Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Общие положения
В настоящее время в государственную систему здравоохранения Свердловской области входят 160 учреждений здравоохранения, в которых оказывается скорая медицинская, первичная медико-санитарная, специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь населению Свердловской области.
В Свердловской области создана трехуровневая система оказания медицинской помощи. Для оказания медицинской помощи сельскому населению созданы и функционируют фельдшерско-акушерские пункты, отделения общей врачебной практики, врачебные амбулатории. Деятельность учреждений здравоохранения обеспечивают более 12 тыс. врачей и 33 тыс. среднего медицинского персонала.
Вместе с тем в настоящее время в государственной системе здравоохранения Свердловской области существует дефицит медицинских кадров.
Укомплектованность учреждений здравоохранения врачебными кадрами по занятым должностям составляет 87% (среднероссийский показатель - 82%), средним медицинским персоналом - 92% (среднероссийский показатель - 83%).
Обеспеченность населения врачами, работающими в государственной системе здравоохранения Свердловской области, в медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области (далее - территориальная программа государственных гарантий) составляет 31,4 человека на 10 тыс. населения, медицинскими работниками со средним медицинским образованием - 87,5 человека на 10 тыс. населения.
В 2022 году Министерством здравоохранения Свердловской области осуществлен расчет потребности Свердловской области в медицинских кадрах для государственной системы здравоохранения в соответствии с приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2019 N 973 "Об утверждении методики расчета потребности в специалистах со средним медицинским образованием" и от 29.11.2019 N 974 "Об утверждении методики расчета потребности во врачебных кадрах" (далее - методики). По результатам расчета потребности Свердловской области в медицинских кадрах для государственной системы здравоохранения дефицит врачей (с учетом федеральных учреждений, участвующих в территориальной программе государственных гарантий) составил 302 человека, что на 481 человека меньше, чем в 2020 году (783 человека), медицинских работников со средним медицинским образованием по ряду специальностей - 5493 человека, что на 5317 человек больше, чем в 2020 году (176 человек).
Для снижения дефицита медицинских кадров в Свердловской области необходим комплекс мероприятий, в том числе проведение ранней профориентации обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Свердловской области (далее - общеобразовательные организации), на получение профессионального образования по медицинским специальностям. Одним из эффективных механизмов ранней профориентации обучающихся общеобразовательных организаций на получение профессионального образования по медицинским специальностям является создание медицинских классов.
В 2022/2023 учебном году в 100 общеобразовательных организациях насчитывается 265 классов (групп) профильного обучения химико-биологической направленности, в которых обучаются 1851 человек. На базе этих классов в 22 общеобразовательных организациях уже функционируют медицинские классы.
Комплексной программой Свердловской области "О реализации мероприятий по обеспечению медицинских организаций Свердловской области квалифицированными кадрами на 2023 - 2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 27.12.2022 N 976-ПП "Об утверждении комплексной программы Свердловской области "О реализации мероприятий по обеспечению медицинских организаций Свердловской области квалифицированными кадрами на 2023 - 2025 годы" (далее - постановление Правительства Свердловской области от 27.12.2022 N 976-ПП), предусматривается увеличение количества медицинских классов к 2025 году в два раза.
Существенной корректировки требует качество знаний обучающихся 9-х классов общеобразовательных организаций по естественно-научным предметам, подтверждением чего является низкий средний тестовый балл по учебным предметам "Химия" и "Биология".
Анализ выбора выпускников 9-х классов учебных предметов "Химия" и "Биология" при государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) по результатам 2018, 2019 и 2022 годов (в 2020 году аттестаты выдавали без участия в ГИА, в 2021 году ГИА проводилась только по обязательным учебным предметам "Русский язык" и "Математика") показывает, что при ежегодном увеличении количества выпускников 9-х классов: в 2018 году - 39 777 выпускников, в 2022 году - 41 959 выпускников, уменьшается количество выпускников, сдающих указанные предметы (таблица 1)
Таблица 1
Учебный предмет |
Количество выпускников 9-х классов, выбравших сдачу учебного предмета, от общего числа выпускников текущего года |
||||||
2018 год |
2019 год |
2022 год |
|||||
человек |
процентов |
человек |
процентов |
человек |
процентов |
||
Химия |
4503 |
11,3 |
4800 |
11,5 |
3352 |
7,9 |
|
Биология |
12 399 |
31,1 |
11 739 |
28,2 |
10 590 |
25,2 |
Среди выпускников 11-х классов, принимающих участие в едином государственном экзамене (далее - ЕГЭ), ежегодно около 12% выпускников выбирают для сдачи учебный предмет "Химия", около 18% - учебный предмет "Биология" (таблица 2).
