Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(справочное)
Руководство
по применению настоящего стандарта
А.1 Общие положения
Каждый из следующих подпунктов включает ссылку на соответствующий пункт в основной части текста настоящего стандарта.
Внедрение системы менеджмента эффективности водопользования, указанной в настоящем стандарте, направлено на повышение эффективности водопользования. Таким образом, настоящий стандарт основан на предпосылке, что организация будет периодически анализировать и оценивать свою систему менеджмента эффективности водопользования, чтобы определить возможности для ее улучшения и реализации. Организации предоставляется свобода действий в том, как она будет внедрять систему менеджмента эффективности водопользования; например, скорость, степень и сроки постоянного процесса улучшения системы определяются организацией. Схема непрерывного совершенствования "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй" (PDCA) для достижения результатов, которые повысят эффективность водопользования в соответствии с политикой организации по повышению эффективности водопользования, приведена на рисунке А.1.
Концепция области применения и границ дает организации гибкость в определении того, что входит в систему менеджмента эффективности водопользования.
Ключевые понятия эффективности водопользования включают водопользование и показатель эффективности водопользования. Таким образом, организация может выбирать из широкого спектра мероприятий по повышению эффективности водопользования. Например, организация может включить системы переработки или улучшить работу своих систем, процессов или оборудования.
Рисунок А.1 - Схема цикла непрерывного совершенствования "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй" (PDCA), адаптированная для управления эффективностью водопользования
А.2 Понимание организации и ее среды
Чтобы понять организацию и ее среду, необходимо проанализировать ее основную деятельность и связанные с водой проблемы, а также расходы и последствия, вызванные этими проблемами.
А.3 Определение и привлечение заинтересованных сторон
Чтобы определить группу заинтересованных сторон, важно рассмотреть, кто затронут или вовлечен в деятельность по повышению эффективности водопользования. В качестве заинтересованной стороны могут выступать органы власти, поставщики, подрядчики и клиенты.
Заинтересованные стороны должны быть проинформированы о политике эффективности водопользования, системе менеджмента эффективности водопользования и т.д.
Организации следует привлекать заинтересованные стороны к эффективному водопользованию в любой функции, в которой их участие может иметь значение, принимая во внимание, что:
a) некоторые заинтересованные стороны могут иметь юридическое или этическое право на консультации;
b) точная форма идентификации и участия заинтересованных сторон может зависеть от размера и сложности организации и ее среды в конкретный момент времени.
Организация должна определить стороны:
1) которые имеют конкретную долю или могут претендовать на процентную долю организации;
2) чьи решения могут оказать существенное влияние;
3) которые имеют важную информацию или необходимый опыт;
4) которым поручено или которые могут способствовать повышению осведомленности или коммуникации. Эффективное участие не подразумевает вовлечение всех заинтересованных сторон на всех этапах процесса взаимодействия.
А.4 Лидерство и приверженность
Высшее руководство или его представитель при общении внутри организации должны подчеркивать важность управления эффективностью водопользования с помощью действий по вовлечению сотрудников в этот процесс (например, путем предоставления полномочий, мотивации, признания, обучения, поощрения и участия в деятельности организации).
Организации, осуществляющие долгосрочное планирование, могут включать аспекты управления эффективностью использования воды, такие как улучшение водного ресурса и эффективности водопользования, в мероприятиях по планированию.
Чтобы продемонстрировать последовательность в выполнении требований, должны быть предприняты следующие действия:
a) необходимо убедиться, что цели и задачи, касающиеся водопользования и эффективности водопользования, были установлены в политике эффективного водопользования;
b) определение соответствующих мер, чтобы установить эффективность водопользования организации;
c) определение показателя(ей) производственной деятельности для определения показателя(ей) эффективности водопользования;
d) распределение ответственности за внедрение, контроль и мониторинг;
e) составление планов действий и бизнес-планов;
f) составление графика реализации.
А.5 Политика
Политика эффективности водопользования является движущей силой для внедрения и совершенствования системы менеджмента эффективности водопользования организации и эффективности использования воды в пределах ее области применения и границ. Политика может быть кратким заявлением, которое члены организации могут легко понять и применить к своей работе. Распространение политики эффективности водопользования может быть движущей силой для управления организационным поведением.
А.6 Организационные функции, обязанности и полномочия
Представитель управления может работать в организации на постоянной основе или по контракту. Обязанности представителя руководства могут включать в себя все или часть должностных функций. Навыки и компетенции персонала определяют в зависимости от размера, культуры и сложности структуры организации или согласно юридическим или другим требованиям.
