Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Осипов А.В.
при секретаре Красюк А.В.,
с участием прокурора Колотыгина К.В.,
представителя административного ответчика Главного управления строительства Тюменской области Маракулиной Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шмакова С.А. к Главному управлению строительства Тюменской области, Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области о признании не действующими распоряжения Главного управления строительства Тюменской области от 08 ноября 2016 года N 106-Р "Об утверждении правил землепользования и застройки Переваловского сельского поселения Тюменского муниципального района", распоряжения Главного управления строительства Тюменской области от 28 июля 2016 года N 064-Р "Об утверждении генерального плана Переваловского сельского поселения Тюменского муниципального района" в части, установил:
административный истец Шмаков С.А. обратился в Тюменский районный суд Тюменской области с административным исковым заявлением о признании недействующим распоряжения Главного управления строительства Тюменской области от 08 ноября 2016 года N 106-Р "Об утверждении правил землепользования и застройки Переваловского сельского поселения Тюменского муниципального района" и распоряжения Главного управления строительства Тюменской области от 28 июля 2016 года N 064-Р "Об утверждении генерального плана Переваловского сельского поселения Тюменского муниципального района" в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером <.......> двух территориальных зон.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью 2130 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <.......>, а также смежного земельного участка с кадастровым номером <.......>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства жилого дома и ведения приусадебного участка с адресным описанием <.......>.
При подготовке межевого плана о перераспределении границ земельных участков было установлено, что земельный участок с кадастровым номером <.......> расположен в двух зонах. 27 января 2022 года административному истцу было отказано в удовлетворении заявлении о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Переваловского МО. 15 марта 2022 года Шмаков С.А. обратился в Управлении Росреестра по Тюменской области с заявлением о перераспределении границ земельных участков. Регистрационные действия по перераспределению границ участков были приостановлены в связи с тем, что одна из границ образуемого земельного участка пересекает границу территориальной зоны "Зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1)" и "Зона специализированной общественной застройки (О4)".
Административный истец указывает, что нахождение земельного участка в двух территориальных зонах нарушает требования земельного и градостроительного законодательства, а также права административного истца на распоряжение участком.
Определением судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 03 августа 2022 года административное дело передано в Тюменский областной суд для рассмотрения по подсудности.
Определением судьи Тюменского областного суда от 16 сентября 2022 года административное исковое заявление принято к производству суда.
Определением судьи Тюменского областного суда от 01 ноября 2022 года произведена замена ненадлежащего административного ответчика Администрации Переваловского муниципального образования Тюменской области на надлежащего административного ответчика Главное управление строительства Тюменской области, в качестве административного соответчика привлечена Администрация Тюменского муниципального района, Администрации Переваловского муниципального образования Тюменской области привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
В судебном заседании 15 декабря 2022 года представитель административного истца Шмакова С.А. - Яковлева Е.Н. заявленные требования поддержала. Указала на нарушение прав административного истца в связи с нахождением земельного участка в двух территориальных зонах.
Представитель административного ответчика Главного управления строительства Тюменской области Маракулина Ю.И. в судебном заседании пояснила, что при разработке генерального плана сведений о том, что участок находится в двух территориальных зонах, не имелось, были использованы сведения из Росреестра. Границы земельного участка установлены в 2019 года, изменения в Генеральный план были внесены в 2019 года, в Правила землепользования и застройки - в 2021 году. В настоящее время проводятся работы по заключению государственного контракта для внесения изменений в Генеральный план. Полагала, что нарушений прав административного истца не имеется.
Прокурор Колотыгин К.В. полагал, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части. Указал на противоречие Правил землепользования и застройки требованиям нормативно-правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Нахождение участка в двух территориальных зонах противоречит Земельному и Градостроительному кодексу РФ и нарушает права административного истца.
Административный истец Шмаков С.А., представитель административного истца Шмакова С.А. - Яковлева Е.Н., представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, Администрация Переваловского МО, административного ответчика Администрации Тюменского муниципального района в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Суд, заслушав представителя административного ответчика, заключение прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с положениями статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме (часть 7).
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9).
Судом установлено, что Шмаков С.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для ведения подсобного хозяйства (т.1 л.д.12).
С целью перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами <.......> и <.......> подготовлен межевой план. Согласно заключению кадастрового инженера, границы земельного участка располагаются в территориальной зоне Ж1. Образуемым земельным участкам присвоен вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.
12 мая 2022 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области было приостановлено осуществление государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <.......>, в связи с тем, что одна из границ образуемого земельного участка :ЗУ1, :ЗУ2, :ЗУ3 пересекает границу территориальной зоны: зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1) и зона специализированной общественной застройки (О4) (т.1 л.д.23).
