В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Хабаровского края от 25 апреля 2007 г. N 119 "О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", распоряжением Правительства Хабаровского края от 5 ноября 2014 г. N 780-рп "О Комплексной краевой программе развития семейной и демографической политики Хабаровского края на 2014 - 2024 годы", распоряжением Правительства Хабаровского края от 6 августа 2021 г. N 700-рп "Об утверждении Плана мероприятий до 2027 года, проводимых в Хабаровском крае в рамках Десятилетия детства" в целях содействия в социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 16 до 18 лет, временно выбывших из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации для детей-сирот), лиц в возрасте от 18 до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершивших пребывание в организациях для детей-сирот, и лиц, находившихся под попечительством, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
Порядок организации постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 16 до 18 лет, временно выбывших из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц в возрасте от 18 до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершивших пребывание в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, находившихся под попечительством;
Примерное положение о службе постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 16 до 18 лет, временно выбывших из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц в возрасте от 18 до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершивших пребывание в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, находившихся под попечительством.
2. Территориальным структурным подразделениям опеки и попечительства несовершеннолетних управления опеки и попечительства министерства участвовать в пределах своей компетенции в реализации постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 16 до 18 лет, временно выбывших из организаций для детей-сирот, лиц в возрасте от 18 до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершивших пребывание в организациях для детей-сирот, и лиц, находившихся под попечительством (далее - постинтернатное сопровождение).
3. Краевому государственному казенному учреждению "Центр по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и постинтернатному сопровождению":
1) в месячный срок с даты издания настоящего приказа разработать и утвердить типовые формы документов, необходимых для осуществления деятельности служб постинтернатного сопровождения, функционирующих в организациях для детей-сирот;
2) обеспечить координацию, мониторинг, методическое сопровождение деятельности по постинтернатному сопровождению.
4. Настоящий приказ вступает в силу с момента его подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 г.
Министр |
А.О. Дорофеев |
УТВЕРЖДЕН
приказом министерства
социальной защиты
Хабаровского края
от 16 февраля 2023 г. N 36-п
Порядок
организации постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 16 до 18 лет, временно выбывших из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц в возрасте от 18 до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершивших пребывание в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, находившихся под попечительством
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет основы организации и осуществления краевыми организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации), постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 16 до 18 лет, временно выбывших из организаций, лиц в возрасте от 18 до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершивших пребывание в организациях, и лиц, находившихся под попечительством граждан,
1.2. Для целей настоящего Порядка используются следующие понятия:
лица, нуждающиеся в постинтернатном сопровождении - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от 16 до 18 лет и временно выбывшие из организаций; лица в возрасте от 18 до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершившие пребывание в организациях; лица, находившиеся под попечительством;
постинтернатное сопровождение - оказание лицам, нуждающимся в постинтернатном сопровождении, консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, направленной на профилактику или преодоление трудных жизненных ситуаций; содействие в получении образования и трудоустройстве, в защите и реализации их прав, а также предоставление при необходимости возможности временного проживания лицам, нуждающимся в постинтернатном сопровождении, завершившим пребывание в организации;
служба постинтернатного сопровождения - структурное подразделение организации, к задачам и функциям которого относится постинтернатное сопровождение;
договор о постинтернатном сопровождении - соглашение организации и лица, нуждающегося в постинтернатном сопровождении, об оказании постинтернатного сопровождения;
индивидуальный план постинтернатного сопровождения - документ, включающий в себя комплекс мероприятий, разработанный в соответствии с выявленными проблемами лица, нуждающегося в постинтернатном сопровождении, и направленный на их решение, сроки исполнения мероприятий и ожидаемый результат;
куратор - специалист службы постинтернатного сопровождения, обеспечивающий организацию, координацию и контроль процесса постинтернатного сопровождения лица, нуждающегося в постинтернатном сопровождении.
1.3. Постинтернатное сопровождение осуществляется на безвозмездной основе. Финансирование расходов, связанных с организацией постинтернатного сопровождения, осуществляется за счет средств краевого бюджета.
2. Цель, задачи и принципы постинтернатного сопровождения
2.1. Целью постинтернатного сопровождения является успешная социализация и социальная адаптация лиц, нуждающихся в постинтернатном сопровождении.
2.2. Основные задачи постинтернатного сопровождения:
1) профилактика и (или) помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций лиц, нуждающихся в постинтернатном сопровождении, минимизация негативных последствий институционального воспитания и (или) содействие в решении проблем, связанных с дезадаптацией в обществе;
2) преодоление существующих в обществе негативных установок в отношении лиц, нуждающихся в постинтернатном сопровождении.
