Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Комитета города Москвы
по ценовой политике в строительстве и
государственной экспертизе проектов
от 30 декабря 2020 года N МКЭ-ОД/20-96
Положение
о системе документов, классификации и присвоения обозначений документам в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве в городе Москве
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе документов, классификации и присвоения обозначений документам в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве в городе Москве (далее - Положение) разработано в соответствии с Положением о Комитете города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов (утверждено постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2011 года N 48-ПП) и устанавливает систему и порядок формирования структуры и состава нормативных, методических и других документов в общей системе документов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве, для выработки общей ценовой политики, направленной на определение объективной сметной стоимости строительства (реконструкции, капитального ремонта, сноса) объекта капитального строительства, а также сметной стоимости работ по сохранению культурного наследия с использованием территориальных сметных нормативов для города Москвы ТСН-2001.
1.2. Настоящее Положение включает единые требования к структуре и содержанию документов в общей системе документов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве, порядку их разработки, присвоения им условных обозначений - шифров, оформления, принятия и применения, внесения в них изменений и дополнений.
1.3. В настоящем Положении используются термины системы документов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве и определения, приведенные в Приложении А.
1.4. Настоящая Методика предназначена для Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов (далее - Москомэкспертиза) и подведомственных ей учреждений, иных организаций независимо от форм их собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющих деятельность в области разработки и ведения документов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве для города Москвы, а также органов исполнительной власти города Москвы и организаций строительного комплекса, заинтересованных в разработке и ведении системы документов для города Москвы.
2. Цели, принципы и общая структура системы документов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве
2.1. Система документов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве города Москвы представляет собой объединение структурированных взаимосвязанных документов:
- документы, регламентирующие порядок разработки, актуализации и применения сметных нормативов, цен строительных ресурсов и укрупненных показателей для включения в состав территориальных сметных нормативов для города Москвы,
- документы, регулирующие вопросы определения сметной стоимости строительства (капитального ремонта, реконструкции, сноса) объектов капитального строительства и работ по сохранению культурного наследия с использованием территориальных сметных нормативов для города Москвы на всех этапах создания и эксплуатации объектов капитального строительства
- документы, устанавливающие территориальные сметные нормативы для города Москвы, цены на строительные ресурсы и укрупненные показатели стоимости.
2.2. Объектами в системе документов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве являются организационные, нормативные, методические, справочные и другие документы, содержащие постоянную или условно постоянную информацию, распределенную по смысловой нагрузке и регулирующие деятельность пользователей в процессе определения сметной стоимости в строительстве.
2.3. Создание системы документов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве направлено на решение задач, связанных с повышением эффективности использования бюджетных средств, обеспечением объективности расчетов сметной стоимости строительства (капитального ремонта, реконструкции, сноса) объектов капитального строительства и работ по сохранению культурного наследия с привлечением средств бюджета города Москвы.
2.4. Принципами разработки системы документов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве являются:
- актуальность - система документов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве, применяемая при определении сметной стоимости в строительстве с использованием территориальных сметных нормативов для города Москвы, должна отражать существующее состояние строительной отрасли, ее развитие и значимость для экономики региона, соответствовать ее потребностям и постоянно наполняться информацией;
- непрерывность - процесс разработки и актуализации документов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве должен быть постоянным с целью отражения всех изменений и дополнений, возникающих в нормативно-правовых документах на государственном и территориальном уровнях;
- открытость - система документов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве должна являться одной из основных составляющих информационной среды, расположенной в открытом доступе;
- комплексность - система документов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве должна быть наполнена документами по всем вопросам обозначенной области для обеспечения процесса формирования полных и достоверных сметных затрат в строительстве;
- однозначность - разрабатываемые документы в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве должны обеспечивать однозначное восприятие информации, приводимой в них;
- упорядоченность - система классификации и кодирования, используемая для систематизации документов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве должна представлять собой организационную структуру взаимосвязанных элементов, позволяющую получать информацию о месте документа в системе и его предназначении;
2.5. Структура системы документов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве определяется номенклатурой объектов, т.е. отдельных групп документов взаимосвязанных между собой единством цели и решаемых задач. Структура системы документов приведена в Приложении Б.
2.6. Информация о разработанных и актуализированных документах в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве должна быть внесена в Реестр территориальной нормативно-информационной системы в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве, используемой при определении сметной стоимости строительства (капитального ремонта, реконструкции, сноса) объектов капитального строительства и работ по сохранению культурного наследия, финансируемых с привлечением средств бюджета города Москвы (далее - Реестр) с указанием даты и номера документа об утверждении Форма Реестра приведена в Приложении В.
