Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Избирательной комиссии
Владимирской области
от 11.06.2022 N 137
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Избирательной комиссии
Владимирской области
от 11.06.2022 N 137
Порядок
приема листов поддержки кандидатов на должность Губернатора Владимирской области и проверки достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок приема листов поддержки кандидатов на должность Губернатора Владимирской области и проверки достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований (далее - Порядок) определяет порядок работы Избирательной комиссии Владимирской области (далее - Комиссия) с листами поддержки кандидатов на должность Губернатора Владимирской области в порядке, установленном статьями 30.1 - 30.5 Закона Владимирской области от 13.02.2003 N 10-ОЗ "Избирательный кодекс Владимирской области" (далее - Кодекс).
1.2. Прием листов поддержки кандидатов на должность Губернатора Владимирской области (далее - Губернатор области) и проверку достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, поступивших в Комиссию, осуществляет Рабочая группа по приему и проверке избирательных документов, представляемых при проведении досрочных выборов Губернатора области кандидатами в Избирательную комиссию Владимирской области (далее - Рабочая группа).
2. Прием листов поддержки кандидатов на должность Губернатора области и иных связанных с ними документов
2.1. В соответствии с пунктом 19 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса кандидат на должность Губернатора области представляет не ранее чем за 55 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования - до 18 часов по местному времени для регистрации в Комиссию единовременно с другими документами:
листы поддержки кандидата с подписями депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата по форме, установленной Кодексом. Листы поддержки кандидата должны быть сброшюрованы в одну или несколько папок и рассортированы по муниципальным районам и городским округам Владимирской области, где проводился сбор подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, и пронумерованы;
список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, содержащий сведения о кандидате и поддержавших его лицах, по форме, установленной постановлением Комиссии "О Перечне и формах документов, представляемых при проведении досрочных выборов Губернатора области кандидатами в Избирательную комиссию Владимирской области".
2.2. В целях единообразного применения требований Федерального закона и Кодекса, облегчения и ускорения процедуры приема листов поддержки кандидата, последующей проверки достоверности подписей папки с листами поддержки кандидатов рекомендуется оформлять следующим образом:
на лицевой стороне обложки каждой папки указывать фамилию, имя, отчество кандидата, номер папки, количество подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований;
листы поддержки кандидата распределять в папки по муниципальным районам, городским округам;
в рамках одной папки листы поддержки кандидата с подписями депутатов муниципальных районов помещать в начале папки, а затем подшивать листы поддержки кандидата, упорядочивая их по городским и сельским поселениям;
нумерацию листов поддержки делать сквозной в пределах каждой папки;
подшивки листов поддержки кандидата помещать в плотную обложку и прошивать их вместе с обложкой. Прошивание осуществлять таким образом, чтобы полностью были видны все внесенные данные;
концы прошивочной нити (шнура, шпагата) выводить на оборотную сторону обложки, фиксировать наклеиванием бумажной накладки (круглой, квадратной, прямоугольной или иной формы), на которой ставить подпись кандидата.
2.3. Сведения о лицах в списке лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, рекомендуется упорядочить в таком же порядке, как подшиты в папках их листы поддержки, а также указывать в нем номер папки и номер листа, на котором содержится соответствующая подпись.
2.4. Представляемые документы регистрируются в порядке, предусмотренном инструкцией по делопроизводству для регистрации входящих документов Комиссии.
2.5. В отношении листов поддержки кандидата проверяется соответствие представленных листов поддержки кандидата списку лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата. В процессе приема каждый лист поддержки кандидата заверяется печатью Комиссии.
При этом в соответствии с пунктом 20 статьи 37 Федерального закона, пунктом 4 статьи 30.3 Кодекса число подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представляемое в Избирательную комиссию Владимирской области, может превышать число подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, указанное в пункте 1 статьи 30.2 Кодекса, но не более чем на 5 процентов. Если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей указанных лиц, число представляемых подписей может превышать число подписей, указанное в пункте 1 статьи 30.2 Кодекса, но не более чем на 2 подписи. Число подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представляемое в Избирательную комиссию Владимирской области, может превышать число подписей, указанное в пункте 2 статьи 30.2 Кодекса, но не более чем на 5 процентов. Если требуется представить менее 40 подписей указанных лиц, число представляемых подписей может превышать число подписей, указанное в пункте 2 статьи 30.2 Кодекса, но не более чем на 2 подписи.
