Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению администрации
Серовского городского округа
от 22.02.2023 N 301
Раздел I. Характеристика и анализ текущего состояния сферы реализации муниципальной программы "Управление муниципальными финансами Серовского городского округа до 2026 года" (новая редакция)
Муниципальная программа "Управление муниципальными финансами Серовского городского округа до 2026 года" (далее - муниципальная программа) разработана для решения задач в сфере управления муниципальными финансами Серовского городского округа.
Функциональный орган "Финансовое управление администрации Серовского городского округа" (далее - Финансовое управление) в соответствии с Положением о Финансовом управлении администрации Серовского городского округа, утвержденным решением Думы Серовского городского округа от 27.10.2010 N 348 "О Финансовом управлении администрации Серовского городского округа", является функциональным органом администрации Серовского городского округа по проведению единой политики в области финансов, бюджета и налогов на территории Серовского городского округа.
В рамках реализации муниципальной программы достигнуты следующие результаты:
1) осуществлен переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, утверждению бюджета Серовского городского округа на очередной финансовый год и плановый период;
2) внедрен программно-целевой метод формирования расходов местного бюджета путем разработки муниципальных программ Серовского городского округа;
3) обеспечено практическое внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг (выполняемых работ);
4) осуществлены внедрение и модернизация информационных систем, используемых при планировании и исполнении бюджета и формировании бюджетной отчетности Серовского городского округа;
5) создана система мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета Серовского городского округа;
6) осуществляется переход к долгосрочному бюджетному планированию.
Стратегической целью администрации Серовского городского округа является эффективное управление средствами местного бюджета при достижении приоритетных целей социально-экономического развития Серовского городского округа.
Цели и задачи муниципальной программы сформулированы в соответствии с основными стратегическими документами:
1) Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
2) Стратегией социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы" (далее - Стратегия - 2030);
3) Стратегией социально-экономического развития Серовского городского округа, утвержденной решением Думы Серовского городского округа от 25.12.2018 N 115.
Настоящая муниципальная программа нацелена на:
1) укрепление доходной базы местного бюджета, развитие доходного потенциала Серовского городского округа;
2) рациональное управление средствами местного бюджета, повышение эффективности бюджетных расходов;
3) осуществление предварительного финансового контроля за исполнением местного бюджета, последующего внутреннего муниципального финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства и контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок;
4) обеспечение условий для реализации мероприятий муниципальной программы в соответствии с установленными сроками и задачами.
Решение вышеуказанных задач будет осуществляться Финансовым управлением в рамках пяти подпрограмм муниципальной программы:
подпрограмма 1 "Организация исполнения доходной части бюджета Серовского городского округа";
подпрограмма 2 "Управление бюджетным процессом и его совершенствование";
подпрограмма 3 "Управление муниципальным долгом на территории Серовского городского округа";
подпрограмма 4 "Повышение эффективности системы муниципального финансового контроля, казначейского контроля и контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг";
подпрограмма 5 "Обеспечение реализации муниципальной программы "Управление муниципальными финансами Серовского городского округа до 2026 года".
При реализации муниципальной программы возможно возникновение следующих рисков, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов:
1) изменение экономической ситуации в Российской Федерации, Свердловской области и в Серовском городском округе, связанное с неустойчивостью макроэкономических параметров (уровень инфляции, темпы экономического роста, уровень платежеспособности предприятий, населения, изменение процентных ставок Центрального банка Российской Федерации, изменение обменного курса валют);
2) высокий уровень дефицита бюджета Серовского городского округа, рост муниципального долга;
3) ухудшение условий для заимствований;
4) сокращение межбюджетных трансфертов из федерального, областного бюджетов;
5) возникновение новых расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования;
6) изменение налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации;
7) перераспределение расходных обязательств и доходных источников;
8) принятие решений, приводящих к повышению рисков несбалансированности бюджета и нарушению бюджетного законодательства Российской Федерации, снижению качества управления муниципальными финансами;
9) организационные риски, связанные с возможной неэффективной организацией выполнения мероприятий муниципальной программы.
