Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы и прогноз развития потребительского рынка
Состояние потребительского рынка городского округа "Город Южно-Сахалинск" (далее - городской округ) характеризуется как стабильное, с устойчивыми темпами развития, обеспечивающее условия для полного и своевременного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, качество и безопасность их предоставления.
Развитию торговли и услуг за последние годы способствовали стабильное экономическое положение в городском округе, создание благоприятного инвестиционного климата.
На начало 2023 года на территории городского округа осуществляли деятельность 3546 хозяйствующих субъектов потребительского рынка. Торговая инфраструктура розничной торговли городского округа представлена 1754 торговыми объектами, из них 1151 - магазины, 287 - павильоны, 28 - киоски, 44 - торговые центры и комплексы, 244 - складские помещения общей площадью 145 тыс. кв. м, 411 объектами общественного питания (в том числе мобильных) с суммарным числом посадочных мест более 19 тысяч, 784 объектами бытового обслуживания.
На предприятиях потребительского рынка трудятся порядка 21,7 тыс. человек, что составляет 15,3% от общего количества работников, занятых в экономике городского округа.
В настоящее время инфраструктура торговли городского округа представлена достаточно разветвленной сетью организаций торговли, это - торговые центры, специализированные магазины, универсальные магазины, ярмарки, нестационарные объекты мелкорозничной сети и т.д.
Основным показателем, характеризующим розничную торговлю, является оборот розничной торговли, который по итогам 2022 года составил 118 млрд. руб. при темпе роста в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года 95,6%.
Оборот рынков и ярмарок в общем объеме составил 2,72%, что составляет 100% к 2021 году.
За 2022 год на душу населения продано товаров на сумму 565,5 тыс. руб., выше областного показателя на 47,3%.
Важным инструментом в обеспечении стабильной работы признается оптовая торговля. По итогам 2022 года оборот оптовой торговли организаций всех видов экономической деятельности составил 66,4 млрд. рублей, что составляет 98,3% в сопоставимых ценах показателя 2021 года.
В настоящее время в городе по оценке сосредоточено 81% оптового оборота области.
Продолжается качественное улучшение сети отраслевых объектов за счет увеличения доли современных предприятий. Субъектами хозяйственной деятельности ведутся работы по модернизации существующих предприятий как общедоступной сети, так и социального направления, внедрению новейших технологий, расширению перечня предлагаемых услуг, повышению квалификации работников. В 2022 году открыто и реконструировано 37 объектов за счет частных инвестиций.
В условиях растущей конкуренции предприятия торговли приближаются к европейскому уровню не только внешне, но и по уровню обслуживания, ассортименту предлагаемых товаров, внедряются прогрессивные формы реализации товаров с применением самообслуживания, оборудования для считывания штрих-кода и методы обслуживания: продажа по предварительным заказам, образцам, каталогам, с использованием дисконтных карт, осуществление торговли в кредит, проведение сезонных распродаж, акций, предоставление услуг по доставке товара на дом. Количество покупателей, пользующихся услугами таких предприятий, возрастает, предпочитая свободный выбор товара традиционному "через прилавок".
Решение вопроса в обеспечении населения городского округа доступными и качественными продуктами питания видится через развитие фирменной и ярмарочной торговли.
В городском округе действует розничная сеть региональных товаропроизводителей, которая по состоянию на 1 января 2023 года насчитывала 220 объектов розничной торговли. В структуру фирменной торговой сети входят: магазины, павильоны, отделы, киоски, объекты мобильной торговли (автолавки, купавы), что составляет порядка 43% от общего количества продовольственных объектов торговли. Наибольшее количество объектов фирменной торговой сети имеют: АО "Птицефабрика "Островная", АО "Совхоз "Тепличный", АО "Молочный комбинат "Южно-Сахалинский", АО "Южно-Сахалинский хлебокомбинат", ООО ТФ "Сахалинский бекон-2", ООО СМПФ "Золотой Теленок", АО "Мерси Агро Сахалин".
