Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 6. Участие Уполномоченного в законодательной и правоприменительной деятельности в сфере защиты прав граждан
В 2022 году Уполномоченный участвовал в совершенствовании законодательства в разных форматах.
Уполномоченный на регулярной основе принимал участие в работе Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по законности и правопорядку, Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по социальной политике, осуществляющих законопроектную работу, предварительное рассмотрение и подготовку вопросов, относящихся к ведению Государственного Совета Республики Татарстан, что позволило осуществлять анализ законопроектов с позиции обеспечения прав и свобод человека и гражданина до их внесения в Государственный Совет Республики Татарстан и озвучить свое видение правовых решений по актуальным вопросам.
В 2022 году Уполномоченный приняла участие в 10 заседаниях Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по законности и правопорядку, 9 заседаниях Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по социальной политике.
Сотрудники Аппарата также участвовали в данной работе в составе экспертных советов при Комитете Государственного Совета Республики Татарстан по законности и правопорядку и Комитете Государственного Совета Республики Татарстан по социальной политике.
По результатам изучения и анализа поступающих обращений граждан Уполномоченный обращался с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Так, по вопросу совершенствования законодательства в сфере защиты прав инвалидов с просьбой рассмотреть вопрос об обращении к Правительству Российской Федерации с предложением о включении специальных технических средств реабилитации для занятия спортом в федеральный перечень направлено предложение в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москальковой и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
В то же время, учитывая, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках реализации положений Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вправе устанавливать дополнительные (к федеральным) меры социальной поддержки инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, нами было направлено письмо в адрес Правительства Республики Татарстан с просьбой рассмотреть вопрос о возможности обеспечения инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, спортивными техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, ТСР и услуг за счет средств бюджета республики, а также определить круг лиц, имеющих право на обеспечение указанными ТСР, перечень ТСР и порядок их предоставления. Конкретный пример, на основании которого Уполномоченным принято такое решение, приведен в отдельном разделе доклада.
Ряд предложений Уполномоченным был подготовлен по вопросу совершенствования законодательства в сфере защиты прав лиц, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лиц, принимающих участие в специальной военной операции, а также членов их семей.
В соответствии с Федеральным законом от 07.10.2022 N 377-ФЗ "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" гражданам, призванным на военную службу по мобилизации, проходящим военную службу по контракту, находящимся на военной службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в воинских формированиях и иных органах, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона N 61-ФЗ "Об обороне", при условии их участия в специальной военной операции, гражданам заключившим контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, а также членам их семей предоставлено право в течение времени действия кредитного договора обратиться к кредитору с требованием об изменении условий действия кредитного договора, предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств на льготный период.
В то же время в соответствии с нормами данного закона кредитные каникулы не предполагают прощение долга. В течение срока действия льготного периода на размер основного долга, входящего в состав текущей задолженности заемщика перед кредитором по кредитному договору, в том числе с лимитом кредитования (кредитные карты), за исключением кредитного договора, обязательства по которому обеспечены ипотекой, на день установления льготного периода, начисляются проценты по процентной ставке, равной двум третям от рассчитанного и опубликованного Банком России в соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона от 21.12.2013 N 353 "О потребительском кредите (займе)" среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа) в процентах годовых, установленного на день направления заемщиком требования, но не выше процентной ставки, предусмотренной условиями кредитного договора, действовавшего до установления льготного периода. По ипотечным кредитам проценты также продолжают начисляться.
Считая, что начисление процентов на размер основного долга в период кредитных каникул способствует увеличению размера кредитных платежей и, в свою очередь, увеличению долговой нагрузки на заемщика, учитывая, что обстоятельства, при которых они предоставляются заемщику, возникли по не зависящим от него причинам, нами в октябре прошлого года в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москальковой направлено предложение о необходимости изменения норм законодательства в части начисления процентов на сумму основного долга с отменой всех начисляемых процентов в период кредитных каникул.
Предложения Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации в ноябре 2022 года были изложены и в части установления образовательных преференций детям лиц, призванных на военную службу в рамках частичной мобилизации, и лиц, участвующих в специальной военной операции на Украине.
Нами было отмечено то обстоятельство, что многие семейные обязанности, которые ранее выполнялись мобилизованными супругами, одномоментно легли на плечи их жен и родных, в том числе и финансовые обязательства по оплате обучения детей - студентов на коммерческой основе в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования. Обращение Уполномоченного по данному вопросу было поддержано Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и направлено для дополнительной проработки с компетентными органами и научным сообществом.
В 2022 году законодателем было реализовано предложение Уполномоченного по расширению категорий граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.
