Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению Администрации
города Симферополя Республики Крым
от 20.03.2023 N 53-р
Приложение 1
к распоряжению Администрации
города Симферополя Республики Крым
от 02.02.2017 N 74-р
Положение о системе управления охраной труда в Администрации города Симферополя Республики Крым
1. Общие положения
1.1. Положение о системе управления охраной труда в Администрации города Симферополя Республики Крым (далее - Положение) разработано в целях соблюдения требований охраны труда посредством создания, внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной труда (далее - СУОТ) в Администрации города Симферополя Республики Крым (далее - администрация), в разработке локальных нормативных актов, определяющих порядок функционирования СУОТ, в разработке мер, направленных на создание безопасных условий труда, предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
1.2. СУОТ является неотъемлемой частью управленческой и (или) производственной системы работодателя (представителя нанимателя).
СУОТ представляет собой единство:
- организационной структуры управления администрации (согласно штатному расписанию), предусматривающей установление обязанностей и ответственности в области охраны труда на всех уровнях управления;
- мероприятий, обеспечивающих функционирование СУОТ и контроль за эффективностью работы в области охраны труда;
- документированной информации, включающей локальные нормативные акты, регламентирующие мероприятия СУОТ, организационно-распорядительные и контрольно-учетные документы.
1.3. Создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляются главой администрации (далее - работодатель (представитель нанимателя) с учетом принятых на себя обязательств по охране труда, содержащихся в международных, межгосударственных и национальных стандартах и руководствах, достижений современной науки и наилучших применимых практик по охране труда.
1.4. Разработка и внедрение СУОТ обеспечивает достижение согласно политике (стратегии) администрации в области охраны труда (далее - политика в области ОТ) ожидаемых результатов в области улучшения условий и охраны труда, которые включают в себя:
- постоянное улучшение показателей в области охраны труда;
- соблюдение законодательных и иных норм;
- достижение целей в области охраны труда.
1.5. СУОТ разрабатывается в целях исключения и (или) минимизации профессиональных рисков в области охраны труда и управления указанными рисками (выявления опасностей, оценки уровней и снижения уровней профессиональных рисков), находящихся под управлением работодателя (представителя нанимателя), с учетом потребностей работников администрации, а также других заинтересованных сторон.
1.6. Положения СУОТ распространяются на всех работников, работающих у работодателя (представителя нанимателя) в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. В рамках СУОТ учитывается деятельность на всех рабочих местах, во всех отраслевых (функциональных) органах (территориях, зданиях, сооружениях и других объектах) работодателя (представителя нанимателя), находящихся в его ведении.
1.7. Установленные СУОТ положения по безопасности, относящиеся к нахождению и перемещению по объектам работодателя (представителя нанимателя), распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя (представителя нанимателя), в том числе для представителей органов надзора и контроля и работников подрядных организаций, допущенных к выполнению работ и осуществлению иной деятельности на территории и объектах работодателя (представителя нанимателя) в соответствии с требованиями применяемых у работодателя (представителя нанимателя) нормативных правовых актов.
2. Разработка и внедрение СУОТ
2.1. Политика в области ОТ является:
- распоряжением Администрации города Симферополя Республики Крым в котором излагаются цели и мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников;
- публичной декларацией работодателя (представителя нанимателя) о намерении и гарантированном выполнении им государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.
2.2. Политика в области ОТ направлена на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, а также на обеспечение безопасных условий труда, управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
2.3. Целью политики в области охраны труда является сохранение жизни и здоровья работников, а также постоянное улучшение условий и охраны труда.
2.4. Работодатель (представитель нанимателя) обеспечивает: - предоставление ответственным лицам соответствующих полномочий для осуществления функций (обязанностей) в рамках функционирования СУОТ;
- документирование и доведение до сведения работников администрации информации об ответственных лицах и их полномочиях.
2.5. Работодатель (представитель нанимателя) является ответственным за функционирование СУОТ, полное соблюдение требований охраны труда в администрации, а также за реализацию мер по улучшению условий труда работников.
2.6. Распределение конкретных обязанностей в рамках функционирования СУОТ осуществляется по уровням управления.
2.7. Обязанности в рамках функционирования СУОТ, распределяемые по уровням управления, закрепляются в должностной инструкции ответственного работника соответствующего уровня управления.
2.8. В администрации устанавливается двухуровневая система управления охраной труда.
2.9. Уровни управления охраной труда:
- в администрации в целом - уровень управления "А";
- в отраслевых (функциональных) органах - уровень управления "Б".
