Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 31 августа 2022 г. N 036/06/33-872/2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Яковлева Е.Л. - член Комиссии, старший государственный инспектор;
- Сисева Н.И. - член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок,
при участии представителя заявителя: Страхова С.И.;
при участии представителя БУЗ ВО "Борисоглебская районная больница": Маняхина Р.Г.;
при участии представителя Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области: Куракиной Г.С.,
рассмотрев жалобу ООО "Савир" на действия заказчика - БУЗ ВО "Борисоглебская районная больница" при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0131200001022008482),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "Савир" (далее-Заявитель) на действия БУЗ ВО "Борисоглебская районная больница" (далее-Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0131200001022008482, далее-аукцион).
По мнению заявителя нарушены его права и законные интересы действиями заказчика, уполномоченного органа, выразившимися в формировании описания объекта закупки без применения требований п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145; с нарушением требований ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ.
Представители заказчика, уполномоченного органа считают доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия заказчика, уполномоченного органа соответствующими законодательству о закупках.
При рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 26.08.2022 года.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ч.3 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
Извещение и документы о проведении аукциона N 0131200001022008482 размещены 12.08.2022 года в сети "Интернет" в единой информационной системе по адресу www.zakupki.gov.ru.
В документах к извещению о проведении аукциона (описание объекта закупки) содержатся, в том числе следующие требования к поставляемым товарам:
По позиции 1: "комплекс изопропилового и пропилового спиртов не менее 70%, перекись водорода не менее 0,38% не более 0,41% (указано действующее вещество и его необходимая концентрация в соответствии с письмом Роспотребнадзора "Дезинфицирующие средства, рекомендованные к применению с целью профилактики короновирусной инфекции". Средство не должно содержать в своем составе ЧАС, третичных аминов, гуанидинов (в т.ч. хлоргексидинов), этилового спирта, производных фенола, хлорсодержащих соединений, кислот (для снижения аллергенной нагрузки, обусловленной наличием большого количества веществ из разных химических групп). Средство должно обладать антимикробной активностью в отношении бактерий, туберкулеза (тестировано на M.terrae), вирусов (в том числе в отношении полиомиелита), патогенных грибов-возбудителей кандидозов и трихофитии, плесневых грибов (в соответствии с ГОСТ Р 56990-2016, а также в связи со спецификой деятельности и в сложившихся сложных эпидемиологических условиях необходимо средство с широким спектром антимикробной активности)";
По позиции 2: "жидкий концентрат. В состав средства должен входить алкилдиметилбензиламмоний хлорид не менее 24% (согласно ФКР вещества из группы ЧАС обладают одновременно дезинфицирующими и моющими свойствами, не токсичны). Средство не должно содержать третичные амины, производные гуанидина, альдегиды, фенолы, перекиси (для отсутствия риска взаимодействия действующих веществ из разных химических групп между собой и с целью минимизации нежелательных реакций у медицинского персонала, обусловленных наличием большого числа веществ из разных химических групп). Показатель активности водородных ионов (рН) 1% раствора средства 9,5-12,0 (для минимизации повреждающего действия сильно кислотных растворов). Средство должно обладать антимикробным действием в отношении грамотрицательных и грамположительных бактерий (включая микобактерии туберкулеза, синегнойную палочку, возбудителей анаэробных инфекций, возбудителей ООИ - чумы, холеры, туляремии), вирусов (гриппа, полиомиелита, вирусы гепатитов, герпеса, атипичной пневмонии, ВИЧ-инфекции и др.), грибов рода Кандида, Трихофитон, плесневых грибов (в соответствии с ГОСТ Р 56990-2016 и указано действующее вещество и его необходимая концентрация в соответствии с письмом Роспотребнадзора "Дезинфицирующие средства, рекомендованные к применению с целью профилактики короновирусной инфекции"), а также моющими свойствами. Средство не должно вызывать коррозии медицинских инструментов".
По позиции 3: "жидкость. Дополнительные характеристики: жидкий концентрат на основе четвертично-аммониевых соединений, суммарно не менее 7,0% полигексаметиленгуанидин гидрохлорид (ПГМГ) не более 1,7 % и N,N-бис(3-аминопропил) додециламин - не менее 0,5% (комбинация действующих веществ для обеспечения широкого антимикробного действия). рН средства не более 7,5 (для минимизации повреждающего действия сильно щелочных растворов). Средство не должно содержать активного хлора, мочевины, карбамида, органических кислот, спиртов, фенолов, альдегидов, активного кислорода, щелочей, ферментов (для отсутствия риска взаимодействия действующих веществ из разных химических групп между собой и с целью минимизации нежелательных реакций у медицинского персонала, обусловленных наличием большого числа веществ из разных химических групп)".
По позиции 9: "Салфетка. Дополнительные характеристики: Дезинфицирующие салфетки, готовые к применению, из нетканого материала, равномерно пропитаны дезинфицирующим раствором не менее 3 г на одну салфетку. Пропиточный состав салфетки должен содержать этиловый спирт не менее 70%, четвертичное аммониевое соединение не менее 0,05%, хлоргексидин биглюконат не менее 0,1% (необходимая концентрация в соответствии с письмом РОСПОТРЕБНАДЗОРА "Дезинфицирующие средства, рекомендованные к применению с целью профилактики короновирусной инфекции" (содержание этилового спирта не менее 70%)".
По позиции 10: "Жидкость. Дополнительные характеристики: Дезинфицирующее средство (кожный антисептик) - готовая (для экспресс применения и экономии времени персонала на приготовление рабочих растворов) к применению жидкость. Средство в качестве действующих веществ должно содержать: изопропиловый спирт не менее 70%, ЧАС не менее 0,13% не более 0,15% (Указано действующее вещество и его необходимая концентрация в соответствии с письмом РОСПОТРЕБНАДЗОРА "Дезинфицирующие средства, рекомендованные к применению с целью профилактики короновирусной инфекции". К кожным антисептикам на основе спиртов (где спирты являются основным ДВ) не установлено формирования резистентности микроорганизмов. ЧАС выступают в качестве синергетического компонента - потенцирующего вещества, т.е. повышающего антимикробную активность)".
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик использует при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - КТРУ).
В соответствии с пунктом 12 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога.
На основании пункта 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае предоставления дополнительной информации, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно пункта 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
При составлении Описания объекта закупки применен код КТРУ 20.20.14.000-00000005. Средства дезинфекционные.
В соответствии с данной позицией каталога характеристики товара: форма выпуска - жидкость. Сведения: "описание по классификатору" отсутствуют.
При указанных обстоятельствах заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительные функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
На рассмотрении жалобы Заказчиком не представлено нормативных или документальных доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в описании объекта закупки процентные содержания жидкости и действующие вещества в составе салфеток обладают улучшенными качествами по сравнению с другими средствами.
При этом, как следует из письма Роспотребнадзора от 23.01.2020 N 02/770-2020-32 "Об инструкции по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами", для дезинфекции могут быть использованы средства из различных химических групп.
Содержание действующих веществ указывается производителем в инструкциях.
Заказчик, как следует из документов извещения закупает продукцию по рассматриваемой закупке для обеспечения широкого антимикробного действия , а не только для реализации дезинфикционных мероприятий, указанных в письме Роспотребнадзора.
Представленные в Описании объекта закупки обоснования дополнительных характеристик, а именно: "указано действующее вещество и его необходимая концентрация в соответствии с письмом Роспотребнадзора "Дезинфицирующие средства, рекомендованные к применению с целью профилактики короновирусной инфекции" не является надлежащим обоснованием установления Заказчиком конкретного процентного состава действующих веществ в составе жидкостей и салфеток.
Таким образом, в действиях Заказчика содержится нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, выразившееся в использовании при описании объекта закупки показателей, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о стандартизации без надлежащего обоснования необходимости использования конкретного процентного состава действующих веществ в составе дезинфекционных жидкостей и салфеток.
Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Воронежского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Савир" на действия заказчика - БУЗ ВО "Борисоглебская районная больница" при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0131200001022008482) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - БУЗ ВО "Борисоглебская районная больница" нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, выразившееся в использовании при описании объекта закупки показателей, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о стандартизации без обоснования необходимости их использования.
3. Выдать предписание Заказчику - БУЗ ВО "Борисоглебская районная больница" и Уполномоченному органу - Управлению по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Воронежского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Член Комиссии Е.Л. Яковлева
Член Комиссии Н.И. Сисева
<< Назад |
Часть 2 >> Часть 2 |
|
Содержание Решение Железногорской городской Думы Курской области от 16 февраля 2023 г. N 35-7-РД "О внесении изменений в решение Железногорской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.