Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Оренбургской области
от 01.03.2023 N 185-пп
Государственная программа
"Развитие промышленности, обеспечение энергосбережения и повышение энергетической эффективности Оренбургской области"
I. Стратегические приоритеты развития государственной программы
"Развитие промышленности, обеспечение энергосбережения и повышение энергетической эффективности Оренбургской области"
(далее - государственная программа)
1. Оценка состояния сферы реализации государственной программы
Оренбургская область относится к среднеразвитым индустриально-аграрным регионам Российской Федерации.
По объему разведанных запасов и добыче полезных ископаемых Оренбургская область входит в ведущую группу субъектов Российской Федерации. В числе основных природных ресурсов Оренбургской области: нефть, природный газ, медноколчеданные комплексные руды, золото, хризотил-асбест, каолины, соль каменная.
Предприятия Оренбургской области производят около 2 процентов общероссийской добычи природного газа, 3 процента нефти, 2 процента производства стали, 5 процентов чугуна, порядка 50 процентов хризотил-асбеста. Важное место занимают предприятия Оренбургской области и в производстве медных концентратов и черновой меди, соли, электродвигателей переменного тока и ряда других видов промышленной продукции.
В структуре валового регионального продукта наибольшую долю занимают промышленные виды деятельности - 51,2 процента, в том числе: добыча полезных ископаемых - 35,5 процента, обрабатывающие производства - 11,8 процента, обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха - 3,1 процента, водоснабжение; водоотведение - 0,8 процента.
В число производителей области входят такие предприятия, как общество с ограниченной ответственностью "Руссоль", общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Оренбург", акционерное общество "Оренбургнефть", общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Оренбург", общество с ограниченной ответственностью "БайТекс", общество с ограниченной ответственностью "Сладковско-Заречное", общество с ограниченной ответственностью "Геопрогресс", акционерное общество "Уральская Сталь", публичное акционерное общество "Гайский ГОК", общество с ограниченной ответственностью "Медногорский медно-серный комбинат", акционерное общество "ОРМЕТ", общество с ограниченной ответственностью "ГЗОЦМ "Гайская медь", акционерное общество "Новотроицкий завод хромовых соединений", общество с ограниченной ответственностью "Новохром", публичное акционерное общество "Орскнефтеоргсинтез", акционерное общество "Нефтемаслозавод", общество с ограниченной ответственностью "НСплав", общество с ограниченной ответственностью "Аккерманн цемент", акционерное общество "Оренбургские минералы", общество с ограниченной ответственностью "ОРЕН-ОРС", акционерное общество "Орское карьероуправление", общество с ограниченной ответственностью "Волма-Оренбург", общество с ограниченной ответственностью "Оренбургский профметалл", акционерное общество "Производственное объединение "Стрела", акционерное общество "Орский машиностроительный завод", акционерное общество "РИФАР", акционерное общество "Механический завод", акционерное общество "Завод бурового оборудования", акционерное общество "Медногорский электротехнический завод "Уралэлектро", акционерное общество "Завод "Инвертор", общество с ограниченной ответственностью "Уральский завод горного оборудования", акционерное общество "Кувандыкский завод КПО "Долина", общество с ограниченной ответственностью "Оренбургский радиатор", акционерное общество "Бузулукский механический завод", общество с ограниченной ответственностью "Южно-Уральский Завод Спасательного Оборудования", общество с ограниченной ответственностью "Пластик", общество с ограниченной ответственностью "Оренпласт", общество с ограниченной ответственностью "Технология", общество с ограниченной ответственностью "Южно-Уральский механический завод", акционерное общество "Юничел-Оренбург", закрытое акционерное общество "Промсинтекс", общество с ограниченной ответственностью "Комбинат Оренбургских пуховых платков", общество с ограниченной ответственностью "Ореана", общество с ограниченной ответственностью "Альтаир", общество с ограниченной ответственностью "Перчатка +" и ряд других предприятий.
Исторически сложившаяся структура промышленного производства Оренбургской области такова, что наибольший удельный вес в ней занимают организации добывающего комплекса.
Базовыми отраслями промышленности являются газовый, нефтяной, энергетический, металлургический, машиностроительный комплексы.
В промышленном секторе экономики Оренбургской области работает 123 тыс. человек.
Индекс промышленного производства в Оренбургской области в 2021 году составил 100,2 процента.
В 2021 году в Оренбургской области объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами составил 1 310 532,4 млн. рублей.
В отраслях по добыче полезных ископаемых в 2021 году отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и оказано услуг собственными силами на сумму 775 137,9 млн. рублей.
В сфере обрабатывающих производств в 2021 году отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и оказано услуг собственными силами на сумму 429 570,7 млн. рублей, в том числе произведено:
металлургической продукции - на сумму 161 033,3 млн. рублей;
кокса и нефтепродуктов - на сумму 98 099,1 млн. рублей;
готовых металлических изделий (кроме машин и оборудования) - на сумму 33 971,8 млн. рублей;
химических веществ и химических продуктов - на сумму 20 305,7 млн. рублей;
неметаллической минеральной продукции - на сумму 19 620,4 млн. рублей;
резиновых и пластмассовых изделий - на сумму 6 866,3 млн. рублей;
автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов - на сумму 2 564,3 млн. рублей;
электрического оборудования - на сумму 2 402,6 млн. рублей;
одежды - на сумму 1021,5 млн. рублей;
обработано древесины, произведено изделий из дерева и пробки (кроме мебели), изделий из соломки и материалов для плетения - на сумму 782,2 млн. рублей;
мебели - на сумму 287,7 млн. рублей;
кожи и изделий из кожи - на сумму 192,1 млн. рублей;
текстильных изделий - на сумму 195,7 млн. рублей.
В сферах обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха в 2021 году отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и оказано услуг собственными силами на сумму 71 806,5 млн. рублей, в сфере водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - 34 017,3 млн. рублей.
Промышленные предприятия Оренбургской области являются активными участниками внешней торговли.
Основу регионального экспорта составляет продукция топливно-энергетического комплекса (45,6 процента всего регионального экспорта) и черной металлургии (30,4 процента).
Крупнейшими экспортерами являются следующие промышленные предприятия:
акционерное общество "Уральская Сталь", публичное акционерное общество "Оренбургнефть", акционерное общество "Новотроицкий завод хромовых соединений", общество с ограниченной ответственностью "Байтекс", акционерное общество "Оренбургские минералы", общество с ограниченной ответственностью "Новохром", общество с ограниченной ответственностью "Аккерманн цемент", общество с ограниченной ответственностью "НСплав", общество с ограниченной ответственностью "ГЗОЦМ "Гайская медь", общество с ограниченной ответственностью "Оренбургский радиатор", общество с ограниченной ответственностью "Руссоль", акционерное общество "Медногорский электротехнический завод "Уралэлектро", акционерное общество "Завод бурового оборудования", общество с ограниченной ответственностью "Южно-Уральский Завод Спасательного Оборудования", акционерное общество "Бузулукский механический завод".
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы
Государственная программа Оренбургской области "Развитие промышленности, обеспечение энергосбережения и повышение энергетической эффективности Оренбургской области" направлена на достижение основных целей в сфере развития промышленности и топливно-энергетического комплекса, установленных следующими нормативными правовыми актами:
Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики";
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 года N 1-р (об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности в электроэнергетике на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2024 года);
постановлением Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года N 551-пп "О стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года".
Одной из основных задач промышленной политики является стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности к рациональному и эффективному использованию материальных, финансовых, трудовых и природных ресурсов, обеспечению повышения производительности труда, внедрению импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий.
С целью содействия развитию промышленных предприятий Оренбургской области постановлением Правительства Оренбургской области от 14 декабря 2021 года N 1184-пп "О создании некоммерческой организации "Фонд развития промышленности Оренбургской области" создана некоммерческая организация "Фонд развития промышленности Оренбургской области", наделенная полномочиями областного фонда развития промышленности (далее - региональный фонд развития промышленности).
Деятельность регионального фонда развития промышленности направлена на предоставление финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности на реализацию проектов, направленных на:
создание новых и модернизацию действующих производств;
разработку и внедрение на предприятиях перспективных технологий;
производство новой конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции гражданского назначения с импортозамещающим или экспортным потенциалом;
повышение уровня автоматизации и цифровизации субъекта промышленности.
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности являются важными условиями развития экономики Оренбургской области.
Требования к экологичности и энергоэффективности определяют вектор развития энергетических систем и оборудования, технологий добычи ресурсов и других отраслей промышленности. Рост энергоэффективности обеспечивает существенную экономию энергоресурсов.
С учетом различных внешнеэкономических ограничивающих факторов эффективное расходование топливно-энергетических ресурсов является особенно актуальным.
