Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Орловской области
от 6 марта 2023 г. N 138-р
Стратегия
развития кластера социального предпринимательства и креативных индустрий в Орловской области
I. Основные положения
Стратегия развития кластера социального предпринимательства и креативных индустрий в Орловской области (далее также соответственно - Стратегия, кластер) разработана в целях развития экономического потенциала и масштабирования социального эффекта от деятельности социальных предприятий и предприятий креативных индустрий Орловской области.
Стратегия разработана в соответствии с положениями:
Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 1083-р;
плана мероприятий ("дорожной карты") "Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 года N 1144-р;
Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 года N 2613-р;
Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года";
Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2035 года, утвержденной постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 21 декабря 2018 года N 31/823-ОС "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2035 года".
Целью Стратегии является повышение конкурентоспособности социального предпринимательства и креативных индустрий Орловской области.
В Стратегию входят мероприятия, направленные на формирование организационной структуры кластера, создание и продвижение продукции и торговых марок резидентов кластера, снижение затрат резидентов кластера, развитие системы подготовки кадров.
II. Миссия и цели кластера
Миссия кластера:
1. Добровольное взаимодействие представителей кластера для обмена опытом, совместной взаимовыгодной деятельности, представления общих интересов на различных уровнях.
2. Удовлетворение потребностей участников кластера в оказании конкурентоспособных услуг.
3. Формирование сообщества орловского бизнеса в сфере социального предпринимательства и креативных индустрий и поддерживающих структур для решения реальных проблем, привлечение инвестиций в совместные проекты.
Результат взаимодействия - эффективное партнерство участников кластера для обеспечения развития социального предпринимательства и креативных индустрий.
Основными целями кластера являются:
создание условий для динамичного роста, устойчивого развития и повышения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства Орловской области, отнесенных к сфере социального предпринимательства и креативным индустриям;
осуществление информационной поддержки и взаимодействия, направленных на повышение уровня коммуникаций, решение общих специфических проблем в сфере социального предпринимательства и креативных индустрий, конкурентоспособности и экономического потенциала участников кластера.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
1) выявление приоритетных направлений развития социального предпринимательства на территории Орловской области; создание коммуникационной площадки для обмена опытом и демонстрации достижений в сфере социального предпринимательства и креативных индустрий;
2) выявление положительных социальных практик и стимулирование участия социальных предприятий в региональном этапе Всероссийского конкурса "Лучший социальный проект года", формирование базы социальных проектов, тиражирование успешных социальных практик;
3) содействие в продвижении товаров и услуг действующих социальных предприятий на территории Орловской области и за ее пределами;
4) увеличение количества социальных предпринимателей на территории Орловской области;
5) разработка системы взаимодействия участников кластера на основе взаимовыгодного сотрудничества друг с другом, выявление ключевых точек кооперации;
6) проведение мероприятий рекламно-информационного характера для позиционирования кластера и его участников на региональном и на всероссийском уровнях, увеличение количества публикаций в средствах массовой информации о деятельности предпринимателей, отнесенных к сфере социального предпринимательства и креативных индустрий, а также информирование населения о социальном предпринимательстве и креативных индустриях;
7) определение приоритетных направлений сотрудничества с центрами инноваций социальной сферы регионов Центрального федерального округа в сфере социального предпринимательства и креативных индустрий в рамках создания и продвижения кластера.
III. Направления деятельности и состав участников кластера
Направления деятельности предприятий кластера:
1) организации, трудоустраивающие социально незащищенные слои населения;
2) субъекты малого или среднего предпринимательства - индивидуальные предприниматели, являющиеся инвалидами и осуществляющие предпринимательскую деятельность без привлечения работников;
3) организации, производящие товары, услуги для незащищенных слоев населения;
4) организации, реализующие товары и услуги для незащищенных слоев населения;
5) организации, осуществляющие деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей и способствующую решению социальных проблем общества;
6) организации, относящиеся к креативным индустриям и участвующие в социальных проектах.
В состав участников кластера входят:
1. Департамент экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области.
2. Некоммерческая организация "Фонд поддержки предпринимательства Орловской области".
3. Среднерусский институт управления - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации".
4. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Орловский государственный институт культуры".
5. Индивидуальный предприниматель Афонина Наталья Геннадьевна.
6. Индивидуальный предприниматель Панченко Алексей Иванович.
7. Индивидуальный предприниматель Полстянкина Ольга Сергеевна.
8. Индивидуальный предприниматель Фатеев Виталий Валерьевич.
9. Индивидуальный предприниматель Полякова Ирина Анатольевна.
10. Индивидуальный предприниматель Головко Вероника Александровна.
11. Индивидуальный предприниматель Посохина Елена Юрьевна.
12. Индивидуальный предприниматель Почтарев Сергей Юрьевич.
13. Индивидуальный предприниматель Забкова Анна Олеговна.
14. Индивидуальный предприниматель Глотина Виктория Юрьевна.
15. Общество с ограниченной ответственностью "Дубок конструктор".
16. Общество с ограниченной ответственностью "Наш Лед".
17. Общество с ограниченной ответственностью "Мед-Сервис".
18. Индивидуальный предприниматель Иванова Татьяна Анатольевна.
19. Индивидуальный предприниматель Мешканцов Александр Сергеевич.
20. Индивидуальный предприниматель Соловьев Александр Михайлович.
21. Индивидуальный предприниматель Рипинская Надежда Анатольевна.
22. Индивидуальный предприниматель Барехин Евгений Владимирович.
23. Индивидуальный предприниматель Туманов Александр Сергеевич.
24. Автономная некоммерческая организация поддержки социального предпринимательства "Лаборатория социального развития".
IV. Организационная структура управления кластера
В кластере сформирована организационная система управления, которая определяется Положением об организационной структуре кластера социального предпринимательства и креативных индустрий Орловской области, являющимся приложением 1 к Соглашению о создании кластера социального предпринимательства и креативных индустрий Орловской области от 26 декабря 2022 года.
Функции по методическому, организационному, экспертно-аналитическому и информационному сопровождению развития кластера закреплены за центром кластерного развития Орловской области.
V. Общая оценка обеспеченности кластера инфраструктурой и кадрами
V.1. Транспортная инфраструктура
Оценка современного состояния экономики и социальной сферы областного центра позволяет выделить ряд его конкурентных преимуществ, создающих условия для социально-экономического развития, в числе которых выгодное географическое расположение на пересечении важнейших коммуникаций (железнодорожных, автомобильных, авиационных), компактность размещения городских объектов.
В настоящее время внешние транспортные связи города Орла осуществляются железнодорожным и автомобильным транспортом.
