам экспедитор (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 N 11612/10).
Суды исследовали представленные к договорам документы: реестры оказанных услуг, счета на оплату, выставленные покупателю, банковские выписки, подтверждающие фактическое поступление выручки от покупателя указанных услуг на счет общества, счета-фактуры и акты приемки-сдачи выполненных работ (услуг), поручения на отгрузку грузов, коносаменты и сделали обоснованный вывод о том, что представленные договоры применительно к установленным по делу фактическим обстоятельствам являются договорами транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
В связи с этим вывод судов о наличии у общества права на применение по спорным транспортно-экспедиционным услугам, оказанным им при организации международной перевозки, ставки НДС 0% основан на правильном применении норм права к установленным конкретным обстоятельствам, соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы жалобы направлены на переоценку оцененных судами доказательств, что в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2013 по делу N А32-45077/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Л.Н.Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.