Решение Алтайского краевого суда от 15 ноября 2022 г. N 3а-874/2022
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью "Б." к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края о признании не действующей в части Территориальной схемы обращения с отходами Алтайского края, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 20 сентября 2021 года N 1193, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Б." (далее также - ООО "Б.", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований в окончательной редакции /л.д. 48 том 4, л.д. 223 том 4, л.д. 21 том 5/, просит признать недействующими пункты 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7 раздела 3, пункта 6.1 раздела 6, пунктов 7.1, 7.2 раздела 7, раздел 9 в части отсутствия в нем графического отображения движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в ГРОРО на текущий момент и на срок действия схемы, а также раздел 9 в части отражения в данном разделе необходимости строительства нового объекта размещения твердых коммунальных отходов по адресу: р.п. Благовещенка, Алтайского края площадью 100 000 кв. м., приложений 9.21, 9.22 к разделу 16, раздел "Электронная модель территориальной схемы" Территориальной схемы обращения с отходами Алтайского края, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 20 сентября 2021 года N 1193 (далее - Территориальная схема).
Определением суда от 15 ноября 2022 года производство по административному делу в части требований о признании недействующими: пунктов 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7 раздела 3, пункта 6.1 раздела 6, пунктов 7.1, 7.2 раздела 7, раздела 9 в части отсутствия в нем графического отображения движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в ГРОРО на текущий момент и на срок действия схемы, Приложения 9.22 раздела 16, раздела "Электронная модель территориальной схемы" в части отсутствия во вкладке "источники образования отходов" наименования источников образования отходов, отсутствия данных об образовании отходов, систематизированных по видам отходов, согласно федеральному классификационному каталогу отходов и их классам опасности от I до V, прекращено.
Рассматривая требования административного истца о признании недействующими: раздела 9 Территориальной схемы в части отражения в данном разделе необходимости строительства нового объекта размещения твердых коммунальных отходов по адресу: р.п. Благовещенка, Алтайского края площадью 100 000 кв. м., приложения 9.21 раздела 16 "Перспективная схема потоков Славгородской зоны" в части не включения в качестве объекта конечного размещения отходов по Славгородской зоне используемого обществом с ограниченной ответственностью "Б." полигона, раздела "Электронная модель территориальной схемы" в части отсутствия во вкладке электронной модели "Объекты подлежащие реконструкции/ликвидации" сведений о предполагаемых сроках реконструкции, вывода из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, включая сведения о проектных мощностях и планируемых технологических решениях, суд приходит к следующим выводам.
В обоснование административных исковых требований Общество указало на то, что не включение ООО "Б." в перспективную схему движения отходов Славгородской зоны (в раздел 9) в качестве полигона - объекта конечного размещения отходов, при этом включение в данный раздел оспариваемой Территориальной схемы нового объекта размещения твердых коммунальных отходов по адресу: р.п. Благовещенка, Алтайского края площадью 100 000 кв. м. является нарушением принципа максимальной экономической эффективности и принципа сочетания экологических и экономических интересов, нарушает экономические интересы административного истца, так как влечет образование убытков в виде расходов на проведение мероприятий по приведению полигона, принадлежащего административному истцу, в соответствие с требованиями законодательства именно как объекта конечного размещения отходов и приобретения соответствующего оборудования, а также предстоящих убытков в виде приобретения нового оборудования, которое административный истец должен приобрести для осуществления деятельности. При этом, отсутствие принадлежащего административному истцу полигона в перспективной схеме движения отходов Славгородской зоны в качестве объекта конечного размещения отходов создает неопределенность в необходимости несения данных расходов и соответственно в необходимости проведении мероприятий по приведению полигона, принадлежащего административному истцу, в соответствие с требованиями законодательства, которым он должен соответствовать с 01 января 2026 года.
Также ссылается на нарушение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта. В частности, не рассмотрение по существу поданных административным истцом предложений к проекту Территориальной схемы является, по мнению Общества, нарушением процедуры общественного обсуждения, что повлекло нарушение прав административного истца на участие в общественном обсуждении проекта указанного нормативного правового акта.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в нем в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО "В.", ПАО "Р.", ООО "Э.".
В судебном заседании представитель административного истца М.Е.А. уточненные административные требования поддержала в полном объеме.
