Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к информационному письму
Президиума Верховного Суда
Луганской Народной Республики
от 03 марта 2023 года N 33-ПР
О целесообразности применения назначения судами Луганской Народной Республики уголовного наказания в виде исправительных работ
В современной уголовной политике направление по гуманизации уголовного законодательства и системы исполнения наказаний является центральным. Такой вывод можно сделать на основании анализа ежегодных посланий Президента Российской Федерации. Расширение возможностей применения альтернативных уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества (ограничение свободы, принудительные работы и др.) - одно из важнейших направлений гуманизации уголовно-исполнительной политики.
Развитие сети исправительных центров, обеспечивающих исполнение наказаний в виде исправительных работ, является одним из основных направлений развития современной уголовно-исполнительной системы до 2030 года, заложенных Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 N 1138-р. Поручением Президента Российской Федерации от 29 ноября 2021 года высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано организовать работу по созданию условий для отбывания исправительных работ, в частности, в 2022 году в каждом субъекте Российской Федерации рекомендовано обеспечить не менее 400 мест в исправительных центрах.
При этом перспективным направлением реализации вышеуказанного поручения Президента Российской Федерации является не только создание и развитие сети исправительных центров, но и их наполнение в 2023 году.
Необходимость более широкого использования наказаний без изоляции осужденного от общества очевидна. Количество граждан, которые содержатся в местах лишения свободы, негативно сказывается на бюджете Луганской Народной Республики в условиях проведения специальной военной операции, сдерживает решение некоторых социальных задач, а также способствует распространению обычаев традиций криминальной среды среди населения.
Одним из наказаний, альтернативных лишению свободы, выступают исправительные работы, их сущность закреплена в статье 50 УК РФ:
а) исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его;
б) исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет;
в) из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%.
Статья 40 "Условия отбывания исправительных работ" УИК РФ говорит о том, что осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду и являться в уголовно-исполнительную инспекцию по ее вызову.
Статистика применения данного вида наказания свидетельствует о том, что исправительные работы осужденным назначаются крайне редко, в единичных случаях. Так, в Штеровском исправительном центре УИН МВД ЛНР в настоящее время содержится 16 осужденных. Незначительное количество лиц, которым судами назначено наказание в виде исправительных работ, обусловлено, в первую очередь, отсутствием сложившейся практики его назначения, становление которой только начинается.
Необходимость применения исправительных работ обусловлена тем, что большинство осужденных, находящихся в местах лишения свободы - социально неблагополучные граждане (трудоспособные граждане, но без определенных занятий или безработные, также осуждены повторно или совершили преступление в состоянии алкогольного опьянения либо вели паразитический образ жизни). Поэтому они, в первую очередь, нуждаются в трудоустройстве и индивидуальной профилактике. Исправительные работы могут эффективно обеспечить достижение целей исправления осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений.
При назначении уголовного наказания судам необходимо учитывать требования закона о строго индивидуальном подходе к назначению наказания, имея в виду, что справедливое наказание способствует решению задач и достижению целей.
В Луганской Народной Республике созданы и начинают свою работу два исправительных центра в системе УИН МВД ЛНР - Брянковский и Штеровский.
Содержание исправительных центров требует определенных затрат из Государственного бюджета, однако из-за небольшого количества судебных решений о применении наказания в виде исправительных работ, в исправительный центр поступает незначительное количество осужденных.
В связи с изложенным, Верховный Суд Луганской Народной Республики, с учетом требований уголовного и уголовно-процессуального законодательства РФ, при назначении наказаний, а также при решении вопросов, связанных с исполнением приговоров, полагает необходимым обратить внимание судов первой инстанции на положение ст. 50 УК РФ, поскольку применение такого вида наказания как исправительные работы позволит не только уменьшить количество лиц, содержащихся в местах лишения свободы, эффективней возмещать ущерб, причиненный преступлением, но и будет способствовать социальной адаптации и трудоустройству граждан, отбывающих наказание, а также достижению цели исправления осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений в соответствии с требованиями статьи 43 УК РФ.
<< Назад |
||
Содержание Информационное письмо Президиума Верховного Суда Луганской Народной Республики от 3 марта 2023 г. N 33-ПР "О целесообразности... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.