Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации
города Благовещенска
от 27.02.2023 года N 803
Организационно-методические указания
по подготовке органов управления, сил гражданской обороны города Благовещенска и Благовещенского городского звена Амурской областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2023 год
I. Общие положения
В целях совершенствования знаний, навыков и умений, направленных на реализацию государственной политики в области гражданской обороны (далее - ГО), защиты населения и территорий (далее - ЗНиТ) от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, реализуется комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование системы управления ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), как составной части системы государственного управления в сфере национальной безопасности Российской Федерации, реализацию мер по развитию системы предупреждения ЧС и повышение эффективности реагирования на них и обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности в современных условиях.
Данные мероприятия реализуются с учетом:
Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей";
Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
Федерального закона от 30.12.2020 N 488-ФЗ "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий";
Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2010 N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации";
постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации";
постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";
постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2016 г. N 1272 "Об утверждении Правил обеспечения на федеральном уровне Национальным центром управления в кризисных ситуациях координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органов управления гражданской обороной, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций";
приказа МЧС России от 29.07.2020 N 565 "Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах";
приказа МЧС России от 05.07.2021 N 430 "Об утверждении Правил обеспечения центрами управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органов управления гражданской обороной, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций на межрегиональном и региональном уровнях";
иными нормативными правовыми актами в области ГО, ЗНиТ от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
II. Основные задачи
Главными задачами по подготовке органов управления, сил ГО и РСЧС считать:
совершенствование знаний, навыков и умений, направленных на реализацию государственной политики в области ГО, ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах для обеспечения безопасности населения, укрепления оборонного потенциала, стабильного социально-экономического развития, а также повышения эффективности системы управления ГО и РСЧС, реагирования на ЧС и обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности в современных условиях;
реализация стратегических национальных приоритетов, направленных на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;
совершенствование мероприятий оперативной подготовки, а также дальнейшее развитие системы практической подготовки и обучения спасателей, пожарных, водолазов и других категорий специалистов;
реализация Плана основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2023 год, планов основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2023 год.
1. В области гражданской обороны:
продолжение работы по совершенствованию нормативной правовой и методической базы в области ГО с учетом современных взглядов на защиту населения, материальных и культурных ценностей;
совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;
развитие нормативной правовой базы актов органа местного самоуправления (далее - ОМСУ) по вопросам ГО с учетом современных социально-экономических условий;
повышение готовности нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ) ОМСУ, организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по ГО и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий ГО (далее - НФГО) субъектов Российской Федерации, ОМСУ и организаций, отнесенных к категории по ГО;
совершенствование системы управления ГО, а также систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;
выполнение мероприятий по поддержанию в постоянной готовности систем оповещения населения;
совершенствование нормативной правовой и методической базы, продолжение работы по выполнению мероприятий по поддержанию в постоянной готовности защитных сооружений ГО;
проведение подготовки групп населения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, а также в организациях по месту работы граждан по программам курсового обучения и инструктажа в области ГО;
совершенствование подготовки руководителей, специалистов и личного состава формирований и служб по вопросам предупреждения и практических навыков реагирования на опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;
подготовка органов управления и сил ГО с учетом развития и внедрения новых приемов и способов организации и проведения аварийно-спасательных работ (далее - АСР);
обеспечение органов управления и сил ГО современной техникой и экипировкой, авиационно-спасательной техникой и медицинским оборудованием;
активизация работы по накоплению, хранению и использованию в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
совершенствование организации учета, содержания и использования средств коллективной и средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) населения, а также подготовка мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, внедрение новых современных технических средств и технологий для выполнения мероприятий по ГО и защите населения;
принятие мер по соблюдению требуемого уровня обеспеченности СИЗ установленных категорий населения;
корректировка (уточнение) планирующих документов по гражданской обороне с учетом военно-политической обстановки;
повышение качества и эффективности командно-штабных учений и тренировок (далее - КШУ (ШТ) по ГО, а также тактико-специальных учений (далее - ТСУ) с органами управления и силами ГО.
