Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
Администрации Вышневолоцкого
городского округа
от 05.10.2022 N 238
Положение
об организации срочного захоронения трупов в военное время и при чрезвычайных ситуациях в муниципальном образовании Вышневолоцкий городской округ Тверской области
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральными законами от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", приказами МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях", от 18.12.2014 N 701 "Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне", соответствующими законодательными и нормативно-правовыми актами Тверской области и определяет задачи, порядок создания и деятельности специализированной службы по срочному захоронению трупов в военное время (служба гражданской обороны) муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области (далее - Служба).
1.2. Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, в том числе нормативно-правовыми актами МЧС России, соответствующими нормативно-правовыми актами Тверской области и муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области, настоящим Положением.
1.3. Служба создается на базе муниципального бюджетного учреждения "Ритус" (далее - МБУ "Ритус"). В состав службы входит муниципальное бюджетное учреждение "СТИКС" (далее - МБУ "СТИКС").
1.4. Финансирование мероприятий, проводимых Службой, и материально-техническое обеспечение Службы осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
1.5. Силы Службы в мирное время привлекаются для проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению руководителя гражданской обороны муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области - Главы Вышневолоцкого городского округа в соответствии с планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1.6. Обязательность и своевременность решения задачи по погребению (захоронению) тел (останков) погибших вызвана, прежде всего, необходимостью предотвращения вспышек эпидемических заболеваний при массовой гибели людей, особенно в летний период, в связи с отсутствием необходимого количества специализированных модулей, оборудованных холодильными установками.
1.7. Погребение (захоронение) тел (останков) погибших является частью мероприятий по санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому обеспечению населения и осуществляется с целью предотвращения вспышек инфекционных заболеваний и создания благоприятных условий для проживания.
1.8. Настоящее Положение разработано в соответствии с действующими нормативными и правовыми документами Российской Федерации, а также с учетом опыта войн и вооруженных конфликтов и применения различных средств поражения и крупномасштабных катастроф.
1.9. Срочное захоронение трупов в военное время возлагается на специализированные формирования, создаваемые на территории Вышневолоцкого городского округа.
1.10. Привлечение специализированной службы к выполнению работ по срочному захоронению трупов в военное время и при чрезвычайных ситуациях осуществляется по решению Главы Вышневолоцкого городского округа - руководителя гражданской обороны Вышневолоцкого городского округа.
1.11. Погребение (захоронение) - обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти, в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение осуществляется путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, братскую могилу).
1.12. Места, погребения (захоронения) - отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) погибших. Места погребения (захоронения) подразделяются в зависимости от принадлежности на государственные и муниципальные, по обычаям - на общественные, вероисповедальные и воинские.
1.13. Погребение (захоронение) тел (останков) погибших является частью мероприятий по санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому обеспечению населения, и осуществляется с целью предотвращения вспышек, инфекционных заболеваний и создания благоприятных условий для проживания.
2. Основные задачи Службы.
2.1. Прогнозирование безвозвратных потерь среди населения муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях мирного времени.
2.2. Планирование, организация и проведение мероприятий по захоронению трупов людей и животных в военное время, а также при чрезвычайных ситуациях мирного времени.
2.3. Создание и подготовка сил и средств Службы к выполнению задач при проведении мероприятий гражданской обороны, поддержание в постоянной готовности сил и средств Службы к действиям в военное время и при чрезвычайных ситуациях.
2.4. Сбор погибших и доставка их к местам проведения судебной медицинской экспертизы.
2.5. Доставка погибших к месту захоронения после судмедэкспертизы.
2.6. Санитарный надзор и санитарно-эпидемиологический контроль.
2.7. Организация и проведение судебной медицинской экспертизы.
2.8. Захоронение при военных конфликтах умерших от ран, болезней в медицинских учреждениях.
2.9. Санитарно-эпидемиологическая группа для выявления и захоронения трупов в очаге особо опасных инфекций и проведение текущей и заключительной дезактивации в очаге особо опасной инфекции.
2.10. Осуществление контроля за полнотой и качеством проведения дезинфекции другими формированиями.
2.11. Организация и поддержание взаимодействия с другими спасательными службами (службами гражданской обороны) муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области.
3. Руководство Службы и ее организационно-штатная структура.
3.1. Службу возглавляет начальник Службы - директор МБУ "Ритус".