Целью команды, управляющей эффективностью водопользования, является повышение эффективности водопользования. Размер команды определяется сложностью структуры организации.
В небольших организациях это может быть один человек, например представитель администрации. В более крупных организациях межфункциональная команда может предоставить эффективный механизм для вовлечения различных частей организации в планирование и внедрение системы менеджмента эффективности водопользования.
А.7 Планирование менеджмента водопользования
А.7.1 Общие положения
На рисунке А.2 показаны основные концепции планирования эффективности водопользования и представлена концептуальная схема, предназначенная для улучшения понимания процесса планирования менеджмента эффективности водопользования. Эта схема не предназначена для того, чтобы демонстрировать детали определенной организации. Представляемая на схеме информация по планированию менеджмента эффективности водопользования не является исчерпывающей, могут быть добавлены другие детали, характерные для организации или конкретных обстоятельств.
Рисунок А.2 - Концептуальная схема процесса планирования менеджмента эффективности водопользования
А.7.2 Юридические или другие требования
Применимыми юридическими или другими требованиями могут быть, например, такие международные, национальные, региональные и локальные требования, которые распространяются на область применения системы менеджмента эффективности водопользования, связанной с водопользованием, эффективностью водопользования, сбросом сточных вод и контролем загрязнения.
Примерами требований могут быть национальные, региональные или локальные правила водоснабжения, правила в отношении канализации и дренажа, а также правила или соглашения в области канализации и дренажа (промышленные сточные воды) с потребителями, кодексы поведения, добровольные программы, руководства по применению для промышленного сектора и другие.
А.7.3 Анализ водопользования
Процесс идентификации и оценки водопользования должен привести к тому, что организация установит виды деятельности и функции значительного водопользования и определит возможности для повышения эффективности водопользования.
Персонал, работающий от имени организации, включает в себя подрядчиков, штатных и нештатных сотрудников, временный персонал.
Потенциальные источники воды могут включать источники, которые ранее или в настоящее время не используются организацией. Альтернативные источники воды могут включать (но не ограничиваться этим) восстановленную воду, сточные воды, дождевую и морскую воду.
Обновление анализа водопользования означает обновление информации, связанной с анализом важных видов деятельности и функций водопользования и возможностей повышения эффективности водопользования.
Анализ охватывает анализ эффективности водопользования организации в отношении каждой функции или вида деятельности, использующей воду, включая как технологическую воду, так и воду, потребляемую в процессе работы. Как правило, он основан на соответствующих измерениях и наблюдениях за фактической эффективностью водопользования. Анализ водопользования планируется и проводится как часть определения и постановки приоритетов возможностей для повышения эффективности водопользования.
Результаты анализа обычно включают информацию о текущем водопользовании и эффективности водопользования, сопровождаемую серией ранжированных рекомендаций по улучшению с точки зрения эффективности водопользования.
При анализе водопользования принимают во внимание повторное использование ресурсов, например наличие химических веществ, загрязняющих использованную воду. Это может предоставить одну или несколько возможностей (например, повторное использование воды, улучшение условий сбросов, альтернативные пути сброса).
А.7.4 Показатель(и) производственной деятельности
Показатель(и) производственной деятельности - это измерение производственной деятельности, которая учитывает основные бизнес-операции, характерные для данного объекта, такие как объем продукции, площадь здания (например, общая площадь, арендуемая площадь и общая площадь здания), количество сотрудников или гостиничные номера. Различия в показателях производственной деятельности будут влиять на водопользование (включая любую потребляемую воду), а также будут определять конкретные показатели эффективности водопользования, такие как водопользование на единицу продукции, водопользование на единицу площади пола, водопользование на комнату для гостей или водопользование на человека.
А.7.5 Показатель(и) эффективности водопользования
Показатель(и) эффективности водопользования может быть простым параметром, простым соотношением или сложной моделью. Примеры показателей эффективности водопользования могут включать водопользование на единицу продукции, водопользование на единицу площади пола и модели с множеством переменных. Организация может выбрать показатель(и) эффективности водопользования, который указывает на эффективность водопользования во время работы организации. Она может обновить показатель(и) эффективности водопользования, когда происходят изменения в производственной деятельности или базовом показателе, влияющие на релевантность показателя(ей) эффективности водопользования для организации (если это применимо). При расчете показателя(ей) эффективности водопользования следует учитывать все типы воды.
Продолжительность сбора данных определяется с учетом юридических или других требований или переменных аспектов, которые влияют на водопользование организации. Аспекты включают в себя погодные условия, циклы предпринимательской деятельности и другие.
А.7.6 Базовый показатель(и) эффективности водопользования
Базовый показатель(и) эффективности водопользования является постоянным и регистрируется организацией как средство, которое определяет эксплуатационный период документированной информации. Корректировки базового(ых) показателя(ей) также принимают во внимание эксплуатационный период и требования настоящего стандарта.
А.7.7 Задачи и планы действий
В дополнение к планам действий, нацеленным на достижение конкретных улучшений в эффективности водопользования, организация может иметь планы действий, нацеленные на достижение улучшений всего управления эффективностью водопользования или улучшений в процессах системы менеджмента эффективности водопользования.
В планах действий по улучшению этих типов должно быть указано, как организация будет проверять результаты, достигаемые планом действий. Например, организация может иметь план действий, предназначенный для увеличения коэффициента повторного использования воды (см. формулу (С.3) и формулу (С.5)). Организация определяет и документирует в плане действий метод, который применяется для того, чтобы проверить на сколько увеличился коэффициент повторного использования воды согласно плану действий.
А.8 Поддержка
А.8.1 Ресурсы
Необходимо предоставить ресурсы для успешного внедрения системы менеджмента эффективности водопользования. Организации следует оценить требования на этапе планирования и задокументировать выделенные для работы ресурсы.
А.8.2 Компетенция
Организация должна определить существующий и требуемый уровень компетентности персонала, требования к обучению и осведомленности на основе потребностей организации.
А.8.3 Коммуникация
Организации необходимо полностью или частично внедрить процедуру для внутренней и внешней коммуникации, которая ознакомит с политикой эффективности водопользования, системой менеджмента эффективности водопользования и показателями эффективности водопользования или другой информацией, исходя из потребностей организации и заинтересованных сторон. Заинтересованные стороны могут включать, например, клиентов, подрядчиков, поставщиков и соответствующие органы.
А.9 Документированная информация
Документироваться должны только те процедуры, которые определены как документированные процедуры.
Организация может разработать любую дополнительную документированную информацию, которую она считает необходимой для демонстрации эффективности водопользования и поддержки системы менеджмента эффективности водопользования.
Рекомендуется установить и документировать процедуры для распространения, хранения, контроля доступа, контроля изменений и утилизации любого документа.
Организации следует разработать, внедрить и хранить информацию, описывающую основные элементы системы менеджмента эффективности водопользования и их взаимодействия, на бумажном, электронном или любом другом носителе.
Документированная информация системы менеджмента эффективности водопользования включает:
a) область применения и границы системы менеджмента эффективности водопользования;
b) политику эффективности водопользования;
c) цели, задачи и планы действий в области водопользования и эффективности водопользования;
d) план управления эффективностью водопользования, т.е. планы водопользования и действий;
e) результаты внутреннего аудита, анализ, проведенный руководством и корректирующие действия;
f) другую документированную информацию, требуемую настоящим стандартом, а также детали юридических или других требований, определенных организацией.
А.10 Планирование действий и контроль
Организации следует выявить и оценить любые свои действия, связанные со значительным водопользованием, сбросом сточных вод или загрязнением, и добиться того, чтобы действия выполнялись таким образом, чтобы можно было контролировать или уменьшать связанные с ними неблагоприятные воздействия. Таким образом, организация удовлетворит требования своей политики в области эффективности водопользования и сможет достичь поставленных целей и задач. Планирование и контроль действий включает все части процессов, операции и техническое обслуживание.
Организациям рекомендуется учитывать эффективность использования воды при планировании непредвиденных обстоятельств, чрезвычайных ситуаций или потенциальных рисков.
А.11 Закупка услуг водоснабжения, продукции, оборудования и воды
Повышение эффективности водопользования может быть достигнуто за счет приобретения и использования более эффективных услуг, продукции и оборудования. Это также подразумевает возможность работать с цепочкой снабжения и влиять на эффективность водопользования.
Элементы закупочной спецификации должны отражать вопросы эффективности водопользования и могут включать качество воды, ее доступность, структуру расходов, воздействие на окружающую среду и альтернативные источники.
А.12 Мониторинг, измерение, анализ и оценка
Первым шагом к повышению эффективности водопользования является установка отдельных счетчиков воды в специально отведенных местах для количественной оценки основных видов деятельности и функций по водопользованию и регулярного мониторинга водопользования.
Измерения могут проводиться разными способами, начиная от счетчиков воды и до полных систем мониторинга и измерений, связанных с программным приложением, способным систематизировать данные и осуществлять автоматический анализ. Организации необходимо самой определить средства и методы измерения.
Организации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.