Город Орел обладает достаточно серьезным транспортным потенциалом, обусловленным прохождением "транспортного коридора" - направления "Крым", представленного федеральной магистральной железнодорожной линией Москва - Тула - Орел - Курск - Белгород и автомагистралью М-2 "Крым".
Несмотря на отсутствие речного и морского судоходства, Орловская область располагает достаточно развитой транспортной инфраструктурой, выгодность которой предопределяется прежде всего относительной близостью к столице России - городу Москве. Так, через Орловскую область и непосредственно через областной центр - город Орел - проходят важнейшие транспортные магистрали федерального значения (таблица 1).
Таблица 1
Транспортные магистрали федерального значения, проходящие через город Орел
Виды магистралей |
Направления относительно Орловской области |
Наименование магистралей |
Железнодорожные |
С севера на юг |
Москва - Харьков - Крым - Кавказ |
С запада на восток |
Рига - Воронеж - Саратов |
|
Автомобильные |
С севера на юг |
Москва - Орел - Харьков - Симферополь |
С севера на юго-запад |
Москва - Киев |
|
На восток |
Орел - Тамбов |
|
На запад |
Орел - Брянск |
Протяженность железнодорожных путей общего пользования составляет более 650 км, автомобильных дорог с твердым покрытием - около 5600 км. Крупными железнодорожными узлами Орловской области являются станции "Орел", "Ливны", "Мценск", "Верховье", "Лужки" (в юго-восточной части города Орла).
По грузообороту по видам транспорта на долю железнодорожного приходится 82%, на долю автомобильного - 18%.
V.2. Кадровый потенциал
По данным мониторинга управления труда и занятости Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, в 2021 году в экономике региона было введено 2288 новых рабочих мест.
По состоянию на 1 января 2022 года численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения Орловской области, составила 2,7 тыс. человек (на 1 января 2021 года - 6,0 тыс. человек). Уровень фиксированной безработицы на рынке труда региона на 1 января 2022 года составлял 0,8% экономически активного населения, на 1 января 2021 года - 1,7%.
На начало 2022 года коэффициент напряженности на рынке труда составил 0,4 единицы (на 1 января 2021 года - 1,1).
В целях повышения уровня занятости в 2022 году были проведены следующие мероприятия:
1) организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования - 8,4 тыс. участников (86,5% от запланированной на год численности);
2) психологическая поддержка безработных граждан - 765 участников (85,0%);
3) профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности - 895 участников (99,4%) (из них 109 человек были направлены на обучение в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография");
4) организация проведения оплачиваемых общественных работ - 283 участника (62,9%);
5) организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время - 1922 участника (68,8%);
6) организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, - 104 участника (69,3%);
7) социальная адаптация безработных граждан на рынке труда - 743 участника (82,6%);
8) организация содействия самозанятости безработных граждан - 262 участника (87,3%);
9) содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости населения Орловской области - 19 участников (82,6%);
10) выплата признанным в установленном порядке безработными гражданам пособия по безработице, материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице, материальной помощи в период профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению службы занятости - в среднем 2,1 тыс. человек.
V.3. Образовательная инфраструктура Орловской области
Система высшего образования Орловской области представлена 7 образовательными организациями высшего образования и 7 их филиалами. Всего в образовательных организациях высшего образования по 226 специальностям обучаются 33,5 тыс. человек. Основным направлением деятельности вузов является подготовка кадров для нужд региона в сфере образования, культуры, сельского хозяйства, строительства, промышленности и здравоохранения. Все вузы Орловской области перешли на двухуровневую систему подготовки: при сохранении направлений подготовки специалитета осуществляется набор на направления подготовки бакалавриата и магистратуры.
Ядром образовательной системы и ее лидером на территории региона является ФГБОУ ВО "Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева", в котором обучается наибольшее количество студентов, функционируют кафедры различных направлений, сосредоточен преподавательский состав. В университете постоянно расширяется материально-техническая, учебно-лабораторная, социально-бытовая базы, совершенствуются инфраструктура, образовательная, производственная и научная деятельность.
Отраслевыми вузами являются ФГБОУ ВО "Орловский государственный институт культуры" и Среднерусский институт управления - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации".
Все вузы Орловской области имеют достаточно развитую структуру учебных подразделений, а в последнее время успешно осваивают дистанционное и довузовское обучение.
VI. Анализ рынка социального предпринимательства и креативных индустрий в России, в частности Орловской области
6.1. Общая характеристика сферы социального предпринимательства и креативных индустрий в России
Социальные предприятия осуществляют различные виды экономической деятельности, направленные на достижение общественно полезных целей, способствующих решению социальных проблем граждан.
Социальным признается предприятие любой сферы деятельности если:
1) обеспечивает занятость незащищенных категорий, таких как:
1) инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья;
2) одинокие и (или) многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов;
3) пенсионеры и граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно);
4) выпускники детских домов в возрасте до двадцати трех лет;
5) лица, осужденные к лишению свободы (при наличии гражданско-правового договора с учреждением уголовно-исполнительной системы) и принудительным работам в период отбывания наказания, и лица, освобожденные из мест лишения свободы и имеющие неснятую или непогашенную судимость;
6) беженцы и вынужденные переселенцы;
7) малоимущие граждане;
8) лица без определенного места жительства и занятий;
9) граждане, не указанные в подпунктах "а" -"з", но признанные нуждающимися в социальном обслуживании.