Представители Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее Минприроды Алтайского края) С.Е.С., Л.А.А. возражали против удовлетворения административных исковых требований по доводам письменных возражений /л.д. 244 том 1, 218 том 3, 229 том 3, л.д. 57 том 4, л.д. 208 том 4/. Полагали, что нормативный правовой акт принят с соблюдением порядка его принятия и опубликования, не противоречит действовавшему на дату его принятия законодательству, имеющему большую юридическую силу. То обстоятельство, что ООО "Б." не включено в перспективную схему движения отходов Славгородской зоны в качестве полигона - объекта конечного размещения отходов, не нарушает прав административного истца, поскольку в случае предоставления административным истцом документов, подтверждающих соответствие полигона требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 года N 1657, в Территориальную схему могут быть внесены изменения, и данный полигон будет включен в перспективную часть Схемы как объект конечного размещения ТБО. Минприроды Алтайского края планируется проведение работ по корректировке Территориальной схемы обращения с отходами на территории Алтайского края с учетом требований природоохранного законодательства после утверждения проекта Федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами. В рамках планируемой работы все заинтересованные лица могут представить в Минприроды Алтайского края актуальные сведения и предложения по организации деятельности по обращению с отходами на территории Алтайского края. До настоящего времени ООО "Б." не предоставило в Минприроды Алтайского края пакет документов на реконструкцию данного полигона.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту Закон N 89-ФЗ).
В целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (пункт 1 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ).
Органом исполнительной власти Алтайского края, к полномочиям которого относится разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, является Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (пп. 43 п. 2.1.1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 20 сентября 2021 года N 1193 утверждена Территориальная схема обращения с отходами Алтайского края (далее по тексту - Территориальная схема).
Данный нормативный правовой акт опубликован в соответствии с частью 1 статьи 33 Закона Алтайского края от 09 ноября 2006 года N 122-ЗС "О правотворческой деятельности" на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 21 сентября 2021 года, номер опубликования 2201202109210001.
Территориальная схема размещена на части 6 статьи 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ и не противоречит статье 34 Закона Алтайского края от 09 ноября 2006 года N 122-ЗС "О правотворческой деятельности", а также соответствует пункту 28 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года N 1130 утверждены Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем (далее - Правила N 1130).
Согласно пункту 19 Правил, разработанный уполномоченным органом проект территориальной схемы до его утверждения подлежит общественному обсуждению.
Согласно пунктам 19-24 названных правил разработанный уполномоченным органом проект территориальной схемы до его утверждения подлежит общественному обсуждению. Общественное обсуждение территориальной схемы включает: размещение уполномоченным органом уведомления о датах начала и окончания проведения общественного обсуждения проекта территориальной схемы и размещение проекта территориальной схемы на сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; направление уполномоченным органом уведомления о размещении проекта территориальной схемы в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов; рассмотрение проекта территориальной схемы заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, гражданами, организациями, иными заинтересованными лицами; направление федеральными органами исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов, и лицами, указанными в подпункте "в" пункта 20, в уполномоченный орган предложений и замечаний; подготовка уполномоченным органом заключения по результатам рассмотрения предложений и замечаний.
Уполномоченный орган размещает проект территориальной схемы на официальном сайте с указанием дат начала и окончания проведения общественного обсуждения проекта территориальной схемы. Срок общественного обсуждения проекта территориальной схемы не может быть менее одного месяца и более 3 месяцев со дня его размещения на официальном сайте. Решение о сроке (датах начала и окончания) проведения общественного обсуждения проекта территориальной схемы на официальном сайте принимает уполномоченный орган.
Уполномоченный орган в 2-дневный срок со дня размещения проекта территориальной схемы на официальном сайте направляет уведомление о размещении проекта территориальной схемы с приложением проекта территориальной схемы на электронном носителе в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов.
Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, рассматривают проект территориальной схемы и направляют в уполномоченный орган предложения и замечания.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов, а также региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, граждане, организации, иные заинтересованные лица по результатам рассмотрения проекта территориальной схемы в срок не позднее 15 дней до дня истечения срока общественного обсуждения проекта территориальной схемы направляют в уполномоченный орган свои замечания и предложения при их наличии.
Уполномоченный орган рассматривает все замечания и предложения, поступившие в установленный срок, и подготавливает по итогам их рассмотрения заключение, содержащее информацию об учете поступивших замечаний и предложений и (или) о причинах их отклонения.
Заключение об учете поступивших замечаний и предложений и (или) о причинах их отклонения размещается уполномоченным органом на официальном сайте не позднее 4 дней до дня окончания срока общественного обсуждения.
Территориальная схема утверждается уполномоченным органом в течение 10 дней со дня окончания срока проведения общественного обсуждения при условии отсутствия замечаний.
Согласно п. 25 Правил по результатам общественного обсуждения уполномоченный орган дорабатывает в 30-дневный срок проект территориальной схемы (при необходимости).
Согласно п. 26 Правил проект территориальной схемы подлежит повторному размещению на официальном сайте в целях повторного проведения общественного обсуждения, при этом сроки проведения процедуры повторного общественного обсуждения устанавливаются в размере половины срока, предусмотренного пунктом 21 настоящих Правил, в случае, если в результате доработки проекта территориальной схемы уполномоченным органом внесены изменения: в данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; в объем соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; в прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами более чем на установленный уровень инфляции; в количество зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; в схему потоков отходов.
Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края в соответствии с приведенными положениями Правил N 1130 в период с 12 января 2021 года по 28 февраля 2021 года проведены общественные обсуждения проекта Территориальной схемы. Проект Территориальной схемы, уведомление о датах начала и окончания проведения обсуждений были размещены на п. 27 Правил N 1130 Территориальная схема утверждена приказом Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края 20 сентября 2021 года в течение 10 дней со дня окончания срока проведения процедуры общественных обсуждений.
Как следует из материалов дела, 03 февраля 2021 года административный истец направил в Минприроды Алтайского края предложение по внесению изменений в перспективную схему потоков Славгородской зоны в части включения полигона ТБО ООО "Б." в перспективную схему как объекта конечного размещения отходов не только для городских округов г. Славгорода, г. Ярового, но и Бурлинского, Немецкого, Суетского, Благовещенского, Кулундинского, Табунского районов.
24 февраля 2021 года административным ответчиком утверждено заключение об учете поступивших замечаний и предложений и (или) о причинах их отклонения, в пункт 10 которого внесено вышеуказанное предложение административного истца /л.д.75 том 3/.
Ссылка административного истца на нарушение процедуры согласования проекта территориальной схемы в части не принятия соответствующего заключения не основана на фактических обстоятельствах, поскольку опровергается представленными стороной административного ответчика вышеуказанными документами. Административный истец принимал участие в общественных обсуждениях, его мнение было принято во внимание, по предложению проводилась работа. То обстоятельство, что предложение не было учтено при утверждении территориальной схемы, не свидетельствует о несоблюдении органом исполнительной власти процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Таким образом, оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят компетентным органом с соблюдением формы, процедуры принятия и опубликования.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 128, части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснениям пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.
ООО "Б." включено в оспариваемую Территориальную схему (раздел 9, Приложение 9.7) как полигон твердых бытовых отходов, действующий объект конечного размещения отходов, включенный в Государственный реестр объектов размещения отходов, координаты расположения 52.969783, 78.688695, следовательно, вправе обратиться в суд с вышеприведенными административными исковыми требованиями в рассматриваемой части.Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 20 сентября 2021 года N 1193 утверждена Территориальная схема обращения с отходами Алтайского края.
В Территориальной схеме представлены следующие варианты схем потоков твердых коммунальных отходов:
- действующая - (Приложение 9.1, 9.2, 9.3, 9.4, 9.5, 9.6, 9.7);
- переходная - вводится поэтапно по факту введения в эксплуатацию объектов перегрузки и сортировки до введения в эксплуатацию перспективных объектов захоронения (Приложение 9.8, 9.9, 9.10, 9.11, 9.12, 9.13, 9.14);
- перспективная - с даты введения в эксплуатацию перспективных объектов захоронения (Приложение 9.15, 9.16, 9.17, 9.18, 9.19, 9.20, 9.21).
ООО "Б." включено в данную Территориальную схему (раздел 9, Приложение 9.7) как полигон твердых бытовых отходов, действующий объект конечного размещения отходов, включенный в Государственный реестр объектов размещения отходов, координаты расположения 52.969783, 78.688695. В переходный период как объект сортировки и как объект конечного размещения отходов.
В перспективную схему потоков ТКО полигон, принадлежащей ООО "Б.", не включен в качестве объекта конечного размещения отходов.
Как следует из позиции административного ответчика, приведенной в рамках рассмотрения настоящего административного дела, данный полигон не был включен в перспективную схему потоков ТКО, поскольку на момент разработки и утверждения Территориальной схемы ООО "Б." не представило документы, подтверждающие, что объект соответствует требованиям, установленным Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 N 1657 "О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов".
С данной позицией суд не соглашается в виду следующего.
Постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 N 1657 (далее Постановление N 1657) установлены единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, в том числе в отношении выбора мест размещения таких объектов, используемых материалов и технологических решений (далее - единые требования).
Пунктом 3 Постановление N 1657 определено, что объекты обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, проектирование, и (или) строительство и (или) реконструкция которых завершены до вступления в силу настоящего постановления, подлежат приведению в соответствие с Едиными требованиями в срок до 1 января 2026 г.
Полигон ТБО, принадлежащий ООО "Б." введен в эксплуатацию как объект обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов до вступления в силу Постановления N 1657, следовательно, до 01 января 2026 года владелец полигона вправе провести соответствующие мероприятия по приведению его в соответствие с Едиными требованиями, установленными Постановлением N 1657. Доказательств обратного и, соответственно, необходимость завершения его эксплуатации, административным ответчиком в нарушение требований части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представлено не было.
Площадь полигона составляет 714 600 кв. м, проектная вместимость 487 500 т, остаточная вместимость 422 670 т. То есть фактически полигон использован на 15%.
В пункте 5 Рекомендаций по порядку согласования территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденных письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 31 мая 2016 г. N АС-03-03-36/10394 "О согласовании территориальных схем" указывается на целесообразность сокращения вовлекаемых земельных ресурсов под размещение отходов путем приведения в соответствие с нормами действующего природоохранного законодательства существующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации объектов размещения отходов, в том числе не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" целями данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Пункт 8 статьи 4 названного Закона определяет дискриминационные условия как условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Исходя из приведенных выше положений закона, территориальная схема обращения с отходами, являясь базовым нормативным документом, предусматривающим стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, должна базироваться на научно обоснованном сочетании экологических и экономических интересов общества, рациональном использовании земельных ресурсов, а также обеспечении равных условий доступа на товарный рынок и недопущении ограничения конкуренции.
В данном же случае полигон, принадлежащий ООО "Б.", не включен в перспективную схему потоков ТКО в качестве объекта конечного размещения отходов без каких либо обоснований невозможности его эксплуатации в будущем.
При этом суд соглашается с доводами административного истца о том, что при отсутствии полигона, принадлежащий ООО "Б." в перспективной схеме потоков ТКО в качестве объекта конечного размещения отходов, Общество лишено возможности учесть расходы на реконструкцию данного объекта с целью приведения его в соответствие с Едиными требованиями, установленными Постановлением N 1657 в составе тарифа. Захоронение твердых коммунальных отходов относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с отходами, для которой устанавливаются предельные тарифы. Затраты на формирование резервного фонда на рекультивацию полигона могут быть включены в необходимую валовую выручку в составе производственных расходов предприятия и учитываться при установлении тарифа.
Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 24 ноября 2021 года "Об утверждении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство города Славгорода" на 2022-2026 года" установлены долгосрочные параметры регулирования предельных тарифов и предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов для ООО "Б." на 2022-2026 годы /л.д.37-38 том.1/.
Этим же решением утверждена Производственная программа ООО "Б." на 2022-2026 годы.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, исключение действующего полигона на территории г. Славгорода из перспективной схемы потоков отходов в Славгородской зоне нарушает правовые основы обращения с отходами производства и потребления, принцип рационального использования земельных ресурсов и создаёт дискриминационные условия, необоснованно ограничивает доступ ООО "Б." на осуществление деятельности в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 29 Правил N 1130 корректировка территориальных схем осуществляется путем внесения в нее изменений по мере необходимости. Следовательно, в случае если до 01 января 2026 года ООО "Б." не будут проведены необходимые мероприятия и представлены документы, подтверждающие соответствие полигона Единым требованиям, установленным Постановлением N 1657, сведения о таком полигоне как объекте конечного пункта размещения ТКО подлежат исключению из Территориальной схемы, в том числе из ее перспективной части. Исключение таких сведений при утверждении Территориальной схемы приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 20 сентября 2021 года N 1193, преждевременно.
С учетом изложенного, требования административного истца о признании недействующим Приложения 9.21 раздела 16 "Перспективная схема потоков Славгородской зоны" в части невключения в качестве объекта конечного размещения отходов по Славгородской зоне используемого обществом с ограниченной ответственностью "Б." полигона, подлежат удовлетворению.
Поскольку нормативный правовой акт на момент рассмотрения дела применялся, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд признает его недействующим со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 33 Закона Алтайского края от 09 ноября 2006 года N 122-ЗС "О правотворческой деятельности" сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Алтайская правда", а также в силу части 6 статьи 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ - на официальном сайте Алтайского края.
При этом суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца о признании недействующим раздела 9 Территориальной схемы, в части отражения в данном разделе необходимости строительства нового объекта размещения твердых коммунальных отходов по адресу: р.п. Благовещенка, Алтайского края площадью 100 000 кв. м., в виду следующего.
Территориальная схема обращения с отходами является базовым нормативным документом, предусматривающим стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, является документом, отражающим комплексный подход в решении ключевых задач по размещению природоохранных объектов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Целью государственной политики в области обращения с отходами является создание и обеспечение деятельности отходоперерабатывающей индустрии (отрасли обращения с отходами), а также развитие системы эффективного обращения с отходами производства и потребления, повышение эффективности осуществления контроля в области обращения с опасными отходами, максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот, достижение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности при размещении отходов, не пригодных для утилизации.
Как следует из оспариваемого административным истцом раздела 9 Территориальной схемы, в период 2021-2022 года на территории Славгородской зоны Алтайского края необходимо провести реконструкцию, переоснащение либо строительство объектов системы обращения с отходами производства и потребления, которые водятся в эксплуатацию на переходном этапе - 2021-2022 годы.
Включение в раздел 9 перспективной схемы потоков Территориальной схемы перспективного строительства объекта размещения ТКО по адресу Россия, Алтайский край, Благовещенский район, рп.Благовещенка, площадью 100000 кв. м. направлено на стратегическое планирование развития системы эффективного обращения с отходами производства и потребления. При этом суд не вправе обсуждать вопрос о целесообразности строительства в будущем нового перспективного объекта размещения ТКО, поскольку это относится к исключительной компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Планирование строительства нового перспективного объекта размещения ТКО в Благовещенском районе Алтайского края само по себе не свидетельствует о прекращении эксплуатации полигона, принадлежащего ООО "Б.", прав административного истца не нарушает.
Также следует учесть, что его строительство и ввод в эксплуатацию были запланированы на 2021-2022 годы. При этом, как следует из пояснений представителей административного ответчика, строительство не начато, объект в эксплуатацию не введен.
В связи с изложенным, требования административного истца в данной части удовлетворению не подлежат.
Требование административное истца о признании недействующим раздела "Электронная модель территориальной схемы" в части отсутствия во вкладке электронной модели "Объекты подлежащие реконструкции/ликвидации" сведений о предполагаемых сроках вывода из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, включая сведения о проектных мощностях и планируемых технологических решениях, суд находит также не подлежащими удовлетворению, поскольку данные требования являются взаимоисключающими с удовлетворенным судом требованием о признании недействующим Приложения 9.21 раздела 16 "Перспективная схема потоков Славгородской зоны" в части невключения в качестве объекта конечного размещения отходов по Славгородской зоне используемого обществом с ограниченной ответственностью "Б." полигона.
Одновременное указание в "Перспективной схеме потоков Славгородской зоны" в качестве объекта конечного размещения отходов по Славгородской зоне используемого обществом с ограниченной ответственностью "Б." полигона и указание в Электронной модели территориальной схемы" этого же объекта в качестве подлежащего ликвидации является недопустимым.
Отражение как в текстовой, так и в электронной частях Территориальной схемы сведений о предполагаемых сроках реконструкции, включая сведения о проектных мощностях и планируемых технологических решениях подлежит при корректировке Территориальной схемы и включении в ее перспективную часть в качестве объекта конечного размещения отходов по Славгородской зоне используемого обществом с ограниченной ответственностью "Б." полигона. Отсутствие данных сведений в Электронной модели в действующей редакции, с учетом отсутствия в перспективной схеме потоков сведений о самом полигоне как объекте конечного размещения ТКО, является закономерным, ничему не противоречит.
С учетом изложенного, требования административного истца подлежат удовлетворению в части.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Б." о признании не действующей Территориальной схемы обращения с отходами Алтайского края, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 20 сентября 2021 года N 1193 удовлетворить в части.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Приложение 9.21 раздела 16 "Перспективная схема потоков Славгородской зоны" Территориальной схемы обращения с отходами Алтайского края, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 20 сентября 2021 года N 1193 в части не включения в качестве объекта конечного размещения отходов по Славгородской зоне используемого обществом с ограниченной ответственностью "Б." полигона.
В удовлетворении административных исковых требований о признания недействующим раздела 9 Территориальной схемы обращения с отходами Алтайского края, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 20 сентября 2021 года N 1193 в части отражения в данном разделе необходимости строительства нового объекта размещения твердых коммунальных отходов по адресу: р.п. Благовещенка, Алтайского края площадью 100 000 кв. м., отказать.
В удовлетворении административных исковых требований о признании недействующим раздела "Электронная модель территориальной схемы" в части отсутствия во вкладке электронной модели "Объекты подлежащие реконструкции/ликвидации" сведений о предполагаемых сроках реконструкции, вывода из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, включая сведения о проектных мощностях и планируемых технологических решениях, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 15 ноября 2022 г. N 3а-874/2022
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании