Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Мурманской области
от 01.03.2023 N 164-ПП
Приложение N 1
к программе
Региональная подпрограмма
"Повышение финансовой грамотности населения Мурманской области на 2021-2023 годы"
Паспорт
региональной подпрограммы
Наименование региональной подпрограммы |
региональная подпрограмма "Повышение финансовой грамотности населения Мурманской области на 2021-2023 годы" |
Основания для разработки региональной подпрограммы |
распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 N 2039-р "Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы" |
Ответственные исполнители региональной подпрограммы |
- Министерство финансов Мурманской области; - Отделение по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации |
Соисполнители региональной подпрограммы |
- Министерство образования и науки Мурманской области; - Министерство труда и социального развития Мурманской области; - Министерство культуры Мурманской области; - Министерство развития Арктики и экономики Мурманской области; - Министерство внутренней политики Мурманской области; - Министерство информационной политики Мурманской области; - Министерство цифрового развития Мурманской области; - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области; - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области; - Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области; - Государственное областное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Мурманской области"; - Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Мурманской области "Институт развития образования"; - Государственное областное бюджетное учреждение "Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор"; - Центр поддержки предпринимательства Мурманской области; - Центр кластерного развития Мурманской области; - Некоммерческая организация "Фонд развития малого и среднего предпринимательства Мурманской области"; - иные исполнительные органы, представители экспертного и научного сообществ, образовательных, финансовых и иных организаций Мурманской области (по согласованию) |
Цель региональной подпрограммы |
содействие формированию финансово грамотного поведения граждан как необходимого условия повышения уровня и качества жизни населения Мурманской области |
Задачи региональной подпрограммы |
- повышение охвата, качества финансового образования и информированности населения в сфере финансовой грамотности; - разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности и информированности населения; - проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности населения |
Важнейшие целевые (контрольные) показатели реализации региональной подпрограммы |
- доля профессиональных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Мурманской области, которые обеспечили включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы среднего профессионального образования; - доля общеобразовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Мурманской области, которые обеспечили включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования; - количество преподавателей разных уровней, прошедших подготовку и повышение квалификации по программам повышения финансовой грамотности; - количество проведенных образовательных и просветительских мероприятий, направленных на повышение уровня финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП); - количество опубликованных информационных сообщений в сфере повышения финансовой грамотности; - количество разработанных методических и информационных материалов в сфере повышения финансовой грамотности населения, в том числе в электронном виде; - наличие на официальных сайтах исполнителей региональной подпрограммы информации, способствующей формированию знаний и навыков в области финансовой грамотности, необходимых населению для принятия правильных решений |
Сроки реализации региональной подпрограммы |
2021-2023 годы |
Объемы и источники финансирования региональной подпрограммы |
финансирование в рамках государственных и муниципальных программ Мурманской области, а также внебюджетных средств |
Ожидаемые конечные результаты реализации региональной подпрограммы |
- разработка и практическое осуществление комплекса финансовых, организационных, образовательных, просветительско-информационных и иных мероприятий, направленных на повышение уровня финансовой грамотности населения; - обеспечение получения гражданами доступной, объективной и качественной информации в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг; - обеспечение большей доступности финансового образования в регионе; - развитие кадрового потенциала в области реализации программ повышения финансовой грамотности |
I. Характеристика сферы реализации региональной подпрограммы, описание основных проблем и прогноз ее развития
Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков и умений управления финансовыми инструментами, к которым относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, а также способность принимать обоснованные решения по использованию финансовых средств для обеспечения личного благосостояния и финансовой безопасности. Важно отметить, что финансовая грамотность подразумевает эффективное реагирование на постоянно изменяющиеся личные и внешние социально-экономические и политические обстоятельства.