Следовательно, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми в части нормативными правовыми актами, и вправе полагать, что этими актами нарушаются его права, свободы и законные интересы.
Генеральным планом Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района, утвержденным Распоряжением Главного управления строительства Тюменской области N 064-р от 28 июля 2016 года "Об утверждении генерального плана Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района" (далее - Генеральный план, Генеральный план Переваловского муниципального образования) в действующей редакции земельный участок с кадастровым номером <.......> расположен в функциональных зонах Ж (жилая зона) и О (общественно - деловая зона).
Правилами землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района, утвержденным Распоряжением Главного управления строительства Тюменской области N 106-р от 08 ноября 2016 года "Об утверждении правил землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района" (далее - Правила землепользования и застройки, Правила землепользования и застройки Переваловского муниципального образования) в действующей редакции земельный участок с кадастровым номером <.......> расположен в территориальных зонах Ж-1 и О-4.
В силу ч. 1 и ч. 4 ст. 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Из взаимосвязанных положений п. 26 ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3 ч. 3 ст. 8 и ч. 1 ст. 32 ГрК РФ следует, что утверждение Генерального плана муниципального образования, Правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения муниципального образования, по которым принимаются муниципальные правовые акты. При этом, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 названного федерального закона).
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Закона Тюменской области от 26.12.2014 N 125 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области", ст. 14 Закона Тюменской области "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области", распоряжением Правительства Тюменской области от 02.02.2015 N 67-рп "Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Тюменской области по исполнению перераспределенных полномочий органов местного самоуправления" полномочия органов местного самоуправления Тюменского муниципального района по подготовке и утверждению документов территориального планирования (за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний) отнесены к полномочиям Главного управления строительства Тюменской области.
Генеральный план Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области утвержден распоряжением Главного управления строительства Тюменской области N 064-р от 28 июля 2016 года. Распоряжением Главного управления строительства Тюменской области N 064-р от 28 июля 2016 года было опубликовано на официальном портале органов государственной власти Тюменской области www.admtyumen.ru 01 августа 2016 (т.1 л.д. 223).
В настоящее время Генеральный план Переваловского муниципального образования действует в редакции Распоряжение Главного управления строительства Тюменской области от 28 декабря 2020 N 176-р "О внесении изменений в распоряжение от 28.07.2016 N 064-р". Данное распоряжение опубликовано на официальном портале органов государственной власти Тюменской области www.admtyumen.ru 29 декабря 2020 (т.1 л.д. 170).
Правила землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области утверждены распоряжением Главного управления строительства Тюменской области от 08 ноября 2016 года N 106-р "Об утверждении Правил землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области" было опубликовано на официальном портале органов государственной власти Тюменской области www.admtyumen.ru 08 ноября 2016 (т.1 л.д. 242).
В настоящее время Правила землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области действуют в редакции Распоряжения Главного управления строительства Тюменской области от 29 декабря 2021 N 198-р "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области, утвержденные Распоряжением от 08.11.2016 N 106-р", которое опубликовано на официальном портале органов государственной власти Тюменской области www.admtyumen.ru 09 августа 2022 года (т.2 л.д. 21).
Порядок подготовки и утверждения проекта генерального плана городского округа предусмотрен ст. 24 - 25 ГрК РФ.
03 июня 2016 года председателем Думы Тюменского муниципального района принято распоряжение N 52 о назначении публичных слушаний по проекту генерального плана Переваловского муниципального образования, в соответствии с ч. 11 ст. 24 ГрК РФ, опубликовано в газете "Красное знамя" от 07 июня 2016 года N 45 (8109) (т.1 л.д.128-129, 141). Публичные слушания по проекту Генерального плана Переваловского муниципального образования состоялись 27, 28 и 30 июня 2016 года (т.1 л.д. 139-139, 155-158, 159-165, 166-169, 170-173). Заключение о результатах публичных слушаний было опубликовано в газете "Красное знамя" от 08 июля 2016 года N 55 (8119) (т.1 л.д.140).
Генеральный план Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области утвержден распоряжением Главного управления строительства Тюменской области N 064-р от 28 июля 2016 года. Распоряжением Главного управления строительства Тюменской области N 064-р от 28 июля 2016 года было опубликовано на официальном портале органов государственной власти Тюменской области www.admtyumen.ru 01 августа 2016 (т.1 л.д. 223).
Распоряжением Администрации Тюменского муниципального района N 1167 - ро от 12 ноября 2020 года назначены общественные обсуждения по проекту внесения изменения в Генеральный план Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области (т.1 л.д. 238). Общественные обсуждения прошли 15 декабря 2020 года (т.1 л.д. 239 - 240). Заключение о результатах общественных обсуждений опубликовано в газете "Красное знамя" от 18 декабря 2020 года N 101 (8581) (т.1 л.д. 145).
