г. Краснодар |
|
30 августа 2013 г. |
Дело N А53-1453/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Волкова Я.Е. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Таганрогский металлургический завод" (ИНН 6154011797, ОГРН 1026102572473) - Большакова М.М. (доверенность от 01.01.2013), в отсутствие ответчика - Комитета по управлению имуществом города Таганрога (ИНН 6154005874, ОГРН 1026102583726), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом города Таганрога на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.04.2013 (судья Губенко М.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013 (судьи Ковалева Н.В., Еремина О.А., Кузнецов С.А.) по делу N А53-1453/2013, установил следующее.
ОАО "Таганрогский металлургический завод" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Комитету по управлению имуществом г. Таганрога (далее - комитет) с иском, в котором просило определить пункты 3.1 и 3.4. договора аренды земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003492:50 площадью 1974 кв. м в следующей редакции:
- годовой размер арендной платы за участок составляет 105 368 рублей 17 копеек (пункт 3.1);
- размер арендной платы изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя в связи с изменением государственной кадастровой оценки земель (пункт 3.4);
- ставка арендной платы: 2%; годовой размер арендной платы за арендованную площадь составляет: 5 268 408,6 х 0,02 =105 368 рублей 17 копеек (приложение (расчет арендной платы)).
Иск мотивирован следующим. При заключении договора аренды земельного участка (в порядке переоформления обществом права постоянного (бессрочного) пользования) у сторон возникли разногласия по условиям, касающимся размера арендной платы. Общество относится к субъектам, указанным в пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), поэтому размер арендной платы для него не должен превышать 2% от кадастровой стоимости земельного участка. Расчет, подготовленный комитетом на основании Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2012 N 120 (далее - Порядок) с учетом коэффициентов инфляции, а также условие договора об изменении арендной платы в одностороннем порядке путем ежегодной индексации не соответствует Вводному закону.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01.04.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013, иск удовлетворен. На комитет возложена обязанность в течение четырнадцати дней со дня вступления в законную силу решения направить в адрес общества проект договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003492:50, изложив пункты 3.1, 3.4 договора аренды, а также приложение к договору (расчет арендной платы) в редакции общества. С комитета в пользу общества взыскано 4 тыс. рублей государственной пошлины.
Судебные инстанции установили, что в связи с переоформлением обществом права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 61:58:0003492:50 площадью 1974 кв. м, расположенным по адресу: г. Таганрог, ул. Заводская, 1, на право аренды, у сторон возникли разногласия по условиям договора, относящимся к порядку определения размера арендной платы. Общество относится к субъектам, на которые распространяет свое действие пункт 2 статьи 3 Вводного закона, поэтому к нему применимы установленные законом ограничения размера арендной платы (2% от кадастровой стоимости земельного участка). Применение комитетом в расчете арендной платы (пункт 3.1; приложение к договору) индексов прогнозируемого уровня инфляции (путем их последовательного перемножения) суды сочли неправомерным, поскольку применение индексации (в связи с прогнозируемой инфляцией) для случаев переоформления права постоянного (бессрочного) пользования в аренду законом не предусмотрено. Пункт 3.4 проекта договора (в редакции ответчика) признан судами не соответствующим абзацу 4 пункта 2 статьи 3 Вводного закона и пунктам 8, 9 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила), в соответствии с которыми индексация арендной платы для случаев ее расчета на основании кадастровой стоимости земельного участка не производится. С учетом изложенного, судебные инстанции пришли к выводу о необходимости определения спорных условий (пункты 3.1, 3.4 договора аренды; приложение к договору) в редакции общества (статьи 421, 424, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс). Расходы по государственной пошлине на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) возложены на комитет (л. д. 70, 100).