3. Классификация документов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве, система присвоения им обозначений
3.1. Документы в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве сгруппированы по их назначению, типу и содержанию.
3.2. Классификация документов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве с делением на группы и подгруппы в соответствии с их назначением показана в Приложении Б.
3.3. Документы в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве в зависимости от приоритетности применения подразделяются на следующие уровни.
1-й уровень содержит документы, устанавливающие принципы. К таким документам относится, например, Положение.
2-й уровень охватывает документы, устанавливающие методы, способы, приемы, например, Методики, Указания.
3-й уровень включает документы, описывающие правила, последовательность действий. К таким документам относятся Свод правил, Правила, Порядок, Инструкция, Регламент.
4-й уровень содержит документы, в которых приводятся предложения, например, Рекомендации.
5-й уровень содержит справочные, информационные, аналитические документы. К ним относятся Сборники, Каталоги, Классификаторы.
3.4. Настоящее Положение устанавливает порядок присвоения обозначения документам в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве, входящих в состав первых пяти групп Приложения Б при включении их в Реестр. Обозначение документов в составе 6-й и 7-й групп при включении в Реестр осуществляется в соответствии с положениями, установленными методическими документами, отражающими вопросы их разработки и применения.
3.5. Обозначение всех групп документов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве, включенных в Реестр присваивает Москомэкспертиза или подведомственное ей учреждение, уполномоченное на ведение этой деятельности.
3.6. Обозначение документа в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве в составе первых пяти групп Приложения Б представляет собой индекс МОС (методическое обеспечение в строительстве) и цифровой код, состоящий из номера группы и подгруппы документов в соответствии с классификацией приведенной в Приложении Б к настоящему Положению, порядкового номера документа, года его разработки и утверждения. На рисунке 3.1 приведена последовательность формирования обозначения (шифра) документа.
Рисунок 3.1 - Последовательность формирования шифра документа
Например, Методике сметного нормирования материально-технических ресурсов в строительстве, утвержденной приказом Москомэкспертизы от 28.04.2016 N МКЭ-ОД/16- 21 при включении в Реестр будет присвоено следующее обозначение МОС.03.02-001.2016, где число "03" означает номер группы "Документы по нормированию расхода ресурсов и процессов", "02" - номер подгруппы "Сметное нормирование", "001" - порядковый номер документа в подгруппе, "2016" - год разработки документа.
4. Содержание, структура и порядок оформления документов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве
4.1 Документы в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве должны основываться на результатах разработки и внедрения в практику передового отечественного и зарубежного опыта в строительстве. Их положения должны обеспечивать решение конкретных задач в соответствии с их назначением. При этом документы не должны устанавливать требования по тем вопросам, которые регулируются на законодательном уровне.
4.2 Документы в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве в соответствии со структурой, приведенной в Приложении Б, могут иметь статус обязательных, рекомендуемых или справочных. При использовании обязательных документов все положения документа подлежат неукоснительному соблюдению. Документы с рекомендованным статусом могут содержать правила, положения, показатели и др., которые могут изменяться в зависимости от конкретных условий или степени влияния факторов на осуществление деятельности.
4.3 В настоящем Положении приведены требования по структуре и порядку оформления документов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве, включаемых в составе первых пяти групп Приложения Б. Требования по структуре и содержанию документов содержащиеся в составе 6-й и 7-й групп Приложения Б, устанавливаются методическими документами, отражающими вопросы их разработки и применения.
4.4 Структура, изложение и оформление документов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве, включаемых в составе первых пяти групп Приложения Б (далее - Документы групп 1-5), формируются с учетом требований, установленных для стандартов в ГОСТ 1.5-2001, ГОСТ 7.32-2001 и ГОСТ Р 1.5-2012 с учетом требований настоящего Положения.
4.5 Структура Документов групп 1-5 содержит следующие элементы:
- титульный лист,
- предисловие,
- содержание,
- общие положения,
- нормативные ссылки,
- термины и определения,
- сокращения и обозначения,
- основная часть,
- список использованных источников,
- приложения.
Обязательные структурные элементы выделены полужирным шрифтом. В случае отсутствия информации для наполнения остальных структурных элементов, они исключаются из структуры Документов групп 1-5. При незначительном объеме информации (до двух нормативных ссылок, терминов, обозначений и/или источников) такие структурные элементы включаются в раздел "Общие положения".
