г. Краснодар |
|
01 августа 2013 г. |
Дело N А20-4025/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мазуровой Н.С., судей Мещерина А.И. и Назаренко И.П., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (ОГРН 1020700751004), заинтересованных лиц - судебного пристава-исполнителя Урванского межрайонного отдела судебных приставов управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике Нагудова Азамата Анатольевича, управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике, Урванского межрайонного отдела судебных приставов управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике, индивидуального предпринимателя Жеруковой Оксаны Леонидовны (ОГРНИП 310072419500123), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.02.2013 (судья Выборнов А.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2013 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Параскевова С.А.) по делу N А20-4025/2012, установил следующее.
Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - отделение Пенсионного фонда, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Урванского межрайонного отдела судебных приставов управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике Нагудова А.А. (далее - судебный пристав-исполнитель) по вынесению постановления от 15.08.2012 об отказе в возбуждении исполнительного производства по постановлению отделения Пенсионного фонда от 04.06.2012 N 00500490013829 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя Жеруковой Оксаны Леонидовны (далее - предприниматель), просило отменить указанное постановление судебного пристава-исполнителя, обязать его восстановить нарушенные права учреждения путем принятия к исполнению постановления от 04.06.2012 N 00500490013829 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества предпринимателя.
Определением суда от 28.09.2012 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены предприниматель, управление Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление), Урванский межрайонный отдел судебных приставов управления (далее - отдел судебных приставов).
Решением от 11.02.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.04.2013, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы тем, что при отсутствии документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, о неисполнении требований органа, осуществляющего контрольные функции, в связи с отсутствием на счетах должника достаточной суммы денежных средств, либо документов, подтверждающих отсутствие у Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов информации об открытых счетах плательщика страховых взносов в банках (кредитных организациях), постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика не может признаваться исполнительным документом. Судебный пристав-исполнитель правомерно не признал исполнительным документом постановление управления в Урванском районе отделения Пенсионного фонда от 04.06.2012 N 00500490013829 и отказал в возбуждении на его основании исполнительного производства. Апелляционный суд указал на отсутствие доказательств принятия отделением Пенсионного фонда мер для получения сведений о счетах плательщика, в том числе от банков и налоговых органов.
В кассационной жалобе отделение Пенсионного фонда просит отменить решение от 11.02.2013 и постановление от 10.04.2013, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. По мнению подателя жалобы, Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве) не устанавливает определенных требований к акту контролирующего органа, в случае отсутствия у последнего информации о счетах плательщика страховых взносов. Факт вынесения территориальным органом Пенсионного фонда постановления о взыскании недоимки за счет имущества плательщика свидетельствует об отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов. В силу пункта 8 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве у отделения Пенсионного фонда отсутствует обязанность по предоставлению доказательств того, что им осуществлялся розыск счетов плательщика в случае отсутствия сведений о таковых. На день вынесения контролирующим органом постановления о взыскании задолженности с предпринимателя (04.06.2012) ни от него, ни какого-либо банка, кредитного учреждения не поступала информация о наличии у плательщика страховых взносов действующего расчетного счета. Недостоверность информации, содержащейся в представленной судебному приставу-исполнителю справке отделения Пенсионного фонда, не установлена. Доказательства, подтверждающие наличие у должника расчетного счета и денежных средств, не представлены. Судом не указана норма права, которой на территориальные органы Пенсионного фонда возложена обязанность по самостоятельному отысканию сведений о заключенных плательщиками страховых взносов договоров об открытии банковских счетов.
Отзывы на кассационную жалобу от участвующих в деле лиц не поступили.
Отделение Пенсионного фонда письменно заявило ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие его представителя, которое судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено в порядке статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс).
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 04.06.2012 начальник управления в Урванском районе отделения Пенсионного фонда вынес постановление N 00500490013829 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов в общей сумме 16 695 рублей 14 копеек за счет имущества предпринимателя. 8 июня, 7 и 14 августа 2012 года данное постановление поступало в отдел судебных приставов (л. д. 29, 31, 34).
Постановлением от 15.08.2012 судебный пристав-исполнитель отказал в возбуждении исполнительного производства в отношении предпринимателя на основании постановления территориального органа Пенсионного фонда от 04.06.2012, поскольку документ не является исполнительным, нет отметки банков о невозможности списания денежных средств со счета должника (л. д. 35).
Не согласившись с действиями судебного пристава-исполнителя Нагудова А.А. по отказу в возбуждении исполнительного производства, отделение Пенсионного фонда обратилось с заявлением о признании их незаконными и отмене соответствующего постановления судебного пристава-исполнителя в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 329 Арбитражного процессуального кодекса постановления судебного пристава-исполнителя, действия (бездействие) старшего судебного пристава, его заместителей, судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Основанием для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц, осуществляющих публичные полномочия, в том числе судебного пристава-исполнителя, является наличие одновременно двух условий:
их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Согласно статье 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа (часть 1); в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (часть 8).
Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 Закона N 229-ФЗ (пункт 4 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве).
Пункт 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве к исполнительным документам, направляемым (предъявляемым) судебному приставу-исполнителю, относит акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией (часть 6 статьи 21 Закона об исполнительном производстве).
Статья 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах, Закон N 212-ФЗ) определяет, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках (часть 1). Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика (часть 2). При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов или при отсутствии информации о счетах плательщика орган контроля вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона (часть 14).
В силу части 2 статьи 20 Закона о страховых взносах решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве, с учетом особенностей, предусмотренных данной нормой.
Исследовав представленные в дело доказательства, и оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили, что при обращении в Урванский межрайонный отдел учреждением не соблюден порядок, предусмотренный Законом об исполнительном производстве. К постановлению от 04.06.2012 отделение Пенсионного фонда не приложило документы, предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве. Отсутствие объективной возможности получения от налогового органа достоверных сведений о наличии у предпринимателя расчетных счетов в банках отделение Пенсионного фонда не доказало. С учетом установленных обстоятельств, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных учреждением требований (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Данный вывод судебных инстанций основан на законе (пункт 5 части 1 статьи 12, часть 6 статьи 21, часть 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, статьи 24, 28 и 29 Закона о страховых взносах). Соответствует он и представленным в дело доказательствам, свидетельствующим о том, что при направлении в отдел судебных приставов постановления от 04.06.2012 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества предпринимателя отделение Пенсионного фонда не представило документов, подтверждающих проведение действий по обращению взыскания на денежные средства должника. Учреждение не приложило к постановлению платежные документы, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета плательщика, а также не представило информацию об отсутствии или закрытии расчетных и иных счетов предпринимателя, на которые могло быть обращено взыскание.
Поскольку учреждением не доказано наличие обстоятельств для обращения взыскания на имущество должника, судебный пристав правомерно отказал в возбуждении исполнительного производства на основании постановления от 04.06.2012 N 00500490013829 и возвратил его отделению Пенсионного фонда.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод кассационной жалобы об отсутствии у судебного пристава правовых оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства отклоняется, как основанный на неправильном понимании (толковании) учреждением положений Закона об исполнительном производстве (пункт 5 части 1 статьи 12, часть 6 статьи 21, часть 1 статьи 30), Закона о страховых взносах (статьи 24, 28 и 29), и противоречащий установленным судами обстоятельствам.
Ссылаясь на соглашение от 21.01.2011 (о взаимодействии Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов, их территориальных органов при принудительном исполнении постановлений Пенсионного фонда Российской Федерации и иных исполнительных документов), взыскатель не учитывает, что в соответствии с его условиями (пункт 3.1.1) к постановлению прилагается справка об отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов, составленная отделением Пенсионного фонда на основании полученных из регистрирующего органа выписок из Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также полученных сведений от банков и плательщиков страховых взносов. Составление и направление в службу судебных приставов справок, подготовленных на основе собственной базы данных, соглашением не предусмотрено.
Составление имеющейся в деле справки об отсутствии в территориальном органе Пенсионного фонда информации о счетах предпринимателя на основании полученных от него либо представленных налоговым органом, банками (кредитными учреждениями) сведений, документально не подтверждено. Справка не имеет даты, позволяющей определить ее относимость к спорным правоотношениям, отсутствуют доказательства ее направления в отдел судебных приставов вместе с постановлением от 04.06.2012 N 00500490013829 (л. д. 30, 31 - 34).
Не принимается и довод жалобы о том, что вышеназванная справка отделения Пенсионного фонда (об отсутствии счетов плательщика) соответствует действительности, обоснованный полученными от налогового органа сведениями об отсутствии информации о счетах должника. Письмо налогового органа от 08.11.2011 (л. д. 28) оценивалось апелляционным судом и не признано документом, подтверждающим своевременное направление запроса в налоговую инспекцию о счетах, открытых предпринимателем.
Имеющийся в деле ответ налогового органа от 21.09.2012 на запрос учреждения от 13.09.2012 (л. д. 41) свидетельствует о принятии заявителем мер по получению информации об открытых должником счетах в банках и иных кредитных учреждениях лишь после вынесения оспариваемого постановления от 15.08.2012 и не может служить доказательством неправомерности действий судебного пристава-исполнителя, не располагающего указанным документом при рассмотрении вопроса о возбуждении исполнительного производства на основании постановления от 04.06.2012 N 00500490013829.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения от 11.02.2013 и постановления от 10.04.2013 по доводам кассационной жалобы отсутствуют, поскольку они не опровергают правильности сделанных судами выводов и, по существу, сводятся к несогласию с ними. Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали представленные сторонами доказательства, дали им надлежащую правовую оценку, изложенные в обжалуемых актах выводы соответствуют обстоятельствам дела. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств недопустима в силу установленных статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются. По делам об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы. Соответствующие разъяснения содержатся в пункте 10 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.02.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2013 по делу N А20-4025/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Мазурова |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.