Требование: о признании недействительным акта органа власти в связи с таможенным контролем
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Краснодар |
|
12 мая 2016 г. |
Дело N А53-16216/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 мая 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Т.Б.М.-Юг" (ИНН 6102020543, ОГРН 1056102004530) - Дрямовой О.В. (доверенность от 01.01.2016), от заинтересованного лица - Ростовской таможни (ИНН 6102020818, ОГРН 1056102011943) - Криворот Е.В. (доверенность от 02.09.2015), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Т.Б.М.-Юг" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.10.2015 (судья Парамонова А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2015 (судьи Илюшин Р.Р., Ефимова О.Ю., Сулименко О.А.) по делу N А53-16216/2015, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Т.Б.М.-Юг" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Ростовской таможни (далее - таможня, таможенный орган) о классификации товара от 12.01.2015 N РКТ-10313070-15/000002, от 19.01.2015 N РКТ-10313070-15/000003, от 20.01.2015 N РКТ-10313070-15/000004, от 03.02.2015 N РКТ-10313070-15/00007, от 08.04.2015 N РКТ-10313070-15/000012.
Решением суда от 19.10.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.12.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы доказанностью таможней правильности классификации по коду 8302 41500 0 ТН ВЭД части товара N 2 (артикулы: V16010102, V16030102) по декларации на товары N 10313070/090914/0003290 (далее - спорная ДТ), что соответствует результатам проведенной экспертизы.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя кассационной жалобы, части товара N 2 спорной ДТ (артикулы: V16010102, V16030102) по назначению, функциональной принадлежности можно идентифицировать как части шарнирного механизма для металлопластиковых окон, что соответствует описанию товаров в товарной субпозиции 8302 10 000 9 ТН ВЭД, нежели в товарной субпозиции 8302 41500 0 ТН ВЭД, на которой настаивает таможенный орган.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представители общества и таможни поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих по делу лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, общество на таможенном посту Морской порт Азов Ростовской таможни подало спорную ДТ. В графе 31 декларации заявлены следующие сведения о товаре N 1: "Петли шарнирные и их части (подвижные и неподвижные элементы, являющиеся частью оконных петель, образующие сложный шарнир) из недрагоценных металлов для окон здания". Заявленный код ТН ВЭД товара - 8302 10 000 9.
В процессе совершения таможенных операций в соответствии со статьей 138 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) в отношении товара N 2 спорной ДТ назначено проведение таможенной экспертизы в экспертном учреждении - ЭКС - филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону.
Из заключения эксперта ЭКС - филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону от 30.10.2014 N 05-01-2014/2273 следует, что образцы N 1 - 3, 6 - 7 (артикулы: V12010102, V12020102, V12090102, V14030102, V14040102) товара N 2 являются частями оконных шарниров, образцы N 4 - 5, 8 - 9 (артикулы: V13030102, V13030202, V15010102, V15020102) товара N 2 являются оконными шарнирами. Образцы N 10 - 11 (артикулы: V16010102, V16030102) товара N 2 не являются оконными шарнирами, а являются неподвижной оконной фурнитурой и применяются как кронштейны оконной петли.
В ходе исследования таможенным органом установлено, что образцы (артикулы: V16010102, V16030102) товара N 2 спорной ДТ не являются шарнирами, так как не имеют подвижного соединения двух деталей.
По результатам таможенной экспертизы, проведенной на основании актов отбора проб таможня приняла решения о классификации товаров от 12.01.2015 N РКТ-10313070-15/000002, от 19.01.2015 N РКТ-10313070-15/000003, от 20.01.2015 N РКТ-10313070-15/000004, от 03.02.2015 N РКТ-10313070-15/00007, от 08.04.2015 N РКТ-10313070-15/000012 по субпозиции 8302 41 500 0 ТН ВЭД.
Общество, считая указанные решения таможни незаконными, обратилось в арбитражный суд.
При рассмотрении дела судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 52 Кодекса товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой ТН ВЭД Содружества Независимых Государств (пункт 1 статьи 51 Кодекса).
Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 18 утвержден и введен в действие с 01.01.2010 Единый таможенный тариф Таможенного союза Республик Беларусь, Казахстан и Российской Федерации - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с Единой ТН ВЭД Таможенного союза, который содержит Основные правила интерпретации (далее - ОПИ).
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей применения ОПИ также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (Правила 1 и 6 ОПИ).
При классификации товара по ТН ВЭД последовательно должны применяться ОПИ, примечания к разделам, группам, и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что между тем не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать Пояснения, содержащие толкование позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры.
Согласно пункту 7 Положения при классификации товара осуществляется следующая последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации:
Определение товарной позиции осуществляется с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 Положения.
Определение субпозиции (подсубпозиции) на основании ОПИ с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 Положения, путем замены в текстах ОПИ 1 - ОПИ 4 термина "товарная позиция" термином "субпозиция" ("подсубпозиция") в соответствующем числе и падеже, если товарная позиция, определенная в соответствии с подпунктом 7.1 Положения, имеет подчиненные субпозиции (подсубпозиции): определение однодефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной товарной позиции; определение двухдефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной однодефисной субпозиции (подсубпозиции); определение трехдефисной подсубпозиции в рамках данной двухдефисной субпозиции (подсубпозиции); и так далее до достижения необходимого уровня классификации.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
Классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется в соответствии с ОПИ.
В соответствии с Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД "Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями".
В товарной позиции 8302 ТН ВЭД классифицируются "денежная арматура, фурнитура и аналогичные изделия из недрагоценных металлов, используемые для мебели, дверей, лестниц, окон, штор, в салонах транспортных средств, шорных изделий, чемоданов, ящиков, шкатулок или аналогичных изделий; вешалки для шляп, крючки для шляп, кронштейны и аналогичные изделия из недрагоценных металлов; мебельные колеса с крепежными приспособлениями из недрагоценных металлов; автоматические устройства из недрагоценных металлов для закрывания дверей".
Товарная позиция 8302 ТН ВЭД включает в себя 5 однодефисных субпозиций ТН ВЭД: 8302 10 000 шарниры; 8302 20 000 мебельные колеса; 8302 30 000 крепежная арматура, фурнитура и аналогичные детали для моторных транспортных средств, прочие; крепежная арматура, фурнитура и аналогичные детали прочие; 8302 50 000 0 вешалки для шляп, крючки для шляп, кронштейны и аналогичные изделия; 8302 60 000 автоматические устройства для закрывания дверей: крепежная арматура, фурнитура и аналогичные детали прочие: 830241 - применяемые в зданиях, 8302 41500 0 - для окон.
Согласно примечанию N 1 к группе 83 в данной группе части изделий, изготовленные из недрагоценных металлов, должны включаться в те же товарные позиции, что и изделия, в состав которых они входят.
К термину "части общего назначения" законодатель относит все изделия товарной позиции 8302 независимо от того, что они могут быть использованы для конкретной функции.
Таким образом, любой товар, фактически являющийся частью, но относящийся к товарной позиции 8302, будет классифицироваться в данной товарной позиции.
В соответствии с Правилом 6 ОПИ ТН ВЭД, "Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное".
Обществом выбрана субпозиция 8302 10 000 ТН ВЭД (шарниры), включающая только шарниры, т.е. изделия, имеющие общую ось или точку, вокруг которых должно образовываться подвижное соединение.
В соответствии с наименованием товарной позиции для отнесения товара к товарной позиции 8302 ТН ВЭД необходимо установить тот факт, что товары являются шарнирами. Для установления данного факта, в соответствии со статьей 138 Кодекса по спорной ДТ назначена таможенная экспертиза.
Суды учли заключение эксперта ЭКС-филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону от 30.10.2014 N 05-01-2014/2273, из которого следует, что часть товара N 2 спорной ДТ (артикулы: V16010102, V16030102) не являются оконными шарнирами. Следовательно, не могут включаться в субпозицию 8302 10 000 ТН ВЭД (шарниры).