При этом среднесписочная численность таких работников по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 50% (но не менее двух лиц, относящихся к таким категориям) от общей численности работников, а доля расходов на оплату труда таких лиц составляет не менее 25%;
2) субъект малого или среднего предпринимательства - индивидуальный предприниматель, являющийся инвалидом и осуществляющий предпринимательскую деятельность без привлечения работников;
3) обеспечивает реализацию товаров (работ, услуг), производимых гражданами перечисленных в подпункте 1 категорий, при этом по итогам предыдущего календарного года доход от такой деятельности составляет не менее 50% в общем объеме доходов, а доля полученной чистой прибыли, направленная на осуществление такой деятельности в текущем календарном году, составляет не менее 50% от размера указанной прибыли;
4) осуществляет следующие направления деятельности по производству товаров (работ, услуг):
1) по оказанию социально-бытовых услуг, направленных на поддержание жизнедеятельности в быту;
2) по оказанию социально-медицинских услуг, направленных на поддержание и сохранение здоровья путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения для выявления отклонений в состоянии здоровья;
3) по оказанию социально-психологических услуг, предусматривающих оказание помощи в коррекции психологического состояния для адаптации в социальной среде;
4) по оказанию социально-педагогических услуг, направленных на профилактику отклонений в поведении;
5) по оказанию социально-трудовых услуг, направленных на оказание помощи в трудоустройстве и решении иных проблем, связанных с трудовой адаптацией;
6) по оказанию услуг, предусматривающих повышение коммуникативного потенциала, реабилитацию и социальную адаптацию, услуг по социальному сопровождению;
7) производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, программного обеспечения, а также технических средств, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации (абилитации) инвалидов;
8) по организации отдыха и оздоровления инвалидов и пенсионеров;
9) по оказанию услуг в сфере дополнительного образования;
10) по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и пользования средствами транспорта, связи и информации, предназначенных для незащищенных категорий граждан, в целях создания для них условий, позволяющих преодолеть или компенсировать ограничения их жизнедеятельности, а также возможностей участвовать наравне с другими гражданами в жизни общества, при этом по итогам предыдущего календарного года доля доходов от такой деятельности составляет не менее пятидесяти процентов в общем объеме доходов, а доля чистой прибыли, направленная на осуществление такой деятельности в текущем календарном году, составляет не менее пятидесяти процентов от размера указанной прибыли;
5) предприятие осуществляет деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей и способствующую решению социальных проблем общества, при условии, что по итогам предыдущего календарного года доля доходов от осуществления такой составляет не менее пятидесяти процентов в общем объеме доходов, а доля полученной чистой прибыли, направленная на осуществление такой деятельности в текущем календарном году, составляет не менее пятидесяти процентов от размера указанной прибыли (в случае наличия чистой прибыли за предшествующий календарный год):
1) по оказанию психолого-педагогических и иных услуг, направленных на укрепление семьи, обеспечение семейного воспитания детей и поддержку материнства и детства;
2) по организации отдыха и оздоровления детей;
3) по оказанию услуг в сфере дошкольного образования и общего образования, дополнительного образования детей;
4) по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
5) по обучению работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций, направленному на повышение качества предоставления услуг такими организациями;
6) культурно-просветительскую деятельность (в том числе деятельность частных музеев, театров, библиотек, архивов, школ-студий, творческих мастерских, ботанических и зоологических садов, домов культуры, домов народного творчества);
7) по оказанию услуг, направленных на развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
8) выпуск периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, включенных в утвержденный перечень и облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке десять процентов;
9) деятельность по реализации книжной продукции для детей и юношества, учебной, просветительской и справочной литературы в соответствии с установленными критериями.
К творческим (креативным) индустриям относятся:
1) индустрии, основанные на использовании историко-культурного наследия (народно-художественные промыслы и ремесла, музейная деятельность);
2) индустрии, основанные на искусстве (театр, музыка, кино, анимация, живопись, деятельность галерей и др.);
3) современные медиа и производство цифрового контента (кино-, видео-, аудио-, анимационное производство, обработка данных и разработка программного обеспечения, виртуальная и дополненная реальность, компьютерные и видеоигры, блогерство, печатная индустрия, средства массовой информации, реклама и прочее);
4) прикладные творческие (креативные) индустрии (архитектура, промышленный дизайн, индустрия моды, гастрономическая индустрия и т. п.).
На рисунке 1 представлено распределение услуг социальных предпринимателей в России по сферам деятельности.
Лидирующую позицию занимает сфера образования, сфера услуг и здравоохранение.
Рисунок 1. Социальные предприятия по сферам деятельности
Наиболее многочисленные услуги социальных предпринимателей предназначены для родителей с детьми, людей с ограниченными возможностями, пожилых людей. Для таких целевых групп, как лица без определенного места жительства, безработные и сельские жители, количество услуг социальных предприятий недостаточно (рисунок 2).
Рисунок 2. Распределение услуг социальных предпринимателей в России
На примере Центрального федерального округа представлено распределение социальных предприятий по категориям в зависимости от масштаба: микропредприятие, малое предприятие и среднее предприятие, по состоянию на 10 ноября 2022 года (таблица 2). Большую часть составляют микропредприятия (89,2%), небольшую - малые (9,8%), средние предприятия составляют всего 1%.
Таблица 2
Распределение социальных предприятий по категориям в зависимости от масштаба
Субъект ЦФО |
Всего |
Микропредприятие |
Малое |
Среднее |
Белгородская область |
40 |
38 |
2 |
- |
Брянская область |
84 |
74 |
10 |
- |
Владимирская область |
101 |
85 |
16 |
- |
Воронежская область |
71 |
66 |
5 |
- |
Ивановская область |
57 |
49 |
8 |
- |
Калужская область |
34 |
28 |
5 |
1 |
Костромская область |
7 |
6 |
- |
1 |
Курская область |
40 |
30 |
10 |
- |
Липецкая область |
62 |
58 |
3 |
1 |
Москва |
253 |
221 |
26 |
6 |
Московская область |
798 |
727 |
66 |
5 |
Орловская область |
37 |
34 |
2 |
1 |
Рязанская область |
66 |
58 |
8 |
- |
Смоленская область |
43 |
38 |
4 |
1 |
Тамбовская область |
30 |
29 |
1 |
- |
Тверская область |
18 |
13 |
5 |
- |
Тульская область |
115 |
110 |
4 |
1 |
Ярославская область |
65 |
50 |
14 |
1 |
Итого |
1921 |
1714 |
189 |
18 |
По результатам исследований социального предпринимательства, в России наиболее высоко оценены качество оказываемых социальными предпринимателями услуг и производимых товаров, вклад социального предпринимательства в решение социальных проблем и развитие общества, а также разнообразие услуг, оказываемых социальными предпринимателями. На данный момент вовлечение граждан в социальное предпринимательство, распространение идеологии понимания "социального предпринимательства", идей социального предпринимательства среди малого и среднего бизнеса оцениваются невысоко.
Одной из задач социальных предпринимателей является формирование образа, привлекательного для средств массовой информации и других аудиторий, все более актуальными становятся навыки по публичному продвижению товаров и услуг социальных предприятий, налаживанию диалога с потенциальными покупателями и потребителями.
Наиболее актуальные проблемы развития социального предпринимательства в России до 2025 года: малое число социальных инвесторов, неразвитость партнерства между государством и социальными предприятиями, незаметность социальных предприятий в общем объеме, трудность получения кредита из-за отсутствия залоговой базы, слабый интерес крупного и среднего бизнеса, низкий уровень финансирования социальных предприятий.
Наибольшее влияние на перспективы развития социального предпринимательства в России оказывают лидеры отрасли - социальные предприниматели, клиенты и потребители услуг, центры инноваций социальной сферы, сообщества и ассоциации, корпоративные и частные фонды, бизнес-инкубаторы и акселераторы. Среди перспективных отраслей развития социального предпринимательства в России в ближайшие 5 лет выделяются образовательные услуги, услуги детских садов и яслей, хосписы, услуги сиделок и патронажных сестер, медицинские и оздоровительные услуги, трудовая адаптация и трудоустройство, социально-бытовые услуги, экологическое предпринимательство, производство сувенирной продукции, народные промыслы, туризм и путешествия.