4.6 Титульный лист является первой страницей Документов групп 1-5 и выступает источником информации, необходимой для их обработки и поиска, в том числе в Реестре. На титульном листе приводится следующая информация:
- полное наименование территориального органа государственной власти;
- полное наименование территориального органа исполнительной власти в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве;
- полное наименование документа:
- сокращенное наименование документа (при наличии);
- обозначение документа в Реестре;
- слова "Издание официальное";
- год и место утверждения.
4.7 На следующей страницы после титульного листа размещается предисловие, в котором приводят общие сведения об организации-разработчике и/или авторском коллективе, а также о разработке, утверждении и внесении документа в Реестр. В случае переработки, указываются сведения о документе, взамен которого разработан принятый документ.
4.8 Структурный элемент "Содержание" Документов групп 1-5 включает общие положения, заголовки, порядковые номера и номера страниц всех разделов (при необходимости - подразделов), приложений. Слово "Содержание" выделяется полужирным шрифтом, записывается с прописной буквы посередине в верхней части страницы.
4.9 Структурный элемент "Общие положения" Документов групп 1-5 содержат следующую информацию:
- Цели и задачи, решаемые разрабатываемым документом.
- Сведения о правилах применения документа.
При включении в разработанный документ не более двух нормативных ссылок, терминов и определений к ним, обозначений, сокращений и/или источников используемой литературы такая информация размещается в данном структурном элементе.
4.10 Структурный элемент "Нормативные ссылки" содержит информацию только об утвержденных (принятых) документах, действующих в период подготовки Документов групп 1-5. Перечень нормативных ссылок начинают со слов: "В настоящем документе используются ссылки на следующие нормативно-правовые, нормативно-технические и методические документы:".
4.11 Структурный элемент "Термины и определения" Документов групп 1-5 содержит определения, необходимые для уточнения или установления терминов, используемых в разрабатываемом документе и отличных от установленных другими нормативно-правовыми, нормативно-техническими и методическими документами.
Перечень терминов и определений начинают со слов: "В настоящем документе используются следующие термины с соответствующими определениями.".
4.12 Структурный элемент "Сокращения и обозначения" Документов групп 1-5 содержит перечень сокращений и обозначений, используемых в разрабатываемом документе.
Перечень сокращений и обозначений начинают со слов: "В настоящем документе используются следующие сокращения и обозначения.".
4.13 В структурном элементе "Основная часть" Документов групп 1-5 приводят данные, отражающие суть разрабатываемого документа (Методики, Положения, Рекомендаций и др.) в соответствии с принятым направлением исследования. Основная часть оформляется в виде отдельных разделов и подразделов (при необходимости) в соответствии с учетом особенностей объекта исследования и требований к содержанию документа.
4.14 Структурный элемент "Основная часть" Документов групп 1-5 содержит сведения об источниках, использованных при подготовки документа, в дополнение к тем нормативно-правовым, нормативно-техническим и методическим документам, которые будут указаны в разделе "Нормативные ссылки".
4.15 В состав приложений к Документам групп 1-5 рекомендуется включать материалы, непосредственно связанные с применением разрабатываемого документа на практике, например, формулы и расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, иллюстрации вспомогательного характера, примеры оформления документов и др.
4.16 Оформление Документов групп 1-5 выполняется в соответствии с требованиями настоящего Положения. Страницы текста документа, включая страницы, содержащие таблицы, рисунки, должны быть выполнены печатным способом на одной стороне листа белой бумаги формата А4.
4.17 Текст Документов групп 1-5 оформляют с использованием следующих размеров полей: правое - 10 мм, левое - 30 мм, верхнее и нижнее - 20 мм. Шрифт текста - Times New Roman. Цвет шрифта - черный, высота букв, цифр и других знаков - 1,8 мм (кегль 12), межстрочный интервал - полуторный.
Допускается при оформлении таблиц и рисунков использовать другие размеры букв, цифр и прочих знаков, а также шрифты разной гарнитуры.
4.18 Наименование всех структурных элементов Документов групп 1-5, например, "Содержание", "Сокращения и обозначения" и др. оформляют прописными буквами без подчеркивания с размещением в середине строки без точки в конце. Каждый структурный элемент документа начинается с новой страницы.
4.19 Наименования разделов и подразделов в документе должны записываться с абзацного отступа - 1,25 см. Разделы должны иметь порядковую нумерацию арабскими цифрами в пределах всего текста, за исключением приложений. Например, "1 Структура сметной стоимости строительства".