2.10. На уровне управления "А" устанавливаются обязанности:
- работодателя (представителя нанимателя);
- заместителя главы администрации, курирующего вопросы организации работ по охране труда.
2.11. На уровне управления "Б" устанавливаются обязанности:
- руководителей отраслевых (функциональных) органов, их заместителей;
- должностного лица сектора по охране труда управления административных органов администрации города Симферополя (далее - специалист по охране труда);
- иных работников.
2.12. Обязанности в рамках функционирования СУОТ распределяются исходя из следующего разделения зон ответственности:
а) работодатель (представитель нанимателя) - обеспечение создания безопасных условий и охраны труда, выполнения мер, установленных статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации;
б) заместитель главы администрации - организация работ по охране труда;
в) руководитель отраслевого (функционального) органа, его заместитель:
- обеспечение функционирования СУОТ на уровне отраслевого (функционального) органа;
- организация подготовки по охране труда;
- участие в организации управления профессиональными рисками;
- участие в организации и осуществлении контроля за состоянием условий и охраны труда в отраслевом (функциональном) органе;
- информирование работодателя о несчастных случаях, произошедших в отраслевых (функциональных) органах;
- обеспечение исполнения указаний и предписаний органов государственной власти, а также рекомендаций специалиста по охране труда;
- приостановление работ в отраслевом (функциональном) органе в случаях, установленных требованиями охраны труда;
- обеспечение размещения в общедоступных местах отраслевых (функциональных) органов документов и информации, содержащих требования охраны труда, для ознакомления с ними работников данного отраслевого (функционального) органа и иных лиц;
- принятие мер по вызову скорой медицинской помощи при авариях и несчастных случаях, произошедших в отраслевом (функциональном) органе;
г) специалист по охране труда:
- координация всех направлений функционирования СУОТ;
- разработка перечня актуальных нормативных правовых актов, в том числе локальных, содержащих требования охраны труда;
- обеспечение доступа работников к актуальным нормативным правовым актам, методической документации в области охраны труда;
- контроль за соблюдением требований охраны труда;
- мониторинг состояния условий и охраны труда;
- разработка и организация мероприятий по улучшению условий и охраны труда, контроль их выполнения;
- участие в разработке, согласовании и обновлении локальных нормативных актов (проектов), содержащих требования по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
- участие в управлении профессиональными рисками;
- участие в комиссии, образованной для расследования несчастного случая;
д) иные работники:
- соблюдение требований охраны труда в рамках выполнения трудовых функций, в том числе требований инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка;
- информирование непосредственного руководителя о признаках неисправности технических средств, оборудования, установленных на рабочем месте;
- извещение непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья;
- соблюдение утвержденного порядка (инструкции) действий в случае возникновения аварии или иной ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью человека.
3. Планирование
3.1. При планировании СУОТ определяются профессиональные риски, требующие принятия мер в целях предотвращения или уменьшения нежелательных последствий возможных нарушений положений СУОТ по безопасности.
3.2. Управление профессиональными рисками представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами СУОТ и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков (далее - ОПР) и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, контроль и пересмотр выявленных профессиональных рисков.
3.3. Выявление опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня проводятся с учетом рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей.
3.4. Допускается использование различных методов ОПР. Выбор метода и сложность процедуры ОПР осуществляется по результатам выявленных опасностей, а также особенностями и сложностью производственных процессов, осуществляемых в администрации.
3.5. Допускается привлечение для выявления опасностей и ОПР независимую организацию, обладающую необходимой компетенцией.
3.6. Работодатель (представитель нанимателя) обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку.
3.7. Примерный перечень опасностей, их причин (источников), а также мер управления/контроля рисков приведен в распоряжении Администрации города Симферополя Республики Крым от 31.05.2022 N 156-р "Об утверждении Порядка проведения идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков на рабочих местах муниципальных служащих Администрации города Симферополя Республики Крым".
Работодатель (представитель нанимателя) вправе изменять перечень указанных опасностей или включать в него дополнительные опасности.
3.8. Государственные нормативные требования охраны труда учитываются при разработке, внедрении, поддержании и постоянном улучшении СУОТ.
3.9. Планирование направлено на определение необходимого перечня мероприятий по охране труда, проводимых в рамках функционирования процессов (процедур) СУОТ.
3.10. В Плане мероприятий по охране труда администрации указываются следующие примерные сведения:
- перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур;
- сроки реализации процедур;
- ответственные лица за реализацию мероприятий;
- источники финансирования мероприятий.