Распоряжением Главного управления строительства Тюменской области N 176-р от 28 декабря 2020 года "О внесении изменений в распоряжение от 28.07.2016 N 064-р" опубликовано на официальном портале органов государственной власти Тюменской области www.admtyumen.ru 29 декабря 2020 (т.1 л.д. 170).
Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки и их утверждения предусмотрен ст. 31, 32, 33 ГрК РФ.
19 августа 2016 года председателем Думы Тюменского муниципального района принято постановление N 93 о назначении публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки Переваловского сельского поселения, которое было опубликовано в газете "Красное знамя" от 23 августа 2016 года N 68 (8132) (т.1 л.д.150, 179-180).
Общественные обсуждения прошли 11, 12 и 13 октября 2016 года (т.1 л.д.181 - 193), заключение о результатах общественных обсуждений от 18 октября 2016 года было опубликовано в печатном издании "Красное знамя" от 25 октября 2016 года N 86 (8150) (т.1 л.д.151).
Распоряжением Администрации Тюменского муниципального района N 06 - р от 21 декабря 2020 года назначены общественные обсуждения по проекту внесения изменения в Правила землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области (т.1 л.д. 222). Общественные обсуждения прошли 01 февраля 2021 года (т.1 л.д. 223). Заключение о результатах общественных обсуждений опубликовано в газете "Красное знамя" от 05 февраля 2021 года N 9 (8593) (т.1 л.д. 142).
Таким образом, Генеральный план Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области утвержден распоряжением Главного управления строительства Тюменской области от 28.07.2016 N 064-р (ред. от 28.12.2020), Правила землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области утверждены распоряжением Главного управления строительства Тюменской области от 08.11.2016 N 106-р (ред. от 29.12.2021), приняты уполномоченным органом местного самоуправления в установленной форме с соблюдением порядка принятия, включая проведение публичных слушаний, подготовку заключения по результатам публичных слушаний, официально опубликованы для всеобщего сведения. Сведения и доказательства в подтверждение указанного в материалы дела представлены.
Одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.
Градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6 ст. 1 ГрК РФ).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (п. 3 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ), правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (п. 8 ст. 1 ГрК РФ)
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
Генеральный план муниципального образования является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту функциональных зон и утверждается на срок не менее чем 20 лет (ч. 11 ст. 9, п. 3 ч. 1 ст. 18, ч. 3 ст. 23 ГрК РФ).
Территориальное планирование направлено на определение в документах назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1 ст. 9 ГрК РФ).
Положения генерального плана муниципального образования направлены не только на отражение существующей территории, но и на планируемое развитие этой территории.
При принятии Генерального плана в 2016 году в с. Перевалово Переваловского муниципального образования земельный участок с кадастровым номером <.......> был отнесен к функциональной зоне Ж-1 "Зона застройки индивидуальными жилыми домами".
В силу ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (п. 2 ч. 2 ст. 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (ч. 4 ст. 30 ГрК РФ), градостроительные регламенты. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
В части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации также содержится требование о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Заочным решением Тюменского районного суда Тюменской области от 10 сентября 2019 года признано реестровой ошибкой сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости о координатах границ земельных участков, в том числе с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>. Решение вступило в законную силу 06 ноября 2019 года (т.2 л.д. 6-8).
В результате уточнения место расположения границ земельного участка с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>, он стал находится в двух функциональных и территориальных зонах, согласно Генерального плана и Правил землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменской области.
С целью перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами <.......> и <.......> подготовлен межевой план. Согласно заключению кадастрового инженера, границы земельного участка располагаются в территориальной зоне Ж1. Образуемым земельным участкам присвоен вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.
12 мая 2022 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области было приостановлено осуществление государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <.......>, в связи с тем, что одна из границ образуемого земельного участка :ЗУ1, :ЗУ2, :ЗУ3 пересекает границу территориальной зоны: зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1) и зона специализированной общественной застройки (О4) (т1. л.д.23).
10 января 2022 года Шмаков С.А. обратился в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки сельских поселений Тюменского муниципального района с заявлением об отнесении земельного участка с кадастровым номером <.......> к одной территориальной зоне. 27 января 2022 года Главным управлением строительства Тюменской области отказано в удовлетворении заявления с указанием на соответствие Правил землепользования и застройки Генеральному плану Переваловского муниципального образования Тюменской области (т.1 л.д. 21, 22).
Согласно п. 8 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, устанавливающим в том числе территориальные зоны, границы которых определяются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
В силу ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 года вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон Российской Федерации, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 названного кодекса.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (ст. 37 ГрК РФ).
