Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 22 февраля 2023 г. N 3.4-02/345
по Федеральному закону "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 22 февраля 2023 года.
Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (далее - Договор) подписан в городе Праге 8 апреля 2010 года, ратифицирован Федеральным законом от 28 января 2011 года, вступил в силу 1 февраля 2011 года, срок действия Договора продлен Федеральным законом от 21 января 2021 года на пять лет до 5 февраля 2026 года.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "от 21 января 2021 года" следует читать "от 29 января 2021 года"
Целью Договора является дальнейшее сокращение и ограничение стратегических наступательных вооружений (далее - СНВ) Российской Федерации и США, укрепление предсказуемости, стабильности и безопасности Сторон и снижение глобальной ядерной угрозы. Договором предусматривается предельное количество и структура СНВ Сторон. Для обеспечения контроля за соблюдением положений Договора каждая из Сторон имеет право осуществлять инспекционную деятельность.
Российская Федерация рассматривает Договор как важный инструмент поддержания мира и стабильности и в течение всего периода его действия неукоснительно соблюдала его условия.
При этом Комитет обращает внимание на тот факт, что США уже давно и существенным образом нарушает центральные положения ДСНВ о количественных ограничениях на соответствующие вооружения сторон. Это связано с нелегитимным односторонним исключением из засчёта по Договору более 100 единиц американских СНВ, которые переименовали так, чтобы они перестали подпадать под договорные определения, или объявили переоборудованными, не предоставив российской стороне возможность надёжно удостовериться в соответствии результатов такого переоборудования требованиям ДСНВ, т.е. выполнить порядок, прямо предусмотренный Договором.
США не допускают российских специалистов к проведению полноценных инспекций на своих объектах, предусмотренных Договором, неоднократно отклоняя или оставляя без ответа заявки Российской Федерации. Вместе с тем в феврале 2023 года страны - члены НАТО, не являясь участником Договора, обратились с требованием к России обеспечить соблюдение его условий, включая допуск инспекций на российские ядерные объекты. Такое требование НАТО подтверждает, что соблюдение стратегического баланса СНВ невозможно без учета ядерных арсеналов не только США, но и Великобритании и Франции как стран, обладающих ядерным оружием и являющимися членами НАТО.
Комитет отмечает, что нагнетаемая конфронтация и взятый курс США на эскалацию конфликта на Украине создали для России принципиально иную обстановку в сфере безопасности. При том, что в преамбуле Договора постулируется приверженность Сторон принципу неделимой безопасности, которому противоречит официальная позиция США, стремящаяся добиться "стратегического поражения" России. Договор исходит из взаимосвязи между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями. Важность этой взаимосвязи возрастает в процессе сокращения стратегических ядерных вооружений. На принципиальное значение такой взаимосвязи указано в сделанном Российской Федерацией заявлении при подписании и ратификации Договора об ограничении систем противоракетной обороны, в котором обозначено, что указанный Договор может действовать только в отсутствие качественного и количественного наращивания систем ПРО США. Однако США продолжительное время демонстративно осуществляют такое наращивание, несмотря на возражения Российской стороны.
Российская Федерация рассматривает такие действия США как существенное нарушение Договора и приостанавливает его действие.
При этом решение о возобновлении Российской Федерацией действия Договора принимается Президентом Российской Федерации (статья 2 Федерального закона).
Федеральным законом "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений" установлено, что палаты Федерального Собрания Российской Федерации, каждая в рамках своих полномочий в случае необходимости принимают меры по прекращению и приостановлении действия Договора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 37 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" действие международного договора Российской Федерации, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации принималось в форме федерального закона, может быть приостановлено Президентом Российской Федерации в случаях, требующих принятия безотлагательных мер, с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации и Государственной Думы и внесением в Государственную Думу проекта соответствующего федерального закона.
Решение о приостановлении Российской Федерацией действий Соглашения подлежит принятию в форме федерального закона на основании пункта 1 статьи 37 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку согласие Российской Федерации на обязательность Соглашения было выражено в форме ратификации.
Согласно финансово-экономическому обоснованию Правительства Российской Федерации принятие Федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, не выявлено.
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности рекомендует одобрить Федеральный закон.
На основании изложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений".
Первый заместитель |
С.И. Кисляк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.