В целях управления указанными рисками в процессе реализации муниципальной программы предусматриваются:
1) повышение доходного потенциала бюджета Серовского городского округа;
2) максимальное наполнение доходной части бюджета Серовского городского округа для осуществления социально значимых расходов (на образование, культуру, спорт, социальную поддержку) городского округа;
3) поддержание экономически безопасного уровня муниципального долга Серовского городского округа;
4) поддержание минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств Серовского городского округа с учетом ситуации на финансовом рынке;
5) разработка и принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере муниципальных финансов;
6) контроль соблюдения ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации;
7) активное участие в привлечении средств федерального и областного бюджетов, в том числе в рамках государственных программ Свердловской области;
8) проведение детальных проверок исполнения бюджета Серовского городского округа;
9) оперативный мониторинг выполнения мероприятий муниципальной программы.
Настоящая муниципальная программа имеет существенные отличия от большинства других муниципальных программ Серовского городского округа. Она является в значительной степени "обеспечивающей", то есть ориентирована (через развитие правового регулирования и методического обеспечения) на создание общих для всех участников бюджетного процесса, в том числе органов местного самоуправления Серовского городского округа, отраслевых и функциональных органов администрации Серовского городского округа, реализующих другие муниципальные программы, условий и механизмов их реализации.
Для оценки достижения целей (задач) настоящей муниципальной программы установлены основные целевые показатели, которые представлены в паспорте муниципальной программы.
Подпрограмма 1. "Организация исполнения доходной части бюджета Серовского городского округа"
Формирование доходов бюджета Серовского городского округа осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, законодательством Свердловской области о налогах и сборах и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Свердловской области, а также правовыми актами органов местного самоуправления Серовского городского округа.
Объем налоговых и неналоговых доходов бюджета Серовского городского округа за 2018 - 2022 годы вырос на 27,2% (с 1 135 130 тыс. рублей в 2018 году до 1 444 348 тыс. рублей в 2022 году).
На протяжении последних лет финансовая система Серовского городского округа столкнулась с рядом факторов, оказавших значительное влияние на формирование собственной доходной базы:
- зависимость экономики от мировой конъюнктуры цен на товары, производимые и экспортируемые предприятиями Серовского городского округа, и от волатильности (изменчивости (колеблемости) курса мировых валют;
- эпидемиологическая угроза, вызванная распространением новой коронавирусной инфекции (2019-N CoV) (далее - коронавирусная инфекция) в 2020 году, и необходимость принятия мер поддержки наиболее пострадавших отраслей экономики;
- установление Законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации нормативов отчислений доходов в местный бюджет от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.
Поступление налоговых и неналоговых доходов в бюджет Серовского городского округа характеризуется следующими темпами роста поступлений к предшествующему году: в 2018 году к уровню 2017 года - 106,0% (1 135 130 тыс. рублей), в 2019 году к уровню 2018 года - 105,1% (1 170 870 тыс. рублей), в 2020 году к уровню 2019 года - 99,2% (1 161 288 тыс. рублей), в 2021 году к уровню 2020 года - 107,7% (1 250 245 тыс. рублей) в 2022 году к уровню 2021 года - 115,5% (1 444 348 тыс. рублей). На изменение объемов поступлений значительное влияние оказывает установление нормативов отчислений доходов в местный бюджет от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.
Крупнейшим налогом, формирующим налоговые и неналоговые доходы бюджета (70,5%), является налог на доходы физических лиц. Поступления данного налога стабильны, характеризуются устойчивыми ежегодными темпами роста (консолидированный бюджет): темп роста поступлений в 2018 году составил 104,7% (1 373 860 тыс. рублей) к уровню 2017 года (1 312 411 тыс. рублей), в 2019 году - 105,1% (1 443 250 тыс. рублей), в 2020 году - 101,7% (1 467 770 тыс. рублей), в 2021 году - 106,7% (1 566 011 тыс. рублей), в 2022 году - 114,4% (1 792 298 тыс. рублей). Исполнение бюджета в 2020 году осуществлялось в условиях негативных явлений в социально-экономической сфере, вызванных распространением коронавирусной инфекции.
