Постановление Правительства Красноярского края от 31 января 2023 г. N 82-п
"О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 513-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие лесного хозяйства"
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формировании и реализации" постановляю:
1. Внести в постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 513-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие лесного хозяйства" следующие изменения:
в государственной программе Красноярского края "Развитие лесного хозяйства" (далее - государственная программа):
в разделе 1:
строку "Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий государственной программы" изложить в следующей редакции:
"
Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий государственной программы |
Подпрограммы: "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов"; "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия". Отдельное мероприятие: "Участие в организации тушения ландшафтных (природных) пожаров". |
";
строку "Перечень целевых показателей государственной программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации государственной программы" изложить в следующей редакции:
"
Перечень целевых показателей государственной программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации государственной программы |
Перечень показателей государственной программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации государственной программы представлен в приложении к паспорту государственной программы |
";
сроку "Информация по ресурсному обеспечению государственной программы, в том числе по годам реализации программы" изложить в следующей редакции:
"
Информация по ресурсному обеспечению государственной программы, в том числе по годам реализации программы |
общий объем финансирования государственной программы составляет на 2014 - 2025 годы 28 924 677,2 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 7 923 847,2 тыс. рублей; федерального бюджета - 21 000 830,0 тыс. рублей; 2014 год - 1 611 114,7 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 479 444,7 тыс. рублей; федерального бюджета - 1 131 670,0 тыс. рублей; 2015 год - 1 168 783,4 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 238 254,1 тыс. рублей; федерального бюджета - 930 529,3 тыс. рублей; 2016 год - 1 515 671,3 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 584 836,5 тыс. рублей; федерального бюджета - 930 834,8 тыс. рублей; 2017 год - 2 300 919,4 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 817 837,7 тыс. рублей; федерального бюджета - 1 483 081,7 тыс. рублей; 2018 год - 1 923 020,6 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 547 547,3 тыс. рублей; федерального бюджета - 1 375 473,3 тыс. рублей; 2019 год - 2 478 302,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 614 005,0 тыс. рублей; федерального бюджета - 1 864 297,0 тыс. рублей; 2020 год - 2 903 504,3 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 839 050,2 тыс. рублей; федерального бюджета - 2 064 454,1 тыс. рублей; 2021 год - 2 921 526,8 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 977 450,4 тыс. рублей; федерального бюджета - 1 944 076,4 тыс. рублей; 2022 год - 3 223 872,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 1 052 100,3 тыс. рублей; федерального бюджета - 2 171 771,7 тыс. рублей; 2023 год - 3 206 494,8 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 1 134 258,0 тыс. рублей; федерального бюджета - 2 072 236,8 тыс. рублей; 2024 год - 2 793 217,6 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 319 531,5 тыс. рублей; федерального бюджета - 2 473 686,1 тыс. рублей; 2025 год - 2 878 250,3 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 319 531,5 тыс. рублей; федерального бюджета - 2 558 718,8 тыс. рублей |
";
разделы 2 - 5 изложить в следующей редакции:
"2. Характеристика текущего состояния социально-экономического развития лесного хозяйства Красноярского края
Основные показатели социально-экономического развития Красноярского края
Лесное хозяйство является видом экономической деятельности, в рамках которого осуществляется система мероприятий, направленных на воспроизводство лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредных организмов и иных негативных факторов, регулирование использования лесов и учет лесных ресурсов в целях удовлетворения потребностей экономики в древесине и другой лесной продукции при сохранении экологических и социальных функций леса.
Развитие лесного хозяйства Красноярского края является одним из приоритетных направлений для Красноярского края, обладающего крупнейшими в России лесосырьевыми ресурсами (14,5% общероссийского запаса леса, или 6,0% от мировых), который относится к ведущим лесным регионам Российской Федерации.
В настоящее время проводится модернизация основных направлений деятельности в сфере лесного хозяйства, что позволит решить существующие системные проблемы, которые препятствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия.
По итогам 2021 года в сфере лесного хозяйства Красноярского края отмечаются:
увеличение доли площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда до 16,4 процента;
увеличение отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений до 61,2 процента. В настоящее время запланирован и реализуется комплекс мероприятий по увеличению значения этого показателя до 100 процентов в 2025 году.
В результате реализации государственной программы достигнуты следующие результаты:
обеспечено применение дополнительных технических средств обнаружения лесных пожаров (функционирует созданная в 2020 году система дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров на территории Красноярского края), что позволило минимизировать потери и риски возникновения чрезвычайных ситуаций и существенно сократит размеры ущерба лесному фонду и затраты на тушение лесных пожаров, незамедлительное информирование пользователей о выявленных возгораниях посредством содержания 100 видеокамер;
обеспечено проведение государственного лесопатологического мониторинга наземными способами на площади 102 650,3 гектаров;
обеспечено значение показателя средней численности должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной контроль (надзор) на землях лесного фонда Красноярского края, на 50 тыс. гектаров земель лесного фонда на уровне 0,09 человека;
обеспечена доля площади лесов, на которых проведена таксация лесов и в отношении которых осуществлено проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству в течение последних 10 лет, в площади лесов с интенсивным использованием и ведением лесного хозяйства в размере до 6,3 процента;
обеспечено функционирование специализированной диспетчерской службы в целях предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров;
приобретена для лесничеств специализированная лесохозяйственная техника и оборудование для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению в количестве 14 единиц;
проведено оснащение Краевого государственного автономного учреждения "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" (далее - КГАУ "Лесопожарный центр") специализированной лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров в количестве 379 единиц.
Анализ данных за последние десять лет показывает, что площади лесовосстановления в Красноярском крае увеличились на 85,5%.
При этом площади лесовосстановления путем проведения работ по созданию лесных культур увеличились на 37,6%.
Ежегодное искусственное лесовосстановление проводится на площади не менее 10 тыс. га, в том числе сеянцами с открытой корневой системой с лесных питомников Красноярского края более 3,5 тыс. га.
В настоящее время сохранность лесных культур в целом по Красноярскому краю составляет порядка 91,1%, приживаемость культур в первый год учета - 88,20%, в третий год учета - 82,13%, в пятый год учета - 81,03%. При этом площадь списания за последние 5 лет с 1,4 тыс. га уменьшилась до 0,4 тыс. га.
По итогам 2021 года проведено лесовосстановление на площади 104,4 тыс. га (в том числе на лесных участках, не переданных в аренду, на площади 15,4 тыс. га). Заготовлено 15,6 тонны лесных семян. Объем выращивания стандартного посадочного материала (сеянцев) по итогам 2021 года составил 27,8 млн штук.
Наиболее значимыми рисками не достижения показателей государственной программы в 2023 году являются:
уменьшение площади покрытых лесной растительностью земель в результате рубок, пожаров и уточнения лесоустройства, а также перевода земель лесного фонда в иные категории;
расторжение договоров аренды, ликвидация организаций, неисполнение договорных обязательств, отсутствие сформированных лесных участков для выставления на лесные аукционы;
необходимость разработки новых проектов освоения лесов арендаторами лесных участков (на долю которых приходится около 80 процентов общего объема заготовки древесины) в связи с утверждением в 2018 году Лесного плана Красноярского края (указ Губернатора Красноярского края от 21.12.2018 N 332-уг) и лесохозяйственных регламентов лесничеств на очередной 10-летний период;
лесные пожары на труднодоступных территориях Красноярского края, что значительно осложняло проведение работ по их тушению, а также доставку сил и средств пожаротушения на указанные территории. Аномальные погодные условия (отсутствие осадков, чрезвычайный и высокий класс пожарной опасности), а также массовое развитие очагов сибирского шелкопряда;
давность материалов лесоустройства, что не позволяет в полной мере вести интенсивное и рациональное лесопользование, обеспечивать проектирование лесных участков на основании актуальных данных таксации лесов, недостаточная транспортная доступность не вовлеченных в хозяйственный оборот лесных ресурсов.
В дальнейшем необходимо сбалансировать убытие лесов вследствие рубки леса, лесных пожаров, энтомовредителей и других негативных воздействий путем достижения к концу 2025 года объемов лесовосстановления на уровне 156,5 тыс. га в год (в том числе с помощью искусственного лесовосстановления - 6,2 тыс. га, естественного лесовосстановления - 150,3 тыс. га), объемов уходов за лесными культурами на уровне 24,3 тыс. га и их кратности согласно установленным нормативам.
В дальнейшем для устойчивого развития лесного семеноводства в Красноярском крае необходимо:
увеличение объемов заготовки семян лесных растений;
реализация комплекса мер по развитию питомнических хозяйств;
распространение опыта создания лесопромышленными компаниями тепличных комплексов по выращиванию улучшенного посадочного материала лесных растений с закрытой корневой системой.
В рамках государственной программы министерством и краевым государственным казенным учреждением "Лесная охрана" (далее - КГКУ "Лесная охрана") осуществляется федеральный государственный лесной контроль (надзор) на землях лесного фонда Красноярского края, в пределах полномочий, определенных в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Указанные полномочия реализуются в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Положением о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1098 "О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)".
В соответствии со статьей 68 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" с 2018 года министерством проводится целенаправленная работа по привлечению общественных объединений и граждан к осуществлению общественного контроля в области охраны лесов согласно Порядку организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.07.2017 N 403.
Основным направлением взаимодействия министерства как исполнительного органа Красноярского края в области лесных отношений и общественных инспекторов по охране окружающей среды (далее - общественные инспектора) является осуществление мероприятий по охране лесов. Указанные мероприятия проводятся в форме совместного патрулирования лесов с целью профилактики, выявления и пресечения фактов незаконного лесопользования и иных нарушений лесного законодательства.
Во исполнение в 2023 - 2025 годах мероприятий по реализации "Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы", утвержденной указом Президента Российской Федерации от 09.08.2020 N 505 (далее - Стратегия), и достижении установленных целевых показателей, министерство тесно взаимодействует с Енисейским войсковым казачьим обществом.
Следует отметить, что казачество Красноярского края занимает активную гражданскую позицию в организации общественного лесного контроля в районах Красноярского края с интенсивным использованием лесов.
Численность общественных инспекторов составляет 93 человека, из них 76 человек - члены Енисейского войскового казачьего общества.
Общественные инспекторы из числа казачества принимают активное участие в выездных мероприятиях, проводимых КГКУ "Лесная охрана", а также самостоятельно патрулируют территорию государственного лесного фонда, при выявлении нарушений лесного законодательства, информация передается в КГКУ "Лесная охрана" для принятия мер реагирования.
За первое полугодие 2022 года казаками Енисейского войскового казачьего общества проведено 157 мероприятий по патрулированию лесов, в которых приняли участие 26 казаков общества, выявлено 62 нарушения лесного законодательства, из них:
45 нарушений правил пожарной безопасности в лесах (нарушение особого противопожарного режима, захламление лесов горючими материалами);
3 нарушения правил санитарной безопасности в лесах (загрязнение лесов отходами производства и потребления);
5 нарушений правил заготовки древесины (несоблюдение технологии заготовки древесины);
9 незаконных рубок лесных насаждений.
Благодаря активному участию казачества в осуществлении общественного контроля в 2019 - 2022 годах казаками Енисейского войскового казачьего общества в ходе самостоятельного патрулирования лесов выявлено фактов незаконных рубок в объеме более 5 тысяч куб. м. и ущербом свыше 100 млн рублей.
Результаты анализа исполнения полномочий по федеральному государственному лесному контролю (надзору) на землях лесного фонда Красноярского края в 2016 - 2021 годах представлены в таблице.
Таблица
Показатели контрольной деятельности |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Выявлено нарушений |
2 397 |
3 086 |
3 767 |
3 951 |
5 663 |
5194 |
в том числе: незаконных рубок |
371 |
367 |
455 |
606 |
699 |
616 |
Объем незаконных рубок, повреждение лесных насаждений согласно статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), Уголовного кодекса Российской Федерации, тыс. кб м |
24,10 |
26,5 |
30,7 |
114,9 |
242,0 |
147,1 |
Ущерб, тыс. руб. (по всем лесонарушениям) |
156 900 |
182 118 |
284 654 |
734 554 |
1 158 274 |
934 708,6 |
передано материалов в следственные органы, шт. |
544 |
531 |
548 |
598 |
834 |
607 |
возбуждено уголовных дел, шт. |
432 |
421 |
463 |
403 |
664 |
402 |
привлечено к уголовной ответственности, чел. |
150 |
114 |
109 |
121 |
125 |
134 |
присуждено взыскание ущерба, тыс. руб. |
82 834 |
34 604 |
83 574,7 |
51 377,9 |
206 112,5 |
300 930,2 |
взыскано в счет причиненного ущерба, тыс. руб. |
35 203,1 |
15 641,5 |
43 642,4 |
29 547,7 |
21 658,7 |
26 727,7 |
Вынесено постановлений об административном правонарушении в соответствии со статьей 29.10 КоАП (пунктом 1 части 1 статьи 29.9 КоАП), шт. |
2 199 |
2 352 |
3 390 |
2 908 |
4 154 |
4350 |
Наложено административных штрафов на сумму, тыс. руб. |
41 743,9 |
53 889,1 |
69 300,0 |
70 831,7 |
154 248,4 |
134 667,2 |
Взыскано административных штрафов на сумму, тыс. руб. |
9 961,2 |
21 167,0 |
25 700,0 |
33 157,2 |
59 700,0 |
49 029,5 |
3. Приоритеты и цели социально-экономического развития лесного хозяйства Красноярского края, описание основных целей и задач государственной программы, тенденции социально-экономического развития лесного хозяйства Красноярского края
Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 N 312-р (далее - Стратегия), определены проблемы, сдерживающие развитие лесного комплекса Российской Федерации.
Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 N 1724-р, установлены следующие цели, ориентированные на развитие лесного комплекса:
в экономической сфере - эффективное управление лесным сектором экономики и увеличение валового внутреннего продукта в лесном секторе на основе рыночного спроса;
в экологической сфере - благоприятная окружающая среда для граждан и сохранение биосферной роли лесов России;
в социальной сфере - рост уровня жизни граждан, связанных с лесом, и устойчивое социально-экономическое развитие лесных территорий.
Целью Стратегии является достижение устойчивого лесоуправления, инновационного и эффективного использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечивающих опережающий рост лесного сектора экономики, социальную и экологическую безопасность страны, безусловное выполнение международных обязательств России в части лесов, а также повышение долгосрочной конкурентоспособности лесной промышленности и увеличение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие России.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
повышение эффективности государственного управления лесами;
гарантированное обеспечение экономики и общества лесными ресурсами, в том числе через интенсивное использование и воспроизводство лесов;
повышение эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредных организмов и других неблагоприятных факторов, сохранение экологического потенциала лесов;
повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов на землях различного целевого назначения;
обеспечение доступности существующей сырьевой базы;
поддержка проектов развития перерабатывающих производств;
стимулирование спроса и развитие рынков сбыта;
обеспечение достоверной актуальной информации о лесных ресурсах в интенсивной (перспективной) зоне освоения лесов;
формирование лесопромышленных кластеров;
повышение научно-технического, технологического и кадрового потенциала лесного комплекса.
Реализацию указанных задач сдерживают следующие проблемные вопросы:
низкий съем древесины с единицы площади эксплуатационных лесов;
недостаточная эффективность лесовосстановления, охраны и защиты лесов;
низкая актуальность сведений о лесных ресурсах;
низкая степень использования лесного сырья, ухудшающая экономику отрасли;
ограниченный масштаб внутреннего рынка, недостаточный для создания новых производств в отрыве от экспортных рынков;
низкая инвестиционная привлекательность отрасли, обусловленная страновыми факторами;
низкий уровень технического, научного и кадрового обеспечения;
потребность в совершенствовании нормативно-правовой базы и нормативно-технической базы в сфере лесного комплекса и смежных отраслях.
Государственная программа Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 318 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" (далее - федеральная программа).
Федеральная программа разработана на основании приоритетов государственной политики, содержащихся в основополагающих документах, в которых определены цели и задачи государственной политики в области лесного хозяйства и намечены пути решения с учетом существующей и прогнозной социально-экономической ситуации в стране.
Перечень целевых показателей государственной программы с указанием планируемых к достижению значений установлен для Красноярского края в паспорте федеральной программы, утвержденной Правительством Российской Федерации в подсистеме управления государственными программами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - ГИИС "Электронный бюджет") 28.12.2021, с изменениями, утвержденными куратором Госпрограммы "Развитие лесного хозяйства" В.В. Абрамченко в ГИИС "Электронный бюджет" от 07.11.2022.
Целевые показатели рассчитаны в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) от 29.12.2017 N 797 "Об утверждении методики расчета показателей (индикаторов) государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 318".
Государственная программа является документом стратегического планирования развития лесного хозяйства Красноярского края, содержащим комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития Красноярского края.
Целями государственной программы являются:
повышение результативности ведения лесного хозяйства, охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов;
обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при сохранении экономического и экологического потенциала, а также глобальных функций лесов и их биологического разнообразия.
Государственной программой определены задачи, сроки осуществления мероприятий в сфере использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, ресурсного, кадрового и научно-технического обеспечения, механизмы реализации мероприятий государственной программы.
Государственная программа основана на следующих принципах:
признание и соблюдение прав граждан на использование природных ресурсов и благоприятную окружающую среду, а также на получение достоверной информации о лесах;
соблюдение баланса экономических, экологических и социальных интересов;
многоцелевое, комплексное и неистощительное использование лесов, а также сохранение площади лесов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
сохранение лесов, находящихся в федеральной собственности, и развитие института частной собственности в лесной отрасли;
ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления Красноярского края за осуществление полномочий в области лесных отношений на соответствующих территориях;
согласованное управление лесами и смежными территориями;
учет социально-экономических, природно-климатических и экологических особенностей Красноярского края;
общественное участие при планировании и проведении мероприятий в лесах;
обоснованность и последовательность в принятии решений в сфере управления лесами;
усиление роли и обеспечение конкурентоспособности Российской Федерации в мировом лесном секторе.
Мероприятия государственной программы корреспондированы с федеральной программой, и направлены на формирование условий социально-экономического развития Красноярского края в части повышения эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при безусловном сохранении их глобальной экологической значимости.
Реализация государственной программы позволит обеспечить сохранение лесистости на территории Красноярского края на уровне 45,1% (в период до 2030 года обеспечить на уровне 45,1%) за счет повышения эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечения стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсного потенциала, повысить эффективность использования лесного фонда с учетом его сохранения и восстановления, сократить потери лесного хозяйства от лесных пожаров, сохранить лесной фонд Красноярского края от вредителей и болезней леса.
4. Прогноз конечных результатов реализации государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социально-экономическое развитие лесного хозяйства, экономики, степени реализации других общественно значимых интересов
Своевременная и в полном объеме реализация государственной программы к концу 2025 года позволит:
сохранить лесистость территории Красноярского края на уровне 45,1%;
повысить объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда до уровня 41 рубля;
достигнуть 18,5% доли площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда;
достигнуть соотношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений на уровне 100%;
достигнуть соотношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 20,7%.
Реализация государственной программы обеспечит комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов в сфере лесных отношений Красноярского края:
недостаточную эффективность лесовосстановления, охраны и защиты лесов;
низкую актуальность сведений о лесных ресурсах;
повышение эффективности борьбы с крупными лесными пожарами;
совершенствование и развитие федерального государственного лесного контроля (надзора) на территории лесного фонда Красноярского края.
Перечень целевых показателей государственной программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации государственной программы представлен в приложении к паспорту государственной программы.
5. Информация по подпрограммам, отдельным мероприятиям государственной программы
Для достижения целей государственной программы в государственную программу включены две подпрограммы и одно отдельное мероприятие.
1. Подпрограмма государственной программы "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов" (далее - подпрограмма 1).
1.1. Общекраевые проблемы, на решение которых направлена реализация подпрограммы 1.
Лесорастительные особенности Красноярского края, связанные с его значительной протяженностью (158 млн га) и географическим расположением, обуславливают постоянное воздействие на леса негативных природных явлений, таких как лесные пожары, ветровалы, вредители леса.
Общекраевые проблемы:
отсутствие достоверных актуальных сведений об имеющихся лесных ресурсах;
недостаточный уход на уже вовлеченных в эксплуатацию лесах, который не позволяет использовать плодородие лесных почв и обеспечить максимальный прирост древесины, что, в свою очередь, ограничивает возможности увеличения объемов заготовки древесины;
недостаточная эффективность лесовосстановления, не позволяющая достичь достаточных при текущем уровне лесопользования темпов воспроизводства хозяйственно ценных лесов на наиболее продуктивных лесных землях, что требует освоения новых лесных районов, как правило, не обеспеченных транспортной инфраструктурой (экстенсивная модель лесопользования);
недостаточная эффективность системы охраны и защиты лесов, разобщенность лесопожарных сил;
устойчивая тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов, наблюдаемая в последние десятилетия, носит выраженную цикличность и коррелирует с динамикой погодных и климатических условий;
недостаточная численность работников парашютно-десантной пожарной службы по авиационной охране лесов и наземной охране лесов, а также лесных пожарных и технических работников (водители, трактористы) лесопожарных станций влияет на эффективность обнаружения и тушения лесных пожаров.
1.2. Анализ причин возникновения проблемы, включая правовое обоснование.
Красноярский край является пожароопасным регионом. Насаждения лесного фонда, обладающие наиболее высокой степенью пожарной опасности, занимают 33,3% территории лесов Красноярского края. В зависимости от погодных условий продолжительность периода возможного возникновения лесных пожаров значительно варьируется по годам и территории Красноярского края. В среднем продолжительность пожароопасного сезона в Красноярском крае составляет 176 дней: начинается в последней декаде марта и заканчивается в первой декаде октября.
На территории Красноярского края предусмотрено наличие 61 лесопожарной станции (далее - ЛПС): 35 - I типа, 21 - II типа, 5 - III типа.
При этом укомплектованность существующих ЛПС составляет 50-60% от требуемых норм обеспечения средствами пожаротушения, а имеющаяся противопожарная техника практически полностью исчерпала свой ресурс.
Состояние лесных насаждений с нарушенной устойчивостью из года в год ухудшается с разной интенсивностью в зависимости от фактора степени ослабления.
Основными причинами повреждений лесных насаждений являются: лесные пожары - 3,6 млн га (66,6%), вредители и болезни леса - 1,7 млн га (31,4%), прочие повреждения (ветровал-бурелом, антропогенные факторы, межвидовая конкуренция) - 46 тыс. га (2%).
Лесные насаждения, поврежденные верховыми лесными пожарами, окончательно утрачивают товарную ценность, и в прилегающих к ним здоровых насаждениях вероятно массовое заселение стволовых вредителей.
В лесных насаждениях, поврежденных низовыми пожарами сильной интенсивности, происходит увеличение текущего отпада также в связи с заселением вторичными вредителями.
Защита лесных насаждений от вредителей и болезней леса, поддержание стабильного санитарного состояния лесов необходимо для их устойчивого развития, возможно при постоянном контроле за санитарным и лесопатологическим состоянием лесных насаждений.
Наиболее значимыми рисками недостижения показателей подпрограммы 1 являются:
недостаточное финансирования работ по лесовосстановлению;
недостаточное финансирование на содержание лесопожарных формирований;
рост площади поврежденных лесных насаждений.
Существует проблема недофинансирования осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных Красноярскому краю. В течение 10 лет в Красноярском крае сформировался существенный ресурсный дефицит, ограничивающий обеспечение рационального использования лесных ресурсов, их максимальное сохранение и воспроизводство, по следующим наиболее актуальным направлениям развития лесного хозяйства:
тушение лесных пожаров и авиапатрулирование лесного фонда;
проведение лесовосстановительных работ;
проведение противопожарного обустройства на площади лесного фонда, поврежденной сибирским шелкопрядом.
Далее, согласно данным государственного лесопатологического мониторинга по состоянию на 01.07.2022 площадь погибших и поврежденных лесных насаждений на территории Красноярского края превышает 5,4 млн га, что составляет 5,6% от покрытой лесом площади лесного фонда Красноярского края, из них площадь погибших лесных насаждений составляет 188 тыс. га (3,5% от площади поврежденных лесных насаждений).
Санитарно-оздоровительные мероприятия (рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, уборка неликвидной древесины, а также иные мероприятия) проводятся с целью улучшения санитарного состояния лесных насаждений, уменьшения угрозы распространения вредных организмов, обеспечения лесными насаждениями своих целевых функций, а также снижения ущерба от воздействия неблагоприятных факторов (энтомовредители, воздействие огня, погодные условия, почвенно-климатические факторы и другие биотические и абиотические факторы, наносящие ущерб устойчивости или целевой функции лесов).
Актуальной остается проблема недофинансирования осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных Красноярскому краю. В течение 10 лет в Красноярском крае сформировался существенный ресурсный дефицит, ограничивающий обеспечение рационального использования лесных ресурсов, их максимальное сохранение и воспроизводство, по следующим наиболее актуальным направлениям развития лесного хозяйства:
тушение лесных пожаров и авиапатрулирование лесного фонда;
проведение лесовосстановительных работ;
проведение противопожарного обустройства на площади лесного фонда, поврежденной сибирским шелкопрядом.
1.3. Описание цели и задачи подпрограммы 1.
Целью подпрограммы 1 является обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов, в том числе на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия.
Реализация подпрограммы 1 направлена на решение следующих задач:
сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, а также улучшение лесопатологической ситуации в лесах, снижение рисков возникновения критических ситуаций, связанных с повреждением лесов вредными организмами;
повышение уровня предупреждения и эффективности тушения лесных пожаров.
1.4. Срок реализации подпрограммы 1: 2020 - 2025 годы.
1.5. Реализация подпрограммы 1 обеспечит комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов в сфере лесных отношений, системное развитие использования и воспроизводства лесов.
Повышение качества и продуктивности создаваемых лесных культур, обеспечит возможность расширенного воспроизводства лесов и увеличения лесистости земель лесного фонда путем естественного, искусственного и комбинированного восстановления.
1.6. Экономический эффект в результате реализации мероприятий подпрограммы 1.
Экономический эффект от реализации подпрограммных мероприятий выражается в повышении уровня и качества жизни населения, которое может быть обеспечено при условии сохранения природных систем и улучшения состояния лесов.
Эффективность реализации подпрограммы 1 выражается в достижении показателей к концу 2025 года:
сохранение доли площади списанных (погибших) лесных культур 10-летнего и младшего возрастов в площади созданных лесных культур за последние 10 лет на уровне не более 10%;
доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров составит 87,2%.
2. Подпрограмма государственной программы "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия" (далее - подпрограмма 2).
2.1. Общекраевые проблемы, на решение которой направлена реализация подпрограммы 2:
усиление осуществления системы федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда Красноярского края для повышения эффективности ведения лесного хозяйства;
проблема недофинансирования осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда Красноярского края.
Решение указанных проблем требует проведения скоординированных мероприятий в рамках подпрограммы, организации непрерывного многоцелевого использования лесов, применения новых технологий и прогрессивных методов инвентаризации лесных ресурсов и управления лесным хозяйством.
2.2. Анализ причин возникновения проблемы, включая правовое обоснование.
Недофинансирование на осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда Красноярского края.
2.3. Описание цели и задачи подпрограммы 2.
Целью подпрограммы 2 является обеспечение эффективного управления лесами и устойчивого развития лесного сектора экономики.
Реализация подпрограммы 2 направлена на решение следующих задач:
развитие стратегического планирования лесного хозяйства, обеспечение выполнения мероприятий и достижения ожидаемых результатов государственной программы, осуществление мониторинга состояния и развития лесной промышленности;
обеспечение эффективности выполнения переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
2.4. Срок реализации подпрограммы 2: 2014 - 2025 годы.
2.5. Реализация подпрограммы 2 позволит создать условия для эффективной работы системы управления лесами Красноярского края.
2.6. Экономический эффект в результате реализации мероприятий подпрограммы 2.
Экономический эффект от реализации подпрограммных мероприятий выражается в:
в повышении эффективности исполнения переданных полномочий;
дальнейшее развитие лесоустройства, государственной инвентаризации лесов и системы мониторинга лесов;
доведение численности лесных инспекторов до нормативного уровня, включая приобретение техники (оборудования), спецодежды.
С 2018 года численность лесных инспекторов в Красноярском крае увеличилась на 176 человек (с 2018 года - на 55 человек, с 2020 года - на 121 человек, в том числе за счет средств краевого бюджета - на 100 человек).
За счет средств федерального бюджета в 2019 году приобретено 6 единиц различной высокопроходимой лесопатрульной техники (2 лесопатрульных автомобиля, 2 снегохода, квадроцикл, лодка).
В 2020 году за счет средств федерального бюджета приобретено 29 единиц новой техники (оборудования), в том числе снегоболотоходы, лесопатрульные автомобили, квадроциклы, снегоходы, аэролодка, на общую сумму 18,6 млн рублей.
В 2022 году за счет средств федерального бюджета приобретено 35 единиц лесопатрульной техники и 526 единиц оборудования на сумму 70,3 млн рублей.
Приобретение разной модификации техники значительно увеличивает кратность и улучшает качество патрулирования лесного фонда, позволяет лесным инспекторам осуществлять контрольные мероприятия на ранее недоступных, удаленных лесных участках.
Эффективность реализации подпрограммы 2 выражается в достижении к концу 2025 года:
положительной динамики предотвращения возникновения нарушений лесного законодательства, причиняющих вред лесам, относительно уровня нарушений предыдущего года - 6,5%;
соотношения количества зарегистрированных нарушений лесного законодательства, совершенных выявленными (установленными) нарушителями лесного законодательства, и общего количества зарегистрированных нарушений лесного законодательства - 84%;
количество зарегистрированных министерством нарушений лесного законодательства в расчете на одно должностное лицо, осуществляющее федеральный государственный контроль (надзор) на землях лесного фонда Красноярского края - 17 нарушений.
3. Подпрограммы 1 и 2 приведены в приложениях N 1, 2 к государственной программе.
4. Отдельное мероприятие государственной программы "Участие в организации тушения ландшафтных (природных) пожаров" (далее - отдельное мероприятие).
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организация тушения ландшафтных (природных) пожаров (за исключением тушения пожаров на землях лесного фонда) силами и средствами региональной службы по чрезвычайным ситуациям, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации. В Красноярском крае организация тушения ландшафтных (природных) пожаров отнесена к полномочиям агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края и Противопожарной службы Красноярского края. При этом Противопожарная служба Красноярского края не имеет достаточного количества собственных сил и средств для тушения ландшафтных пожаров, поскольку имеющиеся силы переданы Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю.
При наделении министерства полномочиями по участию в организации тушения ландшафтных (природных) пожаров в соответствии с пунктом "л.1" статьи 2 Закона Красноярского края от 24.12.2004 N 13-2821 "О пожарной безопасности в Красноярском крае" министерство, делегирует указанное полномочие - КГАУ "Лесопожарный центр".
Отдельное мероприятие приведено в приложении N 5 к государственной программе.";
раздел 9 изложить в следующей редакции:
"9. Информация о мероприятиях регионального проекта "Сохранение лесов", реализуемых в рамках государственной программы
В соответствии с национальными целями развития Российской Федерации на период до 2024 года, определенными Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", одной из целей национального проекта "Экология" является сохранение биологического разнообразия.
Условием эффективного достижения указанной цели является решение задачи по сохранению лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений.
Между министерством и Федеральным агентством лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) заключено дополнительное соглашение от 17.12.2021 N 053-2019-GA0026-1/1 к соглашению от 07.02.2019 N 053-2019-GA0026-1 о реализации на территории Красноярского края регионального проекта.
Мероприятия регионального проекта "Сохранение лесов" (Красноярский край) (далее - региональный проект) соответствует мероприятиям подпрограммы 1.
Финансовое обеспечение реализации регионального проекта осуществляется Рослесхозом в форме межбюджетного трансферта из федерального бюджета.
Общий объем средств на реализацию мероприятий регионального проекта составляет 1 709,3 млн рублей, в том числе по годам: 2019 г. - 213,5 млн рублей, 2020 г. - 182,0 млн рублей, 2021 г. - 486,4 млн рублей, 2022 г. - 159,2 млн рублей, 2023 г. - 158,5 млн рублей, 2024 г. - 257,8 млн рублей, 2025 г. - 251,8 млн рублей. Кроме того, на реализацию мероприятия регионального проекта "Увеличение площади лесовосстановления" в 2022 году дополнительно выделены средства краевого бюджета в размере 60,9 млн рублей, в 2023 году - 30,0 млн рублей.
За четыре года реализации регионального проекта (2019 - 2022 гг.):
приобретено 2 425 единицы специализированной лесохозяйственной, лесопожарной техники (оборудования);
ежегодное искусственное лесовосстановление проводилось на площади не менее 10 тыс. га (на лесных участках не переданных в аренду).
В 2019 году в рамках реализации мероприятий регионального проекта:
проведено лесовосстановление на площади 92,945 тыс. га (на лесных участках, не переданных в аренду, на площади 13,738 тыс. га);
заготовленный запас семян составляет 12,5 тонны, в том числе 130 кг семян сосны обыкновенной за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета;
приобретена специализированная лесохозяйственная техника (оборудование) для 10 лесничеств в количестве 16 единиц;
КГАУ "Лесопожарный центр" приобретено и поставлено 816 единиц специализированной лесопожарной техники (оборудования).
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений по итогам 2019 года составило 43,1% (104% от установленного региональным проектом показателя на 2019 год).
В 2020 году в рамках реализации мероприятий регионального проекта:
проведено лесовосстановление на площади 99,905 тыс. га (в том числе на лесных участках, не переданных в аренду, на площади 10,937 тыс. га);
сформирован запас лесных семян для лесовосстановления в объеме 10,7 тонн;
приобретена для 13 лесничеств специализированная лесохозяйственная техника (оборудование) для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению в количестве 108 единиц;
проведено оснащение КГАУ "Лесопожарный центр" специализированной лесопожарной техникой (оборудованием) для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров в количестве 599 единиц.
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений по итогам 2020 года составило 49,8%.
В 2021 году в рамках реализации мероприятий регионального проекта:
проведено лесовосстановление на площади 104,4 тыс. га (в том числе на лесных участках, не переданных в аренду, на площади 15,4 тыс. га);
сформирован запас лесных семян для лесовосстановления в объеме 15,6 тонны;
приобретена для лесничеств специализированная лесохозяйственная техника и оборудование для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению в количестве 14 единиц;
проведено оснащение КГАУ "Лесопожарный центр" специализированной лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров в количестве 379 единиц.
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений по итогам 2021 года составило 61,2043%.
В рамках реализации мероприятий регионального проекта в 2022 году:
проведено лесовосстановления на площади 105,23 тыс. га (в том числе на лесных участках, не переданных в аренду, на площади 11,053 тыс. га);
сформирован запас лесных семян для лесовосстановления в объеме 13,8 тонны;
оснащено КГАУ "Лесопожарный центр" специализированной лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров в количестве 493 единиц техники и оборудования.
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений по итогам 2022 года составило 63%.
В рамках реализации мероприятий регионального проекта в 2023 году планируется:
проведение лесовосстановления на площади 103,58 тыс. га;
формирование запаса лесных семян для лесовосстановления в объеме 11,6 тонн;
оснащение КГАУ "Лесопожарный центр" специализированной лесопожарной техникой для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров в количестве 22 единиц.
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений по итогам 2023 года должно составить 78,4%.
В рамках реализации мероприятий регионального проекта в 2024 году планируется:
проведение лесовосстановления на площади 163,55 тыс. га (в том числе на лесных участках, не переданных в аренду, на площади 7,5 тыс. га);
формирование запаса лесных семян для лесовосстановления в объеме 24 тонны;
оснащение КГАУ "Лесопожарный центр" специализированной лесопожарной техникой для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров в количестве 29 единиц.
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений по итогам 2024 года должно составить 100%.
В рамках реализации мероприятий регионального проекта в 2025 году планируется:
проведение лесовосстановления на площади 164.95 тыс. га (в том числе на лесных участках, не переданных в аренду, на площади 7,5 тыс. га);
формирование запаса лесных семян для лесовосстановления в объеме 24 тонны;
оснащение КГАУ "Лесопожарный центр" специализированной лесопожарной техникой для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров в количестве 22 единиц.
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений по итогам 2025 года должно составлять 100%.";
приложение к паспорту государственной программы изложить в редакции согласно приложению N 1 к проекту постановления;
в подпрограмме "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов" (далее - подпрограмма 1):
в разделе 1:
строку "Цель и задачи подпрограммы" изложить в следующей редакции:
"
Цель и задачи подпрограммы |
целью подпрограммы является обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов, в том числе на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия. Задачи подпрограммы: 1) сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, а также улучшение лесопатологической ситуации в лесах, снижение рисков возникновения критических ситуаций, связанных с повреждением лесов вредными организмами; 2) повышение уровня предупреждения и эффективности тушения лесных пожаров |
";
строку "Ожидаемые результаты от реализации подпрограммы с указанием динамики изменения показателей результативности, отражающих социально-экономическую эффективность реализации подпрограммы" изложить в следующей редакции:
"
Ожидаемые результаты от реализации подпрограммы с указанием динамики изменения показателей результативности, отражающих социально-экономическую эффективность реализации подпрограммы |
в результате реализации подпрограммы планируется к концу 2025 года: сохранение доли площади списанных (погибших) лесных культур 10-летнего и младшего возрастов в площади созданных лесных культур за последние 10 лет на уровне не более 10%; доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров составит 87,2%. Перечень и значения показателей результативности подпрограммы представлены в приложении к паспорту подпрограммы |
";
строку "Информация по ресурсному обеспечению подпрограммы, в том числе в разбивке по всем источникам финансирования на очередной финансовый год и плановый период" изложить в следующей редакции:
"
Информация по ресурсному обеспечению подпрограммы, в том числе в разбивке по всем источникам финансирования на очередной финансовый год и плановый период |
объем финансирования подпрограммы составляет на 2023 - 2025 годы 7 353 040,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 1 276 271,2 тыс. рублей; федерального бюджета - 6 076 768,8 тыс. рублей. 2023 год - 2 487 569,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 756 935,0 тыс. рублей; федерального бюджета 1 730 634,5 тыс. рублей; 2024 год - 2 390 148,9 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 259 668,1 тыс. рублей; федерального бюджета - 2 130 480,8 тыс. рублей; 2025 год - 2 475 321,6 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 259 668,1 тыс. рублей; федерального бюджета - 2 215 653,5 тыс. рублей. |
";
раздел 2 изложить в следующей редакции:
"2. Мероприятия подпрограммы
1. Целью подпрограммы является обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов, в том числе на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия.
Реализация подпрограммы направлена на решение следующих задач:
сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, а также улучшение лесопатологической ситуации в лесах, снижение рисков возникновения критических ситуаций, связанных с повреждением лесов вредными организмами;
повышение уровня предупреждения и эффективности тушения лесных пожаров.
Источником финансирования мероприятий подпрограммы являются средства краевого бюджета, в том числе средства, поступившие из федерального бюджета.
2. Реализацию мероприятий 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.7 подпрограммы выполняют лесничества.
Исполнителем мероприятия 1.6 подпрограммы является министерство в рамках полномочия Российской Федерации по охране лесов, переданного органам государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 60.13, пункт 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
Источник финансирования мероприятий 1.1, 1.2, 1.3, 1.6, 1.7 подпрограммы - федеральный бюджет.
Источник финансирования мероприятия 1.4, 1.5 подпрограммы - краевой бюджет.
Реализацию мероприятий 2.1, 2.2, 2.3 подпрограммы осуществляет КГАУ "Лесопожарный центр".
Источник финансирования мероприятий 2.1, 2.2 подпрограммы - федеральный бюджет.
Источник финансирования мероприятия 2.3 подпрограммы - средства краевого бюджета.
Главным распорядителем средств краевого бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, является министерство.
3. Для выполнения задачи подпрограммы по сохранению лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, а также улучшение лесопатологической ситуации в лесах, снижение рисков возникновения критических ситуаций, связанных с повреждением лесов вредными организмами предусмотрены следующие мероприятия.
3.1. Мероприятие 1.1 "Осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений краевыми государственными учреждениями".
В рамках выполнения указанного мероприятия будут осуществляться следующие работы:
1) отвод лесосек (на площади не менее 30 тыс. га, ежегодно);
2) проведение ухода за лесами (на площади не менее 2,0 тыс. га, ежегодно);
3) создание лесных дорог, предназначенных для использования, защиты и воспроизводства лесов (не менее 12 км, ежегодно);
4) осуществление мероприятий в области использования лесов (1403 отчета лесничества в 2023 - 2024 годах).
3.2. Мероприятие 1.2 "Увеличение площади лесовосстановления".
В рамках выполнения указанного мероприятия в 2023 году будет проведено лесовосстановление - на площади 103,58 тыс. га, в 2024 году - на площади 16,55 тыс. га, в 2025 году - на площади 164,95 тыс. га.
3.3. Мероприятие 1.3 "Формирование запаса лесных семян".
В рамах выполнения указанного мероприятия будет сформирован запас лесных семян в 2023 году 11,6 - тонн, в 2024 году - 24 тонны, в 2025 году - 24 тонны.
3.4. Мероприятие 1.4 "Выполнение федеральных полномочий за счет средств краевого бюджета краевыми государственными учреждениями" предусматривает осуществление мероприятий по защите и воспроизводству лесов на землях лесного фонда на территории Красноярского края краевыми государственными бюджетными учреждениями - лесничествами (в рамках государственного задания) в 2023 году.
В целях выполнения требований законодательства по выращиванию посадочного материала с закрытой корневой системой (далее - ЗКС) проводится работа по организации выращивания посадочного материала с ЗКС краевыми государственными бюджетными учреждениями - лесничествами (строительство 2-х теплиц) и приобретение лесохозяйственной техники и оборудования, не менее 8 единиц.
Обновление материально-технической базы позволит повысить уровень ведения лесного хозяйства в целом по Красноярскому краю, увеличить объемы и расширить ассортимент выращиваемого посадочного материала, обеспечить Красноярский край качественным посадочным материалом в соответствии с потребностями, что позволит увеличить объемы лесовосстановления.
3.5. Мероприятие 1.5 "Выполнение федеральных полномочий за счет средств краевого бюджета по увеличению площади лесовосстановления".
В рамках мероприятия будет проведено в 2023 году искусственное лесовосстановление путем посева сеянцев лесных растений на площади - 368 га (9,4 млн рублей); искусственное лесовосстановление путем посадки сеянцев с ЗКС на площади - 92 га (8,5 млн рублей); агротехнический уход за лесными культурами путем ручной оправки растений от завала травой и почвой на площади - 1 875,3 га (12,1 млн рублей).
Исполнитель мероприятия - краевые государственные бюджетные учреждения - лесничества.
3.6. Мероприятие 1.6 "Осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений по проведению мероприятий по радиационному обследованию на землях лесного фонда" осуществляется в соответствии со статьей 60.13 Лесного кодекса Российской Федерации. Данное мероприятие подразумевает проведение мероприятий по радиационному обследованию на землях лесного фонда площадью 4 000 га в 2023 - 2024 годах.
Исполнитель мероприятия - министерство.
3.7. Мероприятие 1.7. "Осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений краевыми государственными учреждениями" направлено на предупреждение распространения вредных организмов. В рамках выполнения указанного мероприятия будет осуществляться:
1) проведение лесопатологических обследований на площади не менее 103,7 тыс. га, ежегодно;
2) предупреждение распространения вредных организмов на площади не менее 14 тыс. га и уборка не менее 50 шт. аварийных деревьев, ежегодно.
4. Для выполнения задачи подпрограммы по повышению уровня предупреждения и эффективности тушения лесных пожаров предусмотрены следующие мероприятия.
4.1. Мероприятие 2.1 "Осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров". В рамках указанного мероприятия будут осуществляться следующие работы:
1) предупреждение лесных пожаров (обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения);
2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров на площади 158,7 млн га, включающий мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров путем наземного патрулирования лесов, авиационный мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами;
3) тушение лесных пожаров.
4.2. Мероприятие 2.2 "Оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов Российской Федерации лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров".
В рамках указанного мероприятия для КГАУ "Лесопожарный центр" запланировано приобретение в 2023 году - 22 единицы техники, в 2024 году - 29 единиц техники, в 2025 году - 22 единицы техники. Приобретение лесопожарной техники и оборудования позволит повысить оперативность реагирования лесопожарных служб и, как следствие, снизить ущерб от лесных пожаров на 19%.
4.3. Мероприятие 2.3 "Выполнение федеральных полномочий за счет средств краевого бюджета краевыми государственными учреждениями". В рамках указанного мероприятия будут осуществляться следующие работы:
1) обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (ежегодно);
Содержание лесопожарных станций (включая в 2023 году средства на ремонт зданий, сооружений 11 500,0 тыс. рублей, приобретение запчастей для ремонта автотранспорта 26 505,5 тыс. рублей с содержание системы "Глонасс" 2660,0 тыс. рублей);
2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров путем наземного патрулирования лесов (ежегодно).
Содержание в 2023 году 100 камер видеонаблюдения системы "Лесоохранитель" - 24 110,0 тыс. рублей. Расходы в 2023 году связанные с установкой 44 камер видеонаблюдения (сезонное лицензирование, техобслуживание, услуги связи) - 14 000,0 тыс. рублей;
Содержание в 2024 - 2025 годах 100 камер видеонаблюдения;
3) оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов Российской Федерации лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров.
В 2023 году запланировано приобретение 3 болотоходов 18 000,0 тыс. рублей, автономного передвижного комплекса управления тушением лесных пожаров с комплектом 100 радиостанций 29 610,1 тыс. рублей, 20 квадрокоптеров и 20 планшетных компьютеров 7000,0 тыс. рублей, приобретение и установка 44 камер видеонаблюдения 20 870,0 тыс. рублей, установка системы "Глонасс" 2640,0 тыс. рублей.
В результате реализации мероприятий подпрограммы значительно сократятся потери лесного хозяйства от лесных пожаров.
5. Сроки реализации мероприятий подпрограммы: 2023 - 2025 годы.
6. Финансирования подпрограммы составляет на 2023 - 2025 годы 7 353 040,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
краевого бюджета - 1 276 271,2 тыс. рублей;
федерального бюджета - 6 076 768,8 тыс. рублей;
2023 год - 2 487 569,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
краевого бюджета - 756 935,0 тыс. рублей;
федерального бюджета 1 730 634,5 тыс. рублей;
2024 год - 2 390 148,9 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
краевого бюджета - 259 668,1 тыс. рублей;
федерального бюджета - 2 130 480,8 тыс. рублей;
2025 год - 2 475 321,6 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
краевого бюджета - 259 668,1 тыс. рублей;
федерального бюджета - 2 215 653,5 тыс. рублей.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
8. Перечень мероприятий подпрограммы представлен в приложении к подпрограмме.";
раздел 3 изложить в следующей редакции:
"3. Механизм реализации подпрограммы
Последовательность решения задач и выполнения мероприятий определяется министерством в соответствии с процедурами управления реализацией подпрограммы.
Реализация мероприятий, предусмотренных строками 1.1.1 - 1.1.4, 1.2, 1.3, 1.4.1, 1.7.1, 1.7.2 приложения к подпрограмме, осуществляется краевыми государственными бюджетными учреждениями - лесничествами за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание услуг (выполнение работ).
Реализация мероприятий, предусмотренных строками 1.4.2, 1.4.3 приложения к подпрограмме, осуществляется краевыми государственными бюджетными учреждениями - лесничествами за счет субсидий на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Мероприятие, предусмотренное строкой 1.6 приложения к подпрограмме, осуществляется министерством на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Реализация мероприятий, предусмотренных строками 2.1.1 - 2.1.3, 2.3.1 - 2.3.2 приложения осуществляется КГАУ "Лесопожарный центр" за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание услуг (выполнение работ).
Реализация мероприятий, предусмотренных строками 2.2, 2.3.3 приложения к подпрограмме осуществляется КГАУ "Лесопожарный центр" за счет субсидий на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и в рамках регионального проекта.";
Критерием выбора исполнителей подпрограммы является:
выполнение краевыми государственными бюджетными учреждениями - лесничествами (далее - лесничества) работ по охране, защите, воспроизводству лесов на территории Красноярского края, в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации в области лесных отношений переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, и на основании предмета, цели и видов деятельности лесничеств, изложенных в уставах лесничеств;
выполнение краевым государственным автономным учреждением "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" (далее - КГАУ "Лесопожарный центр") работ по охране и защите лесов от пожаров на территории Красноярского края в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации в области лесных отношений переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, и на основании предмета, цели и видов деятельности КГАУ "Лесопожарный центр", изложенных в Уставе КГАУ "Лесопожарный центр".
Государственное задание указанным учреждениям и объем средств на его выполнение формируются в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 09.10.2015 N 539-п "Об утверждении Порядка формирования государственного задания в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания".
Средства субсидий на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), предоставляются в соответствии с приказом министерства от 18.01.2021 N 86-89од "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления из краевого бюджета субсидий на иные цели краевым государственным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых министерство лесного хозяйства Красноярского края осуществляет функции и полномочия учредителя".;
приложение к паспорту подпрограммы 1 изложить в редакции согласно приложению N 2;
приложение к подпрограмме 1 изложить в редакции согласно приложению N 3;
в подпрограмме "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия" (далее - подпрограмма 2):
в разделе 1:
строку "Информация по ресурсному обеспечению подпрограммы, в том числе в разбивке по всем источникам финансирования на очередной финансовый год и плановый период" изложить в следующей редакции:
"
Информация по ресурсному обеспечению подпрограммы, в том числе в разбивке по всем источникам финансирования на очередной финансовый год и плановый период |
объем финансирования подпрограммы составляет на 2023 - 2025 годы 1 324 922,7 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 297 049,8 тыс. рублей; федерального бюджета - 1 027 872,9 тыс. рублей. 2023 год - 518 925,3 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 177 323,0 тыс. рублей; федерального бюджета - 341 602,3 тыс. рублей; 2024 год - 403 068,7 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 59 863,4 тыс. рублей; федерального бюджета - 343 205,3 тыс. рублей; 2025 год - 402 928,7 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 59 863,4 тыс. рублей; федерального бюджета - 343 065,3 тыс. рублей. |
";
Раздел 2 изложить в следующей редакции:
"2. Мероприятия подпрограммы
1. Целью подпрограммы является обеспечение эффективного управления лесами и устойчивого развития лесного сектора экономики.
Реализация подпрограммы направлена на решение следующих задач:
развитие стратегического планирования лесного хозяйства, обеспечение выполнения мероприятий и достижения ожидаемых результатов государственной программы, осуществление мониторинга состояния и развития лесной промышленности;
обеспечение эффективности выполнения переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
2. Главным распорядителем средств краевого бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, является министерство.
3. На решение задачи по развитию стратегического планирования лесного хозяйства, обеспечения выполнения мероприятий и достижения ожидаемых результатов государственной программы, осуществления мониторинга состояния и развития лесной промышленности направлены следующие мероприятия.
3.1. Мероприятие 1.1 "Осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений на руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти" реализуется министерством за счет средств субвенций из федерального бюджета и направлено на обеспечение эффективного управлениями лесами на территории Красноярского края (ежегодно).
3.2. Мероприятие 1.2 "Руководство по управлению в сфере установленных функций органов государственной власти" направлено на обеспечение реализации промышленной политики, проводимой на территории Красноярского края в отношении субъектов деятельности в сфере промышленности, прогнозирования и стратегического планирование в лесном комплексе Красноярского края и реализуется за счет средств краевого бюджета (ежегодно).
3.3. Мероприятие 1.3 "Выполнение федеральных полномочий за счет средств краевого бюджета" реализуется министерством за счет средств краевого бюджета и направлено на обеспечение эффективного управлениями лесами на территории Красноярского края (ежегодно).
3.4. Мероприятие 1.4 "Субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов для реализации отдельных государственных полномочий по осуществлению мониторинга состояния и развития лесной промышленности (в соответствии с Законом Красноярского края от 08.07.2021 N 11-5410 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями по осуществлению мониторинга состояния и развития лесной промышленности")".
Исполнители муниципальные образования Красноярского края в г. Канске, г. Лесосибирске, Богучанском, Кежемском, Минусинском муниципальных районах и реализуется путем предоставления субвенции бюджетам этих муниципальных образований из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий по мониторингу состояния и развития лесной промышленности.
3.5. Мероприятие 1.5 "Субсидии на возмещение части затрат, связанных с обеспечением населения Красноярского края древесным сырьем для нужд отопления" реализуется в 2023 году за счет средств краевого бюджета путем предоставления субъектам лесной промышленности в Красноярском крае субсидии на возмещение части затрат, связанных с бесплатным обеспечением населения Красноярского края древесным сырьем для нужд отопления.
3.6. Мероприятие 1.6 "Осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений на проведение мероприятий по внесению изменений в Лесной план Красноярского края" реализуется в 2023 году за счет средств федерального бюджета.
4. Для решения задачи по обеспечению эффективности выполнения переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений необходимо выполнение следующих мероприятий.
4.1. Мероприятие 2.1 "Осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений краевыми государственными учреждениями" направлено на осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда Красноярского края и реализуется краевым государственным казенным учреждением "Лесная охрана" (далее - КГКУ "Лесная охрана") за счет средств субвенций из федерального бюджета.
4.2. Мероприятие 2.2 "Выполнение федеральных полномочий за счет средств краевого бюджета краевыми государственными учреждениями" направлено на осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда Красноярского края и реализуется КГКУ "Лесная охрана" за счет средств краевого бюджета.
5. Сроки реализации мероприятий подпрограммы: 2023 - 2025 годы.
6. Финансирование подпрограммы на 2023 - 2025 годы составляет 1 324 922,7 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
краевого бюджета - 297 049,8 тыс. рублей;
федерального бюджета - 1 027 872,9 тыс. рублей;
2023 год - 518 925,3 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
краевого бюджета - 177 323,0 тыс. рублей;
федерального бюджета - 341 602,3 тыс. рублей;
2024 год - 403 068,7 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
краевого бюджета - 59 863,4 тыс. рублей;
федерального бюджета - 343 205,3 тыс. рублей;
2025 год - 402 928,7 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
краевого бюджета - 59 863,4 тыс. рублей;
федерального бюджета - 343 065,3 тыс. рублей.
7. Перечень мероприятий подпрограммы представлен в приложении к подпрограмме.";
раздел 3 изложить в следующей редакции:
"3. Механизм реализации подпрограммы
Основные правовые механизмы реализации министерством мероприятий, предусмотренных строками 1.1, 1.2, 1.3, 1.6 приложения к подпрограмме, определены статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Экономические механизмы реализации мероприятий 1.1, 1.2, 1.3, 1.6 в соответствии с бюджетной сметой министерства.
Мероприятие, предусмотренное строкой 1.4 приложения к подпрограмме, осуществляется министерством за счет средств краевого бюджета в соответствии постановлением Правительства Красноярского края от 06.10.2021 N 718-п "Об утверждении Порядка предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов края для реализации исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по осуществлению мониторинга состояния и развития лесной промышленности".
Мероприятие, предусмотренное строкой 1.5 приложения к подпрограмме, осуществляется министерством на основании Закона Красноярского края от 07.07.2022 N 3-928 "О субсидиях на возмещение части затрат, связанных с обеспечением населения края древесным сырьем для нужд отопления" (далее - субсидия) в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Красноярского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке министерству.
Порядок и условия предоставления субсидий, в том числе основания для отказа в предоставлении субсидий, порядок проведения отбора получателей субсидий, в том числе критерии и способ проведения отбора получателей субсидий, порядок возврата субсидии в случае нарушения условий, установленных при предоставлении, порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков неиспользованных субсидий, а также порядок и сроки представления получателями субсидий отчетности, установлены постановлением Правительства Красноярского края.
Мероприятие, предусмотренное строкой 2.1, 2.2 приложения к подпрограмме, осуществляется КГКУ "Лесная охрана".
Критерием выбора исполнителей мероприятий является, то, что федеральный государственный лесной контроль (надзор) на землях лесного фонда Красноярского края осуществляется КГКУ "Лесная охрана" в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзора) в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Положением о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1098 "О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)".";
приложение к паспорту подпрограммы 2 изложить в редакции согласно приложению N 4;
приложение к подпрограмме 2 изложить в редакции согласно приложению N 5;
приложение N 3 к государственной программе изложить в редакции согласно приложению N 6;
приложение N 4 к государственной программе изложить в редакции согласно приложению N 7;
дополнить государственную программу приложением N 5 согласно приложению N 8.
2. Опубликовать постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).
3. Постановление вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.
Первый заместитель Губернатора края - председатель Правительства края |
Ю.А. Лапшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вырос общий объем финансирования госпрограммы на 2,7 млрд руб.
Перераспределены средства в рамках финансирования отдельных подпрограмм.
Постановление вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.
Постановление Правительства Красноярского края от 31 января 2023 г. N 82-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 513-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие лесного хозяйства"
Вступает в силу с 8 марта 2023 г.
Текст постановления опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края (http://www.zakon.krskstate.ru) 7 марта 2023 г.