г. Краснодар |
|
14 декабря 2016 г. |
Дело N А32-8026/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Волкова Я.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Озеленитель-Кубань" (ИНН 2308068661, ОГРН 1022301197445) - Шабуниной И.А. (доверенность от 15.06.2016), в отсутствие истца - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), ответчика - федерального государственного бюджетного научного учреждения "Северо-Кавказский научно-исследовательский институт животноводства" (ИНН 2312001941, ОГРН 1022301983714) и третьих лиц: Федерального агентства научных организаций, Артюшкиной Любови Ильиничны, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2016 (судья Гордюк А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2016 (судьи Фахретдинов Т.Р., Галов В.В., Глазунова И.Н.) по делу N А32-8026/2016, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) обратилось в арбитражный суд к ООО "Озеленитель-Кубань" (далее - общество), ФБГНУ "Северо-Кавказский научно-исследовательский институт животноводства" (далее - учреждение) с исковым заявлением, в котором просило:
- признать договор о совместной деятельности от 05.06.2009, заключенный обществом и учреждением, недействительной (ничтожной) сделкой;
- обязать общество передать по акту приема-передачи земельный участок площадью 22 501 391,03 кв. м с кадастровым номером 23:43:0000000:105, расположенный по адресу: г. Краснодар, Карасунский округ, пос. Знаменский;
- истребовать из чужого незаконного владения общества земельный участок приблизительно площадью 3,7 га, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:105;
- обязать общество своим силами и за счет своих средств привести земельный участок площадью 3,7 га (территория бывшего зверосовхоза) в первоначальное состояние путем сноса теплиц, котельной и технического отделения.
Требования обоснованы положениями статей 167, 168, 209, 222, 296, 298 и 301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и мотивированы тем, что учреждение распорядилось имуществом, являющимся собственностью Российской Федерации, без согласия представителей собственника федерального имущества (территориального управления и Россельхозакадемии).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство научных организаций (далее - агентство) и Артюшкина Л.И (т. 1, л. д. 1, 2, 171).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2016, в удовлетворении исковых требований отказано.
Судебные инстанции установили, что участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 22501391,03 кв. м с кадастровым номером 23:43:0000000:105 является собственностью Российской Федерации и закреплен за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования. Учреждение и общество подписали договор о совместной деятельности от 05.06.2009, по условиям которого стороны обязались путем объединения имущества и усилий совместно действовать в сфере растениеводства для достижения общих хозяйственных целей (проведение научно-исследовательских работ в области растениеводства). Во исполнение договора учреждение предоставило обществу земельный участок площадью 3,7 га в границах участка с кадастровым номером 23:43:0000000:105 (территория бывшего зверосовхоза), на срок до 05.06.2029 с правом строительства на нем теплиц, котельной, технического отделения, а также монтажа систем и оборудования теплиц. Земельный участок используется обществом, которым возведены указанные объекты. Ссылаясь на заключение ответчиками договора о совместной деятельности от 05.06.2009 в отсутствии согласия уполномоченного органа федеральной власти, территориальное управление обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями. При проверке доводов истца о незаконности оспариваемой сделки, необходимости возврата земельного участка и сносе самовольно возведенных обществом объектов судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии у территориального управления права на предъявление иска. В соответствии с пунктом 3 статьи 214 и пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В пунктах 5.35 (1), 5.36.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), закреплены полномочия Росимущества по принятию решений о предоставлении и заключению договоров аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 30.01.1992 N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук" на базе Российской академии сельскохозяйственных наук и Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ) создана единая Россельхозакадемия, которой в бессрочное, бесплатное пользование переданы земли, ранее предоставленные Российской академии сельскохозяйственных наук, ВАСХНИЛ и их научным учреждениям и относящиеся к федеральной собственности. Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 141-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций. По смыслу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" Россельхозакадемия осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника (право владения, пользования и распоряжения) в отношении имущества своих учреждений, предприятий, находящегося в федеральной собственности. В соответствии с положениями Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 27.09.2013 N 253-ФЗ), Россельхозакадемия (наряду с иными государственными академиями наук), присоединяется к Российской академии наук. При этом организации, находившиеся в ведении Россельхозакадемии до дня вступления в силу Закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ, передаются в ведение агентства, осуществляющего функции и полномочия учредителя указанных организаций. Агентство образовано Указом Президента Российской Федерации от 27.09.2013 N 735. Во исполнение названного Указа постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2013 N 959 утверждено Положение об агентстве (далее - постановление N 959), в пункте 2 которого закреплено, что оно является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за организациями, находившимися в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ. В соответствии с пунктами 5.3.1, 5.5 постановления N 959 агентством осуществляются функции и полномочия учредителя организаций, подведомственных агентству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за подведомственными агентству организациями. Агентство обращается в суды с исками от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам управления и распоряжения федеральным имуществом, закрепленным за агентством и подведомственными ему организациями. Поскольку территориальное управление является ненадлежащим истцом по настоящему делу, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Территориальное управление обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Заявитель в жалобе просит указанные акты отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального права. Жалоба мотивирована тем, что согласие на заключение оспариваемой сделки уполномоченным органом федеральной власти не давалось, а правообладатель (учреждение) не вправе распоряжаться федеральным имуществом без согласия представителя собственника. Поэтому договор о совместной деятельности от 05.06.2009 является недействительной (ничтожной) сделкой. В соответствии с Положением N 432 органом, уполномоченным на распоряжение спорным земельным участком, являлось Росимущество и его территориальное управление.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы, ссылался на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, постановлением мэрии города Краснодара от 16.10.1997 N 1985 (т. 2, л. д. 7) Научно-производственному объединению "Прогресс" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 3172,9 га и выдан государственный акт от 28.11.1997 серии КК-2 N 401001711 (т. 2, л. д. 4, 5).
Приказом Российской академии сельскохозяйственных наук от 18.10.1997 N 84 Научно-производственное объединение "Прогресс" преобразовано в учреждение.
По сведениям государственного кадастра недвижимости (выписка от 21.12.2015 N 90-13360313) на земельный участок площадью 22 501 391,03 кв. м с кадастровым номером 23:43:0000000:105, расположенный по адресу: г. Краснодар, Карасунский округ, пос. Знаменский / пос. Зеленопольский, 09.11.2007 зарегистрировано право собственности Российской Федерации (т. 1, л. д. 77, 78).
На основании постановления мэрии города Краснодара от 16.10.1997 N 1985, государственного акта от 28.11.1997 серии КК-2 N 401001711, а также распоряжения территориального управления от 01.10.2007 N 665-р за учреждением 28.09.2015 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 22 501 391,03 кв. м с кадастровым номером 23:43:0000000:105, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 28.09.2015 (т. 2, л. д. 24 - 26, 32). Земельный участок расположен по адресу: г. Краснодар, Карасунский округ, пос. Знаменский / пос. Зеленопольский, и предоставлен учреждению для научных целей и сельскохозяйственного производства.
Во исполнение поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 31.03.2015 N ЕМ-14/12136, на основании распоряжения территориального управления от 03.04.2015 N 244-р комиссией территориального управления проведена внеплановая комплексная проверка эффективности использования, целостности и сохранности земельных участков и иного недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, закрепленного на праве оперативного управления за учреждением. По результатам проверки составлен комиссионный акт от 31.08.2015 (т. 1, л. д. 29 - 76). В ходе проверки установлено, что учреждение и общество заключили договор о совместной деятельности от 05.06.2009 (т. 1, л. д. 157 - 161), по условиям которого стороны обязались путем объединения имущества и усилий совместно действовать в сфере растениеводства для достижения общих хозяйственных целей (проведение научно-исследовательских работ в области растениеводства).
В соответствии с пунктами 3.1 и 6.1 договора учреждение передало обществу земельный участок площадью 3,7 га, расположенный по адресу: г. Краснодар, Карасунский округ, п. Знаменский (территория бывшего зверосовхоза) на период действия договора для выполнения цели совместной деятельности (научные разработки в области растениеводства, внедрение научных разработок в производство в области растениеводства). Доля учреждения составляет 10 % прибыли, получаемой от совместной деятельности.
По условиям пункта 6.2 договора общество обязалось финансировать строительство (теплиц, котельной, подведение газа и водопровода, технического отделения, монтаж систем и оборудования теплиц), приобретение семян и рассады сельскохозяйственных культур, а также обеспечивать трудовое участие и выполнение обязанностей по выращиванию и реализации сельскохозяйственных культур. Доля общества составляет 90 % от прибыли совместной деятельности.
Срок действия договора установлен сторонами 20 лет, с момента подписания по 05.06.2029 (пункт 10.1).
Ссылаясь на то, что договор о совместной деятельности от 05.06.2009 противоречит нормам действующего законодательства (заключен учреждением и обществом в отсутствии согласия уполномоченного органа федеральной власти) и нарушает права Российской Федерации как собственника земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:105, территориальное управление обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Согласно статье 166 Гражданского кодекса (в редакции, действовавшей в период заключения договора от 05.06.2009) сделка недействительна по основаниям, установленным данным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иным правовым актам, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Гражданского кодекса).
В совместном постановлении Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено следующее. Собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки (пункт 22). Собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении (пункт 32). Спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения. В случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 Гражданского кодекса (пункт 34).
Исходя из приведенных норм (разъяснений), территориальное управление должно подтвердить наличие материально-правовой заинтересованности в оспаривании сделки, а также законный интерес в предъявлении требований о возврате федерального имущества и сносе возведенных обществом построек.
Свое обращение в арбитражный суд истец обосновал тем, что учреждение распорядилось имуществом, являющимся собственностью Российской Федерации (заключило с обществом договор от 05.06.2009), без согласия представителей собственника федерального имущества (территориального управления и Россельхозакадемии).
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в частности в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества (пункт 5.3 Положения N 432).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти (пункт 1 Положения N 432).
Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:105 является федеральной собственностью и принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования учреждению, учредителем которого ранее выступала Российская академия сельскохозяйственных наук. В настоящее время по сведениям Единого государственного реестра юридических лиц учредителем ответчика является агентство (т. 1, л. д. 83 - 90).
Согласно части 9 статьи 18 Закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ организации, находившиеся в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, передаются в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями. Данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, функции и полномочия учредителя указанных организаций.
Указом Президента Российской Федерации от 27.09.2013 N 735 образовано агентство, положение о котором утверждено постановлением N 959.
Агентство является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за организациями, находившимися в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук до дня вступления в силу Закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ (пункт 2 Положения N 959).
Агентство осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, функции и полномочия учредителя организаций, подведомственных агентству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за подведомственными агентству организациями; закрепляет за организациями, подведомственными агентству, в целях перераспределения имущества между ними федеральное имущество и производит в установленном порядке его правомерное изъятие (пункты 5.3.1 и 5.3.6 Положения N 959).
Пунктом 5.5 Положения N 959 закреплены полномочия агентства на обращение в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам управления и распоряжения федеральным имуществом, закрепленным за агентством и подведомственными ему организациями.
Правительство Российской Федерации распоряжением от 30.12.2013 N 2591-р утвердило соответствующий перечень организаций, подведомственных агентству, в который включено учреждение (под номером 688).
С учетом приведенных норм суды первой и апелляционной инстанции признали, что агентство наделено полномочиями собственника в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:105, закрепленного на праве постоянного (бессрочного) пользования за учреждением, подведомственным агентству. Территориальное управление, не наделенное полномочиями собственника по распоряжению закрепленным за учреждением (спорным) земельным участком, является ненадлежащим истцом по делу.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод кассационной жалобы истца о наличии оснований для удовлетворения заявленных им требований, окружным судом отклоняется с учетом приведенных правовых норм, свидетельствующих о том, что территориальное управление не наделено полномочиями собственника в отношении спорного земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании учреждения, подведомственного агентству.
Иные доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе (согласие на заключение оспариваемой сделки уполномоченным органом федеральной власти не давалось, учреждение не вправе распоряжаться федеральным имуществом без согласия представителя собственника), не влияют на правомерность вывода судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения требований территориального управления, являющегося ненадлежащим истцом по делу.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения и (или) апелляционного постановления в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2016 по делу N А32-8026/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 9 статьи 18 Закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ организации, находившиеся в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, передаются в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями. Данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, функции и полномочия учредителя указанных организаций.
Указом Президента Российской Федерации от 27.09.2013 N 735 образовано агентство, положение о котором утверждено постановлением N 959.
Агентство является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за организациями, находившимися в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук до дня вступления в силу Закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ (пункт 2 Положения N 959).
...
Правительство Российской Федерации распоряжением от 30.12.2013 N 2591-р утвердило соответствующий перечень организаций, подведомственных агентству, в который включено учреждение (под номером 688)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 декабря 2016 г. N Ф08-8939/16 по делу N А32-8026/2016