6.2. SWOT-анализ социального предпринимательства и креативных индустрий в России
Таблица 3
SWOT-анализ социального предпринимательства и креативных индустрий в России
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1) увеличение инструментов государственной поддержки для сферы социального предпринимательства, социальных инициатив и креативных индустрий; 2) наличие профильных фондов грантовой поддержки (Фонд президентских грантов, Президентский фонд культурных инициатив); 3) закрепление на законодательном уровне понятия "социальное предпринимательство"; 4) проведение различных крупных проектов по выявлению социальных инициатив; 5) рост количества социальных предпринимателей, внесенных в реестр; 6) высокое качество продукции и услуг |
1) неравномерное развитие сфер социального предпринимательства и креативных индустрий в регионах и внутри территориального деления региона; 2) невысокий уровень взаимодействия социальных предпринимателей и креативных предпринимателей с другими регионами для обмена опытом и лучшими практиками; 3) продукция/услуги у большинства социальных предпринимателей носит локальный характер; 4) низкий уровень информационной обеспеченности; 5) малое число социальных инвесторов и инвестиций в социальной сфере, отсутствие импакт-инвестиций; 6) неразвитость партнерства между государством и социальными предприятиями в рамках частно-государственной кооперации; 7) слабый интерес крупного и среднего бизнеса к социальному предпринимательству; 8) сложность оценки социального эффекта |
Возможности |
Угрозы |
1) снижение налоговой нагрузки; 2) снижение барьеров входа в социальное предпринимательство; 3) развитие ИТ-технологий в сфере социального предпринимательства и креативных индустрий; 4) формирование системы качества и стандартов социального предпринимательства на федеральном уровне; 5) формирование единой платформы для всех социальных услуг, предоставляемых социальными предпринимателями; 6) выход на партнерские отношения с крупными торговыми сетями для реализации продукции; 7) развитие франшиз |
1) низкая покупательская способность целевой аудитории социальных предпринимателей; 2) отток капиталов из страны, снижение объема внешних и внутренних инвестиций; 3) рост административных барьеров для развития предпринимательства в стране; 4) снижение уровня грамотности в области социального предпринимательства и креативных индустрий из-за закрытия образовательных программ |
6.3. Текущее состояние социального предпринимательства и креативных индустрий в Орловской области
На конец 2022 года количество субъектов социального предпринимательства в Орловской области составило 37.
Рисунок 3. Количество социальных предприятий Орловской области, входящих в реестр социальных предпринимателей
Среди социальных предпринимателей Орловской области 11 юридических лиц и 26 индивидуальных предпринимателей, из них 34 (91,9%) предприятия являются микропредприятиями, 2 (5,4%) предприятия малыми, 1 (2,7%) предприятие относится к категории средних.
По состоянию на 10 ноября 2022 года общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства составило 24580 единиц. Удельный вес социальных предприятий в Орловской области составляет 0,15%.
Социальные предприятия Орловской области зарегистрированы в следующих муниципальных образованиях: город Орел (23 предприятия), город Ливны (1 предприятие), город Мценск (2 предприятия), Болховский район (1 предприятие), Малоархангельский район (1 предприятие), Кромской район (3 предприятия), Орловский муниципальный округ (4 предприятия), Урицкий район (1 предприятие), Свердловский район (1 предприятие).
Таким образом, в 18 муниципальных районах Орловской области отсутствуют социальные предприятия, включенные в реестр социальных предприятий: Верховском, Глазуновском, Дмитровском, Должанском, Залегощенском, Знаменском, Колпнянском, Корсаковском, Краснозоренском, Ливенском, Мценском, Новодеревеньковском, Новосильском, Покровском, Сосковском, Троснянском, Хотынецком, Шаблыкинском.
За период своей деятельности из 37 социальных предприятий 35 (94,6%) воспользовались образовательной, консультационной или финансовой мерами поддержки.
Образовательной мерой поддержки воспользовались 23 социальных предприятия (62,2%) в количестве 388,86 часа, консультационной - 22 (59,5%) - 5222 часа, финансовой - 30 (81,1%) на сумму более 16 млн руб.
Таким образом, со стороны социальных предприятий есть спрос на меры государственной поддержки, вместе с тем всего 5 социальных предприятий воспользовались в своей деятельности всеми мерами поддержки, 6 социальных предприятий воспользовались только финансовой поддержкой.
Инструментом развития социального предпринимательства в Орловской области является деятельность автономной некоммерческой организации поддержки социального предпринимательства "Лаборатория социального развития" (далее - АНО ПСП "Лаборатория социального развития"), которая активно занимается образовательной и просветительской деятельностью:
1) организованы 3 межрегиональные конференции по социальному предпринимательству;
2) проведены более 10 круглых столов по теме социального предпринимательства, в том числе с привлечением студенческой молодежи;
3) проведено 5 бизнес-миссий в 3 регионах;
4) организован межрегиональный слет социальных предпринимателей.
В 2021 году реализована образовательная программа для социальных предпринимателей Орловской области "Введение в социальное предпринимательство". В мероприятиях приняли участие эксперты по социальному предпринимательству из других регионов. Мероприятия направлены на обмен опытом в сфере социального предпринимательства, обсуждение и решение актуальных вопросов социальных предприятий Орловской области.
Для развития социального предпринимательства Орловской области в 2022 году четвертый раз проводился региональный этап Всероссийского конкурса "Лучший социальный проект года". Оператором конкурса в Орловской области является АНО ПСП "Лаборатория социального развития", которая с 2021 года учредила специальную номинацию для проектов, реализованных без статуса юридического лица или индивидуального предпринимателя. В 2021 году подано 9 заявок, в 2022 - 7 заявок. Авторы проектов являются перспективными потенциальными социальными предприятиями.
Перспективой развития социального предпринимательства являются наличие предпринимательского потенциала среди молодежи и научный интерес к данной теме.
В период с ноября 2020 года по ноябрь 2021 года было проведено социологическое исследование с использованием количественного метода анкетного опроса на тему "Отношение студенческой молодежи к социальному предпринимательству в Российской Федерации", цель которого заключалась в исследовании отношения студенческой молодежи к социальному предпринимательству и выявлении степени заинтересованности в данном бизнес-направлении.