Количество представленных в Комиссию подписей не должно превышать максимальное число подписей депутатов и (или) глав, которое может быть представлено в комиссию для регистрации, в том числе максимальное число подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав указанных муниципальных образований, необходимое для поддержки выдвижения кандидата, определенное постановлением Комиссии.
В случае если данное требование нарушено, то кандидат должен самостоятельно исключить из представляемых документов лишние листы поддержки.
2.6. При нарушении нумерации листов поддержки кандидата в пределах одной папки кандидат имеет право внести следующие изменения: при наличии нескольких листов с одинаковыми порядковыми номерами каждому листу присваивается соответствующий индекс (50-1, 50-2, 50-3), при пропуске листа с очередным порядковым номером предыдущему листу присваивается сдвоенный или строенный номер (10-11, 10-11-12). После этого кандидатом вносятся изменения в данные о количестве листов поддержки, проставленном на лицевой стороне обложки папки, и заверяются подписью кандидата.
2.7. После приема документов член рабочей группы выдает кандидату письменное подтверждение их получения, в котором перечисляются все принятые документы с указанием количества листов каждого из документов, в том числе количество принятых листов поддержки кандидата, проставляются дата и время их приема. Дата составления подтверждения является датой приема документов. Подтверждение составляется в двух экземплярах и подписывается сначала членом рабочей группы, а затем лицом, представившим документы. Один экземпляр передается лицу, представившему документы, а другой хранится в Комиссии вместе с другими представленными документами.
2.8. Комиссия в течение трех дней со дня представления списка лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Проверка достоверности подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований
3.1. Порядок проведения проверки достоверности подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований.
3.1.1. В соответствии с пунктом 20 статьи 37 Федерального закона, пунктом 4 статьи 30.4 Кодекса Комиссия проверяет достоверность подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 30.5 Кодекса.
3.1.2. Комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает кандидата о результатах проверки подписей.
3.1.3. О времени и месте проведения проверки подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, кандидаты извещаются Комиссией заранее.
3.1.4. Проверке подлежат все подписи, представленные кандидатом для регистрации, и соответствующие им сведения, содержащиеся в листах поддержки кандидата.
3.1.5. В целях оперативного выявления подписей лиц, поддержавших выдвижение более одного кандидата, необходимо сверять представленные разными кандидатами списки лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки. При выявлении подписи одного и того же лица в листах поддержки разных кандидатов проверку достоверности подписей в листах поддержки таких кандидатов целесообразно проводить по возможности одновременно.
3.1.6. В случае если кандидат представил в Комиссию подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в количестве, заведомо недостаточном для регистрации, то проверка достоверности подписей все равно проводится в целях выявления подписей лиц, поддержавших выдвижение более одного кандидата.
3.1.7. Проверка листов поддержки кандидата осуществляется проверяющим путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений. Информация о лице, поставившем свою подпись в поддержку выдвижения кандидата, а также исполнение им соответствующих полномочий могут быть проверены с использованием данных, содержащихся в ГАС "Выборы". В случае несоответствия указанных данных необходимо получить информацию из соответствующего органа, подписанную уполномоченным должностным лицом.
3.1.8. По результатам проверки подпись может быть признана достоверной или недостоверной.
3.1.9. В случае возникновения сомнения в достоверности подписи в листе поддержки кандидата, в том числе в связи с недостатками в оформлении листа поддержки кандидата (за исключением случаев, когда она проставлена лицом, не являющимся на момент проставления подписи депутатом и (или) главой муниципального образования, либо собрана с принуждением или за вознаграждение (если этот факт установлен в порядке, указанном в подпункте 3.2.3.1 настоящего Порядка), либо поставлена до выдвижения кандидата либо позднее удостоверительной надписи нотариуса (должностных лиц, уполномоченных совершать нотариальные действия) о засвидетельствовании подлинности подписи), Комиссия обязана провести опрос лица, достоверность подписи которого вызвала сомнение. Письменное заявление этого лица, представленное в Комиссию до окончания срока проверки, является основанием для признания его подписи в листе поддержки кандидата достоверной.
Лицо, поставившее свою подпись в поддержку выдвижения кандидата, опрашивается лично представителями рабочей группы в Комиссии, при этом устанавливается личность опрашиваемого лица. При проведении опроса могут присутствовать сами кандидаты, а также иные лица, присутствие которых при проверке достоверности подписей предусмотрено Федеральным законом и Кодексом.
По результатам проведения опроса составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его проведения, фамилия, имя, отчество, должность (статус) опрашиваемого лица, фамилия, имя, отчество и должность лица, проводившего опрос, фамилии, имена, отчества, должности (статус) лиц, присутствовавших при проверке, а также результат опроса.
В случае если лицо, достоверность подписи которого вызывает сомнение, подало письменное заявление в Комиссию с подтверждением достоверности подписи, то Комиссия проводит опрос в указанном выше порядке, а заявление прилагается к протоколу опроса. При этом письменное заявление указанного лица, представленное в Комиссию до окончания срока проверки, является основанием для признания его подписи в листе поддержки кандидата достоверной.
3.1.10. Если подпись депутата представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования в листе поддержки кандидата признана недостоверной на основании подпунктов 2, 4 и 5 пункта 7 статьи 30.4 Кодекса (за исключением случаев, когда она проставлена лицом, не являющимся на момент проставления подписи депутатом и (или) главой муниципального образования, либо собрана с принуждением или за вознаграждение (если этот факт установлен в порядке, указанном в подпункте 3.2.3.1 настоящего Порядка), либо поставлена до выдвижения кандидата либо позднее удостоверительной надписи нотариуса (должностных лиц, уполномоченных совершать нотариальные действия) о засвидетельствовании подлинности подписи), кандидат вправе заменить этот лист поддержки иным листом, оформленным надлежащим образом, с подписью того же депутата представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, при этом заменяемый лист остается в Комиссии вместе с иными представленными кандидатом для регистрации документами.
Замену листа поддержки кандидат вправе произвести в период проверки подписей, а также после вручения ему протокола об итогах проверки, но не позднее чем за один день до дня заседания Комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о его регистрации. При этом кандидат вправе заменить лист поддержки только в случае, если он оформлен с нарушением требований Федерального закона либо Кодекса.
3.2. Основания признания недостоверными подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований, а также основания, по которым подписи могут быть не засчитаны.
3.2.1. В соответствии с пунктом 20 статьи 37 Федерального закона, пунктом 8 статьи 30.4 Кодекса, если при проверке подписей будет выявлено, что депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования поддержал более одного кандидата, засчитывается подпись, которая по времени была проставлена раньше.
Таким образом, если при проведении проверки обнаруживаются подписи лица, поддержавшего выдвижение двух и более кандидатов, подписи, проставленные по времени позднее, не засчитываются.
Если подпись, проставленная ранее, признается недостоверной, засчитывается подпись, проставленная ранее оставшихся достоверных подписей данного лица.
3.2.2. Если при проверке подписей выявляется, что депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования поставил несколько подписей в поддержку одного и того же кандидата, то засчитывается только одна подпись, а остальные подписи данного лица не засчитываются.
3.2.3. Признание подписи недостоверной возможно только в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 30.4 Кодекса, по следующим основаниям:
3.2.3.1. Подпись проставлена лицом, не являющимся на момент проставления подписи депутатом представительного органа муниципального образования или избранным на муниципальных выборах главой муниципального образования либо собрана с нарушением пункта 11 статьи 30.2 Кодекса (то есть с принуждением или за вознаграждение).