Поступления по акцизам (7,3% в поступлении налоговых и неналоговых доходов) возросли с 35 482 тыс. рублей в 2018 году до 106 093 тыс. рублей в 2022 году (в 3 раза) в результате роста ставок акцизов и дифференцированного норматива отчисления в бюджет (с 0,31389 в 2018 году до 0,60071 в 2022 году).
Поступления по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (7,0% в поступлении налоговых и неналоговых доходов) возросли с 14 630 тыс. рублей в 2018 году до 101 082 тыс. рублей в 2022 году (в 6,9 раз) в результате роста норматива отчисления в бюджет (с 15% в 2018 году до 58,7% в 2022 году).
Поступления по земельному налогу (2,6% в поступлении налоговых и неналоговых доходов) снизились с 49 240 тыс. рублей в 2018 году до 38 135 тыс. рублей в 2022 году (на 22,6%) в результате уменьшения кадастровой стоимости земельных участков по ряду налогоплательщиков согласно приказу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08.10.2020 N 3333 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Свердловской области".
В целях обеспечения сбалансированности бюджета Серовского городского округа на стадии формирования и исполнения бюджетных показателей необходима высокая точность прогноза доходов бюджета Серовского городского округа на базе среднесрочных и долгосрочных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, Свердловской области, Серовского городского округа с учетом изменений налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации, Свердловской области и Серовского городского округа (далее - налоговое и бюджетное законодательство).
В целях выполнения публичных обязательств Серовского городского округа и повышения качества жизни населения Серовского городского округа необходимо дальнейшее развитие доходной базы бюджета Серовского городского округа, в том числе за счет повышения эффективности предоставленных решениями Думы Серовского городского округа налоговых льгот.
В целях повышения качества прогнозирования и применения единообразных подходов планирование поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Серовского городского округа осуществляется главными администраторами доходов местного бюджета на основании утвержденных методик прогнозирования поступлений, разработанных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 574 "Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации".
Бюджетные полномочия Финансового управления как администратора доходов по закрепленным доходным источникам местного бюджета, а также невыясненным поступлениям, зачисляемым в местный бюджет, осуществляются в соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В целях снижения просроченной дебиторской задолженности по доходам, закрепленным за Финансовым управлением, необходим систематический мониторинг соблюдения сроков уплаты платежей, незамедлительное принятие мер по взысканию просроченной задолженности, а также организация информационного взаимодействия с плательщиками, направленная на предотвращение нарушений.
Для своевременного зачисления денежных средств в доход местного бюджета по закрепленным за Финансовым управлением источникам доходов бюджета, необходимо осуществлять уточнение вида и принадлежности платежей, отнесенных Управлением Федерального казначейства по Свердловской области к невыясненным поступлениям областного бюджета, в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня зачисления средств.
Эффективное исполнение бюджетных полномочий Финансовым управлением по администрированию доходов местного бюджета позволит укрепить доходную базу и выявить дополнительные резервы поступления доходов.
В Серовском городском округе в целях обеспечения финансовой устойчивости и исполнения доходной части бюджета Серовского городского округа велась работа по дополнительной мобилизации налоговых и неналоговых доходов бюджета в соответствии с Планом мероприятий ("дорожной картой") по повышению доходного потенциала Серовского городского округа. В предстоящем периоде планируется продолжить работу по реализации Планом мероприятий ("дорожной картой") по повышению доходного потенциала Серовского городского округа за счет собираемости платежей и легализации доходной базы.
Решение вышеуказанных задач будет осуществляться Финансовым управлением в рамках достижения цели "Укрепление доходной базы бюджета, развитие доходного потенциала подпрограммы 1 "Организация исполнения доходной части бюджета", что позволит обеспечить планомерность и результативность этой работы.
Подпрограмма 2. "Управление бюджетным процессом и его совершенствование"
Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения городского округа, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития Серовского городского округа.