По результатам исследования выявлено следующее. Интерес к предпринимательской деятельности, в том числе как к будущему возможному варианту трудоустройства, отсутствовал только у 14% из числа опрошенных. Остальные 86% интересуются бизнесом и хотели бы заниматься предпринимательской деятельностью, 88% респондентов от общего числа студентов, интересующихся предпринимательской деятельностью и рассматривающих сферу бизнеса как возможный вариант деятельности, хотели бы заниматься предпринимательской деятельностью, которая решала бы социальные проблемы региона, а не только приносила прибыль своему владельцу. В равной степени респонденты разошлись во мнении о себе как об общественно активном человеке.
Несмотря на то, что более половины опрошенных слышали о таком бизнес-направлении (57%), большинство из них (59%) не знают, что такое социальное предпринимательство.
В конкурсах, форумах, связанных с социальным предпринимательством, подавляющее большинство респондентов (93%) не принимало участие.
6.4. Предпосылки для формирования социальной инфраструктуры в Орловской области
Несмотря на увеличение объемов поддержки, социально направленный бизнес занимает незначительный сектор. В то же время стимулирование реализации проектов социальной предпринимательской инициативы позволяет преодолеть указанные ограничения в решении общественно значимых вопросов и снизить нагрузку на бюджет.
Предпосылками развития социальной сферы, в том числе путем вовлечения предпринимательского сектора и некоммерческих организаций, являются показатели демографического развития и опережающий рост спроса на социальные услуги, необходимость нивелирования разрыва между экономическим потенциалом и качеством жизни, который регион может обеспечить своим жителям. Деятельность социального бизнеса распространяется на сферы образования, туризма, социального обслуживания, здравоохранения и другие.
В Орловской области осуществляют деятельность около 2500 организаций, задействованных в креативных индустриях, что составляет 7,8% от всех организаций региона. Среднесписочная численность работников таких организаций - около 2 800 человек, что составляет 1,7% от всей численности работающего населения региона. От суммарной выручки всех организаций 1,2% (4,3 млрд рублей) приходится на креативные индустрии.
В 2022 году организации в сфере креативных индустрий в Орловской области имели следующие специализации: музеи, библиотеки, исполнительные искусства, промысла и ремесла. Наименьшую специализацию Орловская область занимает в дизайне, звукозаписи, ИТ и видеоиграх, художественном творчестве, ювелирном деле и образовании в креативных индустриях (таблица 4).
Таблица 4
Место Орловской области в рейтингах креативных индустрий
Наименование рейтинга |
Место |
Рейтинг субъектов РФ, по приближенной оценке, вклада креативных индустрий в ВРП |
59 |
Рейтинг субъектов РФ по количеству организаций, задействованных в креативных индустриях |
63 |
Рейтинг субъектов РФ по общей выручке организаций, задействованных в креативных индустриях |
71 |
6.5. Потенциальный портрет потребителя услуг кластера
Приоритетными потребителями услуг кластера являются люди с ограниченными возможностями здоровья, пенсионеры, люди предпенсионного возраста и дети (не только оставшиеся без попечения родителей, но также из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, - одинокие или многодетные родители), лица, освобожденные из мест лишения свободы, спортсмены и спортсмены-пенсионеры, внутренние мигранты, беженцы и лица, пострадавшие при чрезвычайных ситуациях.
Перспективной сферой оказания услуг социальными предпринимателями становятся психологические услуги и поддержка одиноких людей в мегаполисах.
Вопрос целевых аудиторий не ограничивается кругом наиболее близких групп - покупателей и клиентов, с которыми приходится общаться социальному предпринимателю для реализации своих товаров и услуг. В некоторых моделях целевая аудитория, получающая услугу, и целевая аудитория, финансирующая ее, оказываются разделены, что расширяет рамки самого понятия аудитории и заставляет прибегать к более сложным моделям реализации проектов, поскольку конечные потребители в некоторых категориях оказываются неплатежеспособными (таблица 5).
Таблица 5
Потенциальные целевые аудитории социальных предпринимателей
N |
Целевые аудитории |
Баллы |
1 |
Лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды |
60 |
2 |
Пенсионеры и люди предпенсионного возраста |
48 |
3 |
Одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов |
32 |
4 |
Дети, оставшиеся без попечения родителей, выпускники и воспитанники детских домов |
32 |
5 |
Многодетные семьи |
31 |
6 |
Социально активные граждане, неформальные объединения городских активистов, волонтеры |
23 |
7 |
Малоимущие граждане |
20 |
8 |
Одаренные, талантливые дети и подростки |
13 |
9 |
Лица без определенного места жительства и занятий |
10 |
10 |
Артисты, художники, музыканты и другие творческие работники |
8 |
11 |
ВИЧ-инфицированные и больные другими социально значимыми заболеваниями |
7,5 |
12 |
Трудовые мигранты из-за рубежа |
7 |
13 |
Алкозависимые и наркозависимые |
6,5 |
14 |
Лица, освобожденные из мест лишения свободы |
5 |
6.6. Перспективы развития социального предпринимательства в Орловской области
Традиционно в российском масштабе вопросы социального развития и предоставления соответствующих услуг решаются преимущественно государственным сектором экономики. Правительство Орловской области традиционно проводит взвешенную, социально ориентированную бюджетную политику. Благодаря проходящим в регионе, и стране в целом, процессам модернизации системы здравоохранения и образования, а также реализации программ, направленных на улучшение демографической ситуации, повышаются демографические показатели. Устойчивую позитивную динамику к снижению имеет младенческая смертность, смертность трудоспособного населения, в течение последних лет повысился уровень рождаемости.
Для смягчения социальных проблем в регионе привлекается и используется потенциал некоммерческих и общественных организаций региона. Общественные организации предлагают реальные услуги ветеранам и инвалидам, замещающим семьям, воспитывающим детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также многодетным семьям. Эти услуги предполагают организацию ухода в послебольничный период за ветеранами Великой Отечественной войны, организацию занятий со специалистами для детей, подростков и молодых людей с нарушением интеллекта, выполнение услуг по сурдопереводу для инвалидов, информационно-образовательную работу, работу по профилактике сиротства и правонарушений несовершеннолетних, дополнительное образование для детей и взрослых, а также другие общественно значимые мероприятия. Исходя из общей оценки состояния и уровня развития институтов гражданского общества в Орловской области можно сделать вывод о целесообразности использования потенциала некоммерческих организаций как неотъемлемой и наиболее структурированной части гражданского общества в работе по решению социальных проблем региона.
Вместе с тем потенциал некоммерческого сектора ограничен в решении социальных проблем региона, недостаточен уровень его включения в систему предоставления социальных проблем.
Объективно существующие экологические, демографические и административно-социальные особенности Орловской области (Чернобыльская авария, миграция населения из сельских районов, выезд молодежи на работу и учебу в крупные города, старение населения) обуславливают высокий приоритет государственной поддержки предпринимательских инициатив, нацеленных на смягчение или решение социальных проблем. В настоящих экономических условиях социальное предпринимательство становится инструментом адаптации населения к изменяющимся жизненным условиям и повышения качества жизни.
Приоритетными направлениями развития социального предпринимательства в муниципальных образованиях Орловской области являются вовлечение в систему оплаты обязательного медицинского страхования негосударственных медицинских учреждений, создание пансионов для пожилых людей, открытие стоматологических кабинетов, создание в сельских поселениях групп кратковременного пребывания детей в возрасте от 1,5 года, оказание спектра услуг для особенных детей, дополнительное образование для школьников, социальный туризм и другие. Развитие данных направлений поможет создать рабочие места, в том числе для категорий граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, матерей, имеющих детей до 7 лет, инвалидов и др.
По данным статистики, в Орловской области на начало 2022 года проживало 258,1 тысячи пенсионеров, средний размер пенсии - 16291 рубль, в то время как среднесписочная численность работников предприятий - 198,9 тыс. человек.
Численность лиц в возрасте 18 лет и старше, впервые признанных инвалидами, в Орловской области составляла в 2020 году 2533 человека на 10000 человек соответствующего возраста.
Распределение детей в Орловской области по возрастной структуре: 0 - 4 года - 33009 человек, 5 - 9 лет - 40674 человека, 10 - 14 лет - 38317 человек, 15 - 19 лет - 33769 человек.
Таким образом, проанализировав перспективные целевые аудитории социального предпринимательства в Орловской области, можно сделать вывод, что развитие социального предпринимательства в регионе обладает большим потенциалом.
6.7. SWOT-анализ кластера
Для наиболее верного прогнозирования результатов деятельности кластера необходимо проанализировать сильные и слабые стороны, а также потенциальные угрозы и возможности, которые возникают вследствие формирования кластера.
Таблица 6
SWOT-анализ кластера
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1) наличие активного сообщества социальных предпринимателей в области; 2) участие социальных предпринимателей в конкурсах и премиях, что позволяет повышать осведомленность о проектах Орловской области на федеральном уровне; 3) разносторонний охват видов экономической деятельности социальных предприятий Орловской области; 4) наличие высококвалифицированной консультационной поддержки для социальных предприятий области; 5) рост интереса со стороны населения к сфере социального предпринимательства, наличие потребностей населения и рост гражданских инициатив; 6) рост государственной поддержки для сферы социального предпринимательства и социальных инициатив; 7) наличие устойчивых партнерских связей с профильными структурами, такими как фонд "Наше будущее", Торгово-промышленная палата и др.; 8) наличие партнерских отношений с Тульской, Липецкой, Курской, Тверской, Владимирской, Ярославской, Московской областями; 9) наличие опыта проведения бизнес-миссий, круглых столов, реализации образовательных программ, совместных проектов |
1) невысокий уровень взаимодействия социальных предпринимателей с другими регионами и обмен опытом и лучшими практиками; 2) продукция/услуги у большинства социальных предпринимателей носит локальный характер; 3) невысокий уровень предоставления рабочих мест и занятости для населения области; 4) отсутствие сформированной стратегии развития кластера до настоящего времени; 5) отсутствие технологической, маркетинговой и организационной инновационной активности в Орловской области в сфере социального предпринимательства и креативных индустрий; 6) низкий рейтинг креативных индустрий Орловской области по сравнению с другими регионами; 7) специализация в креативных индустриях Орловской области имеет неравномерное распределение |
Возможности |
Угрозы |
1) развитие государственной и частной поддержки социального предпринимательства; 2) развитие кадрового потенциала за счет включения в образовательные программы высших учебных заведений дисциплин по социальному предпринимательству и креативных индустрий; 3) кооперация социальных предпринимателей и представителей креативных индустрий внутри региона для реализации крупных проектов; 4) кооперация социальных предпринимателей и представителей креативных индустрий с другими регионами по видам деятельности для тиражирования и развития производства |
1) увеличение конкурентной борьбы за привлечение финансовых и других ресурсов с ведущими регионами страны; 2) повышение себестоимости продукции за счет роста цен на комплектующие изделия и другие статьи затрат, входящие в стоимость; 3) дифференциация доходов, снижение доходов потенциальных потребителей продукции/услуг социальных предпринимателей и представителей креативных индустрий; 4) уход ключевых игроков с рынка из-за снижения рентабельности продукции или убыточности данного вида деятельности |
VII. Меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на территории базирования кластера
В Орловской области поддержке малого и среднего предпринимательства уделяется важная роль. В ее основу заложена государственная программа Орловской области "Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области", утвержденная постановлением Правительства Орловской области от 9 сентября 2019 года N 508 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области".
Ежегодно Правительством Орловской области пересматриваются меры государственной поддержки в зависимости от планируемого объема бюджетных средств, а также мер, реализуемых Министерством экономического развития Российской Федерации на федеральном уровне. В основу ежегодного выбора мер поддержки ложится анализ востребованности ранее оказанных видов поддержки со стороны предпринимателей.
На территории Орловской области эффективно работает инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса. Государственная поддержка предпринимательства осуществляется в следующих направлениях:
1) предоставление гарантий и поручительств.
В случае нехватки у предпринимателя залогового обеспечения для получения кредита в банке некоммерческая организация "Фонд поддержки предпринимательства Орловской области" (далее также - Фонд) предоставляет финансовой организации поручительство в размере до 70% от суммы кредита (займа). Поручительство предоставляется по льготной ставке от 0,5% годовых от суммы поручительства. Максимальный размер единовременно выдаваемого поручительства составляет 25 млн рублей. Общая сумма поручительства на одно юридическое лицо или индивидуального предпринимателя может составлять 30 млн рублей. Максимальный срок, на который может быть предоставлено поручительство, составляет 184 месяца. Фонд сотрудничает с 17 банковскими и небанковскими организациями и одной лизинговой компанией;
2) предоставление микрозаймов.
Некоммерческая организация микрокредитная компания "Фонд микрофинансирования Орловской области" предоставляет предпринимателям микрозаймы до 5 млн рублей на срок до 3 лет. На период действия режима повышенной готовности на территории Орловской области максимальный срок составляет 2 года.
Полученные средства направляются предпринимателями на пополнение оборотных средств, приобретение основных фондов, капитальные вложения, на рефинансирование ранее полученных банковских кредитов. Процентная ставка по выдаваемым займам варьируется от 0,01 до 7,5 процента годовых в зависимости от целей, сроков займа и специальных программ;
3) предоставление услуг по регистрации и ведению бизнеса.