В судебном заседании достоверно установлено, что в соответствии с выкопировками из карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки в части территории с. Перевалово Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером <.......> отнесен к территориальным зонам Ж-1 (Зона застройки индивидуальными жилыми домами) и О-4 (Общественно - деловая зона специального вида).
При этом доводы представителя административного ответчика Главного управления строительства Тюменской области о том, что административный истец не участвовал в общественных обсуждениях при подготовке изменений в Генеральный план в 2020 году и Правила землепользования и застройки в 2021 году не могут служить основанием для признания отсутствующим нарушение прав административного истца.
После вступления в законную силу решения суда об уточнения границ принадлежащего административному истцу земельного участка, сведения о его точных координатах были внесены в Единый государственной реестр недвижимости, соответственно при подготовке изменений в Правила землепользования и застройки в 2021 году сотрудники Главного управления строительства Тюменской области должны были руководствоваться сведениями, содержащимися в ЕГРН. Кроме того, уже в 2022 году Шмакову С.А., при его обращении было отказано во внесении изменений в Правила землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменской области. Соответствующий нормативный правовой акт о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменской области в части изменения градостроительного зонирования в отношении территории, в пределах которой расположен земельный участок с кадастровым номером <.......> до настоящего времени не принят.
Таким образом, в данном случае определенное оспариваемым нормативным актом - Правилами землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменской области - градостроительное зонирование земельного участка с кадастровым номером <.......>, противоречит приведенным положениям части 4 статьи 30 ГрК РФ и пункту 2 статьи 85 ЗК РФ, что является основанием для признания нормативного правого акта в оспариваемой части недействующим.
Относительно требований административного истца о признании недействующим распоряжения Главного управления строительства Тюменской области от 28 июля 2016 года N 064-Р "Об утверждении генерального плана Переваловского сельского поселения Тюменского муниципального района" необходимо отметить следующее.
В силу части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
В то время как норм, запрещающих нахождение земельного участка в различных функциональных зонах, градостроительное законодательство не содержит.
Следовательно, права административного истца в части невозможности перераспределения принадлежащих ему земельных участков нарушены Правилами землепользования и застройки утвержденных распоряжением Главного управления строительства Тюменской области от 08 ноября 2016 года N 106-Р "Об утверждении правил землепользования и застройки Переваловского сельского поселения Тюменского муниципального района".
При этом внесение изменений в акты территориального планирования (Переваловского муниципального образования Тюменской области) относится к компетенции Главного управления строительства Тюменской области. Учитывая, что Генеральный план не противоречит действующему законодательству и сам по себе не нарушает прав административного истца, в удовлетворении требований о признании недействующим распоряжения Главного управления строительства Тюменской области от 28 июля 2016 года N 064-Р "Об утверждении генерального плана Переваловского сельского поселения Тюменского муниципального района" следует отказать.
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим, суд, исходя из заявленных требований, с учётом применения этого акта считает, что он подлежит признанию не действующим с момента вступления решения в законною силу.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, обязанность по опубликованию сообщения суд возлагает на Главное управление строительства Тюменской области.
Руководствуясь статьями 208-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Шмакова С.А. к Главному управлению строительства Тюменской области, Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области о признании не действующими распоряжение Главного управления строительства Тюменской области от 08 ноября 2016 года N 106-Р "Об утверждении правил землепользования и застройки Переваловского сельского поселения Тюменского муниципального района", распоряжение Главного управления строительства Тюменской области от 28 июля 2016 года N 064-Р "Об утверждении генерального плана Переваловского сельского поселения Тюменского муниципального района" в части - удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Распоряжение Главного управления строительства Тюменской области от 08 ноября 2016 года N 106-Р "Об утверждении правил землепользования и застройки Переваловского сельского поселения Тюменского муниципального района" в части в части отнесения земельного участка с кадастровым номером: <.......>, расположенного по адресу: <.......> на карте градостроительного зонирования к двум территориальным зонам: зона Ж1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами и зона О-4 - общественно - деловая зона специального вида.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления Шмакова С.А. - отказать.
Возложить на Главное управление строительства Тюменской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии решения суда.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 09 января 2023 года.
Судья Тюменского областного суда |
А.В. Осипов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тюменского областного суда от 19 декабря 2022 г. N 3а-86/2022 "О признании частично недействующим распоряжения Главного управления строительства Тюменской области от 08.11.2016 N 106-р "Об утверждении Правил землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области" и об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим распоряжения Главного управления строительства Тюменской области от 28.07.2016 N 064-Р "Об утверждении Генерального плана Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области"
Опубликование:
официальный сайт Тюменского областного суда (www.oblsud-tum.sudrf.ru)
газета "Красное знамя" от 17 февраля 2023 N 13 (информация о решении)