Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2022 г. N 1051
"Об утверждении Положения о Научно-методическом совете по учебникам"
В соответствии с подпунктом 5.3 пункта 5 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Научно-методическом совете по учебникам.
2. Признать утратившими силу:
пункт 2 приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2020 г. N 462 "Об утверждении Положения о Научно-методическом совете по учебникам" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 октября 2020 г., регистрационный N 60232);
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 ноября 2020 г. N 679 "О внесении изменений в Положение о Научно-методическом совете по учебникам, утвержденное приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2020 г. N 462" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2021 г., регистрационный N 62896).
Исполняющий |
А.А. Корнеев |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 февраля 2023 г.
Регистрационный N 72454
УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 2 декабря 2022 г. N 1051
Положение
о Научно-методическом совете по учебникам
1. Научно-методический совет по учебникам (далее - Совет) является постоянно действующим совещательным экспертным органом, создаваемым при Министерстве просвещения Российской Федерации в целях:
1) повышения качества учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - учебники и разработанные в комплекте с ними учебные пособия);
2) повышения качества учебных пособий, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые могут дополнительно использоваться при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - учебные пособия);
3) формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - федеральный перечень учебников);
4) формирования перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее соответственно - перечень организаций, организации).
2. В своей деятельности Совет руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, правовыми актами Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Министерство), в том числе настоящим Положением.
3. Совет осуществляет следующие полномочия:
1) рассматривает индивидуальные листы экспертов, заключения педагогической и научной экспертиз, экспертные листы органов государственной власти субъекта Российской Федерации (для учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке), заключения по результатам общественной экспертизы (при наличии), дополнительные документы и материалы, поступившие по результатам экспертизы учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий;
2) рассчитывает общую экспертную оценку по каждому критерию экспертизы;
3) принимает по каждому учебнику и разработанным в комплекте с ним учебным пособиям решения:
а) о включении учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий в федеральный перечень учебников (с указанием в отношении учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий, подлежащих апробации в соответствии с Порядком подготовки, экспертизы, апробации и издания учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, включаемых в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, и используемых при реализации обязательной части основных общеобразовательных программ, а также имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, при освоении учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) основного общего образования и (или) среднего общего образования, утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации в соответствии с подпунктом 4.2.8 4 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343; 2022, N 46, ст. 8024) (далее соответственно - апробация, Порядок апробации), слов "находится на апробации");
б) о невключении учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий в федеральный перечень учебников;
в) о направлении учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий на дополнительную экспертизу;
г) об исключении учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий из перечня учебников;
д) о неисключении учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий из перечня учебников;
4) проводит анализ и проверку достоверности полученных обращений от физических и (или) юридических лиц, указывающих на несоответствие содержания учебника и (или) разработанных в комплекте с ним учебных пособий требованиям соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, о вмешательстве в процедуру проведения экспертизы лиц, не участвующих в ее проведении, но оказавших влияние на ее результаты (после принятия Советом решения включить учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия в федеральный перечень учебников либо после включения учебника и разработанные в комплекте с ним учебные пособия в федеральный перечень учебников);
5) рассматривает аналитический отчет и отчеты о результатах проведении апробации учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий и принимает одно из следующих решений:
а) признать результат апробации учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий удовлетворительным с исключением из федерального перечня учебников в отношении указанных учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий слов "находится на апробации" и установить срок действия экспертных заключений "бессрочно";
б) признать результат апробации учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий неудовлетворительным, исключить учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия из федерального перечня учебников.
6) осуществляет отбор организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в целях включения указанных организаций в перечень организаций;
7) принимает по каждой организации решение:
а) о включении организации в перечень организаций;
б) о невключении организации в перечень организаций;
8) по результатам рассмотрения письменного заявления, подписанного руководителем организации или уполномоченным им лицом, о несогласии с отказом во включении организации в перечень организаций или исключении из него (далее - заявление) принимает решение:
а) об удовлетворении заявления, в том числе в форме отмены принятого ранее решения;
б) об отказе в удовлетворении заявления.
9) формирует предложения для Министерства по вопросам повышения качества учебников и учебных пособий, совершенствования содержания учебников и учебных пособий, проведения экспертизы и апробации учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, организации информационно-методического сопровождения экспертизы учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий;
10) запрашивает у заинтересованных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и иных заинтересованных организаций информационные материалы по вопросам формирования федерального перечня учебников, перечня организаций;
11) создает рабочие группы по отдельным направлениям деятельности Совета.
4. В состав Совета входят представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общероссийских, региональных, межрегиональных общественных организаций, некоммерческих организаций, в том числе научных и образовательных организаций.
Состав Совета утверждается и изменяется приказом Министерства.
В состав Совета входят: председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь и члены Совета. Минимальное количество членов Совета составляет 21 человек.
5. Председатель Совета:
1) организует работу Совета и председательствует на его заседаниях;
2) запрашивает материалы по всем направлениям работы Сове
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При Минпросвещения работает научно-методический совет по учебникам. Обновлен порядок его деятельности.
Совет создан для повышения качества школьных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, а также для формирования федерального перечня учебников и списка издательств, чьи учебные пособия допускаются к использованию в школах.
В состав совета входят представители федеральных и региональных органов, общероссийских, региональных и межрегиональных общественных организаций, НКО, в том числе научных и образовательных организаций.
Минимальное количество членов совета составляет 21 человек.
Решения совета носят рекомендательный характер.
Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2022 г. N 1051 "Об утверждении Положения о Научно-методическом совете по учебникам"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 февраля 2023 г.
Регистрационный N 72454
Вступает в силу с 10 марта 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 27 февраля 2023 г. N 0001202302270035
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства просвещения РФ от 11 августа 2023 г. N 598
Изменения вступают в силу с 7 октября 2023 г.
Приказ Министерства просвещения РФ от 7 апреля 2023 г. N 242
Изменения вступают в силу с 21 мая 2023 г.