Уровень финансовой грамотности в Российской Федерации остается недостаточно высоким 1 и требует долговременной систематической и скоординированной работы всех заинтересованных сторон. Навыки личного финансового планирования и формирования финансовых резервов на случай непредвиденных обстоятельств по-прежнему отсутствуют у большинства российских домохозяйств. Еще одной особенностью финансовой культуры граждан Российской Федерации является недостаточный уровень финансовой дисциплины и ответственности за риски, связанные с самостоятельным выбором и пользованием различными финансовыми услугами и финансовыми инструментами.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 N 2039-р утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы (далее также - Стратегия), которая определяет приоритеты, цели и задачи, способы эффективного достижения целей и решения задач в сфере государственного управления отношениями, возникающими в сфере повышения финансовой грамотности населения, создании системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации. Стратегия направлена на охват финансовым образованием различных целевых аудиторий населения Российской Федерации с учетом их географических, возрастных, тендерных, социальных, профессиональных и образовательных отличий. Повышение финансовой грамотности обеспечивается финансовым образованием и защитой прав потребителей финансовых услуг.
------------------------------
1 По данным исследования уровня финансовой грамотности россиян в 2019 году, проведенного Аналитическим центром НАФИ в рамках проекта Минфина России и Всемирного банка "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации".
------------------------------
Разработка региональной подпрограммы обусловлена необходимостью выработки эффективных механизмов реализации на территории Мурманской области новых задач в сфере повышения финансовой грамотности населения.
В регионе имеется опыт реализации программ и проектов по повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования.
Работу по финансовому просвещению населения Мурманской области ведут отдельные представители финансовых институтов и их профессиональные объединения, образовательные организации, исполнительные органы и органы местного самоуправления Мурманской области.
В декабре 2017 года подписано Соглашение о сотрудничестве Министерства образования и науки Мурманской области и Банка России в области повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Мурманской области от 16.03.2018 N 434 "О повышении финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций Мурманской области" утвержден План мероприятий в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций Мурманской области на 2018-2021 годы.
С 2018 года в образовательных организациях Мурманской области реализуется курс "Основы финансовой грамотности". В 2021 году данный курс был внедрен в 56 опорных образовательных организациях (7 дошкольных образовательных организаций, 48 общеобразовательных организаций, 1 организация дополнительного образования) в 14 муниципальных образованиях региона (г. Апатиты, г. Кировск, г. Мончегорск, г. Мурманск, г. Оленегорск, г. Полярные Зори, г. Североморск, Кандалакшский район, Ковдорский район, Кольский район, Печенгский район, Терский район, ЗАТО Александровск, ЗАТО п. Видяево).
С 1 сентября 2022 года вступили в силу обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования, которые предусматривают внедрение элементов финансовой грамотности в предметы обязательной школьной программы 1 - 9 классов (приказы Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 N 286 и от 31.05.2021 N 287). В 1 - 4 классах школы элементы финансовой грамотности включены в содержание учебных предметов "Окружающий мир" и "Математика", а в 5 - 9 классах - в программы учебных предметов "Обществознание", "Математика", "География", "Информатика".
С 1 сентября 2023 года финансовая грамотность для 10 - 11 классов будет предусмотрена в школьном курсе "Обществознание" в связи с включением элементов финансовой грамотности в федеральные государственные образовательные стандарты (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования").
Научно-методическое сопровождение мероприятий по вопросам финансовой грамотности обучающихся обеспечивается Государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования Мурманской области "Институт развития образования" (далее - ГАУДПО МО "ИРО"): проведение семинаров, вебинаров; разработка методических рекомендаций; повышение квалификации педагогических работников; информационное сопровождение мероприятий; обобщение эффективных практик.
В 2021 году на базе ГАУДПО МО "ИРО" создан Региональный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", на базе которого осуществляется обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных организаций региона.
В целях эффективной реализации мероприятий Стратегии заключено Соглашение о сотрудничестве между Министерством финансов Российской Федерации и Министерством финансов Мурманской области от 23.11.2018 N 01-01-06/17-416.
В 2019 году в соответствии со Стратегией распоряжением Правительства Мурманской области от 14.03.2019 N 55-РП утвержден План мероприятий по защите прав потребителей финансовых услуг и повышению финансовой грамотности населения Мурманской области на 2019-2020 годы (далее - План мероприятий). Планом мероприятий предусматривалась реализация в 2019-2020 годах мероприятий образовательного характера для различных категорий населения, информационно-профилактического характера по защите прав потребителей финансовых услуг, в сфере информатизации и пропаганды основ финансовой грамотности в средствах массовой информации, а также направленных на создание кадрового потенциала.
На территории Мурманской области регулярно проводятся различные мероприятия в рамках финансового просвещения.
В 2019 году в рамках реализации проекта Министерства финансов Российской Федерации "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации" при содействии Министерства финансов Мурманской области АО "КРОС" были проведены тренинги по направлению "Повышение пенсионной грамотности". В тренингах приняли участие свыше 100 представителей кадровых служб предприятий, бюджетных учреждений, работников исполнительных органов и органов местного самоуправления Мурманской области.
Министерством информационной политики Мурманской области в рамках конкурсов на соискание грантов в форме субсидий из областного бюджета средствам массовой информации Мурманской области на реализацию медиапроектов предоставлены гранты в форме субсидии ООО "Северо-западное вещание" на реализацию:
в 2020 году медиапроекта "Вопрос-ответ" по тематическому направлению "Информирование населения по социально значимым вопросам (в том числе о вопросах финансовой грамотности, способах защиты прав потребителей)" и медиапроекта "Компьютерная игра "Умный бюджет" по тематическому направлению "Повышение финансовой грамотности населения";
в 2021 году медиапроекта "Про деньги", в рамках которого были изготовлены и транслировались в эфире телекомпании "ТВ-21" 5 видеороликов хронометражем 1,5 минуты по темам: "Частные инвестиции", "Кибербезопасность", "Финансовая грамотность детей", "Индексация оплаты труда", "Материнский капитал".
Также в регионе организовано участие обучающихся общеобразовательных организаций и студентов профессиональных образовательных организаций Мурманской области в проекте "Онлайн-уроки финансовой грамотности". По итогам 2021 года Мурманская область отнесена к группе регионов со 100-процентным охватом школ и профессиональных образовательных организаций онлайн-уроками финансовой грамотности для школьников. Регион вошел в ТОП-5 по Северо-Западному федеральному округу и занял 13 место в рейтинге регионов по участию в "Онлайн-уроках финансовой грамотности для школьников" за 2021 год.
Всего в 2021 году было проведено 4 693 мероприятия, направленных на повышение финансовой грамотности всех слоев населения.
Кроме того, два года подряд проекты Мурманской области по повышению финансовой грамотности отмечались Дирекцией финансовой грамотности НИФИ Минфина России в Лучших региональных практиках по финансовой грамотности.
В 2021 году проект "Конкурс творческих проектов "Бюджет для граждан", реализуемый Министерством финансов Мурманской области с 2014 года, отмечен в разделе "Финансовое просвещение для детей и молодежи" каталога "Лучшие региональные практики по финансовой грамотности 2021".
В 2022 году два реализованных в Мурманской области проекта по повышению финансовой грамотности отмечены в каталоге "Лучшие региональные практики по финансовой грамотности 2022":
- телевизионный проект "ЭконоМы" (ООО "Телесеть", г. Кировск) вошел в раздел "Специальные проекты со СМИ, блогерами и в социальных сетях";
- региональный тренинг-курс "Шаг за Шагом", реализуемый Центром поддержки предпринимательства Мурманской области, вошел в раздел "Цифровые продукты".
Проводимая в Мурманской области системная работа в сфере финансовой грамотности позволила обеспечить прирост уровня финансовой грамотности и позитивные изменения финансового поведения населения. Однако необходимо продолжать проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности в регионе.
В связи с этим разработка и утверждение настоящей региональной подпрограммы является актуальной и необходимой мерой для стимулирования финансово грамотного поведения населения и, как следствие, повышения его благосостояния и качества жизни, в том числе за счет рационального использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества.
II. Анализ уровня финансовой грамотности населения
В 2019 году Мурманская область по значению индекса финансовой грамотности населения вошла в первую группу А с высоким индексом финансовой грамотности (места регионов по значению индекса 1-16), индекс составил 12,91 балла 2. По сравнению с 2018 годом рост индекса составил 2,5%.
Расчет индекса финансовой грамотности осуществлен многопрофильным аналитическим центром НАФИ на основании проведенных в 2018-2019 годах социологических исследований уровня финансовой грамотности взрослого населения каждого из 85 субъектов Российской Федерации методом личного формализованного интервью по месту жительства респондента (в целях исследования было опрошено 85000 респондентов). По величине индекса финансовой грамотности регионы были разбиты на пять групп: "Группа A - Высокий" (ранги с 1 по 16), "Группа B - Выше среднего" (ранги с 17 по 33), "Группа C - Средний" (ранги с 34 по 52), "Группа D - Ниже среднего" (ранги с 53 по 69), "Группа E - Низкий" (ранги с 70 по 85).
Индекс финансовой грамотности отражает способность человека к разумному управлению личными финансами и для каждого региона рассчитывается как сумма значений индекса Знания, индекса Навыки и индекса Установки.
Общий индекс Мурманской области - "группа A Высокий" сложился за счет высоких индексов Знания и Установки, что свидетельствует о том, что жители нашего региона понимают значения базовых свойств финансовых продуктов (вкладов и займов), инфляции, взаимосвязи риска и доходности, диверсификации вложений, а также учитывают необходимость соблюдения разумного баланса трат и сбережений. Вместе с тем ниже среднего сложился индекс Навыки, что говорит о недостаточном умении практического применения имеющихся знаний и необходимости продолжения работы по повышению финансовой грамотности на региональном уровне по вопросам ведения семейного бюджета и сбережения денег, планирования трат и постановки финансовых целей, решения финансовых проблем.
------------------------------
2 Рейтинг регионов по уровню финансовой грамотности проведен аналитическим центром НАФИ в рамках проекта Минфина России и Всемирного банка "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации".
------------------------------
Кроме того, согласно результатам опроса населения Мурманской области, проведенного ООО "ГЭПИЦентр-2" 3, на вопрос "Считаете ли Вы себя финансово грамотным человеком?" только 28% респондентов ответили положительно. Половина из опрошенных считают свои знания в области финансов недостаточными.
Во II квартале 2020 года Министерством финансов Мурманской области проведено публичное обсуждение вопросов, касающихся выявления потребностей населения Мурманской области в повышении уровня финансовой грамотности населения 4, в котором приняли участие 1248 респондентов. Результаты публичного обсуждения показали, что более 40% респондентов удается периодически сберегать определенную часть собственных доходов, однако инвестируют ее в различные финансовые инструменты лишь 4% из них. Кроме того, публичное обсуждение выявило, что жителям региона для того, чтобы чувствовать себя финансово грамотными, не хватает знаний в области инвестиций и сбережений, в сфере формирования пенсионных накоплений, а также в части налогообложения.
------------------------------
3 Опрос проводился в IV квартале 2019 года по заказу Министерства инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства Мурманской области.
4 Опрос проводился во II квартале 2020 года на информационно-аналитическом портале бюджетной системы Мурманской области "Бюджет для всех" в разделе "Опросы и анкетирование" (https://b4u.gov-murmaN.ru/surveys/).
------------------------------
Недостаточно высокий уровень финансовой грамотности (отсутствие у населения навыков личного финансового планирования и формирования финансовых накоплений и резервов на случай непредвиденных обстоятельств, умений рационального выбора финансовых продуктов и услуг) негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал граждан, препятствующий развитию финансового рынка.
III. Цели, задачи и основные ожидаемые конечные результаты
Цель и задачи региональной подпрограммы обусловлены приоритетами, которые определены в Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 N 2039-р.
Целью региональной подпрограммы является содействие формированию финансово грамотного поведения граждан как необходимого условия повышения уровня и качества жизни населения Мурманской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Повышение охвата, качества финансового образования и информированности населения в сфере финансовой грамотности.
2. Разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности и информированности населения.
3. Проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности населения.
Ожидаемым результатом реализации настоящей региональной подпрограммы является достижение главной цели.
В соответствии с поставленными задачами будет обеспечено достижение следующих результатов:
1. Разработка и практическое осуществление комплекса финансовых, организационных, образовательных, просветительско-информационных и иных мероприятий, направленных на повышение уровня финансовой грамотности населения.
2. Обеспечение получения гражданами доступной, объективной и качественной информации в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг.
3. Обеспечение большей доступности финансового образования в регионе.
4. Развитие кадрового потенциала в области реализации программ повышения финансовой грамотности.
Целевые индикаторы по реализации региональной подпрограммы "Повышение финансовой грамотности населения Мурманской области на 2021-2023 годы" указаны в приложении N 1 к региональной подпрограмме.
IV. Срок реализации региональной подпрограммы
Срок реализации региональной подпрограммы: 2021-2023 годы.
V. Основные мероприятия региональной подпрограммы
Для решения поставленных задач предусмотрен перечень мероприятий по выполнению региональной подпрограммы "Повышение финансовой грамотности населения Мурманской области на 2021-2023 годы" (приложение N 2 к региональной подпрограмме).
VI. Анализ рисков и описание мер управления рисками реализации региональной подпрограммы
Неотъемлемым условием формирования эффективного механизма реализации настоящей региональной подпрограммы является учет возможных рисков, при наступлении которых могут быть не достигнуты запланированные целевые показатели.
Целесообразно выделить следующие группы возможных рисков при реализации региональной подпрограммы:
риски, связанные с законодательной и нормативной базой, нарушение сроков принятия необходимых нормативных правовых актов для обеспечения реализации региональной подпрограммы;
недостаточный уровень квалификации кадрового обеспечения мероприятий региональной подпрограммы;
слабая мотивация участников реализации региональной подпрограммы по выполнению задач;
слабая координация между исполнителями региональной подпрограммы, образовательными организациями и другими участниками;
отставание от сроков реализации мероприятий;
низкая заинтересованность населения в повышении уровня финансовой грамотности;
недостаточная заинтересованность региональных средств массовой информации в освещении мероприятий, проводимых в рамках реализации региональной подпрограммы.
Минимизация вышеперечисленных рисков возможна за счет обеспечения постоянного и оперативного мониторинга реализации региональной подпрограммы, а также корректировки региональной подпрограммы на основе данных проведенного мониторинга.
Предполагаемые риски при реализации настоящей региональной подпрограммы подлежат мониторингу, экспертной оценке и учету со стороны Межведомственного координационного совета.
VII. Механизм управления региональной подпрограммой
Осуществление контроля за реализацией региональной подпрограммы на территории Мурманской области осуществляется Межведомственным координационным советом по финансовой грамотности населения Мурманской области. Межведомственный координационный совет создан для обеспечения согласованных действий органов власти Мурманской области, образовательных, финансово-кредитных, страховых и иных организаций, средств массовой информации в целях реализации Стратегии. Положение о Межведомственном координационном совете и его состав утверждены Министерством финансов Мурманской области и Отделением по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации от 06.07.2020 N ВН247-11-39/1680.
В целях достижения показателей результатов и реализации мероприятий региональной подпрограммы ответственные исполнители и соисполнители региональной подпрограммы:
организуют работу по реализации региональной подпрограммы в структурных подразделениях и уполномоченных подведомственных учреждениях;
обеспечивают взаимодействие с заинтересованными исполнительными органами, представителями экспертного и научного сообщества, образовательных, финансовых и иных организаций Мурманской области по вопросам реализации региональной подпрограммы.
В целях организации мониторинга реализации региональной подпрограммы соисполнители в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, по запросу ответственных исполнителей представляют отчет о реализации региональной подпрограммы в Министерство финансов Мурманской области и Отделение по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации по доведенной ответственными исполнителями форме.
Министерство финансов Мурманской области и Отделение по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации вправе запрашивать у соисполнителей промежуточную информацию о реализации региональной подпрограммы в целях представления сводной информации о проведенных мероприятиях по отдельным запросам государственных органов и организаций федерального уровня, направленных на повышение финансовой грамотности.
Министерство финансов Мурманской области совместно с Отделением по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации на основе представленных отчетов осуществляет подготовку сводной информации и обеспечивает ее рассмотрение на заседании Межведомственного координационного совета в срок не позднее 25 февраля года, следующего за отчетным.
Сводная информация о реализации региональной подпрограммы за отчетный период подлежит направлению в Центральный банк Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации в срок до 1 марта года, следующего за отчетным.
VIII. Мониторинг хода реализации и оценка эффективности исполнения региональной подпрограммы
Необходимым условием формирования эффективного механизма реализации настоящей региональной подпрограммы является создание системы мониторинга запуска, хода реализации, промежуточных и итоговых результатов реализации настоящей региональной подпрограммы, основанной на использовании:
набора качественных индикаторов (показателей) оценки уровня финансовой грамотности населения, отвечающих признанным требованиям их разработки, а именно адекватности, точности, объективности, достоверности, однозначности, экономичности и сопоставимости;
набора количественных показателей, демонстрирующих уровень активности различных заинтересованных сторон в достижении поставленных целей (количество образовательных организаций, проводящих занятия по финансовой грамотности, количество публичных мероприятий и публикаций в средствах массовой информации по тематике финансовой грамотности и др.).
Мониторинг реализации региональной подпрограммы ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации региональной подпрограммы от запланированного.
Оценка эффективности реализации региональной подпрограммы проводится на основе оценки степени достижения цели и решения задач путем сопоставления фактически достигнутых значений целевых показателей и их плановых значений по формуле:
, где:
- оценка эффективности реализации региональной подпрограммы (в процентах);
- количество целевых показателей региональной подпрограммы;
степень выполнения показателя i, где:
- фактическое значение целевого показателя i региональной подпрограммы;
- плановое значение целевого показателя i региональной подпрограммы.
Региональная подпрограмма считается реализуемой с высоким уровнем эффективности, если значение оценки эффективности составляет 90% и более.
Региональная подпрограмма считается реализуемой с удовлетворительным уровнем эффективности, если значение оценки эффективности составляет от 75% до 89%.
Региональная подпрограмма считается реализуемой с неудовлетворительным уровнем эффективности, если значение оценки эффективности составляет 74% и менее.
Если значение оценки эффективности составляет менее 75%, то проводится анализ причин невыполнения региональной подпрограммы, разрабатываются предложения о корректировке региональной подпрограммы для достижения плановых значений целевых индикаторов.
Приложение N 1
к региональной подпрограмме
Целевые индикаторы
по реализации региональной подпрограммы
N п/п |
Целевой индикатор |
Значения |
|||
Фактические |
Целевые |
||||
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
||
1 |
Раздел I. Повышение охвата, качества финансового образования и информированности населения в сфере финансовой грамотности |
||||
1.1 |
Доля профессиональных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Мурманской области, которые обеспечили включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы среднего профессионального образования, % |
- |
- |
100 |
100 |
1.2 |
Доля общеобразовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Мурманской области, которые обеспечили включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, % |
- |
- |
100 |
100 |
1.3 |
Доля общеобразовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Мурманской области, охваченных программами повышения квалификации по основам преподавания элементов финансовой грамотности в рамках образовательного процесса по соответствующим учебным предметам, % |
- |
- |
- |
100 |
1.4 |
Доля муниципальных образований Мурманской области, охваченных различными мероприятиями по повышению уровня финансовой грамотности, % |
- |
- |
80 |
85 |
1.5 |
Количество проведенных вебинаров, научно-практических и (или) научно-методических конференций по проблемам повышения финансовой грамотности, единиц |
5 |
5 |
5 |
5 |
1.6 |
Количество педагогических работников, прошедших обучение (повышение квалификации) по дополнительным профессиональным программам, включающим вопросы финансовой грамотности, единиц |
50 |
50 |
50 |
50 |
2 |
Раздел II. Разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности и информированности населения |
||||
2.1 |
Наличие на официальных сайтах ответственных исполнителей и соисполнителей региональной подпрограммы информации, способствующей формированию знаний и навыков в области финансовой грамотности, необходимых населению для принятия правильных решений, да/нет |
- |
да |
да |
да |
2.2 |
Наличие информации о проводимых мероприятиях в сфере повышения финансовой грамотности в средствах массовой информации, да/нет |
- |
да |
да |
да |
2.3 |
Количество опубликованных информационных сообщений в сфере повышения финансовой грамотности, единиц |
- |
4 |
500 |
500 |
2.4 |
Количество разработанных методических и информационных материалов в сфере повышения финансовой грамотности населения, в том числе в электронном виде (брошюр, справочников, буклетов, плакатов, рекламных проспектов, медиапроектов, теле-, видео- и других материалов), единиц |
- |
1 |
3 |
3 |
2.5 |
Наличие межведомственного органа, обеспечивающего координацию деятельности по повышению финансовой грамотности в Мурманской области, да/нет |