2. В области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
использование единых стандартов обмена информацией, инновационных технологий и программного обеспечения в области ЗНиТ от ЧС;
применение информации, предоставляемой системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", в целях осуществления информационно-аналитической поддержки государственного управления в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности и правопорядка, предотвращения угроз жизни или здоровью, предупреждения происшествий и ЧС и ликвидации их последствий;
внедрение новых подходов по предупреждению ЧС на потенциально опасных и критически важных объектах (далее - ПОО и КВО), в том числе за счет создания условий для развития систем автоматического мониторинга технического состояния производственных фондов и их интеграции в комплексную систему обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;
выявление объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе бесхозяйных, и организация мероприятий по ЗНиТ от рисков возникновения ЧС на них;
корректировка положений о функциональных подсистемах (далее - ФП), территориальных подсистемах (далее - ТП) РСЧС и порядка сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного на местном уровне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
развитие и совершенствование систем оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
обеспечение функционирования, развития и совершенствования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в целях развития РСЧС, обеспечения общественной безопасности, в том числе в направлении ее интеграции в комплексную систему обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и разработка регламентов межведомственного взаимодействия;
обеспечение готовности к применению резервов финансовых и материальных ресурсов (далее - резервы), предназначенных для ликвидации ЧС природного и техногенного характера, и проработка вопроса по использованию финансовых ресурсов при выполнении мероприятий, направленных на предупреждение ЧС в условиях введения режима повышенной готовности;
совершенствование взаимодействия с операторами связи при возникновении ЧС с учетом внедрения современных информационно-коммуникационных технологий;
повышение квалификации преподавателей предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", а также совершенствование учебно-материальной базы кабинетов (классов) предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";
проведение КШУ (ШТ), ТСУ и других учений (тренировок) по отработке вопросов, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС и ее ликвидации.
2.1. При подготовке к пожароопасному сезону:
Обеспечение готовности муниципальных систем централизованного оповещения населения к выполнению задач по предназначению;
выполнение мероприятий, направленных на обеспечение оповещения населения, проживающего в сельской местности, а также на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения;
разработка (корректировка) установленных планирующих документов (план действий по предупреждению и ликвидации ЧС, план предупреждения и ликвидации ЧС, вызванных ландшафтными (природными) пожарами, документы по планированию противопожарного обустройства лесов, и др.);
проведение КШУ (ШТ), ТСУ и других учений (тренировок) по отработке вопросов ликвидации ЧС, вызванных ландшафтными (природными) пожарами, защиты населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров;
обеспечение контроля за выполнением мероприятий, направленных на предотвращение угрозы распространения пожаров на населенные пункты;
своевременное принятие мер пожарной безопасности в лесах, введение режима ЧС в лесах, возникших в результате лесных пожаров и принятие необходимых мер по их тушению, с учетом реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.06.2022 г. N 382 "О мерах по сокращению площади лесных пожаров в Российской Федерации";
организация космического мониторинга ландшафтных (природных) пожаров в пожароопасный сезон, а также с использованием мобильного приложения "Термические точки МЧС России";
организация работы межведомственных рабочих групп при прогнозе установления 3 класса пожарной опасности и введения особого противопожарного режима;
обеспечение готовности КВО и ПОО, населенных пунктов и объектов социального назначения, в том числе граничащих с лесными массивами, к защите от ландшафтных (природных) пожаров;
организация мероприятий по пропаганде знаний в области пожарной безопасности с использованием средств массовой информации (далее - СМИ), а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей и при изучении предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";
организация контроля исполнения правообладателями территорий, примыкающих к лесам, мероприятий, направленных на защиту от угроз перехода ландшафтных (природных) пожаров на земли лесного фонда, сельскохозяйственного назначения и иных категорий;
организация проведения работ по противопожарному обустройству полос отвода автомобильных дорог, полос отвода и охранных зон железных дорог, линий связи и электропередач, газо- и нефтепроводов, в том числе по недопущению выжиганий сухой травы, разведения костров, сжигания хвороста, порубочных остатков и горючих материалов в указанных зонах.
