Постановление Верховного Суда РФ от 13 февраля 2023 г. N 50-АД22-3-К8
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу защитника Лазарева Андрея Ивановича, действующего на основании доверенности в интересах генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" Баранова Юрия Алексеевича, на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу (далее - Межрегиональное управление Росфинмониторинга по СФО) от 2 апреля 2021 г. (здесь и далее день изготовления постановления в полном объеме) N 20-04-13/20-22П, постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14 июня 2022 г., вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" (далее - общество) Баранова Юрия Алексеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по СФО от 2 апреля 2021 г. N 20-04-13/20-22П генеральный директор общества Баранов Ю.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
приказом Росфинмониторинга от 22 ноября 2018 г. N 366 Требованиями к идентификации клиентов; о том, что правилами внутреннего контроля не предусмотрен порядок работы с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности; о нарушении порядка предоставления сообщений о проверках по клиентам, в отношении которых должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств, в связи с непредоставлением сообщений по установленной форме формализованных электронных сообщений ФЭС 3-ФМ о проверках за период с января по сентябрь 2020 года; о проведении проверок по сообщениям от 1 апреля 2020 г. и 7 июля 2020 г. с нарушением срока минимальной периодичности. В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Омского областного суда от 16 ноября 2021 г. решение судьи районного суда изменено, из него исключено указание на совершение генеральным директором общества Барановым Ю.А. нарушений в виде несоставления анкеты в отношении указанных в запросе от 27 января 2021 г. N 20-04-12/719 юридических лиц; непредставления сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю, с некоммерческими организациями, совершившими в 2020 году платежи, получателями которых является общество, по расходованию денежных средств и иного имущества на сумму, равную или превышающую 100 000 рублей, либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей. В остальной части решение судьи районного суда и постановление должностного лица оставлены без изменения.
Постановлением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14 июня 2022 г. решение судьи областного суда изменено, из него исключены выводы о том, что нарушение требований пункта 13.4 правил внутреннего контроля исключено судьей районного суда из общего объема вмененных должностному лицу нарушений. В остальной части постановление должностного лица, решение судьи районного суда и решение судьи областного суда оставлены без изменения.
Установив причины административного правонарушения и условия, способствовавшие его совершению, 2 апреля 2021 г. должностное лицо, руководствуясь статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, внесло генеральному директору общества Баранову Ю.А. представление N 20-04-13/21-22-4Пр об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Лазарев А.И. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных актов, вынесенных в отношении генерального директора общества Баранова Ю.А. по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 названной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 данной статьи, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, являются, в том числе должностные лица организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
В силу абзаца одиннадцатого статьи 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) к таким организациям относятся операторы по приему платежей.
На организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в силу закона возложена обязанность принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, к числу которых в соответствии с абзацем вторым статьи 4 Закона N 115-ФЗ относятся организация и осуществление внутреннего контроля.
Согласно статье 3 Закона N 115-ФЗ (здесь и далее положения правовых норм приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих в себя разработку правил внутреннего контроля и в установленных названным законом случаях целевых правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля; осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных названным законом случаях целевых правил внутреннего контроля.
При этом в соответствии с указанной нормой внутренним контролем признается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Пунктом 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 667 утверждены Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями (далее - Требования к правилам внутреннего контроля).
Пунктом 1(1) данных Требований определено, что руководитель организации обеспечивает контроль за соответствием применяемых правил внутреннего контроля требованиям законодательства Российской Федерации. Правила внутреннего контроля должны быть приведены организацией в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не позднее месяца после даты вступления в силу указанных нормативных правовых актов, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами.
Правила внутреннего контроля утверждаются руководителем организации (пункт 6 Требований к правилам внутреннего контроля).
Согласно пункту 4 названных Требований правила внутреннего контроля включают в себя программы осуществления внутреннего контроля, в том числе: программу оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (подпункт "в"); программу проверки осуществления внутреннего контроля (подпункт "з").
В соответствии с пунктом 13 Требований к правилам внутреннего контроля в программе оценки риска определяются процедуры оценки и присвоения степени (уровня) риска клиенту с учетом требований к его идентификации: до приема клиента на обслуживание (подпункт "а"); в ходе обслуживания клиента (по мере совершения операций (сделок)) (подпункт "б"); в иных случаях, предусмотренных правилами внутреннего контроля (подпункт "в").