да |
да |
да |
да |
3 |
Раздел III. Проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности населения |
||||
3.1 |
Количество проведенных образовательных и просветительских мероприятий, направленных на повышение уровня финансовой грамотности, в том числе в рамках всероссийских акций по финансовой грамотности, единиц |
- |
15 |
500 |
500 |
3.2 |
Доля образовательных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принявших участие в "Онлайн-уроках финансовой грамотности" Банка России, в общей численности таких организаций, % |
- |
45 |
50 |
55 |
3.3 |
Доля комплексных центров социального обслуживания населения, принявших участие в онлайн-занятиях по финансовой грамотности для старшего поколения, в общей численности таких организаций, % |
- |
- |
50 |
50 |
3.4 |
Количество проведенных региональных конкурсов, олимпиад, игр, турниров и иных видов тематических соревнований по финансовой грамотности среди обучающихся образовательных организаций, расположенных на территории Мурманской области, единиц |
- |
1 |
1 |
1 |
3.5 |
Количество проведенных региональных мероприятий (круглых столов, семинаров) по популяризации и обучению практическому применению финансовых инструментов для развития бизнеса, а также по вопросам повышения финансовой грамотности субъектов МСП, единиц |
- |
2 |
3 |
3 |
3.6 |
Количество субъектов МСП, получивших информационно-консультационную помощь по вопросам повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, единиц |
- |
5 |
100 |
100 |
3.7 |
Количество граждан Мурманской области, в том числе из социально уязвимых групп, которым оказано финансово-правовое консультирование с учетом текущей эпидемиологической ситуации в регионе, единиц |
100 |
100 |
100 |
100 |
Приложение N 2
к региональной подпрограмме
Перечень
мероприятий региональной подпрограммы
N |
Мероприятия |
Номер целевого индикатора |
Ответственные исполнители и соисполнители |
1 |
Раздел I. Повышение охвата, качества финансового образования и информированности населения в сфере финансовой грамотности |
||
1.1 |
Включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы среднего профессионального образования в профессиональных образовательных организациях, осуществляющих деятельность на территории Мурманской области |
1.1 |
Министерство образования и науки Мурманской области |
1.2 |
Включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях, осуществляющих деятельность на территории Мурманской области |
1.2 |
Министерство образования и науки Мурманской области |
1.3 |
Охват программами повышения квалификации по основам преподавания элементов финансовой грамотности в рамках образовательного процесса по соответствующим учебным предметам в общеобразовательных организациях, осуществляющих деятельность на территории Мурманской области |
1.3 |
Министерство образования и науки Мурманской области |
1.4 |
Организация и проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности в муниципальных образованиях Мурманской области |
1.4 |
Ответственные исполнители и соисполнители региональной подпрограммы |
1.5 |
Организация и проведение вебинаров, научно-практических и (или) научно-методических конференций по проблемам повышения финансовой грамотности |
1.5 |
Министерство образования и науки Мурманской области, Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Мурманской области "Институт развития образования", Отделение по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации |
1.6 |
Разработка и реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций Мурманской области по вопросам повышения финансовой грамотности обучающихся |
1.6 |
Министерство образования и науки Мурманской области, Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Мурманской области "Институт развития образования", Отделение по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации |
1.7 |
Обучение (повышение квалификации) и методическая поддержка педагогических работников, реализующих программы повышения финансовой грамотности для обучающихся дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
1.6 |
Министерство образования и науки Мурманской области, Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Мурманской области "Институт развития образования", Отделение по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации |
2 |
Раздел II. Разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности и информированности населения |
||
2.1 |
Наполнение официальных сайтов ответственных исполнителей и соисполнителей региональной подпрограммы информацией по повышению финансовой грамотности населения Мурманской области |
2.1 |
Ответственные исполнители и соисполнители региональной подпрограммы |
2.2 |
Публикация материалов по вопросам повышения финансовой грамотности населения на официальном, тематических сайтах, официальных страницах в социальных сетях |
2.1 |
Министерство финансов Мурманской области |
2.3 |
Информационная поддержка реализации региональной подпрограммы, в том числе планируемых мероприятий, прошедших событий и других мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности (формирование пресс-релизов, новостей) |