Получили дальнейшее развитие ярмарочные форматы торговли, которые востребованы населением, за счет расширения возможности приобретения свежей качественной продукции местных сельхозтоваропроизводителей по ценам производителя. На территории городского округа создано 9 ярмарочных площадок на 494 торговых места. Обеспеченность населения торговыми местами, используемыми при продаже продовольственных товаров на рынках и ярмарках составляет 309 торговых мест или 136,7% от норматива. В 2022 году на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" проведено 2711 ярмарок, в том числе муниципальных - 363 ярмарки.
Необходимо дальнейшее совершенствование политики по развитию социально ориентированных объектов торговли.
По состоянию на 01.01.2023 на территории городского округа функционирует 33 социальных магазинов, в т.ч. в селах Дальнее, Березняки, Синегорск, планировочных районах Луговое, Ново-Александровск, которые обеспечивают на 43 наименований товаров фиксированную торговую наценку. В городском округе реализуются социальный проект "Региональный продукт "Доступная рыба", данный проект позволяет приобретать населению рыбную продукцию с розничной наценкой 15%. В проекте участвует 33 торговых объекта (23 субъекта). В рамках проекта в 2022 году реализовано 197 тонн рыбной продукции.
Проект базируется на обеспечении заключения прямых договоров между хозяйствующими субъектами рыбохозяйственного комплекса и торговли, что определяет доступность конечной цены для населения.
При достаточно высоких темпах развития организаций торговли обеспеченность населения торговыми площадями в разрезе населенных пунктов, а также в развивающихся планировочных районах неравномерна и не всегда отвечает потребностям населения, кроме того, в селах отсутствуют услуги питания и бытового обслуживания населения.
В условиях роста потребительских цен на социально значимые продовольственные товары важными становятся задачи по повышению социальной ответственности бизнеса, формированию общих принципов сотрудничества в целях осуществления сбалансированной экономической политики.
Рост потребительских цен обусловлен высокими издержками обращения, наличием многочисленных посредников, недостаточной конкуренцией между предприятиями, из-за чего происходит неоправданное наращивание цен.
На протяжении ряда лет потребительский рынок характеризуется следующими макроэкономическими показателями развития:
Основные параметры развития потребительского рынка городского округа "город Южно-Сахалинск" за период 2020-2022 годов
Показатели |
Ед. измерения |
2020 |
2021 |
2022 |
Оборот розничной торговли в действовавших ценах |
млрд. руб. |
100,5 |
107,6 |
118,0 |
Темп роста к предыдущему году в сопоставимых ценах |
% |
99,4 |
101,9 |
95,9 |
Оборот розничной торговли на душу населения |
тыс. руб. |
483,8 |
468,9 |
565,5 |
Доля рынков и ярмарок в общем объеме розничного товарооборота |
% |
2,48 |
2,72 |
2,72 |
Оборот оптовой торговли в действовавших ценах |
млрд. руб. |
48,0 |
58,6 |
66,4 |
Темп роста к предыдущему году в сопоставимых ценах |
% |
121,5 |
105,7 |
98,3 |
Оборот общественного питания в действовавших ценах |
млрд. руб. |
4,9 |
5,6 |
7,3 |
Темп роста оборота общественного питания к предыдущему году в сопоставимых ценах |
% |
85,4 |
116,67 |
107,4 |
Оборот бытовых услуг в действовавших ценах |
млрд. руб. |
4,2 |
5,0 |
5,7 |
Темп роста оборота бытовых услуг к предыдущему году в сопоставимых ценах |
% |
87,5 |
112,6 |
103,3 |
Объем бытовых услуг на душу населения |
тыс. руб. |
20,5 |
23,3 |
26,5 |
Информация
об обеспеченности населения торговыми площадями и объектами потребительского рынка (01.01.2023)
Наименование объектов |
Норматив |
Фактическая обеспеченность |
% выполнения |
Стационарные торговые объекты, в том числе по продаже товаров (на 1000 чел.): |
754 |
2048 |
в 2,7 раза |
продовольственных |
253 |
334 |
132,0 |
непродовольственных |
501 |
629 |
125,5 |
Торговые объекты местного значения (количество ед.) |
800 |
820 |
102,5 |
Торговые павильоны и киоски по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции на 10 тыс. человек (количество объектов) |
179 |
192 |
107,3 |
Торговые павильоны и киоски по продаже продукции общественного питания на 10 тыс. человек (количество объектов) |
19 |
19 |
100 |
Торговые павильоны и киоски по продаже печатной продукции на 10 тыс. человек (количество объектов) |
34 |
24 |
70,6 |
Торговыми местами, используемыми для осуществления деятельности по продаже продовольственных товаров на розничных рынках и ярмарочных площадках на 1000 человек (торговых мест) |
225 |
309 |
137,3 |
Посадочными местами в общедоступной сети общественного питания на 1000 чел. (пос. мест) |
40 |
92 |
в 2,3 раза |
За последние годы город Южно-Сахалинск существенно преобразился. Улицы, проспекты и бульвары приобретают цивилизованный вид, жилые кварталы - новые краски, придомовые территории благоустраиваются. Архитектура становится гармоничнее и современнее.
