Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Костромской областной Думы
от 16 февраля 2023 года N 648
Обращение
Костромской областной Думы к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину о дополнении статьи 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы" положением о возложении дополнительного административного ограничения на поднадзорное лицо в виде обязанности трудоустройства
Уважаемый Вячеслав Викторович!
По информации Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Костромской области (далее - УМВД России по КО), проведенный анализ криминогенной обстановки на территории Костромской области по итогам 10 месяцев 2022 года показывает положительные тенденции снижения отдельных показателей, характеризующих состояние рецидивной преступности. Так, в отчетном периоде отмечается снижение числа преступлений, совершенных ранее судимыми, предусмотренных ст. 111 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) (-10%, с 20 до 18), предусмотренных статьями 132 - 135 УК РФ (-38,5%, с 13 до 8).
Действенным инструментом предупреждения совершения правонарушений ранее судимыми лицами является своевременное установление в отношении их административного надзора при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ).
Последовательным шагом в профилактике повторных преступлений, совершаемых ранее судимыми лицами, является реализация предоставленного Федеральным законом N 64-ФЗ права продления срока административного надзора и установления дополнительных ограничений поднадзорным лицам в судебном порядке.
За указанный период 2022 года на 5,8% (с 69 до 73) возросло количество ходатайств, направленных в суд сотрудниками органов внутренних дел, о продлении срока административного надзора (удовлетворено - 71, 2021 - 67), на 38,2% (со 170 до 235) увеличилось количество направленных органами внутренних дел заявлений об установлении поднадзорным лицам дополнительных ограничений (удовлетворено - 217, 2021 - 164).
Сотрудники органов внутренних дел прилагают немало усилий для повышения качества работы, направленной на ресоциализацию лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, в том числе с установленным административным надзором, а также подпадающим под действие административного надзора по формальным признакам. Например, принимают непосредственное участие в работе "Школ подготовки к освобождению", функционирующих в исправительных учреждениях Костромской области; для оказания профилактического воздействия на ранее судимых лиц, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, предупреждения с их стороны правонарушений или антиобщественного поведения, оказания им помощи в социальной адаптации проводится "День поднадзорного лица" и т.п.
Вместе с тем, по итогам 10 месяцев 2022 года в целом приходится констатировать рост рецидивной преступности на территории региона.
Так, на 12,1% возросло (с 1328 до 1489) число преступлений, совершенных ранее судимыми лицами, на 20,9% (со 124 до 150) увеличилось число преступлений, совершенных при опасном и особо опасном рецидиве, на 10,4% (с 1228 до 1356) увеличилось количество преступлений, совершенных местными ранее судимыми лицами, на 2,3% (с 309 до 316) возросло количество лиц, совершивших преступления в течение 1 года после освобождения.
Устойчивая криминогенная направленность личности, социальная и бытовая неустроенность, отсутствие постоянных источников дохода, злоупотребление спиртным остаются значимыми факторами, косвенно оказывающими влияние на общее число преступлений, совершаемых гражданами, имеющими судимость, и только трудоустройство способно оказать реальное содействие лицам указанной категории в восстановлении социально полезных связей, переориентации личности с криминальных на законоприемлемые формы поведения.
При этом возможность возложения судом обязанности трудоустройства предусмотрена частью 5 статьи 73 и частью 2 статьи 79 УК РФ в отношении иных категорий лиц, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены ограничения. Это лица, осужденные к отбытию наказания условно, и лица, условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания. Для лиц, освобождённых из мест лишения свободы, таковая обязанность в законодательстве не предусмотрена.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 указанного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Статья 4 Федерального закона N 64-ФЗ содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре. Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно признаваемым целям, ради которых административный надзор вводится (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 597-О-О, от 24 сентября 2012 года N 1739-О, от 22 ноября 2012 года N 2064-О, от 22 апреля 2014 года N 885-О, от 23 апреля 2015 года N 898-О, от 22 декабря 2015 года N 2876-О, от 19 июня 2016 года N 1676-О, от 18 июля 2017 года N 1512-О, от 29 мая 2018 года N 1393-О, от 25 октября 2018 года N 2782-О и др.).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2016 года N 1676-О следует читать как "19 июля 2016 года"
Внесение дополнений в статью 4 Федерального закона N 64-ФЗ в части возложения дополнительного административного ограничения на поднадзорное лицо в виде обязанности трудоустройства в полной мере согласуется со статьёй 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и не может расцениваться как нарушающее конституционные права поднадзорных лиц.
В этой связи, уважаемый Вячеслав Викторович, просим Вас рассмотреть возможность инициирования вопроса о внесении дополнения в статью 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в части возложения дополнительного административного ограничения на поднадзорное лицо в виде обязанности трудоустройства.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Костромской областной Думы от 16 февраля 2023 г. N 648 "Об обращении Костромской областной Думы к Председателю... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.