2.2 и 2.3 |
Ответственные исполнители и соисполнители региональной подпрограммы |
2.4 |
Разработка, изготовление и распространение методических и информационных материалов в сфере повышения финансовой грамотности населения, в том числе в электронном виде посредством размещения в сети Интернет (брошюр, справочников, буклетов, плакатов, рекламных проспектов, медиапроектов, теле-, видео- и других материалов) |
2.4 |
Ответственные исполнители и соисполнители региональной подпрограммы |
2.5 |
Обеспечение деятельности Межведомственного координационного совета по финансовой грамотности населения Мурманской области |
2.5 |
Отделение по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации, Министерство финансов Мурманской области |
3 |
Раздел III. Проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности населения |
||
3.1 |
Организация и проведение на территории Мурманской области для всех целевых групп региональной подпрограммы образовательных и просветительских мероприятий, направленных на повышение уровня финансовой грамотности, в том числе в рамках всероссийских акций по финансовой грамотности, в том числе: |
3.1 |
Ответственные исполнители и соисполнители региональной подпрограммы |
3.1.1 |
- проведение на базе Центра цифровых компетенций "МФЦифра" семинаров, направленных на формирование ответственного финансового поведения граждан |
3.1 |
Министерство цифрового развития Мурманской области, Отделение по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации |
3.1.2 |
- проведение мероприятий, направленных на информирование, просвещение и обучение населения по вопросам киберграмотности, инвестиционной, цифровой грамотности и маркетплейса |
3.1 |
Отделение по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации |
3.2 |
Обеспечение участия организаций общего, среднего профессионального образования, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в "Онлайн-уроках финансовой грамотности" Банка России |
3.2 |
Министерство образования и науки Мурманской области, Министерство труда и социального развития Мурманской области, Отделение по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации |
3.3 |
Обеспечение участия комплексных центров социального обслуживания населения в онлайн-занятиях по финансовой грамотности для старшего поколения |
3.3 |
Отделение по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области (в части обеспечения участия специалистов) |
3.4 |
Организация и проведение региональных конкурсов, олимпиад, игр, турниров и иных видов тематических соревнований по финансовой грамотности среди целевых групп региональной подпрограммы, в том числе с использованием дистанционных технологий |
3.4 |
Министерство финансов Мурманской области, Министерство образования и науки Мурманской области, Отделение по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации, иные исполнительные органы, представители экспертного и научного сообщества, образовательных, финансовых и иных организаций Мурманской области (по согласованию) |
3.5 |
Организация участия обучающихся образовательных организаций во всероссийских олимпиадах по финансовой грамотности |
3.4 |
Министерство образования и науки Мурманской области, Отделение по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации |
3.6 |
Организация и проведение региональных мероприятий (лекций, круглых столов, семинаров, консультаций и т.п.) для субъектов МСП по популяризации и обучению практическому применению финансовых инструментов для развития бизнеса, а также по вопросам повышения финансовой грамотности |
3.5 |
Министерство развития Арктики и экономики Мурманской области, Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области, Государственное областное бюджетное учреждение "Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор", Центр поддержки предпринимательства Мурманской области, Отделение по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации, иные исполнительные органы, представители экспертного и научного сообщества, образовательных, финансовых и иных организаций Мурманской области (по согласованию) |
3.7 |
Оказание информационно-консультационной поддержки для субъектов МСП по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг и повышения финансовой грамотности |
3.6 |
Министерство развития Арктики и экономики Мурманской области, Государственное областное бюджетное учреждение "Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор", Центр поддержки предпринимательства Мурманской области, Центр кластерного развития Мурманской области, Некоммерческая организация "Фонд развития малого и среднего предпринимательства Мурманской области" |
3.8 |
Финансово-правовое консультирование населения Мурманской области, в том числе социально уязвимых групп с учетом текущей эпидемиологической ситуации в регионе |
3.7 |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области" |
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Мурманской области от 1 марта 2023 г. N 164-ПП "О внесении изменений в региональную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.