2.2. При подготовке к паводкоопасному периоду:
обеспечение готовности органов управления, систем оповещения населения, сил и средств БГЗ АОТП РСЧС к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС в паводкоопасный период;
обеспечение готовности муниципальных систем централизованного оповещения населения к выполнению задач по предназначению;
обеспечение оповещения населения, проживающего в сельской местности, а также на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения;
разработка (корректировка) установленных планирующих документов (план действий по предупреждению и ликвидации ЧС);
обеспечение готовности систем инженерной защиты, гидротехнических сооружений в период прохождения весеннего половодья и летне-осенних паводков;
обеспечение подготовки водоочистных, канализационных сооружений к безопасному пропуску паводковых вод;
своевременное информирование населения о фактическом и ожидаемом состоянии водных объектов, возможном затоплении населенных пунктов и объектов экономики, возникновении угрозы безопасности населения;
заблаговременное создание запасов продовольственных товаров, товаров первой необходимости, лекарственных препаратов для населенных пунктов, с прогнозируемым риском нарушения транспортного сообщения;
обеспечение принятия мер, направленных на обеспечение своевременности и полноты передачи прогностической и мониторинговой гидрометеорологической информации, связанной с развитием паводковой обстановки;
организация контроля за санитарно-эпидемиологическим состоянием социально значимых организаций, а также объектов водоснабжения и водоотведения;
организация мероприятий по пропаганде знаний в области обеспечения безопасности в паводкоопасный период с использованием СМИ, а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
3. В области обеспечения пожарной безопасности:
оценка пожарных рисков на территории городского округа, определение комплекса задач по их предотвращению;
совершенствование нормативной правовой базы, в том числе с учетом риска причинения вреда третьим лицам в результате пожара;
обеспечение качественного повышения уровня защищенности населения и объектов защиты от пожаров;
повышение эффективности выявления и тушения лесных пожаров с применением современных информационных технологий.
4. В области обеспечения безопасности людей на водных объектах:
совершенствование подготовки населения навыкам безопасного поведения на водных объектах;
развитие и совершенствование нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности людей на водных объектах;
повышение эффективности профилактических мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах;
совершенствование взаимодействия с территориальными органами ФОИВ и органами исполнительной власти Амурской области (далее - ОИВ) по вопросам обеспечения безопасности людей на водных объектах, в том числе по вопросам поиска и спасания людей на водных объектах.
5. В области обеспечения единой информационной политики:
своевременное и объективное информирование населения об угрозе и возникновения ЧС и происшествий.
III. Руководителям: ОМСУ, организаций и предприятиям города Благовещенска
Основные усилия по подготовке органов управления, сил ГО и БГЗ АОТП РСЧС направить на:
совершенствование и развитие нормативной правовой и методической базы по взаимодействию с организациями, осуществляющими добровольческую (волонтерскую) деятельность в области ГО и ЧС;
разработку (корректировку) и реализацию документов территориального планирования с учетом снижения экономических и материальных потерь от ЧС;
выявление бесхозяйных ПОО, а также объектов накопленного вреда окружающей среде и обеспечение ЗНиТ от угроз ЧС и пожаров на них;
корректировку планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС на муниципальном и объектовом уровнях, включая предупреждение, обнаружение и ликвидацию природных (ландшафтных) пожаров, обратив особое внимание на распределение сил и средств по участкам работ при возможных ЧС, а также подготовку запросов на привлечение сил субъекта и ФОИВ при недостаточности территориальной группировки;
развитие и совершенствование систем подготовки населения в области ГО, ЗНиТ от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на основе требований нормативных документов;
планирование и организацию подготовки различных групп населения к защите от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;
проведение учений и тренировок в рамках РСЧС с практической отработкой вопросов готовности к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС, в том числе внеплановых;
участие в проверках ОМСУ к осуществлению мероприятий ГО;
разработку соответствующих документов стратегического планирования и отражение в них самостоятельных разделов по вопросам развития и повышения готовности сил ГО, а также территориальных подсистем РСЧС;
обеспечение надежного функционирования, развития и совершенствования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в целях развития РСЧС, обеспечения общественной безопасности, в том числе в рамках ее интеграции в комплексную систему обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Российской Федерации;
совершенствование нормативной правовой и методической базы, а также механизмов их практической реализации в области ГО, ЗНиТ от ЧС и обеспечения пожарной безопасности, повышение защищенности КВО, создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС на муниципальном и объектовом уровнях, обратив особое внимание на соответствие законодательству субъекта, федеральному законодательству, с учетом разграничения предметов ведения и полномочий;
организацию работы по накоплению материальных ресурсов в резервах для ликвидации ЧС в соответствии с утвержденными номенклатурой и объемами;
организацию работы по созданию запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для нужд ГО;
организацию освежения резервов (запасов) СИЗ для населения в соответствии с нормативными правовыми актами;
формирование в соответствующих бюджетах необходимых объемов финансовых средств и их выделение на создание и оснащение техническими средствами, предназначенными для тушения пожаров и проведения АСР аварийно-спасательными формированиями;