Комитет обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит судебные акты отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Комитет полагает, что размер арендной платы в направленном обществу проекте договора определен правильно и соответствует нормативным предписаниям. Спорный земельный участок находился у общества на праве постоянного (бессрочного) пользования, поэтому по правилам пункта 2 статьи 3 Вводного закона размер арендной платы установлен исходя из 2% от кадастровой стоимости земельного участка, с применением индексов инфляции за 2009 - 2012 годы. Суды не учли, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 Конституции Российской Федерации, статья 2 Земельного кодекса). За земли, переданные в аренду, взимается плата, порядок, условия и сроки внесения которой устанавливаются уполномоченными органами (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса). Общие начала определения арендной платы установлены Правительством Российской Федерации в Правилах. Согласно пункту 10 статьи 3 Вводного закона порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2012 N 120 утвержден Порядок, в соответствии с которым при переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на право аренды плата устанавливается органами местного самоуправления дифференцированно (в зависимости от видов земель) в пределах 0,3%, 1,5% или 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков. В пункте 4 Порядка предусмотрено, что индексация размера арендной платы проводится путем последовательного перемножения индексов прогнозируемого уровня инфляции, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, начиная с года, в котором изменилась кадастровая стоимость земельного участка. На территории муниципального образования "Город Таганрог" кадастровая стоимость изменилась с 2009 года, в связи с чем подлежат применению коэффициенты инфляции. Постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2012 N 120 (утвержденный им Порядок) не отменены и недействительными не признаны. Таким образом, размер арендной платы установлен в договоре в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства, оснований для определения условий договора аренды в редакции, предложенной истцом, не имеется.
Общество в отзыве сослалось на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Истец считает правомерным определение спорных условий договора в предложенной им редакции, поскольку общество относится к субъектам, на которые распространяет свое действие пункт 2 статьи 3 Вводного закона и к нему применимы установленные законом ограничения размера арендной платы. Использование комитетом в расчете индексов прогнозируемого уровня инфляции (путем их последовательного перемножения) является неправомерным (не соответствует пункту 2 статьи 3 Вводного закона, пунктам 8 и 9 Правил). В данном случае следует руководствоваться нормами федерального закона, который подобной индексации не предусматривает.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие выводов судебных инстанций нормам действующего законодательства и представленным в дело доказательствам.
Комитет, извещенный о времени и месте судебного заседания по правилам статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку представителя в суд кассационной инстанции не обеспечил.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителя истца, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации за обществом права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 61:58:0003492:50 площадью 1974 кв. м, расположенный по адресу: г. Таганрог, ул. Заводская, 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.02.2004 (л. д. 32).
По заявлению общества о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования постановлением Администрации г. Таганрога от 10.09.2012 N 3361 обществу для эксплуатации здания спецсклада чугуна и ферросплавов, а также склада мобилизационного назначения предоставлен в аренду сроком на 25 лет земельный участок площадью 1974 кв. м с кадастровым номером 61:58:0003492:50. Комитету поручено заключить с обществом договор аренды указанного земельного участка (л. д. 33).
Комитетом подготовлен и передан на рассмотрение общества проект договора аренды земельного участка (л. д. 10, 11). В соответствии с пунктом 3.1 годовой размер арендной платы составил 145 166 рублей 74 копейки. Расчет арендной платы отражен в приложении к договору (пункт 3.3). Размер платы изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя путем ежегодной индексации с учетом прогнозируемого уровня инфляции, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период; в связи с изменением ставок арендной платы, прогнозируемого уровня инфляции, значений и коэффициентов, используемых при расчете арендной платы и (или) кадастровой стоимости земельного участка. При этом размер арендной платы считается измененным с момента вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов об установлении (утверждении): ставок арендной платы, нового размера прогнозируемого уровня инфляции, значений и коэффициентов, используемых при расчете арендной платы, результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 3.4).
Расчет арендной платы приведен в приложении к договору (л. д. 14). Расчет выполнен в соответствии с действовавшим на момент заключения договора Порядком, стоимость землепользования определена в нем как произведение ставки арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка и коэффициентов инфляции (5 268 408,6 х 0,02 х 1,08 х 1,13 х 1,065 х 1,06 = 145 166 рублей 74 копейки).
Общество подписало проект договора с протоколом разногласий по пунктам 3.1, 3.4 и приложению к договору (л. д. 16, 17). Спорные условия общество предложило сформулировать в следующей редакции: годовой размер арендной платы за участок составляет 105 368 рублей 17 копеек (пункт 3.1); размер арендной платы изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя в связи с изменением государственной кадастровой оценки земель (пункт 3.4); ставка арендной платы: 2%; годовой размер арендной платы за арендованную площадь составляет: 5 268 408,6 х 0,02 = 105 368 рублей 17 копеек (приложение (расчет арендной платы)).
На предложение общества о подписании договора с учетом протокола разногласий (письмо от 05.12.2012) комитет письмом от 20.12.2012 ответил отказом (л. д. 18 - 20).
На основании статьи 446 Гражданского кодекса общество передало разногласия, возникшие при заключении договора аренды, на разрешение арбитражного суда.
При разрешении спора судебные инстанции установили, что договор заключается сторонами в связи с переоформлением обществом права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды.
Статьей 3 (пункты 1 и 2) Вводного закона предусмотрена обязанность юридических лиц, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса, переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса.
Рассмотрение заявлений о приобретении земельных участков в собственность или в аренду (заключение соответствующих договоров) для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным (пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства"). Таким образом, комитет (уполномоченный орган местного самоуправления) является лицом, для которого заключение договора с обществом является обязательным.
Заключение договора в обязательном порядке урегулировано статьей 445 Гражданского кодекса. Согласно пункту 2 указанной нормы в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 Гражданского кодекса). Вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора указывается в резолютивной части решения (статья 173 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Аналогичные правила применяются при заключении договора (определении его условий) в судебном порядке.
Правоотношения, возникающие при переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, урегулированы пунктом 2 статьи 3 Вводного закона.
В соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 2 статьи 3 Вводного закона (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 342-ФЗ) арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи. При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка (абзац 4 пункта 2 статьи 3 Вводного закона).
Общество относится к субъектам, указанным в пункте 2 статьи 3 Вводного закона, поэтому к правоотношениям сторон, связанным с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды, применимы установленные законом ограничения размера арендной платы (2% от кадастровой стоимости земельного участка, не относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, а также землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте).
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
В проекте договора аренды комитет произвел расчет арендной платы в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2012 N 120, исходя из ставки в размере 2% от кадастровой стоимости участка с последовательным перемножением индексов прогнозируемого уровня инфляции, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, начиная с года, в котором изменилась кадастровая стоимость земельного участка.
Правилами, принятыми постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса, к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Пунктом 8 Правил установлено, что при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды. При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 Правил, не проводится (пункт 9 Правил).
Таким образом, изменение (увеличение) арендной платы на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, при исчислении арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельного участка федеральным законодательством не предусмотрено. С учетом изложенного, условия договора аренды земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003492:50, регулирующие порядок расчета арендной платы и устанавливающие основания для его изменения (пункты 3.1, 3.4 договора и приложение) приняты судом в редакции общества.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод кассационной жалобы заявителя о необходимости установления размера арендной платы с учетом изменения уровня инфляции отклоняется как основанный на неправильном толковании применимого к спорным отношениям законодательства (пункт 2 статьи 3 Вводного закона, пункты 8 и 9 Правил).
Не принимаются и ссылки заявителя на соответствие подготовленного комитетом расчета нормативному акту (Порядку), утвержденному субъектом Российской Федерации.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 изложено следующее. По спору, возникшему при заключении или изменении договора, суд вправе применительно к статье 12 Гражданского кодекса и статье 13 Кодекса давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия принципам и ориентирам, закрепленным в Правилах.
Правила не предусматривают возможность изменения арендной платы на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, при исчислении арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Из системного толкования статьи 76 Конституции Российской Федерации и статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации будет обладать приоритетом в случае, если он принят вне пределов ведения Российской Федерации, а также совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поэтому в случае выявления коллизии равнозначных по юридической силе подзаконных актов, приоритет должен быть отдан федеральному нормативному правовому акту.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций исследовали обстоятельства, имеющие значение для дела, дали оценку представленным сторонами доказательствам, правильно применили к спорным отношениям нормы материального права. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель (орган местного самоуправления) от уплаты государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы освобожден.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.04.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013 по делу N А53-1453/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.