3.2. Приказом начальника Службы создается штаб Службы, который является органом управления Службы.
3.3. Штаб Службы возглавляет начальник штаба, который назначается приказом начальника Службы. Состав штаба Службы определяется приказом начальника Службы из числа штатных работников МБУ "Ритус" и МБУ "СТИКС", без освобождения их от основной работы.
3.4. Организационно-штатная структура Службы:
- начальник Службы;
- штаб Службы;
- нештатное формирование гражданской обороны (далее - НФГО).
4. Полномочия Службы.
4.1. Служба в пределах своей компетенции:
- проводит в установленном порядке разработку и корректировку планов действий НФГО по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- определяет порядок взаимодействия и привлечения НФГО для выполнения возложенных на Службу задач;
- запрашивает в установленном действующим законодательством РФ порядке от НФГО сведения, необходимые для выполнения возложенных на Службу задач.
5. Права и обязанности руководящего состава Службы. Организация управления Службой.
5.1. Начальник Службы подчиняется руководителю гражданской обороны муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области - Главе Вышневолоцкого городского округа, непосредственным руководителем начальника Службы является заместитель Главы Администрации Вышневолоцкого городского округа, курирующий вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Начальник Службы осуществляет следующие функции:
- непосредственно управляет Службой;
- распределяет обязанности между должностными лицами, входящими в состав Службы;
- организует планирование работы Службы к выполнению возложенных на нее задач в мирное и военное время;
- организует выполнение мероприятий по созданию запасов медицинских, санитарно-хозяйственных и других средств, необходимых для выполнения работ по срочному захоронению трупов;
- организует взаимодействие с другими спасательными службами (службами гражданской обороны) муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области при планировании и осуществлении мероприятий гражданской обороны, предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- организует подготовку и представление в установленные муниципальными правовыми актами Администрации Вышневолоцкого городского округа сроки докладов о состоянии Службы в Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации Вышневолоцкого городского округа (далее - Управление ГОЧС администрации Вышневолоцкого городского округа);
- несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Службу;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Тверской области, настоящим Положением и иными муниципальными правовыми актами муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области.
5.2. Основой управления Службой является решение начальника Службы на проведение мероприятий по срочному захоронению трупов, в котором определяется:
- порядок проведения мероприятий по идентификации, перевозке, обеззараживанию и захоронению трупов;
- организация кадрового обеспечения;
- организация обеспечения медицинскими, санитарно-хозяйственными и иными средствами, техникой, необходимых для проведения мероприятий по срочному захоронению трупов.
5.3. Решение начальника Службы оформляется в виде Плана организации работ по срочному захоронению трупов в военное время на территории муниципального образования Вышневолоцкого городского округа Тверской области (далее - План), который содержит графическую (карту) и текстовую часть (пояснительную записку с приложением комплекта документов).
5.4. В комплект документов Плана входят:
- схема оповещения органов управления Службы;
- схема управления и связи на военное время;
- план взаимодействия с другими спасательными службами (службами гражданской обороны) муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области;
- состав и задачи НФГО, расчеты, заявки, справочные материалы.
5.5. План разрабатывается в мирное время, согласовывается с Управлением ГОЧС администрации Вышневолоцкого городского округа и утверждается Главой Вышневолоцкого городского округа - руководителем гражданской обороны Вышневолоцкого городского округа.
5.6. На штаб Службы возлагается организация подготовки и поддержания в постоянной готовности сил и средств Службы для выполнения возложенных на Службу задач.
5.7. Начальник штаба осуществляет следующие функции:
- организует работу штаба Службы;
- разрабатывает планы мероприятий по вопросам деятельности Службы (в том числе планы по вопросам организации работ по срочному захоронению трупов в военное время, а также по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций), составляет отчеты о выполнении планов мероприятий по вопросам деятельности Службы;
- обеспечивает постоянную готовность штаба Службы к действиям по предназначению в военное и мирное время;
- организует оперативную и специальную подготовку личного состава Службы, участие в подготовке командно-штабных, штабных и тактико-специальных учений, организуемых вышестоящими органами управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций;
- осуществляет подготовку проектов инструкций и рекомендаций по вопросам организации деятельности Службы;
- несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на штаб Службы.
6. Порядок выполнения работ.