Субпозиция 8302 10 000 ТН ВЭД (шарниры) не имеет в своей структуре позиции части, т.е. в нее могут включаться только готовые изделия - шарниры.
Довод общества о необходимости классификации спорных позиций (артикулы: V16010102, V16030102) в субпозиции 8302 10 000 ТН ВЭД (шарниры) только в связи с тем, что они будут применятся для изготовления сложного шарнирного механизма, обоснованно отклонен судебной коллегией, поскольку данный довод противоречит как тексту товарной субпозиции, так и ОПИ 6.
Суды оценили экспертное заключение и установили, что оно соответствуют требованиям, установленным действующим законодательством, носит утвердительный, а не вероятностный характер, основано на полно исследованном материале, выполнено с применением действующих технологий и методик, не содержит неясностей, которые могли бы быть устранены путем вызова специалистов.
Согласно заключению задекларированный спорный товар экспертом поименован как петля средняя нерегулируемая и петля средняя регулируемая; указано, что товар является частью шарнирно-рычажного механизма окон зданий. Согласно приложению к товарной позиции части изделий должны рассматриваться как те же товарные позиции, что и изделия. Следовательно, представленный товар не является частью шарнира, а представляет часть сложного шарнирно-рычажного механизма, что не может быть равнозначным.
Анализируемые части товара N 2 спорной ДТ (артикулы: V16010102, V16030102) не являются многокомпонентным изделием, не состоят из различных материалов, а представляют собой металлическую фурнитуру для окон.
Следовательно, в соответствии с ОПИ 6 (классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций) части товара N 2 спорной ДТ (артикулы: V16010102, V16030102) могут классифицироваться только в субпозиции: - крепежная арматура, фурнитура и аналогичные детали прочие - код 8302 41 500 0 ТН ВЭД.
Ссылка общества на заключение эксперта Торгово-промышленной палаты Ростовской области (далее - ТПП) от 30.04.2015 N 0489900109 судами обоснованно отклонена по изложенным в судебных актах основаниям.
В тексте товарной позиции ТН ВЭД 8302 "Крепежная арматура, фурнитура и аналогичные изделия из недрагоценных металлов, используемые для мебели, дверей, лестниц, окон, штор, в салонах транспортных средств, шорных изделий, чемоданов, ящиков, шкатулок или аналогичных изделий; вешалки для шляп, крючки для шляп, кронштейны и аналогичные изделия из недрагоценных металлов; мебельные колеса с крепежными приспособлениями из недрагоценных металлов; автоматические устройства из недрагоценных металлов для закрывания дверей" в товарной субпозиции 8302 41 классифицируется крепежная арматура, фурнитура и аналогичные детали, применяемые в зданиях для окон.
В товарной подсубпозиции ТН ВЭД 8302 10 000 0 классифицируются шарниры, т.е. подвижные соединения двух деталей, которые могут совершать относительное вращение вокруг оси (цилиндрический шарнир) или вокруг точки (шаровой шарнир).
Эксперт в своем заключении приводит научные доводы, что собой представляет шарнирно-рычажный механизм окна, а также принцип работы данного механизма На основании приведенных доводов эксперт ТПП относит товар - "петля средняя нерегулируемая;... артикул: V16030102, модель: петля средняя регулируемая (для фрамуги)" к "шарнирам" в товарной подсубпозиции 8302 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Вместе с тем, предметом рассмотрения является не механизм в целом, а его составная часть, и, следовательно, необходимо рассматривать классификацию в соответствии с ТН ВЭД конкретного спорного товара.
В соответствии с представленными техническими документами производителя товара и заключения эксперта ЭКС - филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону от 30.10.2014 N 05-01-2014/2273 следует, что петли артикулы: V.1601.0102, V16030102, заявленные в товаре N 2 по спорной ДТ, не являются оконными шарнирами, поскольку представляют собой неподвижную оконную фурнитуру.
Из технических документов, представленных при проведении таможенных операций видно, петля средняя нерегулируемая (артикул V. 1601.0102) устанавливается неподвижно на створке и к ней уже крепится петля (артикул V.120X.0102), которая также расположена на створке, которая в свою очередь соединяется с петлей на раме (артикул V. 1301.0102). Из этого следует, что петля средняя нерегулируемая (артикул V. 1601.0102) не совершает вращательных движений ни вокруг оси, ни вокруг точки.
