Решение Алтайского краевого суда от 25 октября 2022 г. N 3а-1585/2022
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "А. э. с. к." к управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов об оспаривании нормативного правового акта, установил:
административный истец общество с ограниченной ответственностью "А. э. с. к." (далее - ООО "АЭСК") обратилось в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее - Управление по тарифам, орган регулирования) с учетом уточнения (л.д.170-174 т.2) о признании незаконным решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ ***" в части применения понижающего коэффициента 15%.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что ООО "АЭСК" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Алтайского края с ДД.ММ.ГГ. Решением Управления по тарифам от ДД.ММ.ГГ *** были установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для ООО "АЭСК". По заявлению административного истца от ДД.ММ.ГГ открыто тарифное дело об установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии и долгосрочных параметров на долгосрочный период регулирования 2022-2024 годы. ДД.ММ.ГГ Управлением по тарифам принято решение об установлении тарифа, при этом наряду с иными нарушениями при утверждении размера необходимой валовой выручки был применен понижающий коэффициент 15% за не предоставление сетевой организаций в установленный срок предложений по плановым значениям показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг. ООО "АЭСК" оспорило это решение органа регулирования в Федеральную антимонопольную службы (далее - ФАС России), решением которой от ДД.ММ.ГГ были частично удовлетворены требования сетевой организации, на Управление по тарифам была возложена обязанность пересмотреть свое решение, однако ФАС России согласилось с обоснованностью применения понижающего коэффициента. Во исполнение решения ФАС России Управление по тарифам ДД.ММ.ГГ приняло новое решение ***, которым установило тариф для ООО "АЭСК", оставив применение понижающего размер необходимой валовой выручки коэффициента. Административный истец считает, что применение этой штрафной санкции противоречит требованиям п. 12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, поскольку отсутствует одно из оснований применения такого коэффициента как наличие нарушений сетевой организации утвержденных регулирующим органом плановых значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг. Поскольку оспариваемое решение повлекло необоснованное уменьшение размера необходимой валовой выручки для сетевой организации, что нарушает ее права и законные интересы на получение экономически обоснованного дохода от предоставления данных услуг, ООО "АЭСК" обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В процессе рассмотрения дела судом на основании ст. 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФАС России, ООО "Барнаульская сетевая компания", АО "С. к. А.", ПАО "Р. С." в лице филиала "А.", ООО "З.".
В судебном заседании представители административного истца Р.И.А., Н.И.П. и С.В.П., поддержали заявленные исковые требования в полном объеме, также представили дополнительные письменные пояснения (л.д.10-12 т.3). Отметили, что довод ответчика и ФАС России о возможности применения понижающего коэффициента 15% только на основании несвоевременного предоставления сетевой организацией предложений по плановым значениям показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг противоречит закону. Факт нарушения базовых показателей надежности и качества показываемых услуг не идентичен факту нарушения утвержденных регулирующим органом плановых значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг. При этом представители отметили, что ООО "АЭСК" за 2021 год не нарушало базовые показатели надежности и качества оказываемых услуг.
Представители административного ответчика управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов Г.В.А., Б.Е.Г. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, поддержав доводы, изложенные в письменных отзывах (л.д.143-159 т.1, л.д.186-188 т.2, л.д.15-17 т.3), в которых указано о законности принятого решения, включая соблюдение компетенции, порядка принятия, вступления в законную силу, а также соответствие вышестоящему законодательству при применении понижающего коэффициента 15%, поскольку ООО "АЭСК" в установленный срок - до ДД.ММ.ГГ не предоставило свои предложения по плановым значениям показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, что является достаточным основанием для применения штрафной санкции. Кроме того, установлен факт нарушения сетевой организацией в 2021 году базовых значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг. Также представители административного ответчика считали, что административный истец выбрал неверный способ защиты своего права, обратившись в суд общей юрисдикции, поскольку он должен был в арбитражном суде оспорить решение ФАС России и в случае отказа в иске у истца возникло бы право на оспаривание решения Управления по тарифам в рамках главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица АО "Сетевая компания <адрес>энерго" Г.Р.Д. в судебном заседании поддержал позицию административного ответчика.
Заинтересованные лица ФАС России, ООО "Б. с. к.", ПАО "Р. С." в лице филиала "А.", ООО "З. с. к.", будучи надлежащим образом извещены о дате и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили, об отложении рассмотрения дела не просили.
ФАС России в материалы дела представило письменные отзывы, в которых указали, что основанием для применения к ООО "АЭСК" понижающего коэффициента 15% на основании п. 12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике явилось предоставление сетевой организаций в нарушение установленного срока предложений по плановым значениям показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг. Данного основания достаточно для применения этого коэффициента, поскольку для ООО "АЭСК" в 2021 году не утверждались регулирующим органом плановые значения показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг (л.д.223-225, 239-240 т.2).