обеспечение готовности пунктов временного размещения населения, пострадавшего в результате ЧС;
совершенствование и развитие нормативной правовой базы муниципального образования по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
обеспечение оповещения населения, проживающего в сельской местности, отдаленных населенных пунктах, а также на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения;
создание, реконструкцию и поддержание в постоянной готовности систем оповещения населения;
использование для оповещения и информирования населения об угрозах возникновения (о возникновении) ЧС всех существующих специализированных средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
осуществление информирования населения через СМИ, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, по иным каналам о состоянии ЗНиТ от ЧС и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых ЧС, приемах и способах защиты населения от них;
содействие территориальным органам МЧС России в предоставлении участков местности для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о ЧС и подготовки населения в области защиты от ЧС;
совершенствование подготовки населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на основе требований нормативных правовых актов;
применение информации, предоставляемой системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в целях осуществления информационно-аналитической поддержки государственного управления в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности и правопорядка, предотвращения угроз жизни или здоровью, предупреждения происшествий и чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
проведение мероприятий по созданию систем стационарного дистанционного мониторинга инженерных систем КВО;
принятие мер по совершенствованию курсов ГО и учебно-консультационных пунктов ГО и ЧС, а также всестороннее обеспечение их деятельности;
участие в развитии и совершенствовании организаций (подразделений), обеспечивающих деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от ЧС, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения о ЧС и единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (далее - ЕДДС) как органов повседневного управления РСЧС на соответствующих уровнях;
осуществление по результатам инвентаризации комплекса мер по созданию и повышению готовности материально-технической базы в целях ГО и ЗНиТ от ЧС;
дальнейшее создание и оснащение НАСФ, НФГО и аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований (далее - АСС, АСФ) с учетом современных угроз;
организацию своевременной и качественной подготовки докладов о состоянии ГО;
обеспечение в части, касающейся реализации плана повышения защищенности КВО в муниципальных образованиях;
организацию работ по созданию и сохранению страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения;
подготовку ОМСУ к решению задач ГО, ЗНиТ от ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, закрепленных Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
совершенствование культуры безопасности жизнедеятельности населения, форм и методов информационного обеспечения деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, пожаров и происшествий, в том числе связанных с дорожно-транспортными происшествиями (далее - ДТП) и происшествиями на водных объектах, экстремальным и неорганизованным туризмом;
развитие и совершенствование системы управления и обмена информацией в области ГО и ЗНиТ от ЧС;
выполнение требований законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
планирование и реализацию превентивных мероприятий, в том числе инженерно-технического характера, по защите населенных пунктов и объектов инфраструктуры региона от наиболее разрушительных опасных природных быстроразвивающихся процессов и явлений;
разработку, утверждение и реализацию планов основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2023 год.
1. Мероприятия по подготовке органов управления
Основными мероприятиями оперативной подготовки считаются:
подведение итогов деятельности органов управления и сил РСЧС по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
КШУ с органами управления и силами РСЧС по отработке вопросов, связанных с обеспечением безопасного пропуска весеннего половодья и паводков, а также с защитой населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от природных пожаров (по решению Совета Безопасности Российской Федерации);
КШУ по ГО с практическим выполнением задач ГО в федеральных органах исполнительной власти и на территории субъектов Российской Федерации;
совещание с территориальными органами МЧС России по вопросам совершенствования методов и способов защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
выполнение и участие в выполнении иных практических мероприятий, предусмотренных Планом основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2023 год.
Для отработки практических вопросов и повышения уровня знаний в области ГО, ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в ОМСУ проводятся КШУ, ТСУ и ШТ.
КШУ проводятся в целях совершенствования практических навыков по применению сил и средств, управлению ими при выполнении мероприятий по ГО, предупреждению и ликвидации последствий ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в ОМСУ - продолжительностью до 1 (одних) суток один раз в три года.
ТСУ проводятся в целях совершенствования практических навыков органов управления формирований при организации и проведении АСДНР, подготовки формирований и служб к действиям по ликвидации последствий ЧС, выполнения мероприятий по ГО, выработки у личного состава формирований практических навыков в проведении АСНДР, применения закрепленной штатной техники, спасательного оснащения и оборудования, а также средств защиты для сил ГО и РСЧС ОМСУ и организаций, в том числе операторов системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", продолжительностью до 8 (восьми) часов один раз в три года, а с участием сил постоянной готовности РСЧС - один раз в год.
