Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам от 22 февраля 2023 г.
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 301204-8 "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений"
Досье на проект федерального закона
Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 301204-8 "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений" (далее - Договор, законопроект).
Договор был подписан в г. Праге 8 апреля 2010 года и после обмена договаривающимися сторонами ратификационными грамотами вступил в силу 5 февраля 2011 года (Российская Федерация ратифицировала Договор Федеральным законом от 28 января 2011 года N 1-ФЗ). В соответствии со статьей XIV Договора срок его действия составляет 10 лет. 26 января 2021 года между Россией и США в форме обмена нотами было заключено Соглашение о продлении действия Договора на 5 лет (Российская Федерация ратифицировала указанное Соглашение Федеральным законом от 29 января 2021 года N 1-ФЗ).
Договором устанавливаются ограничения и предельные уровни стратегических наступательных вооружений, их размещения, переоборудования и ликвидации, а также положения, связанные с мерами доверия, информационным обменом, использованием национальных технических средств контроля, сотрудничеством с третьими странами. Кроме того, в целях обеспечения контроля за соблюдением положений Договора каждая их договаривающихся сторон имеет право осуществлять инспекционную деятельность.
Российская сторона рассматривает Договор как важный инструмент поддержания международной безопасности и стабильности.
В течение всего периода действия Договора Российская Федерация неукоснительно соблюдала его положения, на практике подтверждая свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.
Вместе с тем, США целенаправленно не выполняют свои обязательства по Договору, допуская существенные нарушения, имеющие принципиальное значение для реализации объекта и целей Договора. Это связано с нелегитимным исключением американской стороной из засчета по Договору значительной части своих стратегических наступательных вооружений, которые были объявлены переоборудованными или были переименованы, чтобы они перестали подпадать под договорные определения.
Кроме того, введенные США антироссийские ограничения нарушили работоспособность предусмотренных Договором процедур, связанных с верификационной деятельностью. В результате были подорваны возможности российской стороны беспрепятственно и на полностью равноправной основе проводить контрольные мероприятия на территории США, что создало для американской стороны очевидные односторонние преимущества.
В преамбуле Договора, являющейся его неотъемлемой частью, закреплена взаимосвязь между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями, а также возрастающая важность этой взаимосвязи в процессе сокращения стратегических ядерных вооружений. На принципиальное значение такой взаимосвязи указано в сделанном Российской Федерацией при подписании и ратификации Договора заявлении по противоракетной обороне, в котором со всей определенностью обозначено, что Договор может действовать и быть жизнеспособным только в отсутствие качественного и количественного наращивания систем ПРО США. Однако, США на протяжении достаточно продолжительного времени демонстративно осуществляют такое наращивание, несмотря на неоднократные возражения российской стороны.
В сложившихся обстоятельствах Российская Федерация вынуждена предпринять все необходимые меры в целях обеспечения своей национальной безопасности.
В связи с этим Президент Российской Федерации В.В. Путин объявил 21 февраля 2023 года в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации о приостановлении Российской Федерацией действия Договора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 37 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" действие международного договора Российской Федерации, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации принималось в форме федерального закона, может быть приостановлено Президентом Российской Федерации в случаях, требующих принятия безотлагательных мер, с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации и Государственной Думы и внесением в Государственную Думу проекта соответствующего федерального закона.
На основании пункта "г" статьи 84 Конституции Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" Президент Российской Федерации 21 февраля 2023 года внес в Государственную Думу соответствующий законопроект о приостановлении Российской Федерацией действия Договора.
Важно отметить, что Российская Федерация не прекращает Договор, а приостанавливает его действие. Однако, возобновление действия Договора целесообразно только в случае восстановления возможностей для симметричного, равноправного и досконального его выполнения обеими договаривающимися сторонами.
В соответствии со статьей 2 законопроекта решение о возобновлении Российской Федерацией действия Договора принимается Президентом Российской Федерации.
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 301204-8 "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений".
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.