Организация погребения (захоронения) тел (останков) погибших предполагает проведение работ по поиску тел (останков), фиксированию мест их обнаружения, извлечению и первичной обработке погибших, опознаний и документированию, выбору мест погребения (захоронения), перевозке к ним и захоронению погибших.
Указанные работы организуются в тесном взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Практическое выполнение работ возлагается на специализированные формирования, а также военнослужащих соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации и иных войск.
Продолжительность работы личного состава группы по поиску, извлечению, первичной обработке и захоронению тел (останков) погибших не должна превышать 6 часов. После каждого часа работы группы организуется 20-минутный отдых.
В непосредственной близости от места массового захоронения развертываются пункты для помывки одежды и обуви, которые обеспечиваются дезинфицирующими средствами. По завершении работ организуется и осуществляется ежедневная помывка личного состава со сменой нательного белья.
7. Организация поиска, извлечения и первичной обработки тел (останков) погибших.
Поиск тел (останков) погибших осуществляется силами групп по захоронению тел (останков) погибших в ходе проведения ими разведки, по данным опросов местного населения, заявлениям официальных органов и граждан, а также при разборке завалов, визуальном осмотре местности, помещений зданий и сооружений, включая подвальные.
В целях организованного и планомерного поиска погибших территории населенных пунктов, объектов экономики и прилегающей местности разбиваются на последовательно обследуемые участки (зоны, сектора).
Места обнаружения тел (останков) погибших фиксируются начальником группы по захоронению путем обзорной, узловой, детальной и опознавательной фотосъемки, составления схем расположения места обнаружения с привязкой к долговременным ориентирам на местности. Под долговременными ориентирами понимаются элементы рельефа местности магистральные автомобильные (железные) дороги, элементы путепроводов, не подвергающиеся значительным изменениям в течение времени.
Извлечение тел (останков) погибших из-под завалов зданий и сооружений, подвальных и других заглубленных помещений осуществляется после обнаружения их силами, привлекаемыми к ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, разборке завалов, подготовке площадок нового строительства и к восстановлению и ремонту разрушенных (поврежденных) зданий и сооружений.
В случае подозрения в минировании тел останков погибших и прилегающей местности зданий и сооружений по команде руководителя (начальника) работы останавливаются, выставляется оцепление и на место их обнаружения вызывается пиротехник группы по захоронению. Работа возобновляется после доклада пиротехника руководителю (начальнику) о завершении разминирования.
Первичная обработка тел погибших в случае необходимости производится с целью обеспечения условий для их опознания и транспортировки к местам погребения (захоронения).
8. Проведение опознания тел погибших.
Опознание тел (останков) производится с целью установления личности погибших граждан.
Для установления личности граждан по телам (останкам) погибших начальник группы по захоронению организует выполнение обзорной, узловой, детальной и опознавательной фотосъемки, а также, если позволяют условия, дактилоскопирование трупов.
Осмотр тел (останков) погибших производится сотрудником правоохранительных органов, в присутствии специалиста - медицинского работника. При этом устанавливается пол, примерный возраст погибшего. Описывается его телосложение, цвет волос, глаз, характерные приметы и места их расположения (татуировки, следы операций, повреждения, ампутирования, физические недостатки, состояние зубов и описание их протезирования). Измеряется окружность головы. Дается описание внешности по системе словесного портрета.
При описании одежды указываются особые приметы, материал, цвет, характер рисунков, фасон, размер, фабричные метки, загрязнения и прочее. Собираются и описываются предметы, обнаруженные вблизи трупа и в его одежде (оружие, документы, клочки бумаги, ключи, проездные билеты, орудия производства и прочее), а также ценности и деньги. Личные вещи и ценности погибшего должны собираться в отдельный мешок.
Если имеются сомнения относительно принадлежности того или иного предмета определенному лицу, сотрудник правоохранительных органов указывает об этом в протоколе опознания. К мешку прикрепляется бирка, на которой указывается номер трупа. Мешок опечатывается и хранится в специально отведенном месте для вещей погибших.
Для установления личности погибших, кроме документов, удостоверяющих личность, используются обнаруженные на месте письма, записные книжки, фотографии и другие материалы. В особых случаях, когда позволяет обстановка, установление личности может проводиться путем предъявления трупа к опознанию родственникам, соседям, сослуживцам и иным лицам по месту жительства и работы погибшего.
9. Организация перевозки тел (останков) погибших к местам погребения (захоронения).
Перевозка тел (останков) погибших с мест обнаружения к местам погребения (захоронения) производится штатным автотранспортом группы по захоронению под контролем специалистов медицинской службы.
Автотранспорт, предназначенный для перевозки тел (останков) погибших должен быть специально оборудован и иметь соответствующие обозначения (надписи).
Общественный порядок при перевозке тел (останков) погибших обеспечивают территориальные органы внутренних дел.
По окончании перевозки и захоронения погибших (умерших) транспорт должен в обязательном порядке пройти дезинфекцию дезинфицирующими средствами, разрешёнными к применению в установленном порядке.
После дезинфекции проводится санитарно - эпидемиологический и дозиметрический контроль автотранспорта.
10. Выбор и оборудование мест погребения (захоронения) тел (останков) погибших.
Места погребения (захоронения) погибших должны размещаться на расстоянии не менее 300 м от границ селитебной территории.
Не разрешается устройство погребений (захоронений) на территориях:
- первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, минерального источника, первой зоны округа санитарной охраны курорта;
- с выходами на поверхность закарстованных, сильно трещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов;
- на берегах озер, рек и других открытых водоемов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей;
- со стоянием грунтовых вод менее 2,0 м от поверхности земли, при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных.
Для одиночного захоронения тел (останков) погибших могилы должны быть размером 2,0 x 1,0 м глубиной не менее 1,5 м. Надмогильный холм должен быть высотой не менее 0,5 м.
При обнаружении мест массовой гибели людей их погребение (захоронение) может осуществляться в братских могилах.
В соответствии с пунктом 4.7 Руководства по санитарно-гигиеническому обеспечению населения в чрезвычайных ситуациях, утвержденного Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации 24.08.1998 года, захоронение в братских могилах осуществляется с соблюдением следующих условий:
- размер братской могилы определяется из расчета, что на каждый труп отводится не менее 1,2 м 2 площади;
- в одну братскую могилу можно захоронить не более 100 трупов;
- допускается укладывать трупы в два ряда, при этом нижний ряд засыпается землей высотой 0,5 м;
- от верхнего ряда до поверхности земли должен быть слой не менее 1 м;
- надмогильный холм делается высотой не ниже 0,75 м.
Не следует отводить места для погребения вблизи жилых зданий, источников водоснабжения, на территории предприятий, в частных садах, городах и дворах. Запрещается производить захоронение в окопах, траншеях, воронках и в отдаленных от населенных пунктов местах.
11. Организация погребения (захоронения) тел (останков) погибших.
Погребение (захоронение) тел (останков) погибших осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и с учетом национальных обычаев и традиций, не противоречащим санитарным и иным требованиям.
При погребении (захоронении) тел умерших заразных больных обязательна их дезинфекция. Для этого труп завертывается в ткань, пропитанную 5% раствором лизола или 10% раствором хлорной извести. Гроб должен быть плотно сколочен, на его дно насыпают слой хлорной извести толщиной 2-3 см.
При погребении (захоронении) тел умерших лиц, подвергшихся химическому (радиоактивному) заражению, должны соблюдаться условия, не допускающие заражение отравляющими, аварийно химически опасными (радиоактивными) веществами окружающей среды. Глубина могил и расстояние между ними должны быть достаточно большими, чтобы не допустить заражения поверхности земли в опасных пределах. После погребения необходимо проводить периодический химический и дозиметрический контроль поверхности земли над местом захоронения.
После завершения погребения (захоронения) тел (останков) погибших места захоронения (могилы), схемы их устройства и расположения с кратким описанием, а также именные списки передаются по акту представителям Администрации Вышневолоцкого городского округа (МБУ "СТИКС").
Учет захороненных ведется в алфавитной книге учета безвозвратных потерь, а места захоронения наносятся на топографические карты крупного масштаба, которые хранятся вместе с алфавитными книгами.
Места могил неопознанных тел (останков) наносятся на общую топографическую карту крупного масштаба. При этом на карте, справа от знака могилы, пишется буква "Н". Если в одной могиле захоронено несколько неопознанных тел (останков), то под буквой "Н" знаменателем указывается количество похороненных.
Места могил опознанных тел (останков) обозначаются указателями с нанесенными на них номерами тел по алфавитной книге безвозвратных потерь, а также фамилии, инициалов и предполагаемое время гибели.
