Требование: о взыскании долга в связи с железнодорожными перевозками
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Краснодар |
|
16 ноября 2016 г. |
Дело N А53-26119/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Леоновой О.В. и Савенко Л.И., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Торбы В.А. (доверенность от 12.01.2016), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Туапсинский балкерный терминал" (ИНН 2322027681, ОГРН 1032313060427) - Шаронова В.В. (доверенность от 01.02.2016), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Туапсинский балкерный терминал" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.04.2016 (судья Демина Я.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2016 (судьи Попов А.А., Ломидзе О.Г., Малыхина М.Н.) по делу N А53-26119/2015, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Туапсинский балкерный терминал" (далее - терминал) о взыскании 1 945 776 рублей 47 копеек платы за время задержки вагонов на путях станции назначения, 1 940 137 рублей 97 копеек платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования на промежуточных станциях (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования, т. 7, л. д. 110).
Решением от 26.04.2016, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 29.07.2016, иск удовлетворен, с терминала в пользу общества взыскано 3 885 909 рублей 44 копейки платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, 42 430 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Суды исходили из того, что несвоевременное принятие терминалом поступающих в его адрес вагонов и их простой в связи с этим на путях общего пользования станции назначения либо на промежуточных станциях подтверждены материалами дела.
В кассационной жалобе терминал просит отменить судебные акты в части взыскания 1 940 137 рублей 97 копеек платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования на промежуточных станциях и в этой части принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, акты общей формы составлены обществом с нарушением правил абзаца 7 пункта 4.7 приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" (далее - правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования), поскольку выданы грузополучателю не одновременно с железнодорожной транспортной накладной. В связи с этим терминал не согласен с оценкой, данной судами актам общей формы, железнодорожным транспортным накладным, дорожным ведомостям как доказательствам, достоверно подтверждающим факт задержки вагонов в составе поездов на промежуточных станциях в пути следования и вину терминала.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва, выслушав названных представителей сторон, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, общество (перевозчик) и терминал (владелец) заключили договор от 05.12.2013 N 86/7т на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Туапсинский балкерный терминал" при станции Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги (далее - договор N 86/7т), а также договор от 27.02.2009 N 694/02-09 на организацию расчетов.
В соответствии с договором N 86/7т осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего терминалу.
Согласно пункту 7 договора N 86/7т, сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования выгоны подаются локомотивом перевозчика на выставочные пути N 15, 16 СМТ N 6 филиала ОАО "РЖДстрой". Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
Пунктом 8 договора N 86/7т предусмотрено, что количество вагонов в каждой одновременно сдаваемой группе - не более 25 вагонов на выставочный путь N 15 по весу не более 2125 т и не более 30 вагонов на выставочный путь N 16 по весу не более 2550 т.
С железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются в количестве одновременно поданной группы вагонов (пункт 9 договора N 86/7т).
Пунктом 13 договора N 86/7т установлен технологический срок оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования - 5 часов.
Суточная перерабатывающая способность по основным родам грузов составляет 100 вагонов (выгрузка) (пункт 14 договора N 86/7т).
Расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов, составляет 1,6 км в оба конца (пункт 16 договора N 86/7т).
В соответствии с пунктом 20.5 договора N 86/7т за время ожидания подачи и приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от владельца, владелец вносит перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50% от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2, утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12 "Об утверждении Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2)" (далее - Тарифное руководство N 2).
Согласно пункту 20.6 договора N 86/7т за время задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией, по причинам, зависящим от владельца, владелец вносит перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50% от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
В обоснование иска общество указало следующее. В период с декабря 2014 года по апрель 2015 года в адрес терминала на станцию Туапсе следовали вагоны с грузом карбамид. Однако в пути следования спорные вагоны были остановлены на промежуточных станциях ввиду необеспечения ответчиком выгрузки ранее поступивших на станцию Туапсе грузов, уже прибывших в его адрес. Платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций составила 1 940 137 рублей 97 копеек.
Также в период с декабря 2014 года по май 2015 года общество доставило терминалу на станцию назначения Туапсе вагоны с грузом нитроаммофоска, мочевина. Поскольку терминал не обеспечил своевременный прием груза, вновь прибывшие вагоны простаивали на путях общего пользования станции. Плата за время задержки вагонов на путях станции назначения составила 1 945 776 рублей 47 копеек.
Названные обстоятельства послужили основанием обращения общества в арбитражный суд с иском.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности требований общества о взыскании 1 945 776 рублей 47 копеек платы за время задержки вагонов на путях станции назначения и удовлетворил иск в заявленном размере. В указанной части судебные акты не обжалуются.
Терминал не согласен с выводами судов о наличии правовых оснований для возложения на него ответственности за задержку вагонов в пути следования.
Удовлетворяя иск в части требования о взыскании 1 940 137 рублей 97 копеек платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования на промежуточных станциях, суды исходили из следующего.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами (статья 119 Устава).
В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Как следует из пункта 4.7 правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" (далее - правила) и статьи 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции. Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов (абзац 2 пункта 4.7 правил).
В соответствии с пунктом 3.1 правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом" (далее - правила составления актов) задержка вагонов на путях общего пользования оформляется актом общей формы.
Суды установили, что терминалом допущены задержки вагонов на путях общего пользования, что подтверждается представленными в материалы дела копиями дорожных ведомостей. Обстоятельства задержки вагонов отражены в актах общей формы, составленных в соответствии с пунктом 2.4 правил составления актов и пунктом 4.6 правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования. Причина задержки спорных вагонов указана в актах общей формы - занятость путей необщего пользования в связи с невыполнением грузополучателем норм на погрузку-выгрузку вагонов.
В подтверждение факта и продолжительности простоя вагонов на промежуточных станциях в материалы дела представлены акты общей формы, составленные перевозчиком, в которых перечислены номера вагонов, задержанных на промежуточных станциях, номера приказов на бросание и поднятие поезда, наименование груза, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки, а также имеется запись о том, что терминал от их подписания отказался. Право перевозчика задерживать вагоны в пути следования предусмотрено пунктом 4.7 правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, из которого следует, что задержка вагонов в пути следования, на промежуточных станциях осуществляется на основании распоряжения перевозчика о задержке вагонов, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, дата, время и причина задержки.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Представленные обществом в материалы дела извещения о задержке поездов в пути следования были вручены терминалу, что подтверждается входящими отметками (штампами) терминала.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для взыскания с терминала 1 940 137 рублей 97 копеек платы за время нахождения вагонов на пути общего пользования на промежуточных станциях.
Ссылка терминала на то, что акты общей формы составлены обществом с нарушением правил абзаца 7 пункта 4.7 правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, поскольку выданы грузополучателю не одновременно с железнодорожной транспортной накладной, получила надлежащую оценку и обоснованно отклонена судом первой инстанции. Кроме того названное обстоятельство само по себе не опровергает обоснованность составления актов общей формы.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы и направлены на переоценку доказательств. В суде кассационной инстанции переоценка доказательств не допускается в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлены.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.04.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2016 по делу N А53-26119/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
О.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.