Информация Министерства иностранных дел РФ от 2 марта 2023 г.
"О Стамбульских договоренностях по продовольствию и удобрениям"
По мере приближения окончания второго срока действия (120 дней) "черноморской инициативы" по вывозу украинского зерна в СМИ нарастают спекуляции относительно дальнейшего развития событий. С подачи Киева и Вашингтона активно раскручивается тезис о том, что инициативу нужно не только сохранить в имеющихся параметрах (3 порта - Одесса, Черноморск, Южный на 120 дней с возможностью продления на аналогичный срок при отсутствии возражений сторон - России, Турции и Украины), но увеличить по времени и охвату (сразу на год с добавлением дополнительных портов). При этом делаются неуклюжие попытки апеллировать к усилиям ООН по обеспечению глобальной продовольственной безопасности.
В этой связи следует вновь напомнить о концепции "зерновой сделки" Генсекретаря ООН в целом и о том, как заключались Стамбульские соглашения 22 июля 2022 г., в частности. Как известно, в качестве мер реагирования на усугубление продовольственного кризиса на фоне пандемии COVID-19, бесконтрольной денежной эмиссии западных стран и форсированного перехода на "зеленую экономику" А. Гутерреш выступил с предложением по нормализации поставок продовольствия и удобрений из России и Украины в рамках единого "пакета". Данное предложение было формализовано в Стамбуле 22 июля 2022 г. в виде одновременного подписания двух взаимодополняемых договоренностей - вышеуказанной "черноморской инициативы" и Меморандума Россия-ООН по продвижению отечественной сельхозпродукции. Их синхронная реализация в увязке друг с другом призвана снизить угрозы голода и оказать помощь нуждающимся странам Африки, Азии и Латинской Америки.
Однако на практике до сих пор, через 8 месяцев после заключения, выполняется только одна часть "пакета" - по вывозу украинского продовольствия. Причем выполняется в далеких от заявленных гуманитарных целей параметрах. Речь, по сути, идет об обслуживании коммерческого зернового экспорта Украины. С 1 августа 2022 г. было транспортировано свыше 23 млн тонн продукции (преимущественно (70%) кормовой кукурузы и фуражного зерна) в страны с высоким уровнем доходов (47%), прежде всего ЕС, и выше среднего (34%). Доля поставок в нуждающиеся страны неуклонно снижается и составляет уже 2,6%.
При этом следует особо отметить, что благодаря добросовестной работе российских специалистов в Совместном координационном центре в Стамбуле в строгом соответствии с согласованными правилами процедуры, темпы транспортировки продукции во второй период существенно увеличились, превысив объем грузов (10,2 млн. тонн), вывезенный в первые 120 дней. Это обстоятельство, тем не менее, не мешает украинцам и их западным спонсорам огульно обвинять Россию в невыполнении своих обязательств, эксплуатировать тезис об использовании голода в качестве оружия и безапелляционно требовать расширения параметров "черноморской инициативы".
Одновременно без каких-либо угрызений совести замалчивается тот факт, что Киев продолжает по сугубо политическим причинам блокировать возобновление работы аммиакопровода "Тольятти-Одесса". Соответствующие положения прописаны в обоих Стамбульских соглашениях, перевалка аммиака могла бы начаться одновременно с вывозом украинского продовольствия. Но ни украинцев, ни западников ничуть не беспокоит, что на мировой рынок в результате таких действий были недопоставлены 2,5 млн. тонн сырья, достаточных для производства 7 млн. тонн удобрений для снабжения продовольствием 200 млн. человек. Как не волнует их не только кризис ценовой доступности удобрений, но и их физического дефицита.
Прогресс в реализации Меморандума Россия-ООН по нормализации нашего сельхозэкспорта стремится к нулю. Причина - упорное нежелание западников признавать вторую часть "пакета" А. Гутерреша и продолжение ими санкционных ограничений, которые, несмотря на все голословные декларации Вашингтона, Брюсселя и Лондона, распространяются на продовольствие и удобрения. Фактически, ооновцы пытаются работать над изъятиями нашей сельхозпродукции из-под рестрикций, которых не должно быть, в принципе, коль скоро это касается глобальной продовольственной безопасности. Работают безуспешно.
Наглядный пример - безвозмездная передача российских удобрений (262 000 тонн), заблокированных в портах Латвии, Литвы, Эстонии и Нидерландов, беднейшим странам. Полгода спустя единственной отправленной партией остается поставка в Малави (20 000 тонн), которая пока еще не дошла до получателя. Если даже эта исключительно гуманитарная акция, без какой-либо коммерческой составляющей, под эгидой ООН реализуется с такими трудностями и проволочками, можно представить, с какими преградами сталкиваются наши компании при организации экспортных поставок, которые мы продолжаем. Делаем это своими силами, без помощи со стороны ООН.
Таким образом, вынуждены констатировать - предложенный А. Гутеррешем и подписанный в Стамбуле 22 июля 2022 г. "пакет" договоренностей не работает. Главная проблема - саботаж западными странами выполнения Меморандума Россия-ООН. Очевидно, что американцам и европейцам нет дела ни до потребностей нуждающихся стран, ни до усилий ООН, которую они давно и упорно пытаются превратить в послушный инструмент обслуживания своих политических целей.
Пора прекратить разыгрывать продовольственную карту. Львиная доля зерна из Украины идет по демпинговым ценам на фураж в Евросоюз, а не в беднейшие государства. Российскому же сельхозэкспорту чинятся откровенные препятствия, как бы ни убеждали всех в обратном европейцы и американцы, которым не привыкать говорить неправду. Запад без зазрения совести хоронит гуманитарный "пакет" Генсекретаря ООН.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация МИД России от 2 марта 2023 г. "О Стамбульских договоренностях по продовольствию и удобрениям"
Опубликование:
-