В таком же качестве используется и регулируемая средняя петля артикул V.1603.0102, т.е. неподвижно устанавливается на створке.
Таким образом, товар - петля средняя нерегулируемая (артикул V.1601.0102) и регулируемая средняя петля (артикул V.1603.0102), не являются шарнирами либо составляющими частями шарниров и не могут классифицироваться в товарной подсубпозиции 8302 10 000 0 ТН ВЭД.
Выводы эксперта ТПП о том, что все элементы шарнирно-рычажного механизма окна относятся к шарнирам в понимании ТН ВЭД, не соответствуют Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.07.2014 N 121 "О классификации ножниц на раме по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза", в соответствии с которым ножницы на раме, представляющие собой элемент фурнитуры поворотно-откидного окна, состоящий из двух стальных пластин, соединенных стальным уголком и содержащих пластмассовую вставку, приспособление регулировки длины, заклепки, монтажную планку с осью, в соответствии с ОПИ 1 и 6 классифицируются в подсубпозиции 8302 41 500 0 ТН ВЭД.
Экспертом ТПП в заключении от 30.04.2015 N 0489900109 сделаны выводы о том, что в каталоге производителя VORNE артикул и наименование деталей "кронштейн" отсутствуют и поэтому часть оконной фурнитуры деталь с названием кронштейн не может быть идентифицирована.
Между тем, в заключении таможенного эксперта ЭКС - филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону от 30.10.2014 N 05-01-2014/2273 сделан вывод, что петля средняя нерегулируемая (артикул V.1601.0102) и регулируемая средняя петля (артикул V. 1603.0102) представляют собой изделия из металла и являются оконной фурнитурой и применяются как кронштейн оконной петли, т.е. выполняют функции кронштейна, т. к. они устанавливаются неподвижно на створку и к ней крепится другая петля.
Оценив заключение эксперта ТПП, суды сочли, что эксперт идентифицирует спорный товар как "кронштейн" по функции использования, а не как товар "кронштейн".
Далее эксперт ТПП указывает на правила использования знаков препинания в текстах товарных позиций и указывает на то, что товар "кронштейн" указан после точки с запятой и, следовательно, он не относится к товарам "Крепежная арматура, фурнитура и аналогичные изделия из недрагоценных металлов, используемые для мебели, дверей, лестниц, окон, штор, в салонах транспортных средств, шорных изделий, чемоданов, ящиков, шкатулок или аналогичных изделий...".
Кронштейны, поименованные в данной товарной позиции, представляют собой кронштейны для шляп, вешалки для шляп, консоли (фиксированные, шарнирные или зубчатые и т.д.) и аналогичные изделия, такие как вешалки для пальто, полотенец, кухонных тряпок, щеток, ключей, т.е. имеющие определенное утилитарное назначение и являющиеся готовыми законченными изделиями.
Основываясь на совокупной оценке представленных доказательств, судебные инстанции, сделали обоснованный вывод о том, что спорные позиции (артикулы: V.1601.0102, V.1603.0102) являются неподвижной оконной фурнитурой и применяются как кронштейны оконной петли, поэтому, в соответствии с ОПИ 6 (классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиции) данные товары могут классифицироваться только в субпозиции: - крепежная арматура, фурнитура и аналогичные детали прочие: - применяемые для зданий.
Поэтому суды правильно указали, что части товара N 2 по спорной ДТ в соответствии с ОПИ 1 и 6 правильно классифицированы таможней в товарной подсубпозиции 8302 41 500 0 ТН ВЭД.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, направлены на переоценку исследованных судебными инстанциями доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
В силу статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктов 3, 4 и 12 пункта 1 статьи 333.21, статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации с общества в доход федерального бюджета надлежит взыскать 1 500 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.10.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2015 по делу N А53-16216/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Т.Б.М.-Юг" в доход федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Т.В.Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.