г. Краснодар |
|
18 октября 2016 г. |
Дело N А63-11986/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Волкова Я.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ставнефть" (ИНН 2636033975, ОГРН 1022601936060) - Полуэктова И.Н. (доверенность от 16.02.2015), в отсутствие представителей заинтересованных лиц: комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, администрации города Ставрополя, третьего лица - комитета градостроительства администрации города Ставрополя, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ставнефть" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.02.2016 (судья Быков А.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2016 (судьи Луговая Ю.Б., Марченко О.В., Сулейманов З.М.) по делу N А63-11986/2015, установил следующее.
ООО "Ставнефть" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее - комитет) и администрации города Ставрополя (далее - администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги от 16.07.2015 N 08/15-4887с по изменению одного вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:12:010410:78, расположенного по адресу:
г. Ставрополь, ул. 2 Промышленная, 2 "б", в квартале 601, на другой вид такого использования и возложении на администрацию обязанности по исполнению муниципальной услуги по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:12:010410:78 на другой - "под спортивные здания и сооружения".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен комитет градостроительства администрации города Ставрополя (далее - комитет градостроительства).
Решением от 01.02.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.05.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды исходили из того, что спорный участок находится одновременно в двух территориальных зонах П-1 "Зона промышленных объектов" и ОД-2 "Зона общественно-деловой активности вдоль магистралей". Согласно картографической части выкопировки из карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Ставрополя (далее - правила землепользования) земельный участок с кадастровым номером 26:12:010410:78 преимущественно расположен в территориальной зоне П-1, в которой вид разрешенного использования "спортивные здания и сооружения" не предусмотрен в качестве основного или условно-разрешенного. Доказательства предоставления земельного участка с указанием вида разрешенного использования "спортивные здания и сооружения" или изменения вида разрешенного использования до вступления в законную силу правил землепользования и внесения в них изменений в части указания испрашиваемого вида разрешенного использования, отсутствуют. Довод о том, что правила землепользования противоречат нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) в отношении правильности территориального зонирования и установления границ территориальных зон, отклонены, поскольку в настоящее время данные правила не оспорены, не отменены и не признаны недействующими (доказательства обратного материалы дела не содержат).
В кассационной жалобе общество просит решение от 01.02.2016 и постановление апелляционного суда от 16.05.2016 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В обоснование своих доводов заявитель указывает, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) сведений о территориальных зонах исключает возможность определения с необходимой степенью достоверности их территориальных границ. Представленный комитетом электронный вид территориального зонирования не соответствует предъявляемым требованиям. Территориальные зоны обозначены в графическом виде, без раздела "Сведения о местоположении и границах территориальных зон". В отсутствие доказательств установления на территории города Ставрополя в предусмотренном действующим законодательством порядке границ территориальных зон, отказ в предоставлении муниципальной услуги незаконен и влечет нарушение прав и законных интересов общества в сфере экономической деятельности.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе. Иные лица явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены согласно статьям 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено на основании статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в жалобе, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество является собственником нежилых зданий: актовый зал площадью 454,2 кв. м (Литера А) и кафе-бар площадью 1611,6 кв. м (Литера Б), расположенных по адресу: г. Ставрополь, ул. 2 Промышленная, 2 "б", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 09.09.2010 и выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 1, л. д. 54, 55).
21 января 2008 года на основании постановления главы города Ставрополя от 16.01.2008 N 65 комитет (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды N 6395 земельного участка в границах г. Ставрополя, согласно которому обществу сроком на 5 лет передан в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 26:12:010410:78 по ул. 2 Промышленной, 2 "б", в квартале 601, под нежилыми зданиями (Литеры А, Б). Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 11.04.2008.
На основании постановления администрации от 18.02.2009 N 498 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка по ул. 2 Промышленной, 2 "б" в квартале 601 и разрешении ООО "Ставнефть" проектирования и реконструкции нежилых зданий (литеры А и Б) под складские помещения" дополнительным соглашением от 04.05.2009 N 13 внесены изменения в пункт 1.1 договора аренды, согласно которому обществу предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 26:12:010410:78 по ул. 2 Промышленной, 2 "б" в квартале 601, под складскими помещениями.
На основании решения Арбитражного суда Ставропольского края от 20.11.2013 по делу N А63-7281/2013, постановления администрации от 17.02.2014 N 562 комитет (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды от 15.04.2014 N 3521 земельного участка в границах города Ставрополя (т. 1, л. д. 44 - 52), согласно которому обществу сроком на 10 лет передан в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 26:12:010410:78 по ул. 2 Промышленной, 2 "б", в квартале 601, под складские помещения. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 16.06.2014. В соответствии с пунктом 4.4.2 договора на арендатора возложена обязанность использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
24 июня 2015 года общество обратилось в администрацию с заявлением об оказании муниципальной услуги по изменению одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства ("под складские помещения") на другой ("под спортивные здания и сооружения").
По результатам рассмотрения заявления администрация приняла решение об отказе в оказании муниципальной услуги (уведомление от 16.07.2015 N 08/15-4887с) по мотиву расположения земельного участка в двух территориальных зонах.
Полагая, что отказ администрации является незаконным и нарушает права (интересы) общества в сфере предпринимательской деятельности, данное лицо обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 24 Кодекса.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно статье 85 Земельного кодекса порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки могут использовать в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса).
На основании статьи 7 Земельного кодекса возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий. Данное положение конкретизировано в части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, которой закреплено, что без дополнительных разрешений и согласования правообладателями выбираются основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса).
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.
В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора.
Объектом аренды по договору, заключенному комитетом и обществом, является земельный участок площадью 7316 кв. м с кадастровым номером 26:12:010410:78, с видом разрешенного использования "под складские помещения".
Пунктом 4.4.2 договора предусмотрено, что арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Приняв на себя права и обязанности по договору, общество как арендатор выразило согласие на использование земельного участка с указанным видом разрешенного использования.
Произвольное, не основанное на нормах действующего законодательства и противоречащее условиям договора, изменение вида разрешенного использования земельного участка недопустимо.
В соответствии с положениями статьи 421 Гражданского кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон. Статьи 450 и 451 Гражданского кодекса предусматривают, что договор может быть изменен по соглашению сторон либо по требованию одной из сторон в судебном порядке.
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 N 97 утверждены правила землепользования, согласно которым произведено зонирование территории города и установлены соответствующие градостроительные регламенты. Земельный участок с кадастровым номером 26:12:010410:78 находится одновременно в двух территориальных зонах (П-1 "Зона промышленных объектов" и ОД-2 "Зона общественно-деловой активности вдоль магистралей"). При этом согласно картографической части выкопировки из карты градостроительного зонирования правил землепользования земельный участок с кадастровым номером 26:12:010410:78 преимущественно находится в территориальной зоне П-1. В постановлении администрации от 17.02.2014 N 562 о предоставлении земельного участка, в договоре аренды от 15.04.2014 N 3521 и кадастровом паспорте исследуемого земельного участка указан вид разрешенного использования "под складские помещения", такой вид разрешенного использования, как "спортивные здания и сооружения" в качестве основного или условно-разрешенного вида для территориальной зоны П-1 и установленным для нее градостроительным регламентом не предусмотрен.
Суды, исходя из отсутствия доказательств предоставления рассматриваемого земельного участка с указанием вида разрешенного использования "спортивные здания и сооружения" или изменения вида разрешенного использования до вступления в законную силу правил землепользования и внесения изменений в данные правила в части указания испрашиваемого вида разрешенного использования, правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Кодекса, не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Кодекса расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.02.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2016 по делу N А63-11986/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.