2.3. Постинтернатное сопровождение основывается на принципах:
1) системности - постинтернатное сопровождение предполагает комплексный подход, охватывающий основные сферы жизни лица, в отношении которого осуществляется постинтернатное сопровождение, и представляет собой целостную, многоуровневую, развивающуюся систему;
2) соответствия форм, содержания и интенсивности постинтернатного сопровождения изменяющимся потребностям и возможностям лица, в отношении которого осуществляется постинтернатное сопровождение;
3) превентивности, акцента на профилактику кризисных состояний и трудных жизненных ситуаций лица, в отношении которого осуществляется постинтернатное сопровождение;
4) добровольности в принятии помощи, активного участия лица, в отношении которого осуществляется постинтернатное сопровождение, в преодолении трудных жизненных ситуаций;
5) опоры на имеющиеся возможности лица, в отношении которого осуществляется постинтернатное сопровождение, выявления и актуализации скрытых ресурсов его развития и создания на этой основе психологических условий для саморазвития;
6) соблюдения прав человека и уважения достоинства личности;
7) адресности, законности, конфиденциальности, доступности, профессиональной компетентности.
3. Содержание деятельности по постинтернатному сопровождению
3.1. С целью организации эффективной работы по постинтернатному сопровождению в структуре и штатном расписании организации создается служба постинтернатного сопровождения (далее - Служба).
3.2. Для установления постинтернатного сопровождения лицо, нуждающееся в постинтернатном сопровождении (далее также - заявитель), представляет лично в организацию по его выбору заявление в свободной форме об установлении постинтернатного сопровождения (далее - заявление). К заявлению прилагаются:
1) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность лица, нуждающегося в постинтернатном сопровождении;
2) документы, подтверждающие статус ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, или лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Несовершеннолетние лица, нуждающиеся в постинтернатном сопровождении, представляют заявление с письменного согласия законного представителя.
3.3. В случае если лицом, нуждающимся в постинтернатном сопровождении, документы (сведения), указанные в подпункте 2 пункта 3.2 настоящего раздела, не представлены по собственной инициативе, организация запрашивает их в рамках межведомственного информационного взаимодействия в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
Межведомственный запрос направляется организацией в течение двух рабочих дней со дня регистрации заявления и документов, указанных в пункте 3.2 настоящего раздела, в органы и (или) организации, в распоряжении которых находятся запрашиваемые документы (сведения), в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного информационного взаимодействия, а при отсутствии доступа к этой системе - на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
3.4. Заявление и документы, предусмотренные пунктом 3.2 настоящего раздела, регистрируются организацией в день их поступления в организацию.
В день представления лицом, нуждающимся в постинтернатном сопровождении, заявления и документов, указанных в пункте 3.2 настоящего раздела (далее - заявление и документы), специалист службы постинтернатного сопровождения составляет протокол первичной встречи с лицом, нуждающимся в постинтернатном сопровождении, заполняет бланк оценки уровня адаптивности и уровня сопровождения лица, нуждающегося в постинтернатном сопровождении.
3.5. По желанию заявителя, отраженному в заявлении, возможно предоставление постинтернатного сопровождения без заключения договора о постинтернатном сопровождении (далее - договор) в виде консультирования.
3.6. На основании заявления между организацией и лицом, нуждающимся в постинтернатном сопровождении, заключается договор в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и документов в случае, если заявителем по собственной инициативе представлены документы, указанные в подпункте 2 пункта 3.2 настоящего раздела. В случае если документы, указанные в подпункте 2 пункта 3.2 настоящего раздела, заявителем по собственной инициативе не представлены, договор заключается в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов (сведений), запрашиваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
3.7. Основаниями для отказа в заключении договора являются:
1) отсутствие у заявителя права на постинтернатное сопровождение в соответствии с пунктом 1.1 раздела 1 настоящего Порядка;
2) представление заявителем недостоверной информации для установления постинтернатного сопровождения.
3.8. Организация в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об отказе в заключении договора направляет заявителю посредством почтовой связи письменное уведомление о принятом решении. В уведомлении указываются причины, послужившие основанием для отказа в заключении договора.
3.9. Специалист Службы уведомляет заявителя о готовности договора и приглашает его подписать договор посредством электронной почты и (или) по телефону, указанным в заявлении.
3.10. Срок действия договора устанавливается индивидуально в зависимости от конкретных потребностей лица, нуждающегося в постинтернатном сопровождении, но не более чем до дня достижения им возраста 23 лет.
3.11. Копия договора с несовершеннолетним лицом, нуждающимся в постинтернатном сопровождении, направляется законному представителю лица, нуждающегося в постинтернатном сопровождении, посредством почтовой связи на адрес, указанный в заявлении.
