Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 31 января 2023 г. N 3а-112/2023
Решение обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции 28 марта 2023 г.
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Трошина С.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фазлутдиновой А.А.,
с участием прокурора Кириллова Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шушлякова А.А., Гимадова И.З. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующим пункта 243 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 16 ноября 2020 года N 3495-р,
установил:
Шушляков А.А., Гимадов И.З., являющиеся собственниками нежилого здания с кадастровым номером...., расположенного по адресу: <адрес> (далее - здание с кадастровым номером....) обратились в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 243 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень), утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 16 ноября 2020 года N 3495-р.
В обоснование административного иска указано, что включение здания с кадастровым номером.... в Перечень противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", так как оно не входит в категорию торговых центров (комплексов).
Гимадов И.З., надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Шушляков А.А., а также представитель административных истцов Шушляков И.А. в судебном заседании административный иск поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Сабирзанов М.Т. в судебном заседании административный иск не признал, пояснив, что здание с кадастровым номером.... было включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, на основании сведений из ЕГРН и технического паспорта здания, составленного по состоянию на 1 декабря 2008 года. Вид фактического использования здания с кадастровым номером.... административным ответчиком не определялся.
Заинтересованные лица - Министерство юстиции Республики Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела, представителей для участия в судебном заседании не направили.
Министерство юстиции Республики Татарстан в письменных пояснениях изложило свою позицию о соблюдении при принятии оспариваемого распоряжения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, порядка издания и введения в действие нормативного правового акта в части государственной регистрации и официального опубликования (том N 1, л.д. 151-152).
Прокурор Кириллов Э.В. в судебном заседании дал заключение о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Выслушав участников процесса, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Пунктом "и" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом.
В подпункте 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, строения, сооружения, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
В силу пункта 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных этой же статьей.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размере, не превышающем 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года N 82-ЗРТ "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года.
Решением Казанской городской Думы от 20 ноября 2014 года N 3-38 "О налоге на имущество физических лиц" установлен налог на имущество физических лиц на территории муниципального образования города Казани с определением налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, а также налоговой ставки в размере 2 процентов в отношении объектов налогообложения включенных в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в то время как в отношении прочих объектов налогообложения налоговая ставка составляет 0,5 процента (подпункты 4, 5 пункта 1).
Пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предписано не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой же статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", согласно которой налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке (часть 1).
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 названной статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896 утвержден Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования Перечня, согласно которому в Перечень включаются объекты недвижимого имущества, указанные в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ (пункт 2).
В соответствии с пунктом 3 названного Порядка Перечень утверждается распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, правительством региона предписывается, что в Перечень подлежат включению только торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 2000 квадратных метров, расположенные на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек. Региональный законодатель не предусмотрел возможность включения в Перечень других видов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (например, административно-деловых центров, нежилых помещений, для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания) и не наделил соответствующими полномочиями Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Как следует из материалов дела, распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 16 ноября 2020 года N 3495-р, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 25 ноября 2021 года за N 7027, в тот же день опубликованным на официальном портале правовой информации Республики Татарстан Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год. Впоследствии в Перечень вносились изменения распоряжениями от 4 декабря 2020 года N 3813-р, от 26 декабря 2020 года N 4184-р, от 30 декабря 2020 года N 4343-р, от 27 июля 2021 года N 2267-р, от 30 сентября 2021 года N 2962-р, от 24 ноября 2021 года N 3605-р, от 15 декабря 2021 года N 3840-р и N 3845-р, от 29 декабря 2021 года N 4142-р, от 4 февраля 2022 года N 300-р, от 25 апреля 2022 года N 1273-р, от 7 сентября 2022 года N 2658-р (том N 1, л.д. 118-143, 151-152).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 4 декабря 2020 г. N 3814-р
Таким образом, распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 16 ноября 2020 года N 3495-р "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год" принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил регистрации и опубликования.
Между тем доводы Шушлякова А.А., Гимадова И.З. об отсутствии у нежилого здания с кадастровым номером.... признаков торгового центра (комплекса), заслуживают внимания.
Как следует из содержания оспариваемого распоряжения, критериями для включения объекта в Перечень послужили обстоятельства, предусмотренные статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", то есть здание с кадастровым номером.... отнесено к категории торговых центров (комплексов) площадью свыше 2000 квадратных метров и расположенных на территории населенного пункта с численностью населения более 145 тысяч человек.
Обращаясь к доводам административных истцов о необоснованном отнесении здания к категории торговых центров (комплексов), суд исходит из положений пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В пункте 243 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, указано здание с кадастровым номером.... (том N 1, л.д. 118-126).
Здание с кадастровым номером...., поставленное на государственный кадастровый учет 2 августа 2013 года, имеет наименование "Административно-торговое здание", его площадь составляет 2378,4 кв. м (том N 1, л.д. 197-202).
На момент рассмотрения настоящего административного дела Единый государственный реестр недвижимости содержит сведения о нахождении в пределах здания одного нежилого помещения с кадастровым номером.... площадью 140,6 кв. м, имеющее наименование "подвал N 1" (том N 1, л.д. 203-204).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером...., поставленного на кадастровый учет 21 июля 2004 года, имевшего вид разрешенного использования "административные офисы", снятого с кадастрового учета 1 декабря 2020 года (том N 1, л.д. 205-207) и земельного участка с кадастровым номером...., поставленного на кадастровый учет 1 апреля 2022 года, имеющего вид разрешенного использования "деловое управление" (том N 3, л.д. 40-54).
