Определение Верховного Суда РФ от 16 февраля 2023 г. N 301-ЭС22-20431 по делу N А31-15084/2020
Судья Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Проектно-инвестиционная компания" на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.03.2022 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.07.2022 по делу N А31-15084/2020 по иску федерального государственного образовательного учреждения высшего образования "Костромской государственный университет" к закрытому акционерному обществу "Проектно-инвестиционная компания" о взыскании пени за просрочку выполнения работ по государственному контракту, по встречному иску закрытого акционерного общества "Проектно-инвестиционная компания" к федеральному государственному образовательному учреждению высшего образования "Костромской государственный университет" о взыскании стоимости дополнительных работ по контракту и убытков,
установил:
федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования "Костромской государственный университет" (далее - ФГОУ ВО "КГУ", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к закрытому акционерному обществу "Проектно-инвестиционная компания" (далее - ЗАО "Проектинвест", общество) о взыскании пени за просрочку выполнения работ по государственному контракту от 21.10.2019 N 1 М с 17.12.2019 по 29.07.2020 в размере 313 283 руб. 08 коп.
ЗАО "Проектинвест" предъявило к ФГОУ ВО "КГУ" встречный иск о взыскании долга за выполненные работы в сумме 307 863 руб. 80 коп., убытков в размере 93 418 руб. 50 коп.
постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.03.2022 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.07.2022, первоначальный иск удовлетворен, в удовлетворении встречного иска отказано.
ЗАО "Проектинвест" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на указанные судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, наличие оснований для отмены судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Письмом судьи Верховного Суда Российской Федерации от 09.11.2022 дело N А31-15084/2020 Арбитражного суда Костромской области истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.
Изучив по материалам истребованного дела изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из судебных актов и материалов дела, ФГОУ ВО "КГУ" и ЗАО "Проектинвест" заключили государственный контракт от 21.10.2019 N 1 М на выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации в целях строительства объекта "Физкультурно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном Костромского государственного университета".
Объем и содержание работ определены заданием на проектирование объекта капитального строительства (приложение 1), техническим заданием (приложение 1А) к контракту, заданием на выполнение инженерных изысканий, программой инженерных изысканий и контрактом (пункт 2.1 контракта). Общий срок выполнения работ (включая срок на предоставление результатов инженерных изысканий, проектной документации, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов достоверности определения сметной стоимости строительства объекта) установлен с момента заключения контракта по 16.12.2019 (пункт 2.2 контракта). Датой приемки работ (результатов работ) считается дата подписания учреждением (заказчиком) акта сдачи-приемки выполненных работ. Цена контракта определена в размере 9 785 000 руб., в нее включены все расходы подрядчика, необходимые для выполнения им своих обязательств по контракту в полном объеме и надлежащего качества, в частности все подлежащие к уплате налоги, сборы и другие обязательные платежи, стоимость работ, а также все прочие затраты, издержки и иные расходы подрядчика, в том числе сопутствующие, связанные с исполнением контракта (пункты 3.1, 3.2 контракта).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта предусмотрена ответственность сторон в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта (пункт 9.1 контракта).
На случай просрочки исполнения обществом (подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, установлена пеня, которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком (пункт 9.3 контракта).
Работы по контракту в полном объеме выполнены подрядчиком и приняты заказчиком согласно акту приемки-передачи выполненных работ (результатов работ) от 29.07.2020.
В связи с допущенным обществом нарушением срока выполнения работ ФГОУ ВО "КГУ" предъявило претензию от 03.09.2020 об уплате неустойки в размере 313 283 руб. 08 коп., исполнить которую общество отказалось, что послужило причиной для обращения учреждения в суд с иском по настоящему делу.
Согласно пункту 4.1.1 заказчик обязуется предоставить подрядчику исходную документацию, в том числе градостроительный план земельного участка не позднее пяти дней со дня подписания контракта, а также технические условия, сроки подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, а также информацию о плате за такое подключение (технологическое присоединение), в случае, если функционирование объекта невозможно обеспечить без его подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения.
В свою очередь, подрядчик обязуется выполнить все работы по разработке проектной документации, инженерным изысканиям, в том числе по проектированию внутриплощадочных инженерных сетей от точек подключения, благоустройство территории объекта согласно заданию на проектирование и техническому заданию, условиям контракта, требованиям действующих нормативных документов, а также согласно другим нормативным правовым актам, обязательным для сторон (пункт 4.3.1 контракта). Подрядчик обязан выполнить инженерные изыскания по объекту и по результатам подготовить технические отчеты о проведении инженерных изысканий в объеме, необходимом для разработки проектной документации и получения положительного заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий (пункт 4.3.4 контракта); разработать проектную документацию на строительство объекта в объеме, необходимом для получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, положительного заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, и в комплектности, достаточной для производства полного объема работ по строительству объекта и последующей его сдачи в эксплуатацию (пункт 4.3.8 контракта); заключить договор, предусматривающий проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проверку достоверности определения сметной стоимости строительства объекта, передать документацию на экспертизу и получить положительное заключение (пункты 4.3.9, 4.3.12 контракта); результаты работ согласовать с государственными органами, органами местного самоуправления, со всеми эксплуатирующими организациями и службами, владельцами и балансодержателями переустраиваемых коммуникаций, органами государственного надзора и другими компетентными органами и заинтересованными организациями, необходимость согласования с которыми определяется действующими нормативными документами и особенностью объекта (пункт 4.3.15 контракта).
Во исполнение контракта учреждение передало обществу технические условия на подключение (технологическое присоединение) к муниципальным сетям ливневой канализации проектируемого объекта от 10.07.2019 N 61, выданные муниципальным казенным учреждением города Костромы "Дорожное хозяйство", и от 26.11.2019 N 03, выданные муниципальным унитарным предприятием города Костромы "Костромагорводоканал".
23.01.2020 ЗАО "Проектинвест" обратилось к учреждению с письмом, в котором со ссылкой на технические условия от 26.11.2019 N 03 и разработанные обществом проектные решения указало, что отводящий коллектор ливневой канализации от запроектированных очистных сооружений, находящихся на выделенном для строительства земельном участке, до точки сброса в реку Солонку проходит, в числе прочего, по землям в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения. Это требует проведения государственной экологической экспертизы проекта и, соответственно, продления срока исполнения контракта, оплаты дополнительно возникающих у общества расходов.
Для целей прохождения государственной экологической экспертизы ЗАО "Проектинвест" разработало и письмом от 20.02.2020 N 09/132/1 направило в адрес учреждения документацию по оценке воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду.
В дальнейшем общество передало проектную документацию на государственную экологическую экспертизу, самостоятельно оплатив сбор в размере 93 418 руб. 50 коп. по платежному поручению от 04.03.2020 N 103.
15.04.2020 от Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области в адрес общества направлен приказ об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, а также материалы по объекту экологической экспертизы.
Считая, что разработка документации по оценке воздействия на окружающую среду и получение на проектную документацию заключения государственной экологической экспертизы не охватываются предметом государственного контракта от 21.10.2019 N 1 М, общество письмом от 20.02.2021 N 02/114 обратилось к учреждению с просьбой принять и оплатить дополнительно выполненные работы на сумму 307 863 руб. 80 коп., а также возместить расходы на уплату сбора за проведение экспертизы.
Отказ учреждения выполнить требование общества явился основанием для предъявления встречного иска по настоящему делу.
Суд первой инстанции, удовлетворяя первоначальный иск, исходил из установленного государственным контрактом срока выполнения работ, фактической даты их приемки в полном объеме, которая определена датой подписания акта приемки-передачи выполненных работ (результатов работ), условий государственного контракта об ответственности сторон за ненадлежащее исполнение обязательств, а также из недоказанности обстоятельств, связанных с действиями учреждения и повлиявших на возможность выполнения обязательств обществом в установленный срок.
При этом, отказывая в удовлетворении встречного иска, суд первой инстанции сослался на пункт 3.2 контракта, регулирующий порядок учета в цене расходов подрядчика, связанных с выполнением работ, и пришел к выводу, что при заключении контракта были предусмотрены все возможные расходы общества, подготовка документации по оценке воздействия на окружающую среду, проведение общественных обсуждений и экологической экспертизы соответствуют контрактным обязательствам ЗАО "Проектинвест".
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность решения суда первой инстанции, не установил оснований для его отмены либо изменения как в части первоначального, так и встречного иска.
В отношении встречного иска суд апелляционной инстанции согласился с тем, что работы, поименованные в акте сдачи-приемки от 18.02.2021 N 7 на сумму 307 863 руб. 80 коп., не являются дополнительными и охватываются предметом контракта, равно как и обязанность подрядчика по получению необходимых согласований и по прохождению экспертиз проектной документации, указав при этом на пункты 4.3.1, 4.3.4-4.3.10, 4.3.15, 4.3.16, 4.3.18, 4.3.19 контракта, разделы 1 и 2 технического задания.
Дополнительно суд апелляционной инстанции дал оценку доводам общества о наличии оснований для списания неустойки, предусмотренных Правилами осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила N 783), которые общество впервые заявило в апелляционной жалобе. Суд отметил, что внесение 26.04.2020 изменений в Правила N 783 обусловлено необходимостью государственного реагирования в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, предоставляя меры государственной поддержки в форме списания неустоек (штрафов, пеней), Правительство Российской Федерации исходило из наличия объективных ограничений, затрудняющих ведение финансово-хозяйственной деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в 2020 году.
Нарушение обязательств по контракту со стороны общества имело место в 2019 году, в связи с этим суд пришел к выводу, что объективных препятствий к надлежащему исполнению не имелось, а основания для их применения к обществу, учитывая установленный государственным контрактом срок выполнения работ, отсутствуют.
Суд кассационной инстанции поддержал позицию судов нижестоящих инстанций.
В кассационной жалобе ЗАО "Проектинвест", возражая против выводов судов об отсутствии оснований для списания неустойки, ссылается на положения части 42 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в редакции Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ, которая, как полагает общество, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие до указанной даты, и регламентирует правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств в 2020 году.
По мнению общества, применительно к обстоятельствам дела имеются основания для списания неустойки согласно подпункту "а" пункта 3, пункту 11 Правил N 783, положениями которых предусмотрено списание начисленных, но не уплаченных неустоек по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, независимо от срока возникновения задолженности, если общая сумма таких неустоек не превышает 5 процентов от цены контракта.
Согласно доводам жалобы судами установлено, что цена контракта составляет 9 785 000 руб., начисленная неустойка (пеня) - 313 283 руб. 08 коп., что не превышает 5 процентов от цены контракта.
Ссылаясь на пункт 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, ЗАО "Проектинвест" указывает, что списание неустоек (штрафов, пеней) является обязанностью заказчика.
Изложенные доводы заслуживают внимания, поэтому кассационная жалоба ЗАО "Проектинвест" вместе с делом подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.9-291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Проектно-инвестиционная компания" вместе с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.