3.12. Постинтернатное сопровождение лица, нуждающегося в постинтернатном сопровождении, организует куратор, который назначается руководителем организации в течение пяти рабочих дней со дня заключения договора.
3.13. В течение 14 рабочих дней со дня заключения договора куратором разрабатывается индивидуальный план постинтернатного сопровождения (далее - индивидуальный план) с учетом потребностей и жизненных обстоятельств лица, нуждающегося в постинтернатном сопровождении.
Индивидуальный план является документом, в котором указаны мероприятия по оказанию консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, направленной на профилактику или преодоление трудных жизненных ситуаций, содействию в получении образования и трудоустройстве, защите прав и законных интересов.
3.14. Куратор ведет журнал постинтернатного сопровождения; осуществляет мониторинг и оценку эффективности реализуемых мероприятий индивидуального плана, в случае необходимости с целью корректировки вносит в него соответствующие изменения и дополнения.
3.15. В целях выполнения всего комплекса мероприятий индивидуального плана, организация осуществляет взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, учреждениями социальной защиты, центрами занятости населения, общественными объединениями, иными организациями и учреждениями, физическими лицами.
3.16. Иные формы и методы работы в рамках постинтернатного сопровождения:
1) консультирование, в том числе лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23-х лет;
2) предоставление временного проживания в организации лицам, нуждающимся в постинтернатном сопровождении, завершившим пребывание в организации;
3) наставничество;
4) создание объединений выпускников (клубов, групп психологической поддержки и т.п.);
5) проведение тренингов, тематических встреч, семинаров, конференций и других мероприятий.
4. Методическое обеспечение и контроль за осуществлением деятельности по постинтернатному сопровождению
4.1. Краевое государственное казенное учреждение "Центр по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и постинтернатному сопровождению" осуществляет координацию, мониторинг, методическое сопровождение и оценку эффективности деятельности по постинтернатному сопровождению в Хабаровском крае.
4.2. Управление опеки и попечительства министерства социальной защиты Хабаровского края осуществляет контроль деятельности по постинтернатному сопровождению в Хабаровском крае.
Заместитель министра - начальник |
В.В. Трегубенко |
УТВЕРЖДЕНО
приказом министерства
социальной защиты
Хабаровского края
от 16 февраля 2023 г. N 36-п
Примерное положение
о службе постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 16 до 18 лет, временно выбывших из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц в возрасте от 18 до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершивших пребывание в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, находившихся под попечительством
1. Общие положения
1.1. Служба постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 16 до 18 лет, временно выбывших из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц в возрасте от 18 до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершивших пребывание в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, находившихся под попечительством (далее - Служба), является структурным подразделением (полное наименование организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) (далее - Организация) и непосредственно подчиняется руководителю Организации.
1.2. Состав Службы определяется руководителем Организации в соответствии со структурой и штатной численностью организации.
1.3. Служба осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Хабаровского края от 25 апреля 2007 г. N 119 "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также иными федеральными конституционными законами, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом края, законами края, правовыми актами Губернатора края, Правительства края, настоящим Примерным положением.
1.4. Службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее приказом Организации, в порядке, установленном трудовым законодательством.
1.5. Руководитель Службы осуществляет общее руководство деятельностью Службы и обеспечивает выполнение стоящих перед Службой задач и функций.
2. Цель и задачи Службы
2.1. Целью деятельности Службы является оказание лицам, нуждающимся в постинтернатном сопровождении, содействия в успешной социализации, социальной адаптации в обществе и самореализация.
2.2. Основные задачи Службы:
2.2.1. Оказание лицам, нуждающимся в постинтернатном сопровождении, квалифицированной консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, направленной на профилактику или преодоление трудных жизненных ситуаций; содействие в получении образования и трудоустройстве, а также предоставление при необходимости возможности временного проживания лицам, нуждающимся в постинтернатном сопровождении, завершившим пребывание в Организации.
2.2.2. Повышение правовой грамотности лиц, нуждающихся в постинтернатном сопровождении.
2.2.3. Оказание лицам, нуждающимся в постинтернатном сопровождении, содействия в защите их прав и законных интересов
2.2.4. Преодоление существующих в обществе негативных установок в отношении лиц, нуждающихся в постинтернатном сопровождении.
3. Функции Службы
Для выполнения поставленных задач Служба осуществляет следующие функции:
3.1. Осуществляет постинтернатное сопровождение лиц, нуждающихся в постинтернатном сопровождении, обратившихся за помощью в Организацию и заключивших договор о постинтернатном сопровождении (далее - Договор), в том числе:
- разрабатывает и реализует индивидуальный план постинтернатного сопровождения (далее - индивидуальный план);
- осуществляет мониторинг и оценку эффективности реализуемых мероприятий индивидуального плана лица, нуждающегося в постинтернатном сопровождении;
- определяет наиболее эффективные формы и методы работы с лицами, нуждающимися в постинтернатном сопровождении.
3.2. Проводит психологическую диагностику лица, нуждающегося в постинтернатном сопровождении, с его согласия.
3.3. Без заключения Договора оказывает педагогическую, психологическую, социальную и юридическую помощь лицам, нуждающимся в постинтернатном сопровождении, в форме индивидуальных и (или) групповых консультаций.
3.4. Организует возможность временного проживания лиц, нуждающихся в постинтернатном сопровождении, завершивших пребывание в Организации.
3.5. Осуществляет внутриведомственное и межведомственное взаимодействие в форме выездов специалистов, проведения встреч и телефонных переговоров, направления запросов; взаимодействует со специалистами образовательных организаций (психологами, социальными педагогами, преподавателями и т.д.), в которых обучаются лица, нуждающиеся в постинтернатном сопровождении.
3.6. Разрабатывает и реализует проекты и программы, направленные на социальную адаптацию и социализацию лиц, нуждающихся в постинтернатном сопровождении.
3.7. Разрабатывает буклеты, листовки, иные информационные материалы для лиц, нуждающихся в постинтернатном сопровождении, обеспечивает информационную поддержку официального сайта Организации по вопросам деятельности Службы.
3.8. Осуществляет информационно-просветительскую работу в средствах массовой информации, коллективах предприятий и организаций, среди населения, направленную на преодоление негативного отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
3.9. Формирует и ведет информационную базу лиц, нуждающихся в постинтернатном сопровождении, вносит сведения о значимых изменениях в их жизни до достижения ими возраста 23 лет.
3.10. Ведет следующую документацию в соответствии с типовыми формами документов, утвержденными Краевым государственным казенным учреждением "Центр по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и постинтернатному сопровождению":
1) журнал регистрации заявлений лиц, нуждающихся в постинтернатном сопровождении.
2) журнал регистрации договоров о постинтернатном сопровождении.
3) личное дело лица, заключившего Договор, которое включает следующие документы:
- заявление об установлении постинтернатного сопровождения;
- копии документов, подтверждающих статус ребенка или лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- протокол первичной встречи с лицом, выразившим желание заключить договор о постинтернатном сопровождении;
- Договор;
- индивидуальный план, дополнения к нему;
- бланк оценки уровня адаптивности и уровня сопровождения лица, находящегося на постинтернатном сопровождении;
- акт обследования условий жизни лица, заключившего Договор;
- журнал постинтернатного сопровождения;
- иные документы, относящиеся к сопровождению лица, заключившего Договор.
3.11. Обеспечивает защиту конфиденциальной информации при организации работы с персональными данными граждан.
3.12. Участвует в подготовке статистических, аналитических и справочных материалов, докладов, отчетов о деятельности Службы.
3.13. Участвует в деятельности рабочих групп, совещаниях и иных мероприятиях по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Службы.
3.14. Формирует план работы Службы, отчет о его выполнении.
3.15. Участвует в рассмотрении предложений, заявлений и жалоб граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Службы, направленных в письменной форме, форме электронного документа и принятии по ним необходимых мер.
3.16. Выполняет иные функции в установленной сфере деятельности Службы.
4. Права Службы
В целях осуществления возложенных задач и функций Служба имеет право:
4.1. Запрашивать в установленном порядке необходимую информацию от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и организаций независимо от форм собственности.
4.2. Готовить проекты обращений в органы исполнительной власти края и органы местного самоуправления по вопросам разработки предложений по решению отдельных проблем в сфере деятельности Службы.
4.3. Разрабатывать методические материалы и рекомендации по вопросам, относящимся к сфере деятельности Службы.
4.4. Проводить совещания и другие мероприятия по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Службы.
4.5. Принимать участие в работе совещаний, конференций, семинаров и других мероприятий, проводимых Организацией, по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Службы.
4.6. Вносить предложения по совершенствованию деятельности Службы.
4.7. Осуществлять иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации, Хабаровского края.
5. Ответственность Службы
Служба ответственность за несвоевременное и некачественное выполнение возложенных на нее задач и функций.
6. Взаимодействие
Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными и краевыми органами государственной власти, общественными объединениями, организациями независимо от форм собственности, органами местного самоуправления, учреждениями в установленной сфере деятельности.
Заместитель министра - начальника |
В.В. Трегубенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства социальной защиты Хабаровского края от 16 февраля 2023 г. N 36-п "Об организации постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 16 до 18 лет, временно выбывших из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц в возрасте от 18 до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершивших пребывание в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, находившихся под попечительством"
Вступает в силу с 16 февраля 2023 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru 27 февраля 2023 г.