Места могил неопознанных тел (останков) обозначаются указателями с нанесенными на них номерами тел по алфавитной книге безвозвратных потерь, если в могиле захоронено несколько неопознанных тел и останков, то указатель обозначается словом "неопознанные", под которым знаменателем указываются номера тел по алфавитной книге безвозвратных потерь.
12. Порядок и условия комплектования групп по захоронению тел (останков) погибших.
Гражданский персонал групп по захоронению тел (останков) погибших подбирается на добровольной основе, по согласованию с Администрацией Вышневолоцкого городского округа и территориальным органом федерального органа исполнительной власти, на которые возлагается выполнение этой задачи.
Специалисты - медики и сотрудники правоохранительных органов включаются в состав групп по захоронению тел (останков) погибших по согласованию с Администрацией Вышневолоцкого городского округа, в военное время - приказом руководителя гражданской обороны, организующего захоронение.
13. Тыловое и материально-техническое обеспечение.
Личный состав, привлекаемый для проведения работ по захоронению тел (останков) погибших, обеспечивается:
- транспортом, инженерной техникой и инструментом;
- дополнительным питанием;
- резиновыми сапогами и резиновыми перчатками, резиновым (прорезиненным) фартуком (может быть заменен общевойсковым защитным комплектом), респиратором, очками-консервами);
- рабочей одеждой подменного фонда;
- дезинфекционными средствами.
14. Медицинское обеспечение.
Медицинское обеспечение работ по захоронению тел (останков) погибших организуется и осуществляется штатным медицинским составом подразделений нештатных аварийно-спасательных формирований медицинской службы.
Основными задачами медицинского обеспечения являются:
- организация и проведение медицинского освидетельствования личного состава на предмет пригодности к проведению работ по захоронению тел (останков) погибших;
- оказание всех видов медицинской помощи при ранениях и заболеваниях, полученных в ходе проведения работ;
- обеспечение санитарно-гигиенического контроля за организацией работ и соблюдением правил захоронения, а также условиями размещения, водоснабжения, питания, банно-прачечного обслуживания личного состава;
- проведение мероприятий по медицинской и психологической реабилитации группы в установленном порядке;
- снабжение подразделений и личного состава лекарственными и дезинфекционными средствами, контроль за правильностью их использования.
При ведении санитарного надзора за погребением (захоронением) тел (останков) погибших осуществляются:
- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований при выборе мест для братских могил и выполнением правил захоронения;
- контроль за проведением дезинфекционных мероприятий при захоронении тел (останков) погибших, а также проверка правильности закапывания опасных для здоровья населения материалов;
- дежурства врача (фельдшера) в непосредственной близости от места проведения работ и обеспечения готовности санитарного транспорта;
- контроль за наличием у личного состава подразделений, осуществляющих санитарную очистку очагов поражения и погребения (захоронения) тел (останков), специальной одежды и за организацией его помывки по окончании работы.
Перед началом работ проводится медицинский осмотр личного состава, в ходе которого выявляются больные, а также лица, имеющие выраженные физиологические и психические нарушения. Такие лица к проведению работ не допускаются.
В ходе проведения работ осуществляется дежурство врача (фельдшера) в непосредственной близости от места проведения работ. Обеспечивается готовность санитарного транспорта.
По завершении работ обеспечивается проведение мероприятий по медицинской и психологической реабилитации личного состава в установленном порядке.
15. Управление специализированной Службой.
Управление специализированной Службой заключается в постоянной целенаправленной деятельности органа управления на всестороннюю подготовку и ведение гражданской обороны.
Задачи управления:
- в мирное время - обеспечение постоянной готовности органа управления, сил и средств гражданской обороны специализированной Службы (формирований) к решению задач по предназначению;
- в период нарастания угрозы агрессии - быстрый и организованный перевод специализированной Службы (формирований) в соответствующую степень готовности;
- в военное время - организация и осуществление плана обеспечения мероприятий гражданской обороны специализированной Службой с учетом реально сложившейся обстановки; обеспечение и поддержание готовности органа управления, сил и средств гражданской обороны с учетом их возможных потерь и ущерба.
16. Финансирование работ по организации массового погребения.
Финансирование работ по организации массового погребения в братских могилах, кремации и других захоронений жертв военных действий и крупномасштабных катастроф, а также финансирование содержания мест погребений, установка памятников, создание мемориалов будет осуществляться за счет средств бюджета муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.