Центр поддержки предпринимательства (далее также - Центр) оказывает широкий спектр услуг для малого и среднего бизнеса, а также самозанятых: предоставление услуг по регистрации бизнеса, в том числе помощь с выбором формы ведения деятельности, консультирование по налоговому законодательству (подбор оптимальной системы налогообложения, подготовка документов для подачи в налоговую службу) и действующим федеральным и региональным мерам поддержки бизнеса, проведение различных обучающих программ для потенциальных и действующих предпринимателей, организаций и самозанятых, софинансирование затрат по ряду направлений. Услуги Центра бесплатны. Также на официальном портале государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (www.msb-orel.ru) своевременно размещается вся актуальная информация, касающаяся осуществления предпринимательской деятельности и мер поддержки малого и среднего бизнеса в Орловской области как со стороны центра оказания услуг "Мой Бизнес", так и в целом по региону. В целях расширения предоставления консультационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства созданы представительства центра поддержки предпринимательства в городах Мценске и Ливны;
4) предоставление услуг по развитию экспортной деятельности.
Центр поддержки экспорта создан в целях стимулирования и вовлечения малых и средних предприятий Орловской области в экспортную деятельность, содействия их выходу на международные рынки товаров, услуг и технологий, повышения конкурентоспособности и эффективности их деятельности; формирования положительного имиджа региона и повышения его инвестиционной привлекательности.
Основные направления деятельности центра поддержки экспорта включают организационные и консультационные услуги по развитию экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства по направлениям: сопровождение экспортного контракта, поиск и подбор иностранного покупателя, организация и проведение международных бизнес-миссий, организация участия в международных выставочно-ярмарочных мероприятиях, содействие в размещении на международных электронных торговых площадках; сертификация продукции для вывода на зарубежные рынки, содействие в проведении индивидуальных маркетинговых или патентных исследований, содействие в осуществлении транспортировки продукции и другие;
5) выявление и формирование на территории Орловской области кластерных инициатив.
На сегодняшний день в Орловской области созданы пять кластеров: кластер ГЛОНАСС, приборостроения и электроники, туристский кластер, кластер информационных технологий и кластер легкой промышленности, в состав которых входят более 200 участников. Инфраструктура развития региональных кластеров Орловской области рассматривается как составная часть общей инфраструктуры экономики региона в целях обеспечения конкурентоспособности и качественного экономического роста.
Реализация кластерной политики Орловской области осуществляется через следующие механизмы: развитие кластерной инфраструктуры, формирование региональной нормативной правовой базы, информационно-консультационная поддержка, содействие самоорганизации участников кластера социального предпринимательства и креативных индустрий для реализации совместных кластерных проектов и поддержка их реализации. Реализация кластерной политики Орловской области опирается на использование действующей инфраструктуры, включающей в себя подсистемы: координационную, производственно-технологическую, финансовую, информационную, кадровую. Координационная подсистема кластерной инфраструктуры сформирована на основе центра кластерного развития - структурного подразделения некоммерческой организации "Фонд поддержки предпринимательства Орловской области".
Центр кластерного развития обеспечивает предоставление участникам кластеров следующих услуг:
а) оказание содействия при получении государственной поддержки;
б) оказание содействия в выводе на рынок новых продуктов (работ, услуг);
в) обеспечение участия в мероприятиях на российских и международных выставочных площадках;
г) продвижение товаров (работ, услуг) на конгрессно-выставочных мероприятиях;
д) консультационные услуги по вопросам правового обеспечения деятельности субъекта малого и среднего предпринимательства;
е) оказание маркетинговых услуг (проведение маркетинговых исследований, направленных на анализ рынков, исходя из потребностей участников территориальных кластеров);
ж) оказание услуг по позиционированию товаров (работ, услуг);
з) организация и проведение обучающих тренингов, семинаров с привлечением сторонних организаций для обучения сотрудников субъектов малого и среднего предпринимательства;
и) разработка технико-экономических обоснований для реализации совместных проектов;
к) оказание консалтинговых услуг по специализации отдельных участников территориальных кластеров;
л) проведение информационных кампаний в средствах массовой информации по освещению деятельности территориальных кластеров, о перспективах развития, по отраслевым решениям.
Одним из важных условий стабильного экономического роста для Орловской области является наличие развитой финансовой инфраструктуры, которая способна эффективно удовлетворить потребности хозяйствующих субъектов в финансовых средствах, поддержать устойчивые темпы экономического развития, снизить социальное неравенство, повысить уровень жизни населения, налоговые преференции.
Законом Орловской области от 31 августа 2021 года N 2655-ОЗ "Об установлении на 2022-2024 годы налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения" установлены пониженные налоговые ставки на 2022-2024 годы для отдельных сфер предпринимательской деятельности в размере 5% (при полной ставке 15%) при объекте налогообложения "доходы за минусом расходов", 1% и 3% (при полной ставке 6%) при объекте налогообложения "доходы".
Законом Орловской области от 2 ноября 2012 года N 1423-ОЗ "О введении в действие на территории Орловской области патентной системы налогообложения" с 2013 года в регионе введена патентная система налогообложения. В настоящее время перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, включает 95 видов.
Законом Орловской области от 10 марта 2015 года N 1750-ОЗ "Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения" на территории региона введены налоговые каникулы для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную и патентную системы налогообложения, что дает им право использовать нулевую ставку налогообложения два налоговых периода с момента регистрации.
VIII. Сроки и этапы реализации Стратегии
Реализация Стратегии запланирована в 4 этапа в течение 2023-2032 годов. Основные этапы реализации Стратегии представлены в таблице 7.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что ключевыми, наиболее эффективными видами поддержки для участников кластера, позволяющими значительно поднять конкурентоспособность участников кластера, являются:
финансовая поддержка маркетингового продвижения участников кластера;
информационно-консультационная поддержка;
поддержка в профессиональной подготовке квалифицированного производственного персонала;
финансовая поддержка по организации совместных событийных мероприятий участников кластера.