В этом случае подпись признается недостоверной на основании информации соответствующего органа, подписанной уполномоченным должностным лицом, об отсутствии в составе депутатов представительного органа лица, поддержавшего выдвижение кандидата, либо о том, что это лицо не является главой муниципального образования.
Для установления факта совершения противоправных действий (принуждение или вознаграждение) в отношении лиц, проставлявших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, в комиссии должно иметься решение суда, подтверждающее данный факт.
3.2.3.2. Если подлинность подписи депутата представительного органа муниципального образования, избранного на муниципальных выборах главы муниципального образования, нотариально не засвидетельствована или, в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса, не засвидетельствована лицом, которое уполномочено совершать нотариальные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации, и этот недостаток не восполнен в порядке опроса.
Данное основание вытекает из положений пункта 18 статьи 37 Федерального закона, пункта 9 статьи 30.2 Кодекса о необходимости нотариального засвидетельствования подлинности подписи на листе поддержки кандидата. При этом в соответствии со статьей 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате имеют право свидетельствовать подлинность подписи на документах, в том числе на листах поддержки кандидатов, следующие должностные лица местного самоуправления в случае, если:
1) в поселении, в котором нет нотариуса, - глава местной администрации поселения и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации поселения;
2) в расположенном на межселенной территории населенном пункте, в котором нет нотариуса, - глава местной администрации муниципального района и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального района;
3) во входящем в состав территории городского округа населенном пункте, не являющемся его административным центром, в котором нет нотариуса, - уполномоченное должностное лицо местной администрации городского округа в случае, если такое должностное лицо в соответствии со своей должностной инструкцией исполняет должностные обязанности в данном населенном пункте.
Порядок совершения нотариальных действий определен Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, а в случае засвидетельствования подписи должностными лицами местного самоуправления - также Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 16.
Подпись может быть признана недостоверной при обнаружении следующих нарушений законодательства Российской Федерации, допущенных при нотариальном свидетельствовании подписи:
отсутствие в удостоверительной надписи, выполненной на листе поддержки кандидата, номера, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий;
отсутствие оттиска гербовой печати и (или) подписи нотариуса или должностного лица местного самоуправления на листе поддержки кандидата;
отсутствие в удостоверительной надписи записи о том, что подпись лица, обратившегося за нотариальным заверением, сделана в присутствии нотариуса;
отсутствие в удостоверительной надписи записи о том, что личность обратившегося за совершением нотариального действия установлена или не указаны полностью фамилия, имя и отчество (при его наличии) лица, подлинность подписи которого свидетельствуется.
В иных случаях нарушения порядка нотариального свидетельствования подписи она может быть признана недостоверной на основании документа нотариуса (нотариальной палаты), подтверждающего, что такое нотариальное действие не совершалось.
3.2.3.3. Если подпись собрана с нарушением пунктов 8 и 9 статьи 30.2 Кодекса и этот недостаток не восполнен в порядке опроса депутата представительного органа муниципального образования или избранного на муниципальных выборах главы муниципального образования. По данному основанию подпись может быть признана недостоверной, если в листе поддержки кандидата не указаны сведения, требуемые в соответствии с Федеральным законом, Кодексом.
Сведения, которые необходимо указать в листе поддержки кандидата, установлены пунктом 18 статьи 37 Федерального закона и пунктами 8, 9 статьи 30.2 Кодекса, а форма листа поддержки установлена приложением 13 к Кодексу.
3.2.3.4. Подпись поставлена ранее начала периода выдвижения кандидата либо позднее удостоверительной надписи нотариуса (должностных лиц, уполномоченных совершать нотариальные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации) о засвидетельствовании подлинности подписи.
Данное основание корреспондирует требованиям пункта 17 статьи 37 Федерального закона, пункта 6 статьи 30.2 Кодекса, определяющим период выдвижения кандидата на должность Губернатора Владимирской области.
