Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 17 февраля 2023 г. N 3а-121/2023
Решение обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции 18 мая 2023 г.
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Сафиной М.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушаковым К.Н. с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Кириллова Э.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению непубличного акционерного общества "Мостаф" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующим пункта 127 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 ноября 2021 года N 3555-р,
установил:
распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 ноября 2021 года N 3555-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень). Данное распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 29 ноября 2021 года за N 8219, опубликовано в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 28 декабря 2021 года N 4120-р.
В пункте 127 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, указано здание с кадастровым номером...., расположенный по адресу: <адрес>.
Непубличное акционерное общество "Мостаф", являющееся собственником расположенных в этом здании помещений с кадастровыми номерами...., ...., долевым собственником помещений с кадастровыми номерами...., .... и налогоплательщиком налога на имущество организаций, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 127 Перечня, полагая, что включение в него здания с кадастровым номером.... противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", так как данный объект не входят в категорию торговых центров (комплексов).
В судебном заседании представитель непубличного акционерного общества "Мостаф" Шамсутдинова Т.М. поддержала административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, Министерство юстиции Республики Татарстан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей для участия в судебном заседании не направили.
От Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан поступили письменные возражения с указанием на наличие предусмотренных подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации оснований для включения спорного объекта недвижимости в Перечень как торгового центра (комплекса). В ранее состоявшемся по данному делу судебном заседании представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Сабирзанов М.Т. административный иск не признал, пояснив, что основанием для включения спорного здания в Перечень как торгового центра (комплекса) послужило его расположение на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, а также информация Исполнительного комитета муниципального образования города Казани.
Министерство юстиции Республики Татарстан представило письменные объяснения, в которых указывает на соблюдение процедуры государственной регистрации и опубликования оспариваемых нормативных правовых актов.
Выслушав представителя административного истца, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Пунктом "и" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в круг полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения включено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом.
Согласно статьям 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут также устанавливаться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 названного кодекса.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации).
Указанными объектами недвижимого имущества являются, помимо прочих, торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как установлено пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предписано не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой же статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В Республике Татарстан особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены частью 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Республики Татарстан), согласно которой налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт 1); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов (подпункт "а" пункта 2); форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты (подпункт "б" пункта 2); процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта (подпункт "в" пункта 3); правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу (подпункт "г" пункта 4), соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 3).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущены опечатки. Имеются в виду подп. в и г п. 2 ч. 8 ст. 213
Частью 2 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан полномочиями по утверждению перечня объектов недвижимого имущества, указанных части 1 этой же статьи, наделен орган исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченный в области имущественных отношений, каковым в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 августа 2007 года N 407 является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896 утвержден Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно пункту 2 названного Порядка в Перечень включаются объекты недвижимого имущества, указанные в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ. Перечень утверждается распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3).
В силу пункта 3.3.86 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 августа 2007 года N 407, к полномочиям Министерства отнесено определение в установленном порядке перечня объектов недвижимого имущества, указанного в статье 1.1 Закона Республики Татарстан.
Исходя из приведенных положений законодательства Республики Татарстан компетенция Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в части формирования перечня ограничена включением в него лишь тех объектов, которые определены в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан, то есть торговых центров (комплексов), отвечающих установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признакам, а также требованиям к площади и местонахождению, предусмотренным названным региональным законом. Включение в перечень иных объектов в полномочия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан не входит.
Проверяя нормативный правовой акт в оспариваемой части на предмет полномочности принявшего его органа государственной власти, суд исходит из того, что спорный объект недвижимости с кадастровым номером.... включен в Перечень в качестве торгового центра (комплекса), что не выходит за пределы полномочий Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме распоряжения, что соответствует нормам пункта 4.1.1 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 августа 2007 года N 407.
Оспариваемое распоряжение зарегистрировано Министерством юстиции Республики Татарстан 29 ноября 2021 года за регистрационным номером 8219 в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Татарстан от 28 сентября 2017 года N УП-851 и постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 июля 2002 года N 426, в этот же день опубликовано на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Указ Президента РТ от 28 сентября 2017 г. N УП-861
Оценивая законность оспариваемой нормы, которой объект недвижимости с кадастровым номером.... включен в Перечень в качестве торгового центра (комплекса), обоснованность решения уполномоченного органа об отнесении этого здания к категории торговых центров (комплексов), суд сопоставляет имеющиеся в материалах дела сведения о характеристиках данного объекта с признаками, перечисленными в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, объект недвижимости с кадастровым номером...., поставленный на государственный кадастровый учет 12 октября 2010 года, представляет собой нежилое административное здание, состоящее из 5-ти этажей, площадью 3676,7 квадратного метра, расположенное на земельном участке с кадастровым номером.... с видом разрешенного использования "под строительство административно-торговых зданий".
По данным технического паспорта, составленного по состоянию на 25 января 2008 года республиканским государственным унитарным предприятием "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, площадь здания составляет 3706,5 квадратного метра, при этом в здании отсутствуют площади, используемые для размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания, основная площадь, предназначенная для размещения предприятий общественного питания, составляет 260,7 квадратного метра, вспомогательная площадь этого же назначения - 86,8 квадратного метра; основная площадь, используемая под офисы - 2355,4 квадратного метра, вспомогательная площадь этого же назначения - 1003,6 квадратного метра.