Действующая в настоящее время в городском округе система муниципальных финансов сложилась в результате активных процессов преобразований.
На протяжении последних лет в Серовском городском округе осуществляется планомерный процесс реформирования муниципальных финансов, основной целью которого является повышение эффективности бюджетных расходов.
В 2014 году администрация Серовского городского округа приступила к реализации задачи, поставленной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах" по внедрению программно-целевого принципа формирования бюджета. Первым шагом при внедрении программного бюджета стало формирование муниципальных программ Серовского городского округа.
Преобразования, проводимые за эти годы в Серовском городском округе, позволили повысить качество управления средствами местного бюджета по следующим направлениям:
1) муниципальные программы и программный бюджет.
В рамках перехода к формированию бюджета с применением программно-целевого метода в целях повышения эффективности бюджетных расходов и ответственности органов местного самоуправления Серовского городского округа, отраслевых и функциональных органов администрации Серовского городского округа за реализацию полномочий в соответствующей сфере была организована работа по разработке и принятию муниципальных программ органами местного самоуправления Серовского городского округа, отраслевыми и функциональными органами администрации Серовского городского округа.
В целях обеспечения выполнения требований бюджетного законодательства Российской Федерации и Свердловской области (далее - бюджетное законодательство) в 2020 году внесены изменения в Порядок формирования и реализации муниципальных программ в Серовском городском округе, утвержденный постановлением администрации Серовского городского округа от 06.12.2013 N 2070 (ред. от 05.11.2020 N 1501) "Об утверждении Порядка формирования и реализации муниципальных программ в Серовском городском округе".
Бюджет Серовского городского округа на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов стал первым бюджетом, составленным на основе утвержденных муниципальных программ Серовского городского округа, в которых определены объемы финансирования мероприятий, целевые показатели и способы достижения этих целевых показателей.
Используя современные инструменты бюджетирования произошел переход от контроля над финансовыми потоками к системе контроля за результатами, которые приносит их использование. В настоящее время местный бюджет сформирован с использованием программно-целевого метода планирования, при котором бюджетные средства направляются на достижение целей, поставленных в муниципальных программах, и используются максимально эффективно. Это позволило обеспечить формирование в программном формате 95,0% от общего объема расходов местного бюджета. Непрограммные направления деятельности составили 5,0%;
2) муниципальное задание и новые формы финансового обеспечения муниципальных услуг.
Сформирована нормативная база и обеспечено практическое внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг (выполнения работ).
В Серовском городском округе с момента вступления в силу Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" проведена значительная работа по реформированию муниципальных учреждений и формированию нового механизма оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг и работ.
В качестве результатов проведенной работы можно обозначить увеличение самостоятельности учреждений в распоряжении финансами и переданным им имуществом, повышение ответственности руководителей муниципальных учреждений, закрепленной в трудовом договоре, установление прямой зависимости объема финансового обеспечения от результатов деятельности учреждений, доступность и открытость информации о деятельности учреждения.
В 2015 году внесены изменения в порядок предоставления субсидий из бюджета Серовского городского округа муниципальным бюджетным и автономным учреждениям Серовского городского округа на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания и примерную форму соглашения о порядке предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, утвержденные постановлением администрации Серовского городского округа от 17.05.2011 N 798 (ред. от 15.07.2015) "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Серовского городского округа муниципальным бюджетным и автономным учреждениям Серовского городского округа на обеспечение выполнения ими муниципального задания и примерной формы соглашения о порядке предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания".
В 2018 году внесены изменения в Порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений Серовского городского округа и финансового обеспечения выполнения муниципального задания, утвержденный постановлением администрации Серовского городского округа от 17.05.2011 N 800 (ред. от 02.04.2018 N 413) "О Порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений Серовского городского округа и финансового обеспечения выполнения муниципального задания".
Муниципальными учреждениями представляются отчеты об исполнении муниципальных заданий, основываясь на которых органы местного самоуправления Серовского городского округа, отраслевые и функциональные органы администрации Серовского городского округа осуществляют перечисление учреждениям части субсидии в соответствии с фактическими результатами деятельности учреждений.
В Серовском городском округе на практике внедрен механизм оплаты муниципального задания за фактически оказанные услуги. Принцип, когда "деньги идут за услугой", обеспечивает полноту контроля со стороны главного распорядителя бюджетных средств местного бюджета, что повышает эффективность оказания муниципальных услуг и оптимизирует бюджетные расходы;
3) переход к долгосрочному бюджетному планированию.
В связи с принятием Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Областного закона от 15 июня 2015 года N 45-ОЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области" появились единые требования к системе стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В Серовском городском округе осуществляется работа к переходу на долгосрочное бюджетное планирование в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" появились единые требования к системе стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. На территории Серовского городского округа принято постановление администрации Серовского городского округа от 04.08.2017 N 1403 "О Порядке разработки Стратегии социально-экономического развития Серовского городского округа на период до 2030 года". Долгосрочное бюджетное планирование является естественным продолжением работы по повышению качества муниципального управления в целом и внедрению программно-целевого метода управления муниципальными финансами;
4) осуществление мероприятий, направленных на повышение открытости бюджетного процесса в Серовском городском округе.
На официальном сайте администрации Серовского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ежегодно размещается информация "Бюджет для граждан", регулярно публикуются сведения об исполнении бюджета Серовского городского округа, а также решения Думы Серовского городского округа о бюджете на текущий (очередной) финансовый год и плановый период. С 2016 года проводится оценка открытости бюджетных данных в муниципальных образованиях, по результатам которой составляется рейтинг и публикуется на официальном сайте Министерства финансов Свердловской области в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 25.05.2011 N 596-ПП (ред. от 14.04.2022 N 263-ПП) "Об утверждении Порядка осуществления мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области";
5) создание системы казначейства.
В Финансовом управлении создана и эффективно действует система казначейства, обеспечивающая казначейское обслуживание местного бюджета, эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств получателей средств местного бюджета, управление единым счетом.
В предстоящем периоде решение задач социально-экономического развития Серовского городского округа будет осуществляться в условиях, призванных обеспечить долгосрочную устойчивость и сбалансированность местного бюджета. Эффективная и ответственная бюджетная политика в части управления бюджетным процессом является важнейшей предпосылкой для улучшения качества жизни населения.
В 2021 - 2026 годах бюджетная политика Серовского городского округа в части управления бюджетным процессом должна быть направлена на безусловное исполнение действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов, а также должна в полной мере учитывать прогнозируемые риски развития экономики и предусматривать адекватные меры по минимизации их неблагоприятного влияния на качество жизни населения Серовского городского округа.
Основной целью бюджетной политики должно являться эффективное управление средствами местного бюджета при достижении приоритетных целей социально-экономического развития Серовского городского округа.
С учетом этого в среднесрочной перспективе бюджетная политика Серовского городского округа в части управления бюджетным процессом сохранит свои приоритеты и будет сконцентрирована на решении следующих основных задач:
1) реализация эффективной бюджетной политики в части управления бюджетным процессом, направленной на долгосрочную устойчивость и сбалансированность местного бюджета.
Необходимым условием устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Серовского городского округа и формирования эффективной бюджетной и налоговой политики на долгосрочный период является разработка и утверждение основных направлений бюджетной и налоговой политики Серовского городского округа на очередной финансовый год и плановый период.
Долгосрочное планирование дает возможность сформулировать приоритетные задачи, оценить необходимые ресурсы для их реализации и определить возможные источники этих ресурсов. Таким образом, долгосрочное планирование позволяет уйти от инерционного подхода когда бюджетные ассигнования распределяются на основе индексирования тенденций предыдущих лет.
Основной задачей на ближайшую перспективу является интеграция стратегического и бюджетного планирования, обеспечение взаимосвязи приоритетов, целей и задач социально-экономического развития Серовского городского округа, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и в Стратегии - 2030, с объемами финансовых ресурсов, направляемых в рамках муниципальных программ Серовского городского округа на достижение вышеуказанных целей. Механизмом решения указанной задачи должна стать реализация мероприятий муниципальных программ путем внедрения инструментов и методов проектного управления для достижения целевых показателей муниципальных программ.
Муниципальные программы Серовского городского округа призваны совместить в себе стратегические целевые установки и ресурсы по их достижению. Для этого будет продолжена работа по повышению качества и эффективности реализации муниципальных программ Серовского городского округа как основного инструмента интеграции стратегического целеполагания, бюджетного планирования и операционного управления;
2) повышение эффективности бюджетных расходов и оказания муниципальных услуг.
В рамках подпрограммы планируется реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности и результативности управления бюджетными средствами при достижении приоритетных целей социально-экономического развития Серовского городского округа.
В целях повышения эффективности бюджетных расходов и оказания муниципальных услуг продолжится работа по оптимизации структуры бюджетной сети путем изменения типа, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений, в том числе оказывающих услуги исключительно в интересах органов местного самоуправления, а также путем передачи услуг (работ), не соответствующих профилю вышеуказанных органов.
Актуальной задачей остается совершенствование и развитие системы оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг, в том числе путем формирования конкурентной модели оказания муниципальных услуг, обеспечивающей повышение их качества.
Важным условием обеспечения оперативного и качественного формирования и утверждения муниципальных заданий по предоставлению муниципальных услуг (работ) является своевременное формирование регионального перечня (классификатора) муниципальных услуг и работ (далее - региональный перечень). Актуализация регионального перечня будет осуществляться, в том числе в связи с принятием и (или) внесением изменений в нормативные правовые акты Свердловской области (муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Серовского городского округа), являющиеся основанием для формирования регионального перечня и (или) внесения в него изменений;
3) оптимизация структуры бюджетных расходов в целях мобилизации ресурсов на приоритетные направления, определенные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
4) повышение открытости бюджетной политики Серовского городского округа.
Необходимо обеспечить прозрачность деятельности органов местного самоуправления Серовского городского округа, отраслевых и функциональных органов администрации Серовского городского округа, принимающих участие в подготовке, исполнении местного бюджета и составлении бюджетной отчетности. Планируется продолжить освещение процедур бюджетного процесса и параметров местного бюджета для гражданского общества.
Совершенствование бюджетного процесса на федеральном и областном уровнях требует постоянного развития и внедрения новых инструментов в Серовском городском округе, в частности, совершенствования методов планирования и исполнения местного бюджета.
Решение указанных задач позволит перейти на качественно новый уровень управления муниципальными финансами и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений в целях повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.
Подпрограмма 3. "Управление муниципальным долгом на территории Серовского городского округа"
Одним из основных полномочий Финансового управления является организация исполнения бюджета Серовского городского округа. В целях реализации данного полномочия администрации Серовского городского округа предоставлено право получать кредиты в бюджет Серовского городского округа от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, предоставлять муниципальные гарантии, в соответствии с решениями Думы Серовского городского округа о местном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами Финансовое управление осуществляет учет долговых обязательств Серовского городского округа и управление муниципальным долгом Серовского городского округа в рамках установленных законодательством Российской Федерации и решением Думы Серовского городского округа ограничений по размеру муниципального долга и расходам на его обслуживание.
В рамках поставленных задач Финансовым управлением проводится работа, направленная на поддержание муниципального долга в объеме, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения всех обязательств, сокращение рыночных обязательств в структуре муниципального долга и неукоснительное соблюдение требований, установленных бюджетным законодательством.
В целях снижения рисков возникновения кризисных ситуаций при исполнении бюджета, сохранения финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета в Серовском городском округе ежегодно, начиная с 2022 года, разрабатываются и реализуются основные направления долговой политики.
Долговой политикой определены основные задачи и направления деятельности Финансового управления в сфере управления муниципальным долгом, в том числе:
1) поддержание умеренной долговой нагрузки на бюджет;
2) оптимизация структуры муниципального долга в целях сокращения расходов на его обслуживание;
3) безусловное выполнение долговых обязательств Серовского городского округа.
В рамках поставленных задач Финансовым управлением проводится работа, направленная на поддержание муниципального долга в объеме, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения всех обязательств, сокращение рыночных обязательств в структуре муниципального долга и неукоснительное соблюдение требований, установленных бюджетным законодательством.
С 2018 года в бюджет из областного бюджета предоставляются бюджетные кредиты для частичного покрытия дефицита бюджета муниципального образования, временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета муниципального образования и в целях замещения рыночных обязательств. За 2018 - 2022 годы муниципальному образованию предоставлены 12 бюджетных кредитов на общую сумму 447 700 тыс. рублей. Средства кредитов в полном объеме направлены на погашение социально значимых и первоочередных расходов, на замещение рыночных заимствований.
За 2018 - 2022 годы доля рыночных обязательств в структуре муниципального долга сократилась с 65,4% на 1 января 2019 года до 0% на 1 января 2023 года.
Долговая нагрузка за 2018 - 2022 годы снижена на 15,4% (отношение объема муниципального долга к сумме доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений 2018 год - 58,6%, 2022 год - 43,2%).
В предстоящем периоде долговая политика Серовского городского округа будет реализовываться в условиях умеренных темпов роста экономики, нестабильности на финансовых рынках и, как следствие, существенных рисков при исполнении бюджета. Финансирование дефицита бюджета продолжится за счет заемных источников.
В рамках реализации подпрограммы "Управление муниципальным долгом на территории Серовского городского округа" будет продолжена практика поддержания умеренной долговой нагрузки на бюджет Серовского городского округа, соблюдения принятых ограничений исходя из безусловного исполнения расходных и долговых обязательств городского округа и соблюдения ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Подпрограмма 4. "Повышение эффективности системы муниципального финансового контроля, казначейского контроля и контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг"
Финансовое управление в соответствии с Положением о Финансовом управлении администрации Серовского городского округа, утвержденным решением Думы Серовского городского округа от 27.10.2010 N 348 "О Финансовом управлении администрации Серовского городского округа", является функциональным органом администрации Серовского городского округа, уполномоченным на осуществление внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений и контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - сфера закупок) путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Финансовым управлением осуществляются контрольные мероприятия в целях выполнения задач по организации контроля за использованием бюджетных средств, в том числе выделяемых на реализацию мероприятий муниципальных программ.
В период с 2020 года система внутреннего муниципального финансового контроля претерпела значительные изменения: контрольная деятельность регламентирована в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (пункт 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Результаты контроля, являясь индикатором стабильности бюджетного процесса, позволяют своевременно реагировать на отклонения от принципов бюджетной политики и принимать комплекс превентивных мер, способствующих оптимизации расходов.
В рамках внутреннего муниципального финансового контроля Финансовым управлением:
- проверено за 2020 год - 332,7 млн. рублей, за 2021 год - 315,7 млн. рублей, за 2022 год - 541,0 млн. рублей;
- выявлено нарушений за 2020 год - 3,0 млн. рублей, за 2021 год - 148,6 млн. рублей, за 2022 год - 161,8 млн. рублей.
В целях реализации материалов контрольных мероприятий объектам контроля направлены представления и предписания об устранении нарушений и рисков повторного совершения.
По результатам исполнения представлений и предписаний в доход бюджета Серовского городского округа объектами контроля возмещено: за 2020 год - 0,6 млн. рублей, за 2021 год - 0,5 млн. рублей, за 2022 год - 0,3 млн. рублей.
Контрольные действия отдела бухгалтерского учета, финансового контроля и казначейского исполнения бюджета Финансового управления приводят к снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов, позволяют своевременно пресекать факты неправомерных и нецелевых расходов и исключать негативные последствия бюджетных нарушений, а также приводят к повышению эффективности использования средств местного бюджета.
В настоящее время создана и функционирует система внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений, отвечающая всем требованиям бюджетного законодательства.
Развитие системы муниципального финансового контроля, взаимодействие с главными распорядителями средств бюджета Серовского городского округа способствовало сокращению нецелевого, неправомерного и неэффективного использования бюджетных средств, минимизировало риски неисполнения муниципального задания и не достижения целевых показателей муниципальных программ Серовского городского округа.
С целью организации контрольной деятельности в сфере закупок Финансовым управлением утверждаются ежегодные планы проверок.
Финансовым управлением в рамках реализации контрольных полномочий в сфере закупок за 2020 год проведено 6 плановых проверок, за 2021 год - 6 плановых проверок, 1 внеплановая проверка, за 2022 год - 5 плановых проверок, 3 внеплановых проверки.
В ходе проверок в 2020 - 2022 годах выдано 15 предписаний об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
В соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о результатах контроля и выданных предписаниях путем ее размещения на официальном сайте единой информационной системы zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В предстоящем периоде поставлены задачи, направленные на повышение эффективности контроля в сфере закупок:
1) при проверках особое внимание уделять:
- соблюдению прав участников закупок в части своевременного возврата обеспечения заявок на участие в закупках, соблюдению заказчиками сроков оплаты по исполненным контрактам, доли закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, правомерности отклонения заявок участников закупок;
- выявлению случаев конфликта интересов между участником закупки и заказчиком;
2) проводить методическую работу с заказчиками Серовского городского округа, осуществляющими закупки, за соблюдением законодательства о контрактной системе.
Условием повышения эффективности контроля в сфере закупок также является осуществление контроля на системной основе, предусматривающее охват наиболее значимых объектов контроля.
Результаты контрольной деятельности Финансового управления свидетельствуют о том, что внутренний муниципальный финансовый контроль и контроль в сфере закупок являются незаменимыми инструментами эффективного, ответственного и прозрачного управления муниципальными финансами.
С 2017 года в целях реализации мер по повышению качества государственного финансового контроля осуществляется предварительный казначейский контроль в соответствии с частью 5 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ), охватывающий все этапы от планирования закупки до исполнения контракта, что позволяет предотвратить нарушения, устранить причины, повлекшие их допущение.
В целях усиления предварительного финансового контроля за расходованием средств бюджета Серовского городского округа организована работа на этапе постановки на учет бюджетных обязательств по муниципальным (государственным) контрактам, соглашениям, заключенным получателями бюджетных средств.
Предварительный казначейский контроль за расходованием средств бюджета Серовского городского округа позволит обеспечить:
1) создание условий для повышения эффективности и результативности бюджетных расходов;
2) прозрачность закупок, осуществляемых получателями средств бюджета Серовского городского округа и не участниками бюджетного процесса;
3) своевременность оплаты принятых получателями средств бюджета Серовского городского округа и не участниками бюджетного процесса обязательств.
Подпрограмма 5. "Обеспечение реализации муниципальной программы "Управление муниципальными финансами Серовского городского округа до 2026 года"
В соответствии с Положением о Финансовом управлении администрации Серовского городского округа, утвержденным решением Думы Серовского городского округа от 27.10.2010 N 348 "О Финансовом управлении администрации Серовского городского округа", Финансовое управление является:
1) финансовым органом Серовского городского округа;
2) функциональным органом администрации Серовского городского округа по проведению единой политики в области финансов, бюджета и налогов на территории Серовского городского округа;
3) главным распорядителем и получателем средств местного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством.
Подпрограмма разработана в целях повышения качества реализации целей и задач, поставленных муниципальной программой.
В целом подпрограмма направлена на формирование и развитие обеспечивающих механизмов реализации муниципальной программы.
В подпрограмму включены расходы местного бюджета на обеспечение деятельности Финансового управления, за счет которых осуществляется реализация муниципальных полномочий (функций) органов местного самоуправления, функциональных органов, направленных на решение всех задач муниципальной программы.
<< Приложение N 1 |
Приложение >> N 3 |
|
Содержание Постановление Администрации Серовского городского округа Свердловской области от 22 февраля 2023 г. N 301 "О внесении изменений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.