Таблица 2
Учебный предмет |
Доля выпускников 11-х классов, сдававших учебный предмет, из числа выпускников текущего года |
||||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
|
Химия |
11,9% |
12,2% |
12,76% |
12,22% |
10,55% |
Биология |
18,39% |
17,6% |
18,92% |
18,45% |
16,19% |
При этом в 2022 году доля выпускников 11-х классов, сдававших указанные учебные предметы, незначительно снизилась, что может свидетельствовать о том, что выпускники более осознанно выбирают учебные предметы "Химия" и "Биология" для сдачи ЕГЭ, их выбор не является случайным.
Средний тестовый балл по указанным учебным предметам представлен в таблице 3. Увеличение среднего балла по учебному предмету "Химия" наблюдалось в 2019 и 2020 годах, в 2022 году средний балл был сопоставим с результатом 2018 года. По учебному предмету "Биология" наблюдалась тенденция снижения среднего балла по сравнению с 2018 годом (таблица 3).
Таблица 3
Учебный предмет |
Средний тестовый балл участников ЕГЭ |
||||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
|
Химия |
55,5 |
58 |
57,7 |
56,9 |
55,6 |
Биология |
51,6 |
52,9 |
53,7 |
52,1 |
50,2 |
Наблюдается тенденция по увеличению доли выпускников, не преодолевших минимальный порог, подтверждающий освоение образовательной программы среднего общего образования 1, с 13% (2018 год) до 19,5% (2022 год) - по учебному предмету "Химия" и с 14% (2018 год) до 20% (2022 год) - по учебному предмету "Биология", что обусловлено введением нового поколения контрольных измерительных материалов, устанавливающих повышенные требования к результатам освоения обучающимися образовательных программ:
для проведения ЕГЭ - с 2022 года;
для проведения основного государственного экзамена - с 2020 года.
При этом увеличилась доля высокобалльных работ по указанным предметам (таблица 4).
Таблица 4
Учебный предмет |
Доля высокобалльных работ (процентов) |
|
2018 год |
2022 год |
|
Химия |
8,65 |
14,35 |
Биология |
3,92 |
4,67 |
В настоящее время в Свердловской области имеются положительные примеры реализации проектов по ранней профориентации обучающихся общеобразовательных организаций на получение медицинского образования. С целью реализации инновационного образовательного проекта "Билет в будущее" ("Медицинский класс") подписано семистороннее соглашение о сотрудничестве между муниципальным автономным общеобразовательным учреждением "Лицей N 21" (далее - лицей N 21), Администрацией городского округа Первоуральск, федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением "Свердловский областной медицинский колледж", государственным автономным учреждением здравоохранения Свердловской области "Городская больница город Первоуральск", государственным автономным учреждением здравоохранения Свердловской области "Детская городская больница город Первоуральск" и государственным автономным учреждением здравоохранения Свердловской области "Станция скорой медицинской помощи город Первоуральск".
Лицей N 21 является инновационной площадкой по апробации возможностей оборудования в предметной области "Естественно-научные предметы". Все кабинеты лицея N 21 оснащены голографическими станциями, позволяющими проводить лабораторно-практические работы по всем разделам курса биологии, физики, химии. В лицее N 21 проводятся учебные занятия, курсы внеурочной деятельности, занятия объединений дополнительного образования, практикумы. В здании лицея N 21 размещены "Естественно-научная лаборатория", "Коворкинг-зона", "Кабинет химии", "Кабинет биологии", совмещенный с кабинетом "Основы медицинских знаний и основы безопасности жизнедеятельности", "Лаборантская". Лицей N 21 оснащен учебно-методическими комплексами по химии, биологии, экологии, цифровыми лабораториями, ноутбуками с программным обеспечением для проведения исследований, урочных и внеурочных занятий, партами-трансформерами для групповой и командной работы, симуляционным оборудованием, анатомическим столом "Пирогов", программным комплексом "ТЕЛЕМЕНТОР" и другим инновационным оборудованием.
Проект "Медицинские классы Свердловской области" (далее - Проект) в настоящее время является актуальным для системы образования и здравоохранения Свердловской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.