В силу подпункта "а" пункта 32 Требований к правилам внутреннего контроля в программе проверки осуществления внутреннего контроля предусматриваются проведение на регулярной основе, но не реже одного раза в полугодие, внутренних проверок выполнения в организации правил внутреннего контроля, требований Закона N 115-ФЗ и иных нормативных правовых актов.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя (за предусмотренными исключениями), установив сведения, перечисленные в данной норме.
Требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма утверждены приказом Росфинмониторинга от 22 ноября 2018 г. N 366 (действовали на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, признаны утратившими силу в связи с изданием приказа Росфинмониторинга от 20 мая 2022 г. N 100, далее - Требования к идентификации клиентов).
Согласно пункту 19 данных Требований организации в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца обязаны проверить наличие или отсутствие сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения, полученных в соответствии с пунктом 2 статьи 6, пунктом 2 статьи 7.4 и абзацем вторым пункта 1 статьи 7.5 Закона N 115-ФЗ.
Пунктами 37-38 Требований к идентификации клиентов определено, что сведения, полученные организациями в результате идентификации клиентов, документально фиксируются в анкете в соответствии с перечнем сведений, приведенных в приложении N 3 к данным требованиям. Анкета может заполняться (формироваться) на бумажном носителе или в электронном виде.
Подпунктами 6, 7 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества соответствующих лиц в сроки, указанные в подпункте 6 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ; не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 7.1 Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. N 110 (действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, признанной утратившей силу с 1 апреля 2022 г. в связи с изданием Приказа Росфинмониторинга от 8 февраля 2022 г. N 18), информация о результатах такой проверки направляется организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальным предпринимателем в Росфинмониторинг в соответствии со структурой ФЭС 3-ФМ в срок, установленный данной нормой.
Аналогичные требования установлены пунктом 13.4 правил внутреннего контроля общества.
Положением о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. N 209 (далее - Положение о представлении информации), урегулирован порядок представления в указанный орган информации и документов.
Операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее (пункт 1.2 статьи 6 Закона N 115-ФЗ в редакции до изменений, внесенных Федеральным законом от 28 июня 2021 г. N 230-ФЗ).
Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (пункт 4 статьи 6 Закона N 115-ФЗ).
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 данного закона определено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по указанным в пунктах 1 - 1.4, 1.6 - 1.9, 2 статьи 6 и пункте 1 статьи 7.5 названного закона подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
Из материалов дела следует, что общество, генеральным директором которого является Баранов Ю.А., с 6 июня 2014 г. состоит на учете в Межрегиональном управлении Росфинмониторинга по СФО в качестве оператора по приему платежей (платежного агента) (учетный номер 21609463).
В период с 25 января 2021 г. по 16 марта 2021 г. в отношении общества на основании приказа Межрегионального управления Росфинмониторинга по СФО от 22 января 2021 г. N 6-н должностным лицом указанного органа проведена камеральная проверка соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 16 марта 2021 г. N 20-04-12/21-01К, в котором отражено, что в ходе проверки выявлены нарушения требований указанного законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, выразившиеся в несоответствии утвержденных 20 марта 2019 г. генеральным директором общества Барановым Ю.А. правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма (далее - правила внутреннего контроля, правила) требованиям законодательства, а также в невыполнении в полном объеме требований законодательства по оценке рисков, изучению (проверке) клиента, порядку применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а именно:
1. Правила внутреннего контроля общества не соответствуют требованиям законодательства в части оценки риска клиента, поскольку в программе оценки риска клиента (раздел 4 правил) не определена процедура оценки и присвоения степени (уровня) риска клиенту с учетом требований к его идентификации вопреки положениям пункта 13 Требований к правилам внутреннего контроля.
2. Правила внутреннего контроля общества не соответствуют требованиям законодательства в части порядка (периодичности) проведения проверки осуществления внутреннего контроля, поскольку в программе проверки осуществления внутреннего контроля (раздел 9 правил) установлено проведение внутренних проверок не реже одного раза в год (вместо не реже одного раза в полугодие) вопреки положениям подпункта "а" пункта 32 Требований к правилам внутреннего контроля.
3. В нарушение пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, пункта 37 Требований к идентификации клиентов в отношении организаций, перечисленных в акте проверки, не составлены анкеты с фиксацией в них сведений о клиентах (полученных в результате идентификации клиентов) с учетом оценки и присвоения степени (уровня) риска.
4. В нарушение пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, пункта 37 Требований к идентификации клиентов в отношении двух физических лиц, на которых анкеты составлены, не определены риски, тогда как эти лица включены в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
5. Правилами внутреннего контроля не предусмотрен порядок работы с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
6. В нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, Положения о представлении информации и правил внутреннего контроля общества допущено непредставление, несвоевременное и неполное представление в уполномоченный орган по установленной форме ФЭС 3-ФМ информации о результатах проверок наличия среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее также - проверки клиентов), а именно:
- за период с января по сентябрь 2020 года не представлена по установленной форме 3-ФМ информация о результатах таких проверок;
- 1 апреля 2020 г. и 7 июля 2020 г. соответствующая информация представлена по проверкам, проведенным с нарушением срока минимальной периодичности их проведения;
- в сообщениях о проведенных проверках не указаны лица, по которым направлялась информация по коду 7001: общее количество клиентов - юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых не были применены меры; количество клиентов - физических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых не были применены меры; количество ФЭС, направленных по клиентам - юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, в отношении которых не были применены меры на дату окончания проведения текущей проверки.
7. В нарушение пунктов 1.2, 4 статьи 6, подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ допущено непредставление в уполномоченный орган сведений по операциям с денежными средствами (платежи от некоммерческих организаций, расходные операции), подлежащим обязательному контролю.
Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для составления в отношении генерального директора общества Баранова Ю.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его постановлением должностного лица к административной ответственности на основании данной нормы.
форме ФЭС 3-ФМ информации о результатах проверок клиентов за период с января по сентябрь 2020 года и представления такой информации 1 апреля 2020 г. и 7 июля 2020 г. с нарушением срока минимальной периодичности проведения проверок).
Решением судьи областного суда из объема вмененного указанному лицу административного правонарушения исключены выводы о нарушениях, описанных в выше пунктах 3 и 7.
Факт неисполнения обществом, генеральным директором которого является Баранов Ю.А., требований законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, выразившегося в несоответствии правил внутреннего контроля в части порядка (периодичности) проведения проверки осуществления внутреннего контроля подпункту "а" пункта 32 Требований к правилам внутреннего контроля; неопределении рисков в отношении двух физических лиц; неполном представлении в уполномоченный орган по установленной форме ФЭС 3-ФМ информации о результатах проверок клиентов, подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом проверки, приказом о проведении проверки, копиями анкет для физических лиц, копией уведомления о постановке на учет в Межрегиональное управление Росфинмониторинга по СФО, копией приказа о присвоении статуса гарантирующего поставщика, копиями агентских договоров на осуществление деятельности по приему платежей за услуги водоснабжения, реестром платежных поручений и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о неисполнении генеральным директором общества Барановым Ю.А., требований законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Вместе с тем данных о том, что неисполнение законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, выразившееся в несоответствии законодательству правил внутреннего контроля, неопределении рисков клиентов и неполном представлении в уполномоченный орган информации о результатах проверок клиентов, повлекло непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, что имеет значение для квалификации деяния по части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2-4 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Переквалификация деяния генерального директора общества Баранова Ю.А. на часть 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не повлечет ухудшение его положения.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 названного кодекса по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и судебные акты, вынесенные в отношении генерального директора общества Баранова Ю.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению, деяние генерального директора общества Баранова Ю.А. - переквалификации на часть 1 данной статьи с назначением наказания в пределах санкции указанной нормы.
Довод жалобы о необоснованности привлечения указанного лица к административной ответственности со ссылкой на то, что общество не является платежным агентом, в проверяемом периоде как энергоснабжающая организация осуществляло функции гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Омской области (статус гарантирующего поставщика присвоен с 1 января 2020 г.), платежи производились потребителями в рамках договоров энергоснабжения и не были связаны с деятельностью в качестве оператора по приему платежей, не влечет отмену принятых по делу актов.
Из материалов дела следует, что общество осуществляет и иную деятельность. Согласно Уставу и выписке из Единого государственного реестра юридических лиц общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе перечисленные в Уставе.
Субъектами административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются организации (их должностные лица), осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что общество осуществляет операции с денежными средствами или иным имуществом.
При этом общество является оператором по приему платежей за оказание услуг по холодному водоснабжению по агентским договорам, заключенным соответственно с АО "Омскоблводопровод" и ООО "АГАЙ" (т. 1, л.д. 189, 195, т. 2, л.д. 197-203, 204-209).
То обстоятельство, что в 2020 году общество являлось оператором по приему платежей, подтверждается и представленными в уполномоченный орган при проведении камеральной проверки сведениями, удостоверенными подписью генерального директора общества Барановым Ю.А. и заверенными печатью общества, в которых в графе 8 "Осуществляемые виды деятельности (применительно к статье 5 Закона N 115-ФЗ)" указано: "оператор по приему платежей".
Согласно статье 5 Закона N 115-ФЗ операторы по приему платежей относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что общество, будучи оператором по приему платежей и, соответственно, платежным агентом, в силу статьи 5 Закона N 115-ФЗ относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые в силу закона возложена обязанность принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Довод жалобы о том, что генеральный директор общества Баранов Ю.А. не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку за соблюдение требований Закона N 115-ФЗ ответственно должностное лицо, на которое соответствующая обязанность возложена на основании приказа от 20 марта 2019 г. N 106-пр и должностной инструкции, состоятельным признать нельзя.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что, несмотря на назначение специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, генеральный директор общества Баранов Ю.А., являясь его единоличным исполнительным органом, осуществляющим руководство текущей деятельностью и обладающим организационно-распорядительными полномочиями, обязан был осуществлять контроль за соблюдением обществом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с положениями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях генеральный директор общества Баранов Ю.А., не исполнивший надлежащим образом свои служебные обязанности, обоснованно признан виновным в неисполнении законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля.
Довод жалобы о том, что при составлении протокола об административном правонарушении допущены нарушения процессуальных требований названного кодекса, является необоснованным.
Согласно материалам дела о месте и времени составления протокола об административном правонарушении генеральный директор общества Баранов Ю.А. был извещен телеграммой, направленной как по месту жительства, так и по месту исполнения служебных обязанностей, а также уведомлением по электронной почте.
Означенные способы извещения согласуются с требованиями статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, Баранова Ю.А. с соблюдением требований части 4.1 статьи 28.2 названного кодекса, копия протокола направлена в его адрес.
Должностное лицо и судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что право Баранова Ю.А. на защиту при производстве по делу не нарушено и реализовано по своему усмотрению.
Отказ в удовлетворении ходатайства об отложении составления протокола об административном правонарушении не влечет признание данного процессуального документа недопустимым доказательством по делу.
В решении Арбитражного суда Омской области от 29 апреля 2022 г. по делу N А46-6682/2021 по результатам рассмотрения жалобы на постановление должностного лица Межрегионального управления Росфинмониторинга по СФО, вынесенное в отношении общества по обстоятельствам указанной выше проверки, не содержится выводов, ставящих под сомнение факт неисполнения генеральным директором общества Барановым Ю.А. законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля.
Более того, арбитражным судом также сделан вывод о неисполнении обществом законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля (несоответствие правил внутреннего контроля требованиям законодательства, невыполнение в полном объеме требований законодательства по оценке рисков, изучению (проверке) клиента, порядку применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества).
Из доводов поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы не следует, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств и собранных по делу доказательств правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.
При этом с учетом изложенного выше постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по СФО от 2 апреля 2021 г. N 20-04-13/20-22П, постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14 июня 2022 г., вынесенные в отношении генерального директора общества Баранова Ю.А. по настоящему делу об административном правонарушении, подлежат изменению.
Деяние генерального директора общества Баранова Ю.А., выразившееся в неисполнении законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, подлежит переквалификации с части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 указанной статьи.
Принимая настоящее решение об изменении обжалуемых актов и обсуждая вопрос об административном наказании, судья Верховного Суда Российской Федерации отмечает следующее.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Принимая во внимание положения названных норм, личность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судья Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным назначить генеральному директору общества Баранову Ю.А. административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по СФО от 2 апреля 2021 г. N 20-04-13/20-22П, постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14 июня 2022 г., вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" Баранова Ю.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить:
переквалифицировать деяние генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" Баранова Ю.А., выразившееся в неисполнении законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, с части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 15.27 названного кодекса с назначением Баранову Ю.А. административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В остальной части указанные акты оставить без изменения, жалобу защитника Лазарева А.И. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.И. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 13 февраля 2023 г. N 50-АД22-3-К8
Опубликование:
-