При наличии в документе подразделов его номер включает номер раздела и порядковый номер подраздела, с разделением точкой. Например, "1.1 Структура стоимости строительно-монтажных работ".
Заголовки разделов и подразделов должны четко и кратко отражать их содержание. Заголовки не должны содержать сокращений, за исключением общепризнанных аббревиатур. В заголовке не допускается перенос слова на следующую строку, применение римских цифр, математических знаков и греческих букв.
Номера пунктов и подпунктов оформляются также арабскими цифрами с абзацного отступа (1,25 см). Номер пункта включает в себя номер раздела, подраздела и пункта с разделением точкой. Например, "1.1.1 Затраты на материальные ресурсы учитываются в сметной стоимости строительно-монтажных работ."
При наличии подпунктов его номер содержит номера раздела, подраздела, пункта и подпункта, разделенные точкой. Например, "1.1.1.1 Сметная цена материального ресурса зависит от способа доставки и вида транспорта."
После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта точка в тексте не ставится. Если текст основной части документа разделен на подпункты, то для дальнейшего деления текста используются абзацы, которым не присваивается номер, но они выделяются абзацным отступом - 1,25 см.
4.20 Нумерация страниц в Документах групп 1-5 - сквозная, выполняется арабскими цифрами, номер страницы указывается без точки в центре нижней части листа. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц документа, однако номер страницы на титульном листе не проставляется. Нумерация страниц документа и приложений к нему должна быть сквозная.
4.21 Внутри разделов, подразделов, пунктов и подпунктов могут приводится перечисления. Перед каждым элементом перечисления следует ставить дефис или строчные буквы в порядке русского алфавита, начиная с буквы "а", а после нее - скобку. При необходимости дальнейшей детализации перечисления используют арабские цифры, после которых ставят скобку, приводя их со смещением вправо на два знака относительно перечислений, обозначенных буквами.
4.22 При использовании в Документах групп 1-5 иллюстративного материала (чертежи схемы, графики, диаграммы, фотоснимки и др.) он именуется, как "Рисунок" и размещается непосредственно после текста, в котором о нем упоминается впервые. Рисунок нумеруется арабскими цифрами сквозной нумерацией внутри раздела с размещением в центре строки. Его номер состоит из раздела и порядкового номера с разделением точкой. После номера рисунка ставится дефис. Пример оформления рисунка приведен ниже на рисунке 4.1.
Рисунок 4.1 - Пример оформления рисунка
При ссылках в тексте на рисунок следует писать ".....в соответствии с рисунком 1.1.....".
4.23 Таблицы в Документах групп 1-5 располагают непосредственно после текста, в котором о них упоминается впервые. Таблица нумеруется арабскими цифрами сквозной нумерацией внутри раздела. Слово "Таблица" и номер таблицы размещаются справа от таблицы. Ее номер состоит из раздела и порядкового номера с разделением точкой. Наименование размещается над таблицей в центре без абзацного отступа.
Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу. В этом случае номер и наименование таблицы указывается один раз справа над первой частью таблицы, а над другими частями также справа пишутся слова "Продолжение таблицы" с указанием ее номера. При ссылках в тексте на таблицу следует писать "в соответствии с таблицей 1.1 ".
Пример оформления таблицы приведен ниже на рисунке 4.2.
Рисунок 4.2 - Пример оформления таблицы
Заголовки граф и строк таблицы приводят, начиная с прописной буквы, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков граф и строк точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.
В таблицах рекомендуется использовать размер шрифта меньшего размера, чем в тексте документа.
4.24 При необходимости внесения дополнительной справочной информации к основному тексту, иллюстративным материалам или таблицам рекомендуется использовать примечания. Слово "Примечание" следует писать с прописной буквы с абзаца без подчеркивания. Примечания следует помещать непосредственно после текстового, иллюстративного материала или таблицы, к которым они относятся. При наличии одного примечания, после слова "Примечание" ставится дефис и примечание пишется с прописной буквы без указания номера по порядку. В случае наличия нескольких примечания, им присваиваются номера, прописанные арабскими цифрами с проставлением точки.
Примеры оформления примечаний приведен на рисунке 4.3.
Рисунок 4.3 - Пример оформления примечаний
4.25 При использовании формул, они выделяются из текста в отдельную строку, при этом выше и ниже формулы должно быть оставлено по одной свободной строке. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов должны приводится непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они приведены в формуле. Нумерация формулам присваивается в пределах раздела, при этом номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой.