В материалах дела также имеется технический паспорт на этот же объект недвижимости, составленный этим же органом технической инвентаризации по состоянию на более позднюю дату - 25 июня 2008 года. Согласно данному документу площадь здания составляет 3676,7 квадратного метра, в здании имеется основная площадь 260,7 квадратного метра, предназначенная для размещения предприятий общественного питания (в том числе вестибюль - 25,2 квадратного метра, комната - 23,2 квадратного метра, кладовая столовой посуды 3,2 квадратного метра, моечная столовой посуды - 7,3 квадратного метра, обеденный зал - 158,3 квадратного метра, производственный цех - 16,5 квадратного метра, цех подготовки овощей - 3,3 квадратного метра, кладовая - 4,3 квадратного метра, кабинет - 8,5 квадратного метра, кладовая сухих продуктов - 6,2 квадратного метра, кладовая напитков - 4,7 квадратного метра), вспомогательная площадь предприятий общественного питания - 86,8 квадратного метра; основная площадь, используемая под офисы - 2260,4 квадратного метра, вспомогательная площадь этого же назначения - 1068,8 квадратного метра.
В пределах здания с кадастровым номером.... расположены помещения с кадастровыми номерами 16.... (снято с кадастрового учета 11 ноября 2014 года), .... (снято с кадастрового учета 19 августа 2016 года), ..... По сведениям, имеющимся в технических паспортах и кадастровых (реестровых) делах, площадь, предназначенная для размещения торговых объектов, имеется в помещениях с кадастровыми номерами...., а площадь предприятий общественного питания - в помещении с кадастровым номером..... При этом сведения, содержащиеся в технических паспортах отдельных помещений, составленных по состоянию на 1 декабря 2008 года, 29 декабря 2008 года, 2 января 2009 года, 28 августа 2010 года, 11 марта 2011 года, противоречат сведениям, имеющимся в ранее составленных технических паспортах здания.
Административным истцом представлен технический паспорт здания, составленный по состоянию на 16 сентября 2021 года обществом с ограниченной ответственностью "Центр Кадастровых Работ". В данном документе содержатся сведения о площади здания 3706,5 квадратного метра и о наличии в здании 403,3 квадратного метра торговых площадей (в том числе торговый зал "Добрая столовая" - 105,4 квадратного метра, кассы - 5, 0, 2, 1, 4, 6, 2, 1, 3, 4, 2, 3, 24,7 квадратного метра, торговые залы магазинов - 21,9, 90,6, 115,2, 25,9 квадратного метра), остальная площадь (3 303, 2 квадратного метра) обозначена как вспомогательная. Эти данные, в свою очередь, указывают на наличие изменений планировки и назначения помещений в спорном здании, опровергая данные, содержащиеся в ранее составленных технических паспортах.
Сведения о фактическом использовании помещений в здании на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта представлены административным истцом в форме акта фактического использования помещений от 1 октября 2021 года, подписанного собственниками помещений. Административным ответчиком, вопреки положениям части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каких-либо доказательств, позволяющих установить назначение площадей в спорном здании, вид фактического использования здания, не представлено.
Как следует из пояснений представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, основаниями для включения здания в оспариваемый Перечень послужило наличие признака торгового центра (комплекса), предусмотренного подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть расположение на земельном участке с видом разрешенного использования "под строительство административно-торговых зданий", а также предоставленный Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани перечень торговых объектов площадью свыше 2000 квадратных метров. Назначение площадей в здании по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, документам технического учета (инвентаризации), Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан не устанавливалось. Вид фактического использование здания в порядке, установленном постановлением Кабинетом Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2016 года N 977, не определялся.
Вместе с тем, согласно позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П, подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
Представленные в материалах дела документы (технические паспорта спорного здания и помещений в нем, истребованные судом реестровые (кадастровые) дела) не содержат достаточных и достоверных данных, позволяющих сделать однозначный вывод о назначении либо о фактическом использовании на момент принятия оспариваемого Перечня не менее 20 процентов общей площади здания в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Следовательно, вывод Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о соответствии объекта недвижимости с кадастровым номером.... признакам торгового центра (комплекса), предусмотренным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 1.1 Закона Республики Татарстан, основанный исключительно на расположении объекта на земельном участке с видом разрешенного использования "под строительство административно-торговых объектов" при отсутствии достаточных доказательств использования объекта в коммерческих целях, является необоснованным.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2022 год), признание его отдельных положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем суд полагает необходимым признать оспариваемые нормы недействующими со дня принятия.
В силу части 3 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов. В соответствии с частью 1 статьи 103 названного Кодекса судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно статье 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев освобождения от возмещения издержек или уменьшения их размера (статья 107, часть 3 статьи 109 Кодекса), следовательно, уплаченная административным истцом при подаче административного искового заявления государственная пошлина подлежит возмещению за счет Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление непубличного акционерного общества "Мостаф" удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 127 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 ноября 2021 года N 3555-р.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в пользу непубличного акционерного общества "Мостаф" 4500 рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Сафина М.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 17 февраля 2023 г. N 3а-121/2023
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 13 июля 2023 г.
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 июля 2023 г. N 66а-1073/2023 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения