г. Краснодар |
|
16 августа 2013 г. |
Дело N А32-19981/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Назаренко И.П., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от заявителя - Кубанского управления Министерства культуры России (ИНН 2312154440, ОГРН 1082312010109) - Бреус Т.А. (доверенность от 07.05.2013), от заинтересованного лица - администрации муниципального образования город-курорт Анапа - Соенко А.Е. (доверенность от 08.08.2013), от третьих лиц: государственного бюджетного учреждения культуры Краснодарского края "Краснодарский государственный историко-археологический музей заповедник им. Е.Д. Фелицына" - Довгий И.Ю. (доверенность от 02.08.2013), Еременко А.Г. (доверенность от 02.08.2013), Мельниковой И.Н. (доверенность от 15.08.2013), от Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края - Трухановича С.А. (доверенность от 01.08.2013), от муниципального бюджетного учреждения муниципального образования город-курорт Анапа "Центр развития" - Микойленко И.Ю. (доверенность от 13.08.2013), в отсутствие заинтересованных лиц: Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Департамента имущественных отношений Краснодарского края, государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Анапский земельный центр", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Кубанского управления Министерства культуры России на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2013 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2013 (судьи Попов А.А., Галов В.В., Малыхина М.Н.) по делу N А32-19981/2012, установил следующее.
Кубанское управление Министерства культуры России (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, в котором просило:
- признать недействительным приказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 10.05.2007 N 776 "Об утверждении границ земельного участка пер. Греческий, 7а, г. Анапа";
- признать недействительным распоряжение главы муниципального образования город-курорт Анапа от 10.08.2007 N 2171 "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка муниципальному бюджетному учреждению муниципального образования город-курорт Анапа "Центр развития";
- признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю (в лице начальника территориального отдела по городу-курорту Анапа Тихого А.А.) по утверждению землеустроительного дела по межеванию земельного участка площадью 90 кв. м, расположенного по адресу:
г. Анапа, пер. Греческий, 7а, муниципальному бюджетному учреждению муниципального образования город-курорт Анапа "Центр развития", по утверждению плана границ указанного земельного участка;
- признать незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю по постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 90 кв. м, расположенного по адресу: г. Анапа, пер. Греческий, 7а;
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:37:01 02 001:0187, расположенный по адресу: г. Анапа, пер. Греческий, 7а.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края "Краснодарский государственный историко-археологический музей заповедник им. Е.Д. Фелицына", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края (ранее Управление по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, государственное унитарное предприятие Краснодарского края "Анапский земельный центр", муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования город-курорт Анапа "Центр развития" (далее - МБУ "Центр развития").
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2013, в удовлетворении заявленных управлением требований отказано со ссылкой на выбор ненадлежащего способа защиты права, поскольку между управлением и МБУ "Центр развития" имеется спор о праве. Признание недействительными ненормативных актов, явившихся основанием для постановки на кадастровый учет спорного земельного участка, влечет за собой рассмотрение вопроса о снятии данного участка с кадастрового учета. С учетом статей 1, 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" снятие объекта недвижимости с кадастрового учета влечет прекращение его существования как объекта гражданских прав, в связи с чем судом в данном случае разрешается спор о праве на имущество.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт. В обоснование своих требований заявитель указывает, что в результате принятия обжалуемых актов незаконно сформирован земельный участок с кадастровым номером 23:37:0102001:0187 площадью 90 кв. м, произошло наложение вновь сформированного земельного участка на земельный участок, предоставленный государственному бюджетному учреждению культуры Краснодарского края "Краснодарский государственный историко-археологический музей заповедник им. Е.Д. Фелицына". В связи с наложением границ земельных участков последнему отказано в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования. Признание ненормативных актов органов местного самоуправления недействительными в силу положений статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", будет являться основанием для прекращения ранее зарегистрированного права постоянного (бессрочного) пользования МБУ "Центр развития" на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0102001:0187. Суды безосновательно указали на избрание управлением ненадлежащего способа защиты нарушенного права, так как право постоянного (бессрочного) пользования музея на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0102001:118 является ранее возникшим, в связи с чем оно имеет равную юридическую силу с записями в ЕГРП. По мнению заявителя, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю совершило незаконные действия по утверждению землеустроительного дела по межеванию земельного участка МБУ "Центр развития".