1 декабря 2008 года и 7 февраля 2018 года была проведена техническая инвентаризация здания с кадастровым номером.... о чем свидетельствуют истребованные судом из органов кадастрового учета и регистрации прав копии кадастровых (реестровых) дел, копии всех документов технического учета из кадастровых (реестровых) дел, в том числе содержащих технические паспорта здания, составленные по состоянию на 1 декабря 2008 года и 7 февраля 2018 года, имеющихся в распоряжении АО "Бюро технической инвентаризации и кадастровых работ Республики Татарстан" и общества с ограниченной ответственностью "Бюро кадастровых услуг" (том N 1, л.д. 160, 161-167, 168, 170-184, 208-234, том N 2, л.д. 11-122, 126-225, том N 3, л.д. 4-34).
Таким образом, соответствие здания с кадастровым номером.... признакам торгового центра (комплекса), предусмотренным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и, как следствие, наличие либо отсутствие оснований для включения его в Перечень, должно определяться по сведениям последней технической инвентаризации помещений, зафиксированным в документах технического учета (инвентаризации) - технических паспортах либо технических планах, составленных в установленном порядке уполномоченными организациями.
Согласно техническому паспорту на нежилое здание с кадастровым номером...., предоставленному обществом с ограниченной ответственностью "Бюро кадастровых услуг", составленному по состоянию на 7 февраля 2018 года (дату последней инвентаризации здания на момент принятия и вступления в силу оспариваемого распоряжения), здание состоит из подвала и трех этажей, при этом помещения, имеющие назначение, разрешенное использование или наименование, предусматривающее размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, отсутствуют (том N 1, л.д. 168, 170-184).
Все помещения, расположенные в здании с кадастровым номером...., имеют назначение "канцелярские", наименование помещений по основным площадям - "офисы".
Технические планы здания с кадастровым номером.... и помещения подвала с кадастровым номером...., хранящиеся в кадастровых делах указанных объектов недвижимости, не содержат экспликации к поэтажному плану и сведений о назначении, разрешенном использовании или наименовании имеющихся в здании помещений (том N 2, л.д. 11, 23, 35, 39-41, том N 3, л.д. 10-11, 29, 34).
Сведений о внесении каких-либо изменений в документы технического учета (инвентаризации) в отношении здания с кадастровым номером.... и расположенного в нем объекта недвижимости - помещения с кадастровым номером.... в юридически значимый период представленные суду архивные материалы органов технической инвентаризации и кадастровые дела объектов недвижимости не содержат.
Доказательств, подтверждающих факт проведения в отношении здания с кадастровым номером.... до включения его в Перечень мероприятий по определению вида фактического использования, не имеется, что не оспаривалось представителем административного ответчика в судебном заседании.
Исходя из содержания выписок из ЕГРН, здание расположено на земельном участке с кадастровым номером...., имевшем вид разрешенного использования "административные офисы" (снятого с кадастрового учета 1 декабря 2020 года) и земельном участке с кадастровым номером...., имеющем вид разрешенного использования "деловое управление" (том N 1, л.д. 197, 205-206, том N 3, л.д. 40-54), что не позволяет отнести их к виду разрешенного использования, предполагающего размещение торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, поскольку данные виды не соответствует кодам 3.3 "бытовое обслуживание", 4.2 "объекты торговли", 4.4 "магазины", 4.6 "общественное питание" Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Согласно представленным представителем административных истцов копий договоров аренды нежилых помещений:
от 1 марта 2019 года N 90 о предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Емех-Тотем" части нежилого помещения на 2 этаже здания площадью 32,4 кв. м (том N 4, л.д. 110-115, 116, 117),
от 1 июля 2019 года N 96 о предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Колор 37" части нежилых помещений на 1 и 2 этажах здания общей площадью 260,7 кв. м и 150,2 кв. м соответственно (том N 4, л.д. 118-123, 124-125, 126-128),
от 1 июля 2019 года N 95 о предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Модный город" части нежилых помещений на 1 и 3 этажах здания общей площадью 500,6 кв. м (том N 4, л.д. 129-134, 135-136, 137-140),
от 1 июля 2019 года N 98 о предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Сервис-МК" части нежилого помещения на 3 этаже здания площадью 228,1 кв. м (том N 4, л.д. 151-156, 157-158),
от 1 декабря 2020 года N 105 о предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "ИТЦ Градус" части нежилого помещения в подвальном этаже здания площадью 120 кв. м (том N 4, л.д. 141-146, 147-148, 149-150),
от 1 января 2021 года N 106 о предоставлении в аренду индивидуальному предпринимателю Миникаеву С.В. части нежилого помещения в здании площадью 45 кв. м (том N 4, л.д. 159-164, 165-166),
от 1 марта 2021 года N 107 о предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Инотек" части нежилого помещения в здании площадью 89,1 кв. м (том N 4, л.д. 167-172, 173-174),
от 1 июня 2021 года N 109 о предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Скив" части нежилого помещения на 2 этаже здания площадью 89,1 кв. м (том N 4, л.д. 175-180, 181-182), указанные в договорах помещения переданы в аренду для использования в качестве офисных помещений, склада.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем административным ответчиком Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания критериям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения названного объекта в Перечень на 2021 год, не представлено.
Поэтому отнесение административного здания к категории торговых центров (комплексов) по признакам, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ, следует считать необоснованным, а пункт 243 Перечня - несоответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2021 год), признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поэтому суд полагает необходимым признать его недействующими со дня принятия.
Руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Шушлякова А.А., Гимадова И.З. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 243 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 16 ноября 2020 года N 3495-р.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Трошин С.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 31 января 2023 г. N 3а-112/2023
Текст решения опубликован не был
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 апреля 2023 г. N 66а-739/2023 настоящий документ отменен. Принято новое решение, которым отказано в признании недействующим пункта 243 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утв. распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 16 ноября 2020 г. N 3495-р