3.11. Планирование мероприятий по охране труда учитывает изменения, которые влияют на функционирование СУОТ, включая:
- изменения в нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда;
- изменения в условиях труда работников.
3.12. Количество целей по охране труда работодатель (представитель нанимателя) определяет с учетом специфики деятельности, численности работников, отраслевых (функциональных) органов, показателей по условиям труда и профессиональным рискам, наличия несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
3.13. При выборе целей в области охраны труда рекомендуется учитывать их характеристики, в том числе:
- возможность измерения (если практически осуществимо) или оценки их достижения;
- возможность учета: применимых норм, результатов оценки рисков, результатов консультаций с работниками.
3.14. Работодатель (представитель нанимателя), по необходимости, ежегодно пересматривает цели в области охраны труда, исходя из результатов оценки эффективности СУОТ.
4. Обеспечение функционирование СУОТ
4.1. Для обеспечения функционирования СУОТ работодатель (представитель нанимателя):
- определяет необходимые компетенции работников, которые влияют или могут влиять на безопасность организационных процессов;
- обеспечивает подготовку работников в области выявления опасностей при выполнении работ и реализации мер реагирования;
- обеспечивает подготовку и повышение квалификации работников в области охраны труда.
4.2. Организация процесса обучения и проверки знаний требований охраны труда осуществляется работодателем в соответствии с нормами трудового законодательства.
4.3. Работодатель (представитель нанимателя) информирует работников в рамках СУОТ:
- о политике и целях в области охраны труда;
- о системе стимулирования за соблюдение государственных нормативных требований охраны труда и об ответственности за их нарушение;
- о результатах расследования несчастных случаев на производстве и микротравм (микроповреждений);
- об опасностях и рисках на своих рабочих местах, а также разработанных в их отношении мерах управления.
4.4. При информировании работников допускается учитывать следующие формы доведения информации:
- включение соответствующих положений в трудовой договор работника;
- ознакомление работников с результатами оценки профессиональных рисков;
- проведение совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч и переговоров заинтересованных сторон;
- использования информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- проведение инструктажей, размещение стендов с необходимой информацией.
5. Функционирование
5.1. Основными процессами по охране труда являются:
- ОПР;
- проведение медицинских осмотров работников;
- проведение обучения работников;
- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ);
- обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений;
- обеспечение безопасности работников при эксплуатации оборудования;
- санитарно-бытовое обеспечение работников;
- обеспечение соответствующих режимов труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- обеспечение социального страхования работников;
- взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля;
- реагирование на аварийные ситуации;
- реагирование на несчастные случаи;
- реагирование на профессиональные заболевания.
5.2. Процессы СОУТ и ОПР являются базовыми процессами СУОТ. По результатам СОУТ и ОПР формируется и корректируется реализация других процессов СУОТ.
5.3. Основными процессами и процедурами, устанавливающими порядок действий, направленных на обеспечение функционирования процессов и СУОТ в целом, являются:
- планирование мероприятий по охране труда;
- выполнение мероприятий по охране труда;
- контроль планирования и выполнения мероприятий по охране труда, анализ по результатам контроля;
- формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ;
- управление документами СУОТ;
- информирование работников и взаимодействие с ними;
- распределение обязанностей для обеспечения функционирования СУОТ.
5.4. Реагирование на несчастные случаи (включая несчастные случаи при возникновении аварийной ситуации) направлено на достижение следующей основной цели СУОТ - проведения профилактических мероприятий по отработке действий работников при возникновении таких ситуаций, расследования причин их возникновения, а также их устранения.
5.5. Процесс реагирования на несчастные случаи включает в себя следующие подпроцессы:
- реагирование на несчастные случаи;
- расследование несчастных случаев.
5.6. Исходными данными для реализации подпроцесса реагирования на несчастные случаи является перечень возможных аварийных ситуаций в администрации, а подпроцесса расследования несчастных случаев - вся информация, имеющая отношение к данному событию.
5.7. С целью своевременного определения причин возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний, в том числе микроповреждений (микротравм), работодатель (представитель нанимателя) обеспечивает проведение расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также оформление отчетных документов.
6. Оценка результатов деятельности
6.1. Работодатель (представитель нанимателя) определяет:
а) объект контроля, включая:
- соблюдение законодательных и иных требований;
- виды работ и производственные процессы, связанные с идентифицированными опасностями;
- степень достижения целей в области охраны труда;
б) методы контроля показателей;
в) критерии оценки показателей в области охраны труда;
г) виды контроля.
6.2. Работодатель (представитель нанимателя) разрабатывает порядок контроля и оценки результативности функционирования СУОТ, в том числе:
- оценки соответствия состояния условий и охраны труда действующим государственным нормативным требованиям охраны труда, заключенным коллективным договорам и соглашениям, иным обязательствам по охране труда, подлежащим безусловному выполнению;
- получения информации для определения результативности и эффективности процедур по охране труда;
- получения данных, составляющих основу для анализа и принятия решений по дальнейшему совершенствованию СУОТ.
6.3. Работодатель (представитель нанимателя) определяет основные виды контроля функционирования СУОТ, включая контроль реализации процедур и мероприятий по охране труда, к которым относятся:
- контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования; контроль выполнения работ работником в рамках должностных обязанностей, выявление опасностей и определения уровня профессиональных рисков; реализация иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, контроль показателей реализации процедур;
- контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: (обучение по охране труда, проведение медицинских осмотров, а также, при необходимости, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований);
- учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений государственных нормативных требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению, изменения существующих или внедрения новых технологических процессов, оборудования, инструментов, сырья и материалов.
6.4. При проведении контроля функционирования СУОТ и анализа реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда, работодателю (представителю нанимателя) рекомендуется оценивать следующие показатели:
- достижение поставленных целей в области охраны труда;
- способность действующей СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей работодателя (представителя нанимателя), отраженных в Политике и целях по охране труда;
- эффективность действий, намеченных работодателем (руководителем администрации) на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СУОТ;
- необходимость дальнейшего развития (изменений) СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц работодателя (представителя нанимателя) в области охраны труда, перераспределение ресурсов работодателя (представителя нанимателя);
- необходимость обеспечения своевременной подготовки тех работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;
- необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ;
- полноту идентификации опасностей и управления профессиональными рисками в рамках СУОТ в целях выработки корректирующих мер.
6.5. Примерный перечень показателей контроля функционирования СУОТ определяется, но не ограничивается, следующими данными:
- абсолютные показатели - время на выполнение, стоимость, технические показатели и показатели качества;
- относительные показатели - план/факт, удельные показатели, показатели в сравнении с другими процессами;
- качественные показатели - актуальность и доступность исходных данных для реализации процессов СУОТ.
7. Улучшение функционирования СУОТ
7.1. В целях улучшения функционирования СУОТ определяются и реализуются мероприятия, направленные на улучшение функционирования СУОТ, контроля реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда, а также результатов расследований аварий (инцидентов), несчастных
случаев на производстве, микроповреждений (микротравм), профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений, поступивших от работников и (или) их уполномоченных представителей, а также иных заинтересованных сторон.
7.2. Порядок формирования корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ определяется распоряжением Администрации города Симферополя Республики Крым о создании своей СУОТ.
7.3. С целью организации планирования улучшения функционирования СУОТ работодатель (представитель нанимателя) устанавливает и фиксирует порядок разработки корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ.
7.4. Корректирующие действия разрабатываются на основе результатов выполненных мероприятий по охране труда, анализа по результатам контроля, выполненных мероприятий, разработанных по результатам расследований аварий (инцидентов), микроповреждений (микротравм), несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, выполненных мероприятий по устранению предписаний контрольно-надзорных органов государственной власти, предложений, поступивших от работников и (или) их уполномоченных представителей, а также иных заинтересованных сторон.
7.5. Процесс формирования корректирующих действий по совершенствованию функционирования направлен на повышение эффективности и результативности СУОТ путем:
- улучшения показателей деятельности администрации в области охраны труда;
- поддержки участия работников в реализации мероприятий по постоянному улучшению СУОТ;
- доведения до сведения работников информации о соответствующих результатах деятельности администрации по постоянному улучшению СУОТ.
7.6. Процессы СУОТ связаны между собой, поэтому их не рекомендуется рассматривать отдельно друг от друга.
7.7. Работодатель (представитель нанимателя) с учетом специфики деятельности, организационной структуры, численности работников, государственных нормативных требований охраны труда самостоятельно определяет необходимую СУОТ.
7.8. Работодатель (представитель нанимателя) вправе использовать Положение в полном объеме или частично для систематического улучшения функционирования действующей СУОТ.
Заместитель главы администрации |
А.Н. Семенченко |
Начальник управления |
С.З. Роик |
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Распоряжение Администрации г. Симферополя Республики Крым от 20 февраля 2023 г. N 53-р "О внесении изменений в распоряжение... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.