Пример оформления формулы приведен на рисунке 4.4.
Рисунок 4.4 - Пример оформления формул
Ссылки в тексте на порядковый номер формул приводят в скобках, например, "Сметная стоимость строительно-монтажных работ определяется по формуле (1.1).".
4.26 Сведения об использованных источниках следует располагать в порядке появления ссылок на источник в тексте документа. Нумерация источников выполняется с абзацного отступа (1,25 см) арабскими цифрами с точкой.
4.27 Приложения к документу оформляют как продолжение документа на последующих его листах или в виде самостоятельного документа. В тексте документа на все приложения должны быть ссылки с присвоением нумерации в порядке их появления в первый раз.
4.28 Каждое приложение в документе начинается с новой страницы с указанием в верхней части страницы справа слова "Приложение" и его обозначение. Каждое приложение имеет заголовок, размещаемый в центре с прописной буквы отдельной строкой. Приложение обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с буквы "А". После слова "Приложение" следует буква, обозначающая его последовательность. Если в документе одно приложение, оно обозначается как "Приложение А".
Пример оформления заголовка приложения приведен на рисунке 4.5.
Рисунок 4.5 - Пример оформления заголовка приложений
Приложения в документе имеют сквозную нумерацию страниц общую с остальной частью документа.
4.29 При использовании в приложениях к документу таблиц, иллюстративного материала (рисунков) или формул, им присваивается номер, включающий помимо названия раздела арабскую цифру, например, "Таблица А.1", "Рисунок А.1" или "Формула (А.1)".
5. Порядок разработки и утверждения документов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве
5.1 Заказчиком на разработку документов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве выступает Москомэкспертиза.
5.2 Инициаторами разработки документов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве являются Москомэкспертиза, другие органы исполнительной власти города Москвы, их структурные подразделения и подведомственные организации, организации строительного комплекса, участвующие в проектировании и строительстве объектов различного назначения за счет бюджета города Москвы, а также другие заинтересованные юридические и физические лица (далее - Заявители).
5.3 Разработка документов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве организуется Москомэкспертизой и осуществляется в соответствии с настоящим Положением научными, научно-исследовательскими, научно-производственными, проектными и другими организациями, обладающими научным потенциалом и необходимым опытом практической работы в обозначенной области (далее - Разработчик).
5.4 Разработка документов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве осуществляется поэтапно:
1-й этап - планирование работ по разработке документа;
2-й этап - организация работ по разработке документа;
3-й этап - разработка проекта документа;
4-й этап - рассмотрение и принятие проекта документа;
5-й этап - утверждение документа и внесение его в Реестр.
5.5 Планирование работ по разработке документа в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя работы по формированию Заказчиком Плана разработки (далее - План). Включение мероприятий по разработке документов в План осуществляется Москомэкспертизой в соответствии с актами Правительства Российской Федерации, поручениями Мэра и Правительства Москвы, а также на основании предложений Заявителей после рассмотрения обоснования их разработки и принятия решения о целесообразности разработки для применения в строительном комплексе города Москвы.
5.6 Организация работ по разработке документа в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве содержит определение объема работ, рассмотрение предложений потенциальных разработчиков, проведение конкурсных процедур, заключение договоров на выполнение работ между заказчиком и разработчиком. При подготовке договора в качестве приложения к нему формируется техническое задание на разработку документа, где указываются цели, задачи, этапы и сроки разработки.
5.7 Подготовка проекта документа в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве осуществляется Разработчиком в установленные договором сроки при возможном участии соисполнителей, если это было оговорено договорными условиями.
5.8 Подготовленный проект документа передается Заказчику на рассмотрение. По результатам рассмотрения проекта документа Заказчик согласовывает проект либо готовит замечания и предложения и передает их Разработчику. При наличии замечаний Заказчика к проекту документа Разработчик устраняет замечания и повторно предоставляет проект документа на рассмотрение и согласование. После повторного рассмотрения проекта документа и при отсутствии замечаний и предложений Заказчик согласовывает проект документа.
5.9 После принятия проекта документа Заказчик утверждает его своим приказом с установлением даты введения в действие. Одновременно Заказчик отменяет документ при наличии, взамен которого был разработан проект документа.
5.10 Внесение в Реестр разработанного и утвержденного документа в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве осуществляет Москомэкспертиза или уполномоченное подведомственное ей учреждение, осуществляющее деятельность в области разработки и ведения документов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве для города Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.