г. Краснодар |
|
17 сентября 2013 г. |
Дело N А32-3427/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Назаренко И.П., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., в отсутствие в судебном заседании от истца - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.04.2013 (судья Сумин Д.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2013 (судьи Мисник Н.Н., Попов А.А., Малыхина М.Н.) по делу N А32-3427/2013, установил следующее.
Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - кадастровая палата) о возложении на кадастровую палату обязанности снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204011:286.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.04.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2013, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что в силу положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) с государственного кадастрового учета подлежат снятию преобразуемые земельные участки, а также участки, имевшие статус "временных", в отношении которых по истечении двух лет со дня постановки на учет не осуществлена государственная регистрация прав. Спорный земельный участок имеет статус "ранее учтенный", не является "преобразуемым" либо "временным", в связи с чем не подлежит снятию с кадастрового учета.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что в результате формирования земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, в том числе многоквартирным домом N 18 по улице Воровского, г. Сочи выявлена накладка на границы земельного участка площадью 500 кв. м с кадастровым номером 23:419:0204011:286. Податель жалобы считает, что спорный участок может быть преобразован только после его снятия с государственного кадастрового учета. Администрация может заявлять о снятии земельного участка с учета, поскольку собственник имеет право требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Поскольку земельный участок является ранее учетным, то аннулировать сведения о данном участке возможно только на основании решения суда.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что в ходе формирования земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, в том числе многоквартирным домом N 18 по улице Воровского, г. Сочи выявлена накладка на границы земельного участка площадью 500 кв. м с кадастровым номером 23:419:0204011:286.
На основании постановления главы города Сочи от 08.05.2007 N 626 "О делегировании полномочий комитету по управлению имуществом администрации города Сочи на право подписания договоров аренды и купли-продажи недвижимого имущества", в соответствии с постановлением главы администрации от 10.12.2001 N 697 "О передаче функций по вопросам регулирования земельно-правовых отношений комитету по управлению имуществом города Сочи", постановлением главы администрации Краснодарского края от 18.05.2012 N 529 "О порядке определения размера арендной платы за земли государственной собственности на территории Краснодарского края", постановлением главы города Сочи от 15.06.2007 N 791 "О порядке определения размера арендной платы за земли муниципальной собственности, а также земли, не прошедшие процедуру разграничения государственной собственности на землю в городе Сочи", 18.07.2007 муниципальное образование город-курорт Сочи и ООО "Селена плюс" (далее - общество) заключили договор аренды земельного участка N 4900004273, по условиям которого обществу в арендное пользование передан земельный участок с кадастровым номером 23:419:0204011:286, расположенный в районе дом N 15 по улице Парковой, г. Сочи, для строительства бизнес центра (л. д. 7 - 9).
На основании соглашения сторон от 27.01.2011 договор аренды земельного участка от 18.07.2007 N 4900004273 расторгнут (л. д. 10).
Учитывая выявленное наложение земельных участков, Департамент имущественных отношений администрации города Сочи (далее - департамент) направил в адрес кадастровой палаты заявление о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204011:286.
В ответ на указанное обращение, письмом от 17.12.2012 N 1957/51-6 кадастровая палата отказала департаменту в снятии земельного участка с кадастрового учета со ссылкой на то, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204011:286, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Парковая, в районе жилого дома N 15, является "ранее учтенным" объектом недвижимости и не относится преобразуемым объектам недвижимости, сведения о нем не носят временный характер (л. д. 20 - 21).
Не оспаривая правомерность отказа кадастровой палаты, администрация обратилась в арбитражный суд в порядке искового производства с требованиями о снятии земельного участка с кадастрового учета.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением кадастрового учета недвижимого имущества регулируются Законом N 221-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом N 221-ФЗ сведений о недвижимом имуществе.
Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (часть 1 статьи 23 Закона N 221-ФЗ).
В части 1 статьи 25 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ. В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости (часть 5 указанной статьи).
Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона N 221-ФЗ особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости (часть 2 статьи 25 Закона N 221-ФЗ).
Согласно частям 1 и 3 статьи 45 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу данного Закона (01.03.2008) или в переходный период его применения (до 01.01.2013) с учетом определенных статьей 43 названного Закона особенностей, признается юридически действительным. Такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом N 221-ФЗ. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в разделы государственного кадастра недвижимости.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204011:286 поставлен на государственный кадастровый учет и имеет статус ранее учтенного.
Поскольку земельный участок не является преобразуемым участком либо временным земельным участком, у кадастровой палаты отсутствуют основания для снятия земельного участка с государственного кадастрового учета.
Кроме того, распоряжением главы администрации Краснодарского края от 11.02.2013 N 110-р в отношении спорного земельного участка установлен сервитут для обслуживания Олимпийского объекта.
Настоящее решение не нарушает прав администрации, как лица, осуществляющего полномочия собственника в отношении земельного участка, так как нахождение земельного участка на кадастровом учете не является препятствием для возможности осуществления администрацией преобразования данного объекта недвижимого имущества в порядке, установленном действующим законодательством.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы, заявлявшиеся судах первой и апелляционной инстанций, которые исследовались судебными инстанциями и правомерно отклонены как основанные на неправильном понимании (толковании) заявителем норм Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 12, 304) и Закона N 221-ФЗ (статьи 24, 25 и 45).
Установив отсутствие оснований для снятия земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204011:286 с государственного кадастрового учета, суды правомерно отказали администрации в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права при разрешении спора применены правильно, представленным сторонами доказательствам дана оценка, изложенные в обжалуемых актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены (изменения) решения от 22.04.2013 и апелляционного постановления от 14.07.2013 по доводам, приведенным в кассационной жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.04.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2013 по делу N А32-3427/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.П. Назаренко |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.