При этом согласно пункту 7 статьи 30.1 Кодекса кандидат считается выдвинутым после поступления в Комиссию заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться кандидатом с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую с замещением должности Губернатора Владимирской области, иных документов в порядке, установленном статьей 28 Кодекса.
3.2.3.5. Если какое-либо из указанных в листе поддержки кандидата сведений о кандидате, депутате представительного органа муниципального образования или избранном на муниципальных выборах главе муниципального образования, подписавших лист поддержки кандидата, не соответствует действительности и этот недостаток не восполнен в порядке опроса лица, достоверность подписи которого вызвала сомнение.
3.2.3.6. Если сведения о кандидате, депутате представительного органа муниципального образования или избранном на муниципальных выборах главе муниципального образования либо дата и (или) время проставления подписи содержат неоговоренные исправления и этот недостаток не восполнен в порядке опроса лица, достоверность подписи которого вызвала сомнение.
3.3. Оформление итогов проверки достоверности подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований.
3.3.1. Результаты проверки достоверности подписей депутатов представительного органа муниципального образования и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований заносятся членом рабочей группы в ведомость проверки подписей (приложение 1 к настоящему Порядку), в которой указываются номера папки, листа поддержки кандидата, фамилия, имя, отчество лица, чья подпись признана недостоверной, основания (причины) признания подписей недостоверными, ссылка на норму Кодекса, предусматривающую данные основания (причины).
Ведомость проверки подписей должна составляться по каждому кандидату. Ведомость проверки подписей в обязательном порядке подписывается составившими ее членами рабочей группы.
Ведомость проверки подписей может быть одностраничной или многостраничной. Если ведомость проверки подписей составляется на нескольких листах, то листы ведомости нумеруются и каждый лист ведомости проверки подписей подписывается членами рабочей группы.
3.3.2. В случае необходимости к ведомости проверки подписей могут прилагаться официальные документы, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными.
3.3.3. По окончании проверки достоверности подписей депутатов представительного органа муниципального образования и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований по каждому кандидату составляется итоговый протокол (приложение 2 к настоящему Порядку), который подписывается руководителем рабочей группы и представляется в Комиссию для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных листов поддержки кандидата, а также количество подписей, проставленных в листах поддержки кандидата и признанных недостоверными в соответствии с пунктом 7 статьи 30.4 Кодекса, с указанием оснований признания их таковыми, количество подписей, не зачтенных в соответствии с пунктом 8 статьи 30.4 Кодекса, с указанием оснований признания их таковыми.
3.3.4. Итоговый протокол проверки листов поддержки по каждому из кандидатов формируется на основании информации, содержащейся в ведомости проверки. В итоговом протоколе указываются дата и время его подписания, а также дата и время получения его копии кандидатом.
3.3.5. Протокол прилагается к решению Комиссии. Копия протокола передается кандидату не менее чем за три дня до дня заседания Комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Кандидат вправе получить в Комиссии одновременно с копией протокола заверенную руководителем рабочей группы ведомость проверки, в которой перечисляются основания (причины) признания подписей недостоверными, не зачтенными, с указанием номера папки, листа поддержки кандидата, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными.
3.3.6. Повторная проверка достоверности подписей депутатов представительных органов и (или) глав муниципальных образований после принятия решения о регистрации либо об отказе в регистрации кандидата может быть осуществлена в судебном порядке.
3.3.7. В решении Комиссии о регистрации (отказе в регистрации) кандидата указываются содержащиеся в итоговом протоколе данные о количестве представленных кандидатом подписей, количестве проверенных, признанных недостоверными, не засчитанных подписей.
4. Хранение листов поддержки кандидатов и иных связанных с ними документов
4.1. Листы поддержки кандидатов хранятся в помещении Комиссии в сейфах, металлических шкафах и иным способом, исключающим возможность их утраты и (или) подмены.
4.2. Документы подлежат хранению в порядке и в течение сроков, установленных Кодексом, нормативными актами Комиссии.
4.3. По истечении установленных сроков хранения они уничтожаются по акту в установленном порядке (при условии отсутствия рассматриваемых в судебном порядке споров).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.