Энергетическая политика Оренбургской области направлена на масштабное снижение потребления энергетических ресурсов, то есть уменьшение энергоемкости экономики региона.
Повышения энергоэффективности можно достичь за счет внедрения передовых технологий, например, парогазовых установок, установок комбинированной выработки электричества и тепла, электрификации и газификации транспорта, современных энергоэффективных конструкций зданий и теплоизоляционных материалов, установок регулируемого привода, энергоэффективных светильников и систем управления освещением, современных приборов учета потребления энергетических ресурсов.
Модернизация традиционных для Оренбургской области отраслей экономики должна быть направлена на максимизацию получения в них добавленной стоимости. Для этого необходимы:
развитие производств, направленных на глубокую переработку сырья и производство готовой промышленной продукции;
расширение номенклатуры производимой продукции и рынков ее сбыта, в том числе за рубежом;
реализация крупных инвестиционных проектов, направленных на модернизацию металлургического и нефтегазохимического комплексов;
снижение энергоемкости производства;
расширение применения возобновляемых источников энергии;
подготовка и переподготовка кадров.
В целом модернизация традиционных отраслей экономики должна быть направлена на повышение производительности труда, снижение ресурсоемкости производства, внедрение современных маркетинговых стратегий.
Ключевыми направлениями формирования постиндустриального сегмента экономики должны стать:
развитие научно-исследовательской и технико-внедренческой деятельности, создание новых конструкционных материалов;
формирование экспортного сегмента услуг;
привлечение в регион креативных индустрий (промышленный дизайн, информационные технологии, инжиниринговые центры и другие);
подготовка и переподготовка кадров.
Формирование постиндустриального сегмента экономики также подразумевает, что ключевыми направлениями развития экономики Оренбургской области должны стать развитие производств с высоким уровнем производительности труда, повышение производительности на существующих предприятиях, создание условий для предпринимательской инициативы и развития малого бизнеса, повышение инвестиционной привлекательности Оренбургской области.
Интернационализация и трансграничное сотрудничество, учитывая роль и позиционирование Оренбуржья как сердца Евразии - ключевого региона в развитии сотрудничества со странами Евразийского Экономического Союза, должны быть направлены на усиление взаимодействия с федеральными органами государственной власти для реализации международных экономических, гуманитарных, научных, экологических проектов на территории Оренбургской области, а также активное продвижение товаров и услуг региональных производителей на центрально-азиатские рынки посредством создания современных объектов приграничной и транспортно-логистической инфраструктуры.
Решение этих вопросов требует комплексного подхода, а также концентрации управленческих и финансовых ресурсов на вышеуказанных направлениях. Для создания необходимых организационных, материально-технических и финансовых условий для проведения на территории Оренбургской области эффективной промышленной политики разработана настоящая государственная программа.
II. Паспорт государственной программы Оренбургской области "Развитие промышленности, обеспечение энергосбережения и повышение энергетической эффективности Оренбургской области"
Ответственный исполнитель государственной программы |
министерство промышленности и энергетики Оренбургской области |
Период реализации государственной программы |
2023 - 2030 годы |
Цель государственной программы |
создание экономических, организационных и правовых условий для модернизации традиционных отраслей экономики и формирования постиндустриального сегмента |
Направления (подпрограммы) |
отсутствуют |
Показатели государственной программы |
индекс промышленного производства; объем отгруженной продукции по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства"; суммарное снижение энергоемкости валового регионального продукта к уровню 2015 года; количество руководителей, обученных по программе управленческих навыков для повышения производительности труда, тыс. человек, нарастающим итогом; обеспечено проведение конкурса лучших практик наставничества среди предприятий - участников национального проекта по повышению производительности труда |
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы, в том числе по годам реализации |
1 825 022,8 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2023 год - 584 016,60 тыс. рублей; 2024 год - 177 286,60 тыс. рублей; 2025 год - 177 286,60 тыс. рублей; 2026 год - 177 286,60 тыс. рублей 2027 год - 177 286,60 тыс. рублей; 2028 год - 177 286,60 тыс. рублей; 2029 год - 177 286,60 тыс. рублей; 2030 год - 177 286,60 тыс. рублей |
Влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации |
реализация мероприятий государственной программы оказывает опосредованное влияние на достижение целевого показателя "Обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности" национальной цели развития Российской Федерации "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" |
Связь с иными государственными программами Оренбургской области |
- |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Оренбургской области от 1 марта 2023 г. N 185-пп "О внесении изменения в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.