В период 2021 - 2022 на территории города Южно-Сахалинска в соответствии с принятым Дизайн-кодом городской среды городского округа "Город Южно-Сахалинск" была выполнена реконструкция фасадов 2 комплексов нестационарных торговых павильонов, расположенных по ул. Емельянова, 31/1 и пр. Победы, 81/1, за счет средств предпринимателей. На 2023 год запланирована реконструкция еще 2 комплексов, расположенных по бульвару им. Ф.С.Анкудинова, 15а/1 и пр. Мира, 241В.
В то же время самовольно и незаконно установленные нестационарные объекты потребительского рынка на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" являются одной из проблем, возникающей ежегодно. Такие объекты нарушают права граждан на благоприятную среду проживания в части экологической обстановки, пожарной безопасности, эстетического облика города, препятствуют строительству социально значимых объектов, проведению аварийно-восстановительных и ремонтных работ на инженерных коммуникациях.
Уменьшение количества самовольно и незаконно установленных нестационарных объектов потребительского рынка позволяет упорядочить их размещение в соответствии с требованиями действующего законодательства. Работы по их демонтажу, перемещению, хранению и благоустройству занимаемой территории проводятся в соответствии с Порядком выполнения работ по перемещению самовольно установленных и незаконно находящихся на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" нестационарных объектов потребительского рынка, финансируемых из бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденным Постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 22.06.2016 N 1829-па.
Таким образом, для выполнения поставленной задачи в Программе предусмотрено соответствующее мероприятие, финансирование которого запланировано за счет средств бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск".
Дополнительно с целью удовлетворения потребности и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения сельских местностей торговыми павильонами и киосками по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции, а также удовлетворения потребности населения городского округа в периодических изданиях и улучшения архитектурного облика города в Программе предусмотрено мероприятие по приобретению за счет бюджетных средств городского округа "Город Южно-Сахалинск" нестационарных объектов потребительского рынка.
Важным инструментом развития сферы торговли и услуг являются мобильные объекты. На территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" сформирована сеть мобильных объектов торговли - 42 объекта. Выездная торговля в села и планировочные районы осуществляется через мобильные объекты, что позволяет населению приобретать продукты питания в шаговой доступности, непосредственно от производителей (мясная, молочная, овощная, рыбная продукция). В 2022 выездная торговля осуществлялась в села Синегорск, Санаторное, Дальнее, Ключи, Березняки, Старорусское, Новая Деревня, планировочные районы Луговое и Ново-Александровск, количество выездов составило - 395.
Значительное место на потребительском рынке городского округа занимает оказание бытовых услуг населению. В целом рынок бытовых услуг характеризуется стабильностью.
В течение 2020 - 2022 годов Сахалинская область находится на 5 месте по объему оказанных бытовых услуг среди 11 субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного Федерального округа.
От общего объема бытовых услуг, реализованных в Сахалинской области, порядка 77,7% приходится на городской округ.
На протяжении последних лет в видовой структуре от общего количества объектов бытового обслуживания лидирующие позиции занимают парикмахерские услуги. По итогам 2022 года 32% приходится на парикмахерские услуги, 18% объекты технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, 11% ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, 9% ателье, 5% бани и сауны, 3% ремонт обуви, 22% прочие виды услуг.
В расчете на 1 жителя городского округа в 2022 году по оценке оказано бытовых услуг на сумму 26,5 тыс. рублей (2,2 тыс. рублей в месяц) или 108,6% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Современное состояние рынка бытовых услуг городского округа характеризуется наличием диспропорций в развитии отдельных видов, ориентированных, в частности, на потребителей с невысокими доходами.