Уполномоченным в Государственной Совет Республики Татарстан внесен законопроект о внесении в часть 1 статьи 12 Закона Республики Татарстан от 2 ноября 2012 года N 73-ЗРТ "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам в Республике Татарстан" изменений, позволяющих закрепить на законодательном уровне права граждан, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, и граждан, заключивших контракт о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации), при условии их участия в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской и Запорожской областей, а также членов их семей на бесплатную юридическую помощь.
Инициатива Уполномоченного на заседании Государственного Совета Республики Татарстан в декабре 2022 года депутатами парламента была поддержана. Президентом Республики Татарстан подписан Закон Республики Татарстан от 26.12.2022 N 102-ЗРТ "О внесении изменений в статью 12 Закона Республики Татарстан "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам в Республике Татарстан".
Совершенствования законодательства в части реализации права на образование, по мнению Уполномоченного, требовали актуальные вопросы, поступающие от граждан, прибывших на территорию Российской Федерации из ДНР, ЛНР и Украины, касающиеся приема детей после окончания 9 и 11 классов в образовательные организации среднего профессионального образования.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 N 2150 "Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" для детей, прибывших из ДНР, ЛНР и Украины, при поступлении в образовательные организации по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования установлена квота - 23 тыс. мест.
Вместе с тем прием на обучение по программам среднего профессионального образования в Российской Федерации для указанной категории граждан на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, осуществляется согласно общим гарантиям общедоступности и бесплатности среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273 "Об образовании в Российской Федерации".
Учитывая изложенное и принимая во внимание то, что дети из ДНР, ЛНР и Украины в силу не зависящих от них обстоятельств были вынуждены пропустить учебу. Уполномоченный в июле прошлого года направил предложение в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москальковой о рассмотрении возможности обращения к Правительству Российской Федерации о выделении специальной льготы для детей из ДНР, ЛНР и Украины при приеме на обучение по программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Вопрос о необходимости защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, поднимался в письме Уполномоченного в декабре 2022 года в адрес федерального омбудсмена.
Обеспокоенность Уполномоченного вызывало широкое распространение в торговых сетях и фактическая доступность для каждого ребенка всевозможных игрушек агрессивных персонажей, которые в игре выступают кровожадными монстрами ("Хагги-Вагги", "Сиренеголовый", "Радужные друзья" и др.), компьютерных и иных игр, пропагандирующих жестокость, а также другой недоброкачественной информационной продукции, которая может нанести вред психическому и нравственному здоровью подрастающего поколения.
Пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" определено, что в целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.
В настоящее время перед выпуском в обращение на рынок игрушки должны пройти подтверждение соответствия требованиям безопасности, установленное техническим регламентом таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011).
По нашему мнению, игры, игрушки и игровые сооружения для детей, помимо соблюдения критериев безопасности для здоровья ребенка, в первую очередь, должны соответствовать принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям и проверяться на социальную и психологическую безопасность: в игрушке не должно быть явных признаков, провоцирующих ребенка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу, также не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребенка, игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей, не должна вызывать психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребенка.
Принимая во внимание, что отсутствие в обязательном порядке проведения социально-психолого-педагогической экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей может способствовать широкому проникновению в торговые сети игрушек-монстров, компьютерных и иных игр, пропагандирующих жестокость, агрессию и антисоциальное поведение, отрицательно влияющих на психику детей, нами было предложено на законодательном уровне закрепить проведение указанной экспертизы в обязательном порядке.
Полагая необходимым внесение изменений (дополнений) в федеральное законодательство, направленных на защиту прав граждан, ряд предложений Уполномоченным был озвучен на заседаниях Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, расширенных заседаниях его секций и заседании Всероссийского координационного совета уполномоченных по правам человека.
При осуществлении правозащитной деятельности в интересах граждан, помещенных в медицинские организации, оказывающие психиатрическую помощь в стационарных условиях, и учреждения социального обслуживания, Уполномоченным были выявлены проблемные ситуации отказа гражданам, пребывающим в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме в связи с наличием медицинских противопоказаний.
При этом больные уже не нуждались в активной терапии в психиатрической клинике, необходимы были лишь уход и содержание, однако они не могли быть выписаны из больницы из-за утраты социальных связей и места жительства.
В соответствии с действующим законодательством произвольный отказ в предоставлении социальных услуг в стационарной форме поставщиками социальных услуг является недопустимым.
Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Перечень медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано в них в стационарной форме, утвержден приказом Минздрава России от 29.04.2015 N 216н.
В свою очередь, ни в законе, ни в подзаконных актах не конкретизируется перечень обстоятельств, при которых в связи с наличием медицинских противопоказаний гражданину будет отказано в приеме в учреждение социального обслуживания, а при каких обстоятельствах гражданин будет принят, несмотря на имеющееся заболевание.
Согласно данному перечню противопоказаний, приему в интернат не подлежат пациенты - инвалиды по психическому заболеванию, страдающие шизофренией в форме выраженного дефекта личности вне обострения заболевания.
При этом в силу статьи 5 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" больной имеет право на пребывание в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, только в течение срока, необходимого для оказания психиатрической помощи в таких условиях.
Подобного рода ситуации противоречат основаниям и порядку помещения лиц в стационарные учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих хроническими психическими расстройствами, а также их перевода и выписки из этих учреждений, предусмотренным статьями 41, 44 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
В связи с этим на заседании Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации в апреле 2022 года, посвященном обсуждению вопросов защиты прав лиц, страдающих психическими расстройствами, Уполномоченным было предложено Министерству здравоохранения Российской Федерации подготовить разъяснения по пункту 3 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в части конкретизации перечня обстоятельств, при которых гражданину будет отказано в предоставлении социальных услуг в стационарной форме в связи с наличием медицинских противопоказаний, перечень которых утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 апреля 2015 г. N 216н.
В связи с проведением на Украине специальной военной операции еще более значимыми стали вопросы оказания всесторонней помощи мигрантам и экстренно эвакуированным гражданам с территории ЛНР, ДНР и Украины. Каждый из прибывших на территорию республики принимал для себя сложное решение - остаться на территории субъекта Российской Федерации, куда он был эвакуирован, либо вернуться на прежнее место жительства.
При этом большинство прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном порядке имели при себе только багаж. У большинства отсутствовала возможность приобрести билеты, чтобы пересечь границу с Российской Федерацией.
Действующее миграционное законодательство не предусматривает права лиц, получивших временное убежище, на оказание содействия в обеспечении проезда и провоза багажа из центра временного размещения на территорию их прежнего места жительства.
В этой связи в рамках расширенного заседания секции по вопросам международного сотрудничества и защиты прав мигрантов Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, проведенного в июне 2022 года, Уполномоченным были высказаны предложения о внесении соответствующих изменений в представленный ранее на обсуждение уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации проект федерального закона "О предоставлении убежища на территории Российской Федерации", внесенный Министерством внутренних дел Российской Федерации, в части установления лицам, получившим убежище на территории Российской Федерации, права на получение содействия на выезд из Российской Федерации, в то же время дополнив положения обязанностью лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища и получивших убежище, соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в месте временного содержания или центре временного размещения.
С момента объявления в России Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 N 647 частичной мобилизации анализ обращений граждан по вопросам порядка призыва на военную службу показал, что нормы законодательства, регулирующее вопросы организации порядка предоставления государственными органами и должностными лицами необходимых сведений в военные комиссариаты, нуждаются в совершенствовании.
Действующее законодательство обязывает отдельные государственные органы и должностных лиц представлять в военные комиссариаты необходимые сведения об изменениях в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять.
В частности, в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" органы записи актов гражданского состояния обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
Аналогичная обязанность установлена пунктом 7 статьи 4 данного Федерального закона N 53-ФЗ для федеральных учреждений медико-социальной экспертизы в части представления сведений о признании инвалидами данной категории граждан.
Вместе с тем данная информация предоставляется по запросу военного комиссариата, и у последних отсутствует возможность оперативного ее получения при необходимости в сжатые сроки.
Выявленные моменты так называемой ошибочной мобилизации граждан позволили нам увидеть имеющиеся проблемные вопросы и сделать вывод о необходимости в условиях эффективного развития цифровых технологий, сервисов и услуг, повышающих качество жизни населения, организовать работу призывных комиссий по-современному.
Полагая, что цифровая трансформация военных комиссариатов - один из способов исключения ошибок в работе, Уполномоченный на заседании Всероссийского координационного совета уполномоченных по правам человека, состоявшемся в ноябре 2022 года в городе Москве, предложил рассмотреть вопрос актуализации в военных комиссариатах автоматизированной системы, в которой в том числе содержатся данные о пребывающих в запасе, в том числе с использованием возможности получения информации путем межведомственного взаимодействия с органами записи актов гражданского состояния, органами исполнительной власти в сфере здравоохранения и образования, государственной службы медико-социальной экспертизы. Федеральной налоговой службы, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и др.
Кроме того, предложено рассмотреть возможность при подаче гражданами сведений, указанных в статье 10 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", использовать возможности Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) Российской Федерации.
<< Раздел 5. Эффективное сотрудничество в целях соблюдения и защиты прав человека |
||
Содержание Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан в 2022 году |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.