В отзыве на кассационную жалобу МБУ "Центр развития" просит решение и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представители управления, музея-заповедника, управления государственной охраны памятников поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, представители администрации и МБУ "Центр развития" возражали против них.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 городище Горгиппия в г. Анапе включено в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения (т. 2, л. д. 134 - 136).
Решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся РСФСР от 20.03.1974 N 223 утверждены границы охранной зоны древнего города Горгиппия в г. Анапе в пределах ул. Кубанской, пер. Греческого, ул. Набережной и Крепостной до Русских ворот и зоны регулирования застройки некрополя Горгиппия в пределах улиц Первомайской - Трудящихся - Черноморской - Протанова - Горького. Запрещена застройка охранной зоны без согласования с управлением культуры (т. 2, л. д. 57).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.01.1977 организован Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник Управления культуры Краснодарского крайисполкома (т. 2, л. д. 58).
Решением исполнительного комитета Анапского городского Совета народных депутатов Краснодарского края от 27.01.1982 N 39 музею отведен земельный участок для создания музея-заповедника "Античный город Горгиппия" (т. 2, л. д. 38).
Постановлением главы администрации г. Анапа от 30.12.1992 N 2466 утверждены границы земельных участков, занимаемых Анапским археологическим музеем-заповедником, являющимся филиалом Краснодарского историко-археологического музея-заповедника имени Е.Д. Фелицына на площади 1,9251 га, в том числе отделу краеведения на площади 0,1689 га, отделу археологии на площади 1,7562 га (т. 2, л. д. 19).
31 декабря 1998 года Анапскому археологическому музею-заповеднику выдан государственный акт на землю КК-2 N 403000000699, о чем в книге записей государственных актов на право собственности, владения, пользования землей сделана запись N 699 (т. 2, л. д. 11 - 13).
Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 Анапский археологический музей-заповедник (филиал Краснодарского историко-археологического музея-заповедника имени Е.Д. Фелицына) отнесён к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения (т. 2, л. д. 90 - 91).
Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 31.10.2005 N 927р утвержден перечень муниципального имущества Анапского археологического музея, принимаемого в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе: здание (литера А) площадью 380,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Анапа, ул. Набережная, 4, здания (литеры Б, Б1) площадью 353,7 кв. м, расположенные по адресу: г. Анапа, ул. Набережная, 6. В последующем указанным объектам присвоен почтовый адрес: г. Анапа, ул. Набережная, 4 (т. 2, л. д. 74 - 75).
Согласно кадастровой выписке от 23.03.2011 N 2343/12/11-105875 земельный участок с кадастровым номером 23:37:0102001:118, площадью 17 566 кв. м, расположенный по адресу: г. Анапа, ул. Набережная, 6, поставлен на кадастровый учет 11.09.2005 с видом разрешенного использования - участки музеев (т. 2, л. д. 14). При этом в графе 16 кадастровой выписки имеется отметка о том, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Земельный участок площадью 1,76 га с кадастровым номером 23:37:0102001:118 находится в границах объекта культурного наследия - "Город Горгиппия (Синдская гавань)".
Приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 10.05.2007 N 776 "Об утверждении границ и размера земельного участка в г. Анапа, пер. Греческий, 7а" утверждены границы и размер земельного участка общей площадью 90 кв. м. (земли населенных пунктов), образованного из земельного участка государственной собственности, в границах кадастрового квартала 23:37:0102001, расположенного по адресу: г. Анапа, пер. Греческий, 7а, а также установлено ограниченное пользование данным земельным участком - инженерные сети и вид разрешенного использования сформированного земельного участка - размещение туалета (т. 2 л.д. 1-2).
Распоряжением главы муниципального образования город-курорт Анапа от 10.08.2007 N 2171-р МБУ "Центр развития" в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 90 кв. м из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:37:0102001:0187, расположенный по адресу: г. Анапа, пер. Греческий, 7а, для размещения туалета в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка (т. 2, л. д. 3).
На основании указанного распоряжения 17.02.2010 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования МБУ "Центр развития" земельным участком площадью 90 кв. м из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 23:37:0102001:0187, расположенным по адресу: г. Анапа, пер. Греческий, 7а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 23-АЖ N 357769 (т. 2, л. д. 54).
Согласно заключению ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" от 10.05.2011 N 11/05-18 при сопоставлении сведений из землеустроительного дела от 30.12.1998 N 699, составленного в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:37:0102001:118 (т. 2, л. д. 16 - 38), и землеустроительного дела от 01.06.2007 N 30136, составленного в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:37:0102001:0187 (т. 2, л. д. 39 - 47), следует, что произошло пересечение границ земельного участка Анапского археологического музея и земельного участка МБУ "Центр развития". Возможной причиной наложения земельных участков друг на друга специалист указал на то, что при формировании земельного участка МБУ "Центр развития" не принята во внимание землеустроительная документация на земельный участок музея (т. 4, л. д. 16 - 19).
Факт наложения границ земельных участков друг на друга лица, участвующие в деле, не оспаривают.
Управление полагая, что в результате принятия оспариваемых ненормативных актов незаконно сформирован земельный участок площадью 90 кв. м, находящийся в границах земельного участка Анапского археологического музея-заповедника, обратилось в суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый акт не соответствует закону (иному нормативному правовому акту) и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Суды установили, что на момент рассмотрения заявления управления, оспариваемые акты органов местного самоуправления реализованы. В отношении земельного участка с кадастровым номером 23:37:0102001:0187 внесена запись в ЕГРП о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования МБУ "Центр развития".
Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Зарегистрированное право может быть оспорено исключительно в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права означает доказывание отсутствия оснований для регистрации права.
При внесении в ЕГРП указанной записи публично-правовые отношения по предоставлению земли прекратились (административный акт исполнен), а между сторонами возникли иные (вещные) правоотношения по владению и пользованию спорным участком, которые основаны на самостоятельной гражданско-правовой сделке.
В сложившейся ситуации рассмотрение вопросов о правомерности распоряжения спорным участком, а также порядка прекращения права постоянного (бессрочного) пользования МБУ "Центр развития", возможно лишь при проверке законности существующего основания владения (гражданско-правовой сделки).
Право постоянного (бессрочного) пользования музея на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0102001:118 является ранее возникшим и в силу положений пункта 9 статьи 3 Закона N 137-ФЗ имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 56 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) спор о праве не может быть рассмотрен в порядке главы 24 Кодекса.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в реестр. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны (пункт 53 постановления N 10/22).
Государственная регистрация в ЕГРП права постоянного (бессрочного) пользования МБУ "Центр развития" на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0102001:0187, сформированный за счёт границ земельного участка с кадастровым номером 23:37:0102001:118, фактически свидетельствует об оспаривании права постоянного (бессрочного) пользования музея указанным земельным участком.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости (часть 1 статьи 16 Закона о кадастре). Поскольку снятие объекта недвижимости с кадастрового учета влечет прекращение его существования как объекта гражданских прав, судом в данном случае разрешается спор о праве на имущество.
Суды верно указали, что спор о правах на земельные участки между заявителем и МБУ "Центр развития" не может быть разрешен посредством обжалования действий уполномоченных органов по утверждению землеустроительного дела и проведению государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:37:0102001:0187, то есть без предъявления соответствующего иска к правообладателям земельного участка.
Таким образом, возникшие в данном случае гражданские права могут быть оспорены только в судебном порядке, возможность решения этого вопроса в административном порядке законодательством не допускается.
Оспариваемые ненормативные правовые акты (приказ и распоряжение) не признаны недействительными, не лишает управления возможности ссылаться на их незаконность в суде по гражданскому спору и представлять в подтверждение этого довода соответствующие доказательства, которые подлежат исследованию и оценке в совокупности с другими доводами и доказательствами по правилам искового судопроизводства.
Соответствующая правовая позиция сформулирована в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 N 15951/09, от 16.09.2009 N 5429/09.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебных актов.
Нормы права при разрешении спора применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2013 по делу N А32-19981/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.П. Назаренко |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 августа 2013 г. N Ф08-4836/13 по делу N А32-19981/2012