ШТ. проводятся в целях выработки теоретических навыков управления силами и средствами при выполнении мероприятий по ГО, предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также выполнения мероприятий, предусмотренных планами ГО и защиты населения (планами ГО), планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС и другими планирующими документами продолжительностью до одних суток не реже одного раза в год.
Основными формами оперативной подготовки органов управления РСЧС и ГО являются учения (тренировки), тренировки ГУ НЦУКС, ЦУКС территориальных органов МЧС России с органами повседневного управления ФП и ТП РСЧС, а также сборы, групповые и практические занятия.
Мероприятия проводить с периодичностью:
а) для ОМСУ:
участие в ежегодном учебно-методическом сборе, проводимом в субъекте Российской Федерации по подведению итогов деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в текущем году и постановке задач на следующий год с руководителями территориальных органов ФОИВ, ОИВ, ОМСУ и организаций, в том числе с руководителями операторов системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", расположенных в пределах субъекта Российской Федерации;
участие мэра города Благовещенска, председателя комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) города Благовещенска в подведении итогов по результатам реагирования органов управления и сил ФП и ТП РСЧС за квартал под руководством территориального органа МЧС России (ежеквартально в режиме видеоконференцсвязи);
участие ЕДДС в ежедневном подведении итогов деятельности за сутки (месяц) под руководством ЦУКС ГУ МЧС России по Амурской области;
участие в КШУ с органами управления и силами РСЧС по отработке вопросов, связанных с обеспечением безопасного пропуска весеннего половодья и паводков, а также с защитой населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от природных пожаров (по решению Совета Безопасности Российской Федерации);
участие в КШУ по ГО с практическим выполнением задач ГО в федеральных органах исполнительной власти и на территории субъектов Российской Федерации;
тренировка по проверке готовности к применению резервных источников энергоснабжения пунктов управления (еженедельно).
При проведении учений (тренировок) особое внимание уделить оценке реальности имеющихся планов:
ГО и защиты населения городского округа и организаций;
действий ОМСУ по предупреждению и ликвидации ЧС;
основных мероприятий ОМСУ, органов управления, организаций, на год;
финансового обеспечения спланированных мероприятий по ГО, ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера;
выполнения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению и эвакуации населения.
При планировании учений (тренировок) предусматривать выполнение мероприятий по приведению органов управления, сил ГО и РСЧС в различные степени готовности и режимы функционирования, переводу ГО на работу в условиях военного времени, защите населения и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, ликвидации последствий террористических актов во взаимодействии с заинтересованными ФОИВ, ОИВ и ОМСУ.
Темы учений (тренировок) определять исходя из особенностей территорий и задач, выполняемых ФП и ТП РСЧС.
В ходе учебно-методических (учебных) сборов проводить:
ОМСУ - практические занятия по действиям должностных лиц ОМСУ, КЧС и ОПБ при ликвидации аварий на ПОО и организации защиты населения в ЧС;
руководителям организаций - показательные занятия с АСС, АСФ (НАСФ) по ликвидации ЧС и организации эвакуации сотрудников;
руководителям организаций с негосударственной формой собственности - занятия с сотрудниками по действиям при возникновении ЧС (пожара).
КШУ (ШТ), ТСУ проводить по комплексным темам, рассматривая вопросы ликвидации ЧС, прогнозируемых на соответствующей территории, по приведению в готовность и ведению ГО.
Оценку обстановки и выработку решений в ходе учений и тренировок по выполнению задач ГО, ликвидации ЧС осуществлять на основе оперативных расчетов с привлечением для обработки информации ЕДДС и территориальных центров мониторинга и прогнозирования ЧС.
Использовать информацию о реально складывающейся на территории обстановке с применением типовых моделей и методик решения оперативных задач.
При проведении практических занятий на местности, учебных полигонах и объектах создавать обстановку, максимально приближенную к реальным условиям ЧС. При этом с обучаемыми в обязательном порядке должны проводиться тренировки в СИЗ органов дыхания в составе подразделений и расчетов, в том числе в непригодной для дыхания среде.
При проведении практических мероприятий обеспечить соблюдение мер безопасности.
2. Задачи по подготовке органов повседневного управления
Продолжить работу по выполнению следующих мероприятий:
развитие и внедрение в деятельность органов повседневного управления АИУС РСЧС, информационных систем ОМСУ и организаций для сбора, обработки, оценки и передачи информации между органами повседневного управления РСЧС, в том числе при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области ЗНиТ от ЧС и ГО;
повышение оперативности действий при организации управления силами РСЧС, взаимодействии с оперативными дежурными службами ФОИВ, организациями системы мониторинга и прогнозирования ЧС, органами управления и силами ФП и ТП РСЧС, формированиями ГО при ликвидации ЧС, тушении пожаров, оповещении населения;
формирование в соответствующих бюджетах необходимых объемов финансовых средств и их выделение на создание, оснащение техническими средствами и функционирование ЕДДС;
совершенствование нормативной правовой базы ЕДДС;
разработка (корректировка) алгоритмов действий, инструкций и справочных материалов для дежурного персонала ЕДДС по каждому виду ЧС, которые могут возникнуть на территории городского округа;
ежемесячная проверка систем оповещения путем доведения проверочного сигнала оповещения ГО;
организация тесного взаимодействия ЕДДС с диспетчерскими службами по вопросам приема, обработки, передачи и перераспределения информации между диспетчерскими службами и АСФ, реагирования на возникающие ЧС и происшествия, в том числе с использованием сил и средств системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";
оснащение ЕДДС современными средствами связи.
Подготовку специалистов ЕДДС, дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) осуществлять:
в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъекта Российской Федерации и на курсах ГО, учебных центрах и учебных пунктах федеральной противопожарной службы (далее - ФПС), других образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии и программы обучения специалистов указанного вида деятельности;
в ходе проведения занятий по профессиональной подготовке (6 - 8 часов в месяц). Тематику определять исходя из решаемых вопросов и характерных ЧС, а также личной подготовленности специалистов;
в ходе проведения ежедневных инструктажей заступающих дежурных смен;
в ходе проведения тренировок со сменами ЕДДС (ДДС), при проведении различных учений и тренировок с органами управления и силами РСЧС, на которые привлекаются ЕДДС (ДДС).
В ходе подготовки персонала ЕДДС (ДДС) особое внимание сосредоточить на организации приема информации об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, своевременном оповещении органов управления, сил РСЧС и населения.
Не реже одного раза в год принимать зачеты, по результатам которых принимать решение о допуске специалистов ЕДДС (ДДС) к работе.
3. Задачи по подготовке органов управления, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований РСЧС
Основные усилия при подготовке органов управления РСЧС, АСС, АСФ направить на поддержание их в постоянной готовности к применению по предназначению и дальнейшее совершенствование практических навыков при проведении АСР в различных ситуациях, совершенствование тактики действий, возможностей АСС, АСФ и организации, и взаимодействия в сложных условиях.
ОМСУ, руководителям организаций проводить подготовку АСС, АСФ в соответствии с программами профессиональной подготовки спасателей.
При подготовке АСС, АСФ особое внимание уделять специальной, физической и психологической подготовке личного состава к действиям при угрозе и (или) возникновении ЧС.
При проведении ТСУ, тренировок с АСС, АСФ создавать обстановку, максимально приближенную к реальным условиям при возникновении ЧС.
Планировать с АСС, АСФ проведение ТСУ и тренировок перед наступлением характерных для городского округа сезонных ЧС, угрожающих безопасности населения, территориям и объектам.
В ходе проведения ТСУ отрабатывать вопросы организации взаимодействия АСС, АСФ с подразделениями органов внутренних дел, медицинскими организациями, подразделениями пожарной охраны, спасательными воинскими формированиями (далее - СВФ), Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России (далее - ГИМС), общественными спасательными организациями и волонтерами-спасателями, в том числе с использованием сил и средств системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
При проведении корректировки планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС обращать особое внимание на вопросы прогнозирования ЧС, состава группировки сил, их эшелонирования, наличия АСС, АСФ соответствующего профиля, их укомплектованности и оснащенности согласно решаемым задачам.
При привлечении волонтеров-спасателей к ликвидации последствий ЧС или проведении тренировок координировать их деятельность или усиливать ими АСС, АСФ, закрепляя волонтеров-спасателей за наиболее подготовленными специалистами.
Обучение специалистов АСС, АСФ с целью повышения квалификации проводить в центрах подготовки спасателей МЧС России или иных образовательных организациях, в том числе на договорной основе.
Начальникам АСС, АСФ осуществлять организационное и методическое руководство профессиональным обучением спасателей и организовать контроль его проведения.
Обеспечить качественную подготовку АСС, АСФ проведением практических занятий, в том числе по изучению нормативных правовых актов Российской Федерации.
3.1. Особенности подготовки НАСФ и НФГО
Подготовка НАСФ и НФГО осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и терри
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.