Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение A
(справочное)
Примеры надлежащей практики
В данном приложении содержится неполная подборка примеров надлежащей практики, которая может быть полезна организации при реализации собственной стратегии социальной ответственности и определении уровня зрелости этого процесса.
Таблица A.1 - Примеры надлежащей практики
Проблема |
Примеры надлежащей практики |
Связанные с ЦУР |
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ | ||
Проблема 1. Интеграция социальной ответственности в стратегическую политику и план организации |
Таблица анализа проблем социальной ответственности, которая помогает определить положительные и отрицательные воздействия, перекрестные ссылки на каждый из процессов организации с каждой из семи основных тем и семи принципов в ИСО 26000:2010 |
Все |
Для проведения такого анализа организации необходимы внутренние и внешние входные данные: - международные методологические основы исследований: ЦУР, Глобальный договор, ФАО, ОЭСР, GRI (Глобальная инициатива по отчетности); - анализ рынка; - мегатенденции (перспективный анализ) |
Все |
|
Обучение административного персонала организаций вопросам социальной ответственности (например, обучение административного персонала кооперативов вопросам управления и организационного руководства) |
Все |
|
Проблема 2. Идентификация и взаимодействие с заинтересованными сторонами и определение сферы влияния |
Применение метода ранжирования заинтересованных сторон, относящихся к сфере влияния |
Все |
Совместно с заинтересованными сторонами разработка стратегической политики и плана |
Все |
|
Создание официального плана взаимодействия с заинтересованными сторонами (контактная информация заинтересованной стороны и предпочитаемого контактного лица для связи, потребности и ожидания заинтересованной стороны, представитель организации, отвечающий за диалог с заинтересованной стороной, частота и характер встречи, передача данных, и т.д.) обменов информацией |
Все |
|
Опрос мнения заинтересованных сторон о стратегической политике и плане |
Все |
|
Проблема 3. Идентификация и демонстрация соответствия применимым законодательным требованиям |
Описание организацией системы мониторинга (нормативно-правовой/технической/технологической/научной/конкурентной) в общей таблице мониторинга с указанием источника мониторинга по каждой теме (веб-сайты, торговые выставки, посещение компаний в том же секторе, подписка), лица, ответственного за мониторинг, периодичности мониторинга и процедуры демонстрации достижения соответствия требованиям |
Все |
Мониторинг содержит конфетные темы по цепи создания пищевой продукции, такие как: безопасность пищевой продукции, фитосанитарная продукция, передовой опыт в цепи создания пищевой продукции, благополучие животных |
Все |
|
Подписка на внешнюю систему нормативного контроля или членство в профсоюзе |
Все |
|
Совместное использование основных разработок (новое регулирование, новая инициатива конкурентов, новая технология и т.д.) на совещаниях руководства и планирование действий по изменению процесса |
Все |
|
Проведение регулярных, запланированных совещаний для анализа того, как достигается соответствие требованиям законодательства |
Все |
Проблема 5. Практическая реализация социальной ответственности, анализ прогресса и повышение результативности социальной ответственности |
Создание в организации комитета по социальной ответственности или назначение лица, ответственного за социальную ответственность. Этот человек или этот комитет напрямую связан с советом директоров/руководителем |
Все |
Разработка карты процесса социальной ответственности, включающей проблемы экологии, безопасности труда, качества, социальные, общественные и экономические проблемы |
Все |
|
Определение KPI (ключевых показателей деятельности), связанных с политикой и планом социальной ответственности. Эти показатели рассматриваются в рамках структуры управления социальной ответственностью |
Все |
|
Определение людей, ответственных за процесс социальной ответственности, постановка целей/задач и ежегодный контроль функционирования системы стимулирования |
Все |
|
Ежегодное рассмотрение руководством процесса социальной ответственности |
Все |
|
Подтверждение и/или сертификация по VSS (Добровольные стандарты устойчивого развития) с использованием информации, предоставленной UNFSS (Форум ООН по стандартам устойчивого развития) |
Все |
|
Проблема 6. Подотчетность и прозрачность |
Публикация отчета о социальной ответственности с целью информирования заинтересованных сторон о процессе организации |
Все |
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА | ||
Проблема 1. Должная предусмотрительность |
Включение в политику закупок и спецификации критериев принятия обязательств по соблюдению прав человека и борьбе с дискриминацией (по возможности, оцениваемые критерии) |
8, 10 |
Разработка процесса закупок на основе стандарта ИСО 20400 "Устойчивые закупки" |
12 |
|
Проблема 2. Ситуации, связанные с риском для прав человека |
Создание метода выявления анализа и снижения рисков для прав человека, который может быть внедрен в различных областях организации и цепочки поставок: управление, финансы, закупки, R&D (исследования и разработки), HR (человеческие ресурсы), маркетинг, внутренний и внешний обмен информацией, управление личной информацией и т.д. |
16 |
Проблемы 3 и 4. Избежание соучастия и удовлетворение жалоб |
План взаимодействия и план повышения осведомленности/обучения персонала и представителей трудящихся о ситуациях, связанных с дискриминацией |
4, 5, 10 |
Установление метода идентификации, анализа и снижения рисков соучастия в организации и в цепочке поставок |
16 |
|
Проблемы 5, 6 и 7. Дискриминация и уязвимые группы. Гражданские и политические права. Экономические, социальные и культурные права |
Подписание организационного соглашения о равных возможностях (равенство полов, антидискриминация, пожилые люди, люди с ограниченными возможностями и т.д.) |
5, 10 |
Обучение управленческого персонала по вопросам взаимодействия с инвалидами |
4, 10 |
|
План взаимодействия, включая план повышения осведомленности/обучения заинтересованных сторон в цепочке создания стоимости, особенно поставщиков, по вопросам прав человека, равенства полов на рабочем месте, поощрения разнообразия и борьбы с дискриминацией |
5, 10, 16 |
|
ТРУДОВЫЕ ПРАКТИКИ | ||
Проблема 1. Наем и трудовые отношения |
Интеграция новых трудящихся, в том числе сезонных и временных трудящихся |
8, 10 |
Установление комплементарности (преемственности) контрактов между местными предприятиями |
1, 8 |
|
Обучение по социальному законодательству (например, обучение, организованное партнерами кооператива или фермерами). При обучении фермеров эти занятия будут проводиться совместно с местными представителями организации работодателей |
4 |
|
Участие в объединениях работодателей |
1, 8 |
|
Совместное соглашение о равенстве полов на рабочем месте |
5 |
|
Этическая и социальная хартия, разработанная руководством и органами, представляющими интересы трудящихся (включая, в частности, обязательства по ценностям) |
8, 16 |
|
Система поддержки, внутренний страховой фонд, план жизнеобеспечения |
1, 3, 8 |
|
Проблема 2. Условия труда и социальная защита |
Управление социальными перспективами: проведение анкетирования трудящихся, рассмотрение этической и социальной хартий, адаптированных к условиям организации |
8, 16 |
Медицинское страхование организации, дотации на питание, общая столовая, пенсионный план и т.д. |
8 |
|
Работа на дому, корректировка рабочего графика, добровольная неполная занятость и т.д. |
8 |
|
Детские сады, вахтер |
8 |
|
Адаптация работы для людей с ограниченными возможностями |
3, 8 |
|
Жилищная помощь для работников |
8 |
|
Проблема 3. Социальный диалог |
Создание трудового совета |
8, 16 |
Проведение опросов мнения и удовлетворенности персонала |
8, 16 |
|
Представление органов социального диалога новым трудящимся (например, в приветственном буклете) |
8, 16 |
|
Обучение органов, представляющих интересы трудящихся |
4 |
|
Представление коллективного договора и его условий всем трудящимся |
8, 16 |
|
Проблема 4. Охрана здоровья и безопасность труда (ОЗБТ) |
Анализ рисков в отношении здоровья и безопасности трудящихся. Измерение воздействия для наиболее опасных работ |
3, 8, 16 |
Эргономические исследования и адаптация работы/процесса/рабочего места с помощью эргономических материалов |
3 |
|
Принятие и обучение сезонных трудящихся по вопросам рисков, связанных с работой |
3, 4 |
|
Повышение осведомленности/обучение трудящихся (включая фермеров) по вопросам безопасности, здоровья и обращения с опасными веществами (например, групповая закупка средств индивидуальной защиты и обучение тому, как носить эти средства) |
3, 4 |
|
Ссылка на международные стандарты (например, ИСО 45001) |
3 |
|
Предоставление возможности пройти физическую подготовку, чтобы быть адаптированным к условиям работы |
3 |
|
Поддержка развития мобильных медицинских пунктов для трудящихся |
3, 8 |
|
Обучение представителей фермерских хозяйств выявлению психосоциальных симптомов у производителей в сфере их влияния |
3, 4 |
|
Проблема 5. Развитие человеческого потенциала и обучение на рабочем месте |
Регулярные (ежегодные) индивидуальные собеседования, включающие пункт о потребностях в обучении и о краткосрочном или среднесрочном развитии навыков трудящегося |
4 |
Мониторинг учебных занятий по типам и категориям обученных трудящихся |
4 |
|
Обучение трудящихся (включая фермеров) по вопросам безопасности, качества продукции и окружающей среды. Информация по этим темам (публикации, веб-сайты и т.д.) |
4 |
|
Организация программ обучения грамотности через соответствующие организации для трудящихся, испытывающих трудности с чтением и письмом |
4 |
|
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА | ||
Проблема 1. Предотвращение загрязнения |
Идентификация системы канализации сточных/дождевых вод, а также области и виды деятельности, которые могут загрязнять природную среду |
6, 14 |
Предварительная очистка сточных вод для значительного снижения загрязнения (например, декантация, тростники и т.д.) |
3, 6, 14 |
|
Очистка потенциально загрязненной воды из зон движения и стоянки автомобилей |
3, 6, 14 |
|
Применение наилучших доступных технологий (например, описанных в справочниках по наилучшим доступным технологиям) для достижения рекомендуемых уровней сточных вод |
6, 9, 14 |
|
Проверка в соответствующих органах, что представленная информация соответствует нормативным актам и, где это применимо, спецификациям официальной маркировке качества и происхождения продукции |
12 |
|
Ограничение воздействия фитосанитарных обработок: тестирование и/или самотестирование обрабатывающих устройств для оценки эффективности применения, выбор продуктов с меньшим воздействием на окружающую среду, нацеленных на обработку с низким остаточным действием, реализация мер по ограничению стока на землю или рассеивание в воздухе |
2 |
|
Растительный покров |
2, 6, 12, 15 |
|
Приготовление корма для крупного рогатого скота таким образом, чтобы ограничить количество отходов (азот, фосфор и т.д.) |
2, 12 |
|
Повторное использование сточных вод |
6, 12, 14 |
|
Сбор ферментируемых отходов и их переработка посредством метанообразования для получения электроэнергии и тепла, используемых в производстве |
7, 12 |
|
Реализация мероприятий по снижению потребления воды: повторное использование охлажденной воды; установка счетчиков воды во всех местах с высоким потреблением; системы орошения, позволяющие экономить воду (давление, расположение и т.д.) и рекуперация дождевой воды |
6, 12 |
|
План повышения энергоэффективности: использование электронных вариаторов скорости вместо механических, установка высокопроизводительных двигателей вместо старых электрических двигателей, изоляция, рекуперация тепла, когенерация, естественное охлаждение, установка застекленных окон в производственных помещениях (больше естественного света), установка электроизмерительных приборов на наиболее высоких точках потребления, установка быстро открывающихся жалюзи на холодильниках и диагностических морозильных камерах, тепловые мостики в холодильных камерах, озеленение террас и стен и т.д. |
7, 13 |
|
Выбор чистых и эффективных процессов: установка дровяных котлов, солнечных батарей, добровольная замена жидкости с высоким потенциалом глобального потепления на природную жидкость (например, NH 3, СO 2), строительство/реконструкция зданий в соответствии со стандартами высокого экологического качества |
7, 13 |
|
Управление отходами путем минимизации побочных продуктов, компостирования органических отходов, вторичной переработки, перерабатываемых и упаковочных материалов, а также экономии энергии и воды |
6, 14 |
|
Проблема 2. Устойчивое ресурсопользование |
Использование переработанных материалов при разработке дизайна продукции |
12 |
Проведение оценки жизненного цикла своей продукции |
2, 12 |
|
Поощрение использования органических ресурсов (таких, как биомасса), когда это возможно, с целью минимизации использования полезных ископаемых и других ресурсов, которые загрязняют окружающую среду и медленно поглощаются ею |
12, 13 |
|
Устойчивая упаковка для пищевой продукции: - альтернативные материалы, такие как гофрированные материалы, биопластики и т.д. - съедобная упаковка - предотвращение порчи для сокращения пищевых отходов - переработка, позволяющая превратить упаковку в продукты, которые могут использоваться повторно - использование цифровой печати вместо офсетной |
6, 9, 12, 14 |
|
Время сбора урожая: достаточность, гибкость, планирование |
12 |
|
Проблема 3. Смягчение изменения климата и адаптация к нему |
Отчет о выбросах ПГ (парниковых газов) и план действий по ограничению выбросов |
12, 13 |
Ссылки на Парижское соглашение, Киотский протокол, CDP (Carbon Disclosure Protocol), научно обоснованную цель, ИСО 50001, 4 для 1 000 |
13, 17 |
|
Обязательство через хартию с самооценкой и планами действий для транспортных компаний или для транспорта |
11, 13 |
|
Добровольная замена жидкости с высоким ПГП (потенциалом глобального потепления) на природную жидкость (например, NH 3, СO 2) |
13 |
|
Обучение водителей энергоэффективному вождению |
4, 11, 13 |
|
Устойчивый транспорт: снижение энергопотребления и выбросов ПГ, связанных с транспортировкой пищевой продукции, путем: - сокращения поставок продукции, которая перевозится воздушным транспортом; - использования поставщиков и грузоотправителей, которые работают над повышением топливной эффективности своего автопарка |
13 |
|
Время сбора урожая: достаточность, гибкость, планирование |
12 |
|
Проблема 4. Защита окружающей среды и биоразнообразия; восстановление природных местообитаний |
Содействие сохранению территорий сельскохозяйственного биоразнообразия (например, живые изгороди, травянистые участки, цветущие/нектарные растения/плодородные невозделанные земли, низкие изгороди, пруды, отдельные деревья, опушки лесов и т.д.) |
14, 15 |
Составление отчета по биоразнообразию. Создание инструмента оценки биоразнообразия совместно с другими местными субъектами, чтобы фермеры могли оценить биоразнообразие, существующее на их фермах (мониторинг опылителей, земляных червей, жуков, бабочек, дикой флоры и фауны и т.д.). |
14, 15, 17 |
|
Создание озера или источника воды для орошения, скорректированного в точках доступа для содействия развитию местного биоразнообразия (растения и животные, коридоры миграции птиц и т.д.), в партнерстве с ассоциациями, властями стран и т.д. |
6, 14, 15, 17 |
|
ДОБРОСОВЕСТНЫЕ ДЕЛОВЫЕ ПРАКТИКИ | ||
Проблема 1. Противодействие коррупции |
Соблюдение этической хартии бизнеса, разработанной объединениями предпринимателей |
16, 17 |
Проведение обучения по вопросам противодействия коррупции для всех трудящихся |
4 |
|
Следование, например, антикоррупционной программе ФАО или рекомендациям антикоррупционной сети ОЭСР для Восточной Европы и Центральной Азии |
8, 10, 16, 17 |
|
Проблема 2. Ответственное вовлечение в политику |
Официальный список государственных, частных и профсоюзных органов, в которых заседают представители организации |
16 |
Раскрытие статуса политического пожертвования (сколько, кому и т.д.) |
16 |
|
Проблема 3. Добросовестная конкуренция |
Ежегодный обзор и обновление всех материалов по обмену информацией, связанных с продукцией (брошюры, листовки, веб-сайт и т.д.) |
12 |
Проведение обучения всех трудящихся по вопросам антимонопольного поведения |
4 |
|
Проблема 4. Пропаганда социальной ответственности в рамках цепочки создания добавленной стоимости |
Соблюдение кодекса надлежащей практики в цепочке поставок, разработанного Высокоуровневым форумом Европейской комиссии для более эффективного функционирования цепи создания пищевой продукции |
8, 10, 12 |
Заполнение анкеты поставщиками и провайдерами услуг, с системой отметки по всем основным темам в ИСО 26000:2010 и обратная связь с поставщиками и провайдерами услуг наряду с планом повышения социальной ответственности |
8, 10 |
|
Проведение мониторинга или аудита поставщиков на предмет соблюдения ими Кодекса поведения |
12, 16, 17 |
|
Проведение обучения или тренинга для поставщиков по социальной ответственности |
4 |
|
Следование указаниям стандарта ИСО 20400 по устойчивым закупкам |
12, 16, 17 |
|
Проблема 5. Уважение прав собственности |
Поощрение и техническая поддержка городских советов в регионах, охватываемых организацией за рубежом, с целью увеличения лесного покрова путем посадки местных видов растений |
9 |
Обеспечение просвещения трудящихся по правам интеллектуальной собственности |
4 |
|
Интегрирование вопроса защиты ИС (интеллектуальной собственности) в договорные соглашения с деловыми партнерами |
16 |
|
ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ | ||
Проблема 1. Добросовестные практики маркетинга, заключения договоров и непредвзятой подачи информации, основанной на фактах |
Разработка и внедрение принципов добросовестной практики маркетинга |
12 |
Предоставление информации, связанной с прослеживаемостью (например, имя фермера, географическая идентификация: говядина Кобе) |
8, 11, 12 |
|
Декларация об отсутствии ГМО |
12 |
|
Проблема 2. Защита здоровья и безопасности потребителей |
Информационно-просветительские мероприятия (информация на веб-сайте, в местах продаж, брошюры и т.д.) для потребителей о правилах гигиены в быту и питании |
2, 3 |
Сертификация системы менеджмента безопасности пищевой продукции (например, ИСО 22000) |
3 |
|
Выращивание богатых питательными веществами культур, таких как моринга, кейл и т.д., для лучшего питания |
2, 3 |
|
Анализ рисков: реализация плана НАССР |
3 |
|
Проблема 3. Устойчивое потребление |
Организация дней открытых дверей для заинтересованных сторон |
12 |
Проведение оценки жизненного цикла своей продукции |
12 |
|
Образовательная экскурсия, позволяющая узнать о сельскохозяйственном производстве (животноводство, виноградники) и его секторах |
8, 12 |
|
Использование продукции с маркировкой устойчивости: например, ИСО 34101 (все части) по устойчивому какао, RSPO (круглый стол по вопросам устойчивого производства пальмового масла), Тропический альянс, Трудовая этика, MSC (Морской попечительский совет), органическая продукция и т.д. |
8, 12, 13, 14 |
|
Учет разных точек зрения на спорные продукты, такие как акульи плавники, гусиная печень |
12 |
|
Проблема 4. Обслуживание и поддержка потребителей, разрешение претензий и споров |
Системы менеджмента качества (например, ИСО 9001), оценки соответствия и схемы сертификации |
9, 12 |
Установление процесса учета обратной связи с центрами обработки звонков клиентов |
9, 12 |
|
Объявление об отзыве продукции |
3, 12 |
|
Наличие эффективной системы отслеживания продукции |
3, 9, 12 |
|
При возникновении проблемы сотрудничество, например с организациями по защите прав потребителей |
3, 12, 17 |
|
Проблема 5. Защита данных и обеспечение конфиденциальности потребителей |
Разработка политики обработки персональных данных |
16 |
Сертификация системы управления информационной безопасностью |
16 |
|
Проблема 6. Доступ к услугам первой необходимости |
Разработка и обновление плана обеспечения непрерывности бизнеса |
1, 2 |
Обеспечение качественной пищевой продукцией по доступной цене для всех (см. руководство ФАО) |
1, 2, 10, 17 |
|
Обеспечение условий, подходящих для людей с ограниченными возможностями |
11 |
|
Адаптация для людей с ослабленным зрением (надписи шрифтом Брайля), пожилых людей, людей разной этнической принадлежности, с ограниченными возможностями; использование молока с пониженным содержанием лактозы и т.д. |
12 |
|
Проблема 7. Образование и осведомленность |
Индивидуальные или коллективные обязательства по хартии прогресса в питании или коллективные договоры |
3, 4, 12 |
Повышение осведомленности об устойчивом потреблении/питании |
3, 4, 12 |
|
УЧАСТИЕ В ЖИЗНИ СООБЩЕСТВ И ИХ РАЗВИТИЕ | ||
Проблема 1. Участие в жизни сообществ |
Пожертвование продукции или услуг благотворительным продовольственным организациям |
1, 2, 3, 17 |
Подписание соглашения с местной пожарно-спасательной службой на разрешение выездов на вызовы и обучение в рабочее время для трудящегося, который является волонтером-пожарным |
11, 17 |
|
Поддержка культурных и спортивных ассоциаций и участие в форумах |
11, 17 |
|
Создание государственно-частного партнерства для продвижения социальной ответственности (путем образования, взаимодействия, лоббирования) |
17 |
|
Организация или участие трудящихся в национальных мероприятиях, направленных на поддержку крупных национальных проектов в области здравоохранения |
11, 17 |
|
Поддержка бизнеса в развитии проектов, сохраняющих местные сельскохозяйственные культуры |
12 |
|
Поддержка бизнес-моделей фермерских организаций |
8 |
|
Проблема 2. Образование и культура |
Дни открытых дверей для встреч с заинтересованными сторонами (встречи в зависимости от типа заинтересованных сторон), например возможность посещения некоторых компаний потребителями/соседями |
12, 17 |
Участие в мероприятиях в точках продаж для потребителей с целью продвижения продукции с маркировкой качества и происхождения |
12, 17 |
|
Участие в научных и технических комитетах школы для внесения вклада в программу обучения, отражающую реальные потребности сектора |
4 |
|
Партнерство со школами для поощрения стажировок |
4, 17 |
|
Обучение детей ведению здорового образа жизни, защите окружающей среды, рациональному использованию ресурсов |
3,4 |
|
Школьные презентации трудящимися на курсах начальной подготовки |
4 |
|
Проблема 3. Создание занятости и развитие навыков |
Выдача сертификата о профессиональной квалификации и прием в организацию молодых людей, проходящих обучение |
4, 8, 16 |
Предоставление молодым трудящимся инструментов для облегчения доступа к ответственным должностям (или предусмотреть это в трудовой практике) |
4, 8, 10 |
|
Обучение фермеров для улучшения их работы в области (качества и) социальной ответственности |
1, 4 |
|
Помощь организации молодым трудящимся, сезонным трудящимся, трудящимся-мигрантам, трудящимся, находящимся под особой правовой защитой, и т.д. в получении рекомендаций и обучения по профессиям, связанным с сельским хозяйством, окружающей средой и пищевой промышленностью |
4, 5, 8 |
|
Проблема 4. Развитие технологий и доступ к ним |
Повторное использование органических отходов путем компостирования или производства биогаза |
7, 9 |
Производство биотоплива 3-го поколения |
7, 9 |
|
Разработка обертки и упаковки из растительной массы |
9 |
|
Производство агроматериалов |
9 |
|
Проблема 5. Создание благосостояния и дохода |
Разработка мер по оказанию помощи молодым людям и/или новым производителям в их становлении |
1, 8, 10 |
Принятие мер по защите сельскохозяйственных территорий |
14, 15 |
|
Взаимозаменяемость материалов между некоторыми производителями или групповые закупки |
1, 17 |
|
Местный подход к закупкам |
1, 17 |
|
Устойчивый туризм |
12 |
|
Агротуризм с уважением к местным культурам |
12 |
|
Проблема 6. Здоровье |
Проведение оценки риска для здоровья членов местного сообщества |
3, 11 |
Организации, в сферу влияния которых входят фермеры, информируют их о рисках для здоровья членов сообщества (например, о проведении фитосанитарной обработки культур, расположенных вблизи населенных пунктов) |
3, 12 |
|
Участие организации (участие в очистке воды, строительстве водопроводной сети, в информировании о таких заболеваниях, как СПИД и т.д.) |
3, 6, 11 |
|
Поддержка развития мобильных медицинских пунктов для сообщества |
3, 11 |
|
Проблема 7. Социальные инвестиции |
Помощь некоторым организациям в развитии (стартап и т.д.), организация благотворительных мероприятий, пожертвование денег НКО, строительство школ или больниц в сообществе |
1, 3, 9, 11, 17 |
Создание этической хартии для спонсируемых организаций |
17 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.