г. Краснодар |
|
26 июля 2013 г. |
Дело N А63-14320/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мещерина А.И., судей Мазуровой Н.С. и Плотниковой Л.Н., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (ИНН 2636014845, ОГРН 1022601934486), заинтересованного лица - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), третьего лица - потребительского гаражно-строительного кооператива "Снегири", извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.02.2013 (судья Орловский Э.И.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013 (судьи Луговая Ю.Б., Сулейманов З.М., Фриев А.Л.) по делу N А63-14320/2012, установил следующее.
Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее - комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) о возложении обязанности снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 26:12:010206:13 (площадью 7400 кв. м) и 26:12:010206:43 (площадью 4340 кв. м), расположенные по адресу: г. Ставрополь, ул. 3-я Промышленная, 17.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 08.02.2013, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что снятие объекта недвижимости с кадастрового учета возможно только с соблюдением порядка, установленного Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ). Сведения о спорных земельных участках не носят временный характер, они не являются преобразуемыми, имеет статус учтенных. Согласно части 6 статьи 27 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка, если такой объект не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 данного Закона особенностями. Существование спорных участков препятствий к формированию иных участков не создает, поскольку новый земельный участок может быть сформирован способами, предусмотренными главой I.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Действующее законодательство не предусматривает возможности произвольного снятия земельного участка с кадастрового учета по заявлению собственника.
В кассационной жалобе комитет просит отменить решение от 08.02.2013 и постановление от 26.04.2013, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, суды не приняли во внимание, что спорные земельные участки не обременены правами третьих лиц. В связи с тем, что участки имеют статус "учтенный", не могут быть в полной мере восстановлены права владельцев расположенных на них гаражей, а также комитета.
Комитет заявил ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя, которое судом рассмотрено и удовлетворено в порядке статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что судебные акты надлежит оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, в государственный кадастр недвижимости 04.02.2002 внесены сведения о земельном участке площадью 7400 кв. м (кадастровый номер 26:12:010206:13), местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка (адрес ориентира: г. Ставрополь, ул. 3-я Промышленная, 17, ГСК "Снегири"), с разрешенным использованием: гаражи (т. 1, л. д. 14 - 20).
В государственный кадастр недвижимости 07.07.2005 внесены сведения о земельном участке площадью 4340 кв. м (кадастровый номер 26:12:010206:43), местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка (почтовый адрес ориентира: г. Ставрополь, ул. 3-я Промышленная, в квартале 603), предназначенном для проведения проектно-изыскательских работ места размещения гаражей боксового типа (т. 1, л. д. 21 - 25).
В отношении земельного участка с кадастровым номером 26:12:010206:43 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним существует запись о регистрации обременения в виде аренды (с 29.11.2005 по 24.03.2008) в пользу ГСК "Снегири" (т. 1, л. д. 85, 86).
Запись о государственной регистрации обременения в виде аренды (с 23.10.2001 по 31.10.2007) в пользу ГСК "Снегири" внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:12:010206:0013 (т. 1, л. д. 87, 88).
Решением кадастровой палаты от 10.02.2012 N 26/301/12-11289 комитету отказано в снятии земельного участка с кадастровым номером 26:12:010206:13 с кадастрового учета на основании части 6 статьи 27 Закона о кадастре, поскольку участок имеет статус "ранее учтенный" и не является преобразуемым (т. 1, л. д. 8).
13 февраля 2012 кадастровая палата отказала комитету в снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 26:12:010206:43, поскольку он имеет статус "ранее учтенный" и не является преобразуемым (решение N 26/301/12-11299; т. 1, л. д. 9).
Полагая, что наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о данных объектах препятствует формированию новых земельных участков, комитет обратился с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц.
Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 201 Кодекса).
Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (часть 1 статьи 23 Закона N 221-ФЗ).
Статья 25 Закона N 221-ФЗ (часть 1) предусматривает, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 данного Закона. В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости (часть 5).
Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости (часть 2 статьи 25 Закона N 221-ФЗ).
Суды установили, что постановка земельных участков на кадастровый учет осуществлена 04.02.2002 и 07.07.2005.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 45 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу данного Закона (01.03.2008) или в переходный период его применения (до 01.01.2013) с учетом определенных статьей 43 Закона N 221-ФЗ особенностей, признается юридически действительным. Такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с названным Законом. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости.
В силу части 2 статьи 25 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 данного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Часть 6 статьи 27 Закона N 221-ФЗ устанавливает, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 данного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
При рассмотрении настоящего дела суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 26:12:010206:13 и земельный участок с кадастровым номером 26:12:010206:43 являются ранее учтенными, кадастровые действия по их преобразованию не осуществлялись, основания для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о прекращении существования данных земельных участков в соответствии с нормами действующего законодательства отсутствуют.
Прекращение права аренды не влечет прекращения существования самого земельного участка как объекта земельных отношений, в связи с чем соответствующие аргументы кассационной жалобы надлежит отклонить.
Доводы комитета о наличии препятствий для образования новых земельных участков рассматривались при производстве по делу в суде апелляционной инстанции и получили верную правовую оценку.
Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, верно применили нормы материального и процессуального права. Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают правильности выводов судов первой и апелляционной инстанций, которые соответствуют материалам дела, основаны на анализе заявленных требований и возражений против них.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения от 08.02.2013 и постановления от 26.04.2013 по доводам жалобы отсутствуют.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации комитет (орган местного самоуправления) от уплаты государственной пошлины при обращении в кассационный суд освобожден.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.02.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013 по делу N А63-14320/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.