Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования Министерства образования и науки Республики Ингушетия на 2023 год
I. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, описание текущего развития профилактической деятельности Министерства, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа профилактики
Программа профилактики разработана в целях реализации Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" на основании:
- Постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования";
- Постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
Ответственный за реализацию Программы:
Отдел по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Республики Ингушетия (далее - Отдел).
Срок реализации Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования Министерства образования и науки Республики Ингушетия (далее - Программа профилактики) - на 2023 год.
Программа профилактики в соответствии с пунктом 13 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997, содержит следующие профилактические мероприятия:
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- объявление предостережения;
- консультирование;
- профилактический визит.
Программа профилактики подлежит исполнению отделом по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Республики Ингушетия, целью деятельности которого на основании положения о нем является реализация на территории Республики Ингушетия полномочий Российской Федерации в сфере образования, переданных Министерству образования и науки Республики Ингушетия для осуществления в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Программа профилактики, информация по итогам состоявшихся профилактических мероприятий размещаются на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://minobr06.ru.
Профилактические мероприятия, предусмотренные Программой профилактики, обязательны для проведения.
Отдел по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Республики Ингушетия, руководствуясь частью 7 статьи 44 Федерального закона от 31.07.2022 N 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", может проводить профилактические мероприятия, не предусмотренные Программой профилактики.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату и номер названного Федерального закона следует читать как "от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ"
В рамках переданных Российской Федерацией полномочий в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) Отдел осуществляет следующий вид государственного контроля (надзора):
- федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Республики Ингушетия, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Закона об образовании.
Подконтрольными субъектами при осуществлении государственного контроля (надзора) являются:
1) юридические лица (организации, осуществляющие образовательную деятельность: дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, организации профессионального образования, организации дополнительного образования, организации дополнительного профессионального образования; организации, осуществляющие обучение; иные юридические лица);
2) индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.
На территории Республики Ингушетия федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования подлежит 307 организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", планом проведения плановых проверок юридических лиц, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Республики Ингушетия от 19.11.2021 N 999-п, за отчетный период проведены плановые выездные проверки в отношении 4 образовательных организаций.
С 10 марта 2022 года не проводились плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до конца 2022 года на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
Проверки в соответствии с ежегодным планом проведены в отношении:
- 3 общеобразовательных организаций;
- 1 дошкольной образовательной организации.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий составлены акты, руководителям проверенных организаций направлены предписания об устранении выявленных нарушений.
Все предписания исполнены в срок и в полном объеме. В проверенных общеобразовательных организациях установлено, что образовательные программы реализуются в полном объеме в соответствии с учебным планом.
По итогам проведения плановых проверок юридических лиц выявлены следующие типичные нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере образования:
не соблюдаются требования к информационной открытости образовательной организации;
образовательными организациями не в полном объеме исполняются полномочия, отнесенные статьей 28 Федерального закона N 273-ФЗ к их компетенции, в том числе в части: разработки и принятия правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка; разработки и утверждения образовательных программ образовательной организации; осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
не соблюдаются требования к сроку и порядку проведения аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, установленные статьей 49 Федерального закона N 273-ФЗ.
В соответствии с письмом Рособрнадзора от 15.02.2022 N 02-39 Отделом проведен мониторинг внесения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, сведений о выданных документах об образовании в ФИС ФРДО, а именно аттестатов об основном и среднем общем образовании, дипломов с среднем профессиональном образовании.
Кроме того, в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведено 18 профилактических визитов. Информация о результатах профилактических визитов направляется в адрес руководителей, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Ингушетия.
Информационно-разъяснительная работа проводилась через организацию и проведение обучающих семинаров с руководителями образовательных организаций и специалистами управлений образования по вопросам осуществления надзорной деятельности, лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности в 2022 году, работу августовских секций, участие в передачах на телевизионных каналах НТК и ГТРК специалистов отдела по вопросам организации и проведения государственной итоговой аттестации, а также через разъяснительную и консультационную работу с представителями подконтрольных субъектов по вопросам, связанным с организацией и осуществлением контрольно-надзорных мероприятий в течение 2022 года.
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования является:
1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
2) соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
3) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
До конца года запланировано проведение 9 профилактических визитов в отношении контролируемых лиц.
Министерством осуществлялись следующие профилактические мероприятия, предусмотренные Программой профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере образования на 2022 год:
1) разработка, утверждение и поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте Министерства:
перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования законодательства, оценка соблюдения которых является предметом осуществляемых видов государственного контроля (надзора) (далее - обязательные требования);
2) информирование подконтрольных субъектов о планируемых проверках и о результатах проведенных контрольных (надзорных) мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; в отношении органов местного самоуправления;
3) проведение обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства;
4) размещение на официальном сайте Министерства https://minobr06.ru:
информации о результатах проверок;
информации об истечении сроков исполнения выданных предписаний;
обзора правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства;
доклада об осуществлении Министерством государственного контроля (надзора) в сфере образования и об эффективности такого контроля (надзора) за 2021 год;
доклада о лицензировании образовательной деятельности в Республике Ингушетия за 2021 год;
информации о типовых нарушениях, выявленных в ходе мероприятий по контролю, и рекомендации в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, органами местного самоуправления в целях недопущения таких нарушений;
информация об изменениях законодательства в сфере образования, о содержании новых нормативных правовых актов, с разъяснениями содержания нормативных правовых актов, сроках и порядке вступления их в действие.
В рамках реализации Программы профилактики в адрес организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Ингушетия, при наличии оснований, в установленном законодательством порядке направлялись предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
В адрес организаций и индивидуальных предпринимателей, не имеющих официальных сайтов или сайты которых не соответствуют требованиям законодательства в сфере образования к структуре и содержанию, направлено 13 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Разработанные и утвержденные Министерством руководства по соблюдению обязательных требований законодательства в сфере образования размещены на официальном сайте Министерства https://minobr06.ru.
Специалистами Министерства проводится консультирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в устной и письменной формах по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных законодательством в сфере образования.
II. Цели и задачи реализации Программы профилактики
1. Целями проведения профилактических мероприятий являются:
- повышение прозрачности осуществления Отделом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- предупреждение нарушений подконтрольными субъектами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования;
- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
2. Проведение Министерством профилактических мероприятий направлено на решение следующих задач:
- формирование единого понимания обязательных требований в сфере образования у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований в сфере образования;
- выявление наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований;
- определение способов устранения или снижения рисков возникновения нарушений обязательных требований в сфере образования;
- повышение информированности представителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о требованиях законодательства в сфере образования;
- обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия с Министерством по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;
- создание мотивации к добросовестному соблюдению обязательных требований законодательства в сфере образования подконтрольными субъектами и, как следствие, снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- повышения уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов.
III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения на 2023 год
N п/п |
Вид профилактического мероприятия |
Сроки (периодичность) проведения мероприятия |
Ожидаемый результат |
Ответственный исполнитель |
1. |
Информирование. Размещение и поддержание в актуальном состоянии информации, предусмотренной частью 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", на официальном сайте в сети "Интернет" https://minobr06.ru, в том числе: |
В течение всего срока реализации Программы |
Повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях; снижение количества нарушений обязательных требований |
Специалисты отдела по надзору и контролю в сфере образования |
В течение всего срока реализации Программы |
Повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях; снижение количества нарушений обязательных требований |
Начальник отдела, специалисты отдела по надзору и контролю в сфере образования |
||
1.1 |
текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора) в сфере образования; - порядка отнесения объектов контроля к категориям риска; - программы профилактики рисков причинения вреда; - сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; - сведений о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц |
Не позднее 20.12.2023 |
|
|
- проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; - доклада о государственном контроле (надзоре) в сфере образования |
Не позднее 20.04.2023 |
|||
1.2 |
Информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об итогах государственного контроля (надзора) в сфере образования в 2023 году путем подготовки и размещения аналитической информации на официальном сайте Министерства https://minobr06.ru |
В течение всего срока реализации Программы |
Повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях; снижение количества нарушений обязательных требований |
Специалисты отдела по надзору и контролю в сфере образования |
1.3 |
Информирование руководителей образовательных организаций о типичных нарушениях, выявленных при осуществлении контроля (надзора), на совещаниях |
В течение всего срока реализации Программы |
Повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях; снижение количества нарушений обязательных требований |
Начальник отдела, специалисты отдела по надзору и контролю в сфере образования |
1.4 |
Участие специалистов Отдела в семинарах, конференциях по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования |
В течение всего срока реализации Программы |
Повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях; снижение количества нарушений обязательных требований |
Специалисты отдела по надзору и контролю в сфере образования |
2. |
Консультирование юридических лиц индивидуальных предпринимателей по вопросам, входящим в компетенцию Отдела, осуществляется по телефону в виде устных разъяснений на личном приеме, в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия |
В течение всего срока реализации Программы |
Повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях; снижение количества нарушений обязательных требований |
Начальник отдела, специалисты отдела по надзору и контролю в сфере образования |
2.1 |
Посредством размещения на официальном сайте письменного разъяснения по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей, подписанного уполномоченным должностным лицом, в случае поступления 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей |
В течение года при необходимости |
||
3. |
Устные разъяснения на личном приеме, в ходе проведения профилактического визита. Размещение на официальном сайте письменного разъяснения по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей, подписанного уполномоченным должностным лицом, в случае поступления 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей |
В течение всего срока реализации Программы |
Повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях; снижение количества нарушений обязательных требований |
Начальник отдела, специалисты отдела по надзору и контролю в сфере образования |
4. |
Обобщение правоприменительной практики |
|
|
|
4.1 |
Подготовка ежегодного доклада об осуществлении Отделом государственного контроля (надзора) в сфере образования и об эффективности такого контроля (надзора) в 2022 году, доклада о лицензировании образовательной деятельности за 2022 год и размещение их на официальном сайте Министерства |
Февраль |
Обеспечение доступности сведений о результатах правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности; снижение количества нарушений обязательных требований |
Специалисты отдела по надзору и контролю в сфере образования |
4.2 |
Подготовка проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Министерства образования и науки Республики Ингушетия за 2022 год, и его размещение на официальном сайте для публичного обсуждения |
Не позднее 30 апреля 2023 года |
Обеспечение доступности сведений о результатах правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности; снижение количества нарушений обязательных требований |
Специалисты отдела по надзору и контролю в сфере образования |
5. |
Объявление предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований в сфере образования при наличии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в том числе: |
В течение года по мере необходимости |
Предупреждение нарушений обязательных требований |
Специалисты отдела по надзору и контролю в сфере образования |
5.1 |
По результатам рассмотрения обращений (жалоб, заявлений) от физических и юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, средств массовой информации |
Специалисты отдела по надзору и контролю в сфере образования |
||
5.2 |
По результатам мониторинга размещения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, информации на своих официальных сайтах в сети "Интернет": ДЮСШ, находящиеся в ведении Министерства по физической культуре и спорту Республики Ингушетия |
Июнь, июль, август 2023 года |
Специалисты отдела по надзору и контролю |
|
5.3 |
По результатам мониторинга за своевременным внесением организациями, осуществляющими образовательную деятельность, сведений о документах об образовании и (или) квалификации в ФИС ФРДО |
II - III кварталы 2023 года |
Мальсагова К.Б. - главный специалист отдела по надзору и контролю |
|
6. |
Проведение профилактических визитов в форме профилактической беседы в отношении контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности, и контролируемых лиц, деятельность которых отнесена к категориям высокого и среднего риска |
В течение 2023 года в соответствии с утвержденным планом проведения профилактических визитов |
Предупреждение нарушений обязательных требований |
Специалисты отдела по надзору и контролю в сфере образования |
IV. Показатели результативности и эффективности Программы профилактики на 2023 год
Отчетные показатели |
2023 |
Полнота реализации мероприятий, включенных в Программу профилактики |
100% |
Периодичность обобщения результатов проведенных проверок с указанием типичных нарушений |
Не реже 1 раза в квартал |
Доля организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, в отношении которых применялись меры, предусмотренные статьей 93.1 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", такие как лишение государственной аккредитации, аннулирование действия лицензии |
Не более 0,15 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.