На территории городского округа работает 2 социальные парикмахерские. Предприятиями оказываются услуги льготной категории граждан со скидкой не менее 50% от утвержденного прейскуранта или бесплатно, в том числе обслуживание на дому.
На территории городского округа функционирует муниципальное унитарное предприятие "Бани-2". Тарифы на помывку в общем и душевом отделениях оставались неизменными с 2016 по 2021 год. В 2022 году произошло увеличение тарифов (постановление администрации города Южно-Сахалинска от 28.07.2016 N 2360-па), помывка в общем отделении составляет 400 рублей, в душевом - 250 рублей. Для пенсионеров и инвалидов предусмотрены льготные тарифы: в общем отделении - 250 рублей, в душевом - 200 рублей. Ветеранам Великой отечественной войны и детям в возрасте до 7 лет услуги предоставляются бесплатно.
В настоящее время МУП "Бани-2" помывочные услуги оказываются на 2 объектах. С декабря 2020 года после завершения капитального ремонта принимает посетителей баня, расположенная на ул. Советская, 87. Помывочные услуги на новом объекте оказываются в объеме более 16 000 посещений ежегодно. Всего на 2 объектах по итогам 2022 года предприятием оказано 72 951 услуга, из них 49,3% по льготным тарифам, 2,3% бесплатно.
В целях сохранения льготных тарифов для отдельных категорий граждан в рамках муниципальной программы "Развитие потребительского рынка городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2020 - 2025 годы", утвержденной постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 16.07.2019 N 1998-па, предусмотрено мероприятие "Предоставление субсидии из бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск" муниципальному унитарному предприятию "Бани-2" городского округа "Город Южно-Сахалинск" на возмещение затрат по содержанию бань". В 2022 году из бюджета городского округа на его реализацию выделено финансирование в объеме 24,4 млн. рублей. Финансовые средства освоены в полном объеме.
В рамках реализации муниципальной программы в 2024 году предполагается продолжить работу по обеспечению населения качественными помывочными услугами по доступным тарифам до момента ликвидации муниципального унитарного предприятия, срок проведения которой установлен ст. 3 Федерального закона от 27.12.2019 N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции".
В 2018 году Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены полномочия органов местного самоуправления в области защиты прав потребителей, согласно которым органы местного самоуправления вправе рассматривать жалобы, консультировать, обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей). Анализ ситуации в городском округе показывает, что количество нарушений в сфере защиты прав потребителей не снижается. В 2022 году рассмотрено 173 обращения граждан, связанных с нарушением требований закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ N 2300-1), что составляет 104,8% к 2021 году.
В этой связи возникает необходимость организации превентивного подхода, направленного на предупреждение нарушений прав потребителей и применение конкретных мер для достижения поставленных задач.
С помощью мероприятий в сфере защиты прав потребителей планируется организовать взаимодействие с хозяйствующими субъектами, направленное на обеспечение правовой грамотности.
Работа с хозяйствующими субъектами - юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (продавцами, исполнителями работ, услуг) будет направлена на информирование о нормах действующего законодательства, а также об ответственности за их нарушение, создание условий, благоприятствующих соблюдению требований действующего законодательства при осуществлении деятельности на потребительском рынке.
Повышение имиджа профессий, специальностей сферы обслуживания, а также организация взаимодействия между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере торговли и общественного питания, и хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) товаров как направление, рассматривается сегодня определяющим в экономической политике городского округа. Это обусловлено стоящими задачами по повышению качества обслуживания и оказываемых услуг для наиболее полного удовлетворения спроса населения. Для этих целей в рамках муниципальной программы предусмотрены мероприятия по организации и проведению фестивалей, торжественных мероприятий, награждений работников предприятий.
Решение этих и других проблем, влияющих на развитие сферы торговли и услуг, должно осуществляться программно-целевым методом. Это связано с масштабностью и многообразием проблем отрасли, необходимостью комплексной увязки мероприятий по развитию торговли и услуг, необходимостью выполнения крупных по объемам и длительных по срокам реализации проектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.