ПАО "Р. С." в лице филиала "А." также направило письменный отзыв (л.д.228-230 т.2), где отмечено о согласии с позицией административного ответчика.
При таких обстоятельствах суд в соответствии со статьями 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел настоящее административное дело при данной явке.
Выслушав пояснения представителей сторон, заинтересованного лица, заключение прокурора, указавшего о наличии оснований для удовлетворения административных требований, суд приходит к следующему выводу.
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок в области электроэнергетики осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике на розничных рынках государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов действует в соответствии с положением об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составленным на основании типового положения, утвержденного Правительством Российской Федерации (абзац 5 пункта 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
В силу положения об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, управление является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, государственное регулирование и контроль применения цен, тарифов, наценок, надбавок на товары (продукцию) и услуги. В соответствии с пунктами 4.2 Положения Управление по тарифам устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального уровней таких цен (л.д.32-56 т.2).
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов" для определения основных направлений деятельности органа регулирования и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган общей численностью не более 9 человек. В состав коллегиального органа без права передачи полномочий иным лицам входят работники органа регулирования числом не более 7 человек, а при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики - также по одному представителю от совета рынка и антимонопольного органа. Руководитель органа регулирования является председателем коллегиального органа и утверждает персональный состав коллегиального органа, а также порядок его деятельности. Заседание коллегиального органа считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. Голос председателя коллегиального органа при равенстве голосов членов коллегиального органа является решающим.
Аналогичные положения содержатся в порядке деятельности правления, утвержденном приказом управления Алтайского края по государственному регулирования цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ ***-пр "О правлении управления Алтайского края по государственному регулирования цен и тарифов". Этим же приказом утвержден состав правления в количестве семи человек, являющихся работниками управления, в том числе начальник управления (л.д.2-31 т.2).
Как установлено при рассмотрении дела, ООО "АЭСК" является сетевой организацией, владеющей на праве собственности или ином установленными федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии в рамках заключенных договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, на территории Алтайского края. С ДД.ММ.ГГ ООО "АЭСК" оказывает данные услуги на территории Алтайского края.
Решением Управления по тарифам от ДД.ММ.ГГ *** установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Алтайского края.
ДД.ММ.ГГ ООО "АЭСК" обратилось в орган регулирования с заявлением об открытии дела и об установлении индивидуального тарифа на передачу электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования на 2022-2024 годы, документы поданы через электронный портал (л.д.172-173 т.1, диск - л.д.171 т.3).
На основании этого заявления Управлением по тарифам ДД.ММ.ГГ было открыто дело *** об установлении необходимой валовой выручки (далее также - НВВ) и тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выучки на основе долгосрочных параметров регулирования на 2022-2024 годы, о чем было извещено ООО "АЭСК" (л.д.174 т.1).
Решением Управления по тарифам от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ ***" для ООО "АЭСК" установлена необходимая валовая выручка на 2022 год - 20 668,71 тыс. руб., на 2023 год - 24 653,80 тыс. руб., на 2024 год - 24 997,96 тыс. руб. (п. 9 Приложения 2) (л.д.188-191 т.1).
При этом, как следует из экспертного заключения по делу ***, протокола заседания правления Управления по тарифам и к установленному размеру НВВ (24 316,13 тыс. руб.) был применен на основании п. 12 Основ ценообразования понижающий коэффициент 15% за не предоставление сетевой организаций в установленный срок (до ДД.ММ.ГГ) предложений по плановым значениям показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, что уменьшило размер НВВ на 3 647,42 тыс. руб. (л.д.200-202, 244 т.1).
Решением ФАС России от ДД.ММ.ГГ рассмотрены разногласия между ООО "АЭСК" и Управлением по тарифам, требования сетевой компании удовлетворены частично, регулирующему органу дано указание пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов, НВВ и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии. В части обоснованности применения Управлением по тарифам понижающего коэффициента 15% ФАС России не установил нарушений п. 12 Основ ценообразования (л.д.61-83 т.1).
Во исполнение решения ФАС России управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов ДД.ММ.ГГ принято решение *** "О внесении изменений в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ ***" (далее - Решение от ДД.ММ.ГГ ***), которым определены для ООО "АЭСК" на 2022-2024 годы индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии и установлен размер НВВ. Решение вступило в силу с даты опубликования на "Официальном интернет-портале правовой информации" и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГ, действует до ДД.ММ.ГГ. Кроме того, данным решением признано утратившим силу решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ ***" (л.д.76-79 т.2).
Данный правовой акт является нормативным, поскольку содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в сфере передачи электрической энергии, следовательно, может быть оспорено ООО "АЭСК" в суде в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При этом доводы административного ответчика о необходимости соблюдения досудебного порядка, предусматривающего обязательное оспаривание решения ФАС России, суд не принимает во внимание, поскольку нормы настоящего кодекса не предусматривают досудебный порядок для обращения в суд с требованием о признании нормативного правового акта не действующим.
Оспариваемое решение Управления по тарифам принято на основании заявления ООО "АЭСК" от ДД.ММ.ГГ, а также решения ФАС РФ от ДД.ММ.ГГ. Управление по тарифам открыло тарифное дело, о чем ДД.ММ.ГГ было извещено ООО "АЭСК", которому также сообщено о выборе метода регулирования - метода долгосрочного индексации необходимой валовой выручки на основе долгосрочных параметров регулирования (л.д.174 т.1). Управлением по тарифам первоначально составлено Экспертное заключение по делу, с которым представитель сетевой компании ознакомлен ДД.ММ.ГГ (л.д.192-205 т.1). В дальнейшем с учетом решения ФАС России органом регулирования вновь проанализированы представленные сетевой организацией документы, составлено дополнение к экспертному заключению, с которым представитель ООО "АЭСК" ознакомлен ДД.ММ.ГГ (л.д.143-161 т.2). Дата заседания Правления Управления определена на ДД.ММ.ГГ, в этот день на заседании Правления управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, где присутствовала представитель ООО "АЭСК" Новикова И.П., принято оспариваемое решение *** и составлен Протокол заседания Правления ***, согласно которому в повестку дня был включен вопрос *** о внесении изменений в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ ***, в заседании приняли участие 6 членов правления, из которых 5 проголосовали за принятие решения, 1 член правления проголосовал против (л.д.108-142 т.2).
Решение от ДД.ММ.ГГ *** опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) ДД.ММ.ГГ, зарегистрированы в Реестре нормативных правовых актов Алтайского края - государственные регистрационные номера RU22000202201446 от ДД.ММ.ГГ. Копии решений направлены в прокуратуру Алтайского края, управление Министерства юстиции Алтайского края, Федеральную антимонопольную службу (л.д.63-70 т.3).
По форме решение соответствует требованиям постановления Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об организации правотворческой деятельности Губернатора Алтайского края, Правительства Алтайского края и иных органов исполнительной власти Алтайского края".
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов в пределах предоставленных полномочий, нарушений требований к форме нормативного правового акта, процедуре его принятия, опубликования и вступления в силу судом при рассмотрении дела не установлено.
Проверяя соответствие Решения от ДД.ММ.ГГ *** положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункты 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
Пунктом 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, в том числе, являются достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии и обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
В силу пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике на срок не менее чем пять лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности. К долгосрочным параметрам государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике относятся также уровень надежности и качества указанных товаров (услуг), соответствующий долгосрочным инвестиционным программам организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, размер инвестированного капитала, норма доходности, сроки возврата инвестированного капитала и иные параметры.
Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые сетевыми организациями, осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности. Такие организации обязаны обеспечить достижение показателей надежности и качества поставляемых товаров, оказываемых услуг, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти (абзац 5 пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике).
Согласно пункту 3 Основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят, в том числе, цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии в целях расчетов с потребителями услуг (кроме сетевых организаций), расположенными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащими к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, если решением Правительства Российской Федерации не предусмотрено иное (единый (котловой) тариф) и индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на очередной год долгосрочного периода регулирования в силу положений пункта 12 Основ ценообразования может быть применен понижающий коэффициент, корректирующий необходимую валовую выручку данной организации, равный 15 процентам, в случае, если предложения по плановым значениям показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг на каждый расчетный период регулирования в пределах долгосрочного периода регулирования не были представлены регулируемой организацией в сроки, установленные Положением об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, и выявлены нарушения указанной организацией утвержденных регулирующим органом плановых значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг.
В данном случае, как следует из первоначального экспертного заключения, протокола заседания правления Управления по тарифам от ДД.ММ.ГГ, а также пояснений ФАС России, при расчете НВВ на первый год долгосрочного периода 2022 год для ООО "АЭСК" размер НВВ был уменьшен на 15% в силу п. 12 Основ ценообразования за не предоставление сетевой организаций в установленный срок предложений по плановым значениям показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг. Факт не предоставления таких предложений в срок до ДД.ММ.ГГ (как это предусмотрено пунктом 12 Правил регулирования цен) административным истцом в процессе рассмотрения дела подтвержден.
Однако, второе условие, при котором возможно применение понижающего коэффициента 15% в силу пункта 12 Основ ценообразования - выявление нарушений сетевой организацией утвержденных регулирующим органом плановых значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, Управлением по тарифам в рамках тарифного регулирования ООО "АЭСК" не установлено, что свидетельствует об отсутствии оснований для применения такого коэффициента.
При этом суд не соглашается с утверждением Управления по тарифам и ФАС России о том, что подтверждение второго условия не обязательно при установлении тарифов на первый год долгосрочного периода регулирования - 2022 год, при условии того, что для ООО "АЭСК" плановые значения показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг в 2021 году не утверждались, поскольку из пункта 12 Основ ценообразования следует, что только совокупность двух условий является основанием для применения данной санкции.
Также не основан на нормах законодательства довод административного ответчика о том, что факт нарушения сетевой организацией базовых значений показателей надежности и качества предоставляемых услуг, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, свидетельствует о нарушении утвержденных регулирующим органом плановых значений показателей надежности и качества, так как данные показатели не идентичны.
Так, базовые значения показателей надежности утверждаются для групп территориальных сетевых организаций, имеющих сопоставимые друг с другом характеристики и (или) условия деятельности, сформированные по показателю средней продолжительности прекращения передачи электрической энергии на точку поставки.
А плановые значения показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг устанавливаются регулирующими органами для конкретной сетевой организации на каждый расчетный период регулирования в пределах долгосрочного периода регулирования, при этом они определяются, в том числе с учетом индивидуальных особенностей функционирования организаций, обусловленных природно-климатическими и территориальными условиями, технологическими и техническими характеристиками (пункт 8 раздела 3 Постановления правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***). Для территориальных сетевых организаций плановые значения показателей надежности определяются в том числе с учетом базовых значений показателей надежности, значений коэффициентов максимальной динамики улучшения плановых показателей надежности для групп территориальных сетевых организаций, имеющих сопоставимые друг с другом экономические и технические характеристики и (или) условия деятельности (абзац 2 пункта 9 раздела 3 Постановления правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***).
Суд соглашается с позицией административного ответчика, что в случае не установления для сетевой организации плановых значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг на первый год оказания услуг по передаче электрической энергии, она должна соблюдать базовые показатели, рассчитанные на основании Методических указаний по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утвержденных приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГ ***, и нести за их нарушение ответственность, что следует из абзаца 3 статьи 28 Федерального закона "Об электроэнергетики". Однако факт нарушений этих показателей не может влечь ответственность в виде применения предусмотренного пунктом 12 Основ ценообразования понижающего размер НВВ коэффициента на 15%.
Таким образом, суд приходит к выводу о необоснованном применении Управлением по тарифам понижающего коэффициента 15% при определении размера необходимой валовой выручки для ООО "АЭСК", что является достаточным для признания не действующим оспариваемого Решения от ДД.ММ.ГГ *** в части установления для ООО "АЭСК" размера необходимой валовой выручки сетевых организаций без учета оплаты потерь на 2022 год - 20 668,71 тыс. руб. (строка 9 таблицы приложения 2 к решению управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ ***).
Кроме того, административный истец просит обязать административного ответчика устранить нарушения законодательства в области электроэнергетики путем внесения соответствующих изменений с утверждением индивидуального тарифа для сетевой организации на 2022 год с учетом валовой выручки в размере 3 647 420 руб., т.е. фактически просит суд осуществить нормативное правовое регулирование.
Между тем частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
В связи с чем, возлагая на Управление по тарифам обязанность принять новый нормативный акт с увеличением размера НВВ на 3 647 420 руб., означало бы вмешательство суда в нормотворческую деятельность органа власти субъекта Российской Федерации по осуществлению деятельности по государственному регулированию цен (тарифов), надбавок в области электроэнергетики, что не предусмотрено процессуальным законодательством.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд соглашается с мнением прокурора и полагает, что поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на его основании реализовывались права граждан и организаций, он подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, что соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении подлежит опубликованию на Официальном Интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "А. э. с. к." об оспаривании нормативного правового акта удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ ***" в части указания в позиции 9 таблицы - приложения 2 к данному решению размера необходимой валовой выручки сетевых организаций без учета оплаты потерь для общества с ограниченной ответственностью "А. э. с. к." на 2022 год - 20 668,71 тыс. руб.
Обязать управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов принять нормативный правовой акт, заменяющий названное выше решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов в признанной недействующей части, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в течение одного месяца со дня принятия решения в мотивированном виде в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 25 октября 2022 г. N 3а-1585/2022
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании