Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 15
Утверждено
распоряжением Министерства
государственного управления,
информационных технологий и связи
Московской области
от 01.03.2023 г. N 11-27/РВ
Инструкция
пользователя по обеспечению безопасности обработки персональных данных при возникновении внештатных ситуаций
1. Назначение и область действия
Настоящая Инструкция определяет возможные аварийные ситуации, связанные с функционированием ИСПДн в Министерстве государственного управления, информационных технологий и связи Московской области (далее - Министерство), меры и средства поддержания непрерывности работы и восстановления работоспособности ИСПДн после аварийных ситуаций.
Целью настоящего документа является превентивная защита элементов ИСПДн от прерывания в случае реализации рассматриваемых угроз.
Задачей данной Инструкции является:
определение мер защиты от прерывания;
определение действий восстановления в случае прерывания.
Действие настоящей Инструкции распространяется на всех сотрудников Министерства, имеющих доступ к ресурсам ИСПДн.
2. Порядок реагирования на аварийную ситуацию
2.1. Действия при возникновении аварийной ситуации
В настоящем документе под аварийной ситуацией понимается некоторое происшествие, связанное со сбоем в функционировании элементов ИСПДн, предоставляемых пользователям ИСПДн.
В кратчайшие сроки, не превышающие одного рабочего дня, ответственные за реагирование сотрудники Министерства (либо подведомственных ему организаций) предпринимают меры по восстановлению работоспособности. Предпринимаемые меры по возможности согласуются с руководителями структурных подразделений. По необходимости, иерархия может быть нарушена, с целью получения высококвалифицированной консультации в кратчайшие сроки.
2.2. Уровни реагирования на инцидент
При реагировании на инцидент важно, чтобы пользователь правильно классифицировал критичность инцидента. Критичность оценивается на основе следующей классификации:
Уровень 1 - незначительный инцидент. Незначительный инцидент определяется как локальное событие с ограниченным разрушением, которое не влияет на общую доступность элементов ИСПДн и средств защиты. Эти инциденты решаются ответственными за реагирование сотрудниками.
Уровень 2 - авария. Любой инцидент, который приводит или может привести к прерыванию работоспособности отдельных элементов ИСПДн и средств защиты. Эти инциденты выходят за рамки управления ответственными за реагирование сотрудниками.
Уровень 3 - катастрофа. Любой инцидент, приводящий к полному прерыванию работоспособности всех элементов ИСПДн и средств защиты, классифицируется как катастрофа. Обычно к катастрофам относят обстоятельства непреодолимой силы (пожар, взрыв), которые могут привести к прерыванию работоспособности ИСПДн и средств защиты на сутки и более.
3. Меры обеспечения непрерывности работы и восстановления ресурсов при возникновении аварийных ситуаций
3.1. Технические меры
К техническим мерам обеспечения непрерывной работы и восстановления относятся программные, аппаратные и технические средства и системы, используемые для предотвращения возникновения аварийных ситуаций, такие как:
системы обеспечения отказоустойчивости;
системы резервного копирования и хранения данных;
системы контроля физического доступа.
Системы жизнеобеспечения ИСПДн включают:
пожарные сигнализации и системы пожаротушения;
системы вентиляции и кондиционирования;
системы резервного питания.
Все критичные помещения Министерства (помещения, в которых размещаются элементы ИСПДн и средства защиты) должны быть оборудованы средствами пожарной сигнализации и пожаротушения.
3.2. Организационные меры
Ответственные за реагирование сотрудники ознакомляют всех сотрудников Министерства, находящихся в их зоне ответственности, с данной инструкцией в срок, не превышающий 3 рабочих дней с момента выхода нового сотрудника на работу.
Должно быть проведено обучение должностных лиц Министерства, имеющих доступ к ресурсам ИСПДн, порядку действий при возникновении аварийных ситуаций.
Администраторы ИСПДн и администраторы безопасности должны быть дополнительно обучены методам частичного и полного восстановления работоспособности элементов ИСПДн.
Навыки и знания должностных лиц по реагированию на аварийные ситуации должны регулярно проверяться. При необходимости должно проводиться дополнительное обучение должностных лиц порядку действий при возникновении аварийной ситуации.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
5. Действия в случае возникновения ситуаций, которые могут повлечь неправомерную передачу (предоставление, распространение, доступ) персональных данных
5.1. Уполномоченные должностные лица Министерства обязаны в порядке, определенном ФСБ России, обеспечивать взаимодействие с государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, включая информирование его о компьютерных инцидентах, повлекших неправомерную передачу (предоставление, распространение, доступ) ПДн.
Взаимодействие Министерства с государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, включая информирование его о компьютерных инцидентах, повлекших неправомерную передачу (предоставление, распространение, доступ) ПДн, осуществляется через Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам (далее - НКЦКИ) в соответствии с подпунктом 4.8 пункта 4 Положения о НКЦКИ.
5.2. Подтверждением передачи Министерством в НКЦКИ информации, указанной в п. 5.1 настоящей Инструкции, является присвоение НКЦКИ соответствующим компьютерным инцидентам идентификаторов. Идентификаторы направляются НКЦКИ в Министерство по тем же каналам, по которым Министерством была направлена информация о соответствующем инциденте в НКЦКИ.
5.3. В случае установления факта неправомерной или случайной передачи (предоставления, распространения, доступа) ПДн, повлекшей нарушение прав субъектов ПДн, Министерство обязано с момента выявления такого инцидента уведомить Роскомнадзор:
в течение двадцати четырех часов - о произошедшем инциденте, о предполагаемых причинах, повлекших нарушение прав субъектов ПДн, и предполагаемом вреде, нанесенном правам субъектов ПДн, о принятых мерах по устранению последствий соответствующего инцидента, а также предоставить сведения об уполномоченном должностном лице Министерства на взаимодействие с Роскомнадзором, по вопросам, связанным с выявленным инцидентом;
в течение семидесяти двух часов - о результатах внутреннего расследования выявленного инцидента, а также предоставить сведения о лицах, действия которых стали причиной выявленного инцидента (при наличии).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.