Таблица 7
Этапы реализации Стратегии
N |
Наименование мероприятия |
Документ / результат |
Срок реализации |
Исполнитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
0-й этап. Подготовительные мероприятия | ||||
1. |
Формирование кластера, подписание соглашения |
Подписанное соглашение о создании кластера |
IV квартал 2022 года |
ЦКР |
2. |
Согласование и утверждение Стратегии развития кластера |
Утвержденная Стратегия развития кластера |
I квартал 2023 года |
ЦКР |
1-й этап. Подготовка проектов | ||||
3. |
Определение перечня ключевых выставок, мероприятий и бизнес-миссий для последующего предоставления потенциальным клиентам услуг и продукции участников кластера |
Перечень ключевых выставок отраслевых мероприятий |
I квартал 2023 года |
Совет кластера |
4. |
Создание концепции регионального бренда для участников кластера |
Концепция зонтичного бренда |
II квартал 2023 года |
Совет кластера |
5. |
Формирование перечня потенциальных стратегических партнеров для участников кластера для оказания услуг на аутсорсинге |
Перечень стратегических партнеров для участников кластера |
III квартал 2023 года |
Совет кластера |
2-й этап. Реализация запланированных проектов кластера | ||||
6. |
Участие в ключевых мероприятиях с целью поиска новых клиентов для участников кластера |
Участие в выставках, бизнес-миссиях, формирование портфеля заказов для участников кластера |
III квартал 2023 года |
Совет кластера |
7. |
Проведение отраслевых мероприятий в городе Орле для социального предпринимательства и креативных индустрий |
Ярмарки, выставки, независимые экспертизы продукции |
IV квартал 2023 года |
Совет кластера |
8. |
Проведение программ повышения квалификации |
Реализованные программы повышения квалификации |
I-II кварталы 2024 года |
Совет кластера |
9. |
Проведение переговоров с торговыми сетями для представления продукции народно-художественных промыслов участников кластера на полках торговых сетей |
Заключенные договоры и соглашения на представление в торговых сетях продукции участников |
II квартал 2024 года |
Ассоциация "Орловское Качество" |
10. |
Проведение переговоров с учебными заведениями Орловской области в целях активизации подготовки профильных специалистов для сферы социального предпринимательства и креативных индустрий |
Заключение соглашений о подготовке кадров для участников кластера |
III квартал 2024 года |
Ассоциация "Орловское Качество" |
11. |
Участие в ярмарках вакансий |
Участие в ярмарках |
III квартал 2024 года |
Совет кластера |
12. |
Поиск и отбор партнеров для осуществления аутсорсинга отдельных функций для участников кластера, заключение договоров |
Заключение договоров с партнерами, оказывающими аутсорсинговые услуги |
IV квартал 2024 года |
Совет кластера |
13. |
Проведение переговоров с участниками кластера в целях регистрации собственных торговых марок участников кластера |
Зарегистрированные торговые марки участников кластера |
IV квартал 2024 года |
ЦКР |
3-й этап. Достижение обозначенных в стратегии точек роста ключевых индикаторов и показателей |
Главными показателями развития кластера на перспективу до 2032 года являются:
1) увеличение социальных предприятий, зарегистрированных в Орловской области, до 100 единиц;
2) увеличение количества услуг, предоставляемых гражданам, нуждающимся в особой социальной защите, которые не в состоянии обеспечить себе (своим семьям) достойный уровень материального благосостояния, до 20% ежегодно;
3) ежегодный прирост количества услуг, реализуемых социальными предприятиями Орловской области, до 10% ежегодно;
4) увеличение объема инвестиций в социальное предпринимательство до 50 млн руб.
Основные индикаторные показатели развития кластера до 2032 года представлены в таблице 8.
При подготовке индикаторов развития кластера учтены показатели, утвержденные Министерством экономического развития Российской Федерации, на которые необходимо ориентироваться при реализации стратегии кластерного развития: рост количества малых и средних предприятий, включенных в цепочки добавочной стоимости кластера; рост объемов оказания услуг участников кластера социального предпринимательства; рост количества высокопроизводительных рабочих мест; рост инвестиций.
Советом кластера на разных этапах реализации стратегии не реже одного раза в год осуществляется контроль на основе анализа достижения намеченных индикаторов и ключевых показателей и принимается решение о корректировании технологических и организационных методик и непосредственно показателей кластера.
Таблица 8
Индикаторы развития кластера
Наименование индикатора |
Годы |
|||||||||
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
2031 |
2032 |
|
Количество резидентов кластера малых и средних предприятий, ед. |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
60 |
80 |
100 |
120 |
140 |
Количество малых и средних предприятий, включенных в реестр СП |
37 |
40 |
45 |
50 |
55 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
Обеспечение занятостью (вновь созданных рабочих мест, зарегистрированных самозанятых, ИП и юридических лиц, вовлечение в проектную деятельность и т. д.), шт. |
30 |
40 |
50 |
60 |
80 |
100 |
120 |
140 |
160 |
170 |
Количество благополучателей от реализации проектов кластера, тыс. чел. |
1,0 |
1,1 |
1,2 |
1,3 |
1,4 |
1,6 |
1,8 |
2 |
2,2 |
2,5 |
Количество предпринимателей, получивших консультации по социальному предпринимательству и принципам корпоративной социальной ответственности, чел. |
50 |
120 |
170 |
220 |
270 |
320 |
370 |
420 |
470 |
520 |
Количество совместных проектов, реализуемых резидентами кластера, шт. |
1 |
3 |
5 |
7 |
9 |
12 |
14 |
16 |
20 |
25 |
Увеличение объема инвестиций в социальное предпринимательство, млн руб. |
1 |
3 |
5 |
7 |
10 |
15 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Маркетинговая концепция кластера в Орловской области объединяет два направления, среди которых продвижение продукции действующих резидентов и популяризация сферы социального предпринимательства среди населения и вовлечение в социальное предпринимательство.
Система продвижения кластера включает в себя:
1) формирование единого бренда резидентов кластера Орловской области для продвижения на российском рынке и повышения узнаваемости;
2) создание и продвижение информационного интернет-портала кластера, где будут представлены услуги социальных предприятий с функцией интернет-магазина с возможностью продажи товаров/услуг в дистанционном формате;
3) проведение конкурсов, направленных на выявление лучших практик социальных инициатив среди молодежи;
4) проведение конкурсов для оценки вклада социальных предпринимателей в развитие Орловской области;
5) налаживание связей со средствами массовой информации для освещения деятельности социальных предприятий и креативных индустрий;
6) формирование объединенного рекламного бюджета с государственным софинансированием, направленного на популяризацию социального предпринимательства и креативных индустрий среди молодежи;
7) создание каталогов и брендбука, их распространение через партнеров для целевого и адресного взаимодействия с потенциальной целевой аудиторией социальных предприятий в социальных и государственных учреждениях области;
8) реализацию социально значимых проектов для региона при коллаборации социальных предпринимателей - участников кластера с другими участниками региона, такими как банки, учебные заведения, коммерческие организации и т. д.;
9) оказание информационной поддержки резидентам кластера с привлечением существующих информационных ресурсов других резидентов кластера, в том числе использование официальных сообществ и страниц в социальных сетях и сайтов.
Таким образом, система продвижения и реализации продукции социальных предприятий Орловской области основывается на комплексном и системном подходе с учетом ориентации на различные группы потенциальных потребителей и другие группы заинтересованных аудиторий.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Орловской области от 6 марта 2023 г